Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ С ПОМОЩЬЮ ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Пиралова О.Ф., Ведякин Ф.Ф.

Современные условия труда предъявляют особые новые требования к качеству профессиональной подготовки инженеров различных отраслей промышленности. Это позволяет критически взглянуть на опыт всей структуры профессиональной подготовки инженерных кадров, в том числе и на его составляющую.

Исследователи проблем высшей школы и руководители различных предприятий подтверждают несоответствие качества графической подготовки специалистов с высшим образованием требованиям производств, их длительную адаптацию к современным производственно-техническим условиям.

Активное развитие науки и техники требует специалистов, которые бы умели владеть навыками решения производственных и управленческих задач, свободно бы ориентировались в потоке научно и технической информации, постоянно пополняли бы свои знания, а также были способны предвидеть тенденции развития научно-технического прогресса, умели бы творчески мыслить и защищать свою точку зрения. Основу для дальнейшего развития этих качеств необходимо создать во время обучения в высших учебных заведениях.

Успешность деятельности специалиста в будущем определяется не только знаниями и умениями, но и степенью сформированности его профессиональных качеств. Для инженера - это, как правило, инженерно-техническая грамотность, творческий подход к выполняемой работе, развитое пространственное мышление, умение ориентироваться в конструкторской и технологической документации, использование возможностей компьютерной техники, готовность к постоянному самообразованию.

Исследования проблем высшего образования показали, что в настоящее время уделяется недостаточно внимания к профессиональной адаптивности дисциплин, развивающих пространственное мышление, таким, как начертательная геометрия и инженерная графика.

Существующая система разделения образования на фундаментальное, общепрофессиональное и специальное приводит к запаздыванию профессионального становления студентов и снижает качество их подготовки.

Вопрос о формировании профессиональных инженерных способностей, связанный с современным состоянием научно-технического прогресса, является одним из важных в системе образования.

Актуальность выбранной темы определена, с одной стороны неослабевающим научным интересом к проблемам интеллектуального развития личности, с другой - потребностью в педагогических и психологических рекомендациях по формированию пространственного мышления и творческой активности обучающихся.

Вопросу развития психологических процессов личности в процессе обучения большое внимание уделяли такие ученые, как Б. Г. Ананье, А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, В. Д. Шадриков и др.

Исследований психологического характера относительно графической, конструкторской, изобретательской деятельности, развитию пространственного мышления и других значимых качеств будущих специалистов в настоящее время не достаточно. Наиболее значимыми среди них являются исследования А.Д. Ботвинникова, Т.В. Кудрявцева, И.С. Якиманской, В.А. Моляко.

В системе высшего образования учебные графические дисциплины в общеобразовательном аспекте обладают большими возможностями, поскольку в них сочетаются разнообразные методы познания - от логического анализа до наблюдений, представлений, воображения, построения мысленных моделей и конструкций. Это позволяет гибко реагировать на образовательные потребности учащихся. Во время графической деятельности, при наличии оптимальных (благоприятных) условий, у человека формируется пространственное мышление, которое характеризует профессиональную направленность личности.

Многоуровневая система обучения, применяемая в настоящее время, позволяет создать педагогические условия для усвоения учащимися опыта предшествующего поколения с целью подготовки к производительному труду. При этом, особое внимание должно уделяться элементам творчества в преподавании, увеличению доли самостоятельной работы, различным формам контроля, индивидуализации всех форм занятий и заданий, игровым формам обучения, использованию современных компьютерных технологий.

Создание педагогических условий - это целенаправленная деятельность, которая призвана формировать систему личностных качеств учащегося, его взглядов и убеждений, которые являются необходимыми для будущей профессиональной деятельности.

Вопрос о развитии пространственного мышления и формировании способностей является одним из значимых в проблематике системогинеза графической деятельности. В современном учебном процессе не определены психолого-педагогические условия этого развития, мало выявлены индивидуальные особенности проявления познавательных способностей, не исследовано влияние эмоционального состояния обучающихся на процесс формирования профессионально-значимых качеств личности.

Исследование психолого-педагогических условий и средств формирования пространственного мышления, психологической природы его развития имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Важность этой проблемы определяется тем, что развитие пространственного мышления не только в школе, но и вузе осуществляется явно не достаточно.

Низкий уровень пространственного мышления проявляется в трудностях, которые человек может испытывать при создании образов и оперировании ими, а также низкой успеваемости по графическим дисциплинам. Компенсация возможна за счет повышения мотивации и работоспособности будущего специалиста.

Для повышения качества обучения графическим дисциплинам и, соответственно, для обеспечения развития пространственного мышления студентов инженерно-технических вузов, необходимо оптимизировать данные процессы обучения. Именно процесс оптимизации педагогических и психологических условий преподавания графических дисциплин, с учетом базовых (школьных) знаний и умений абитуриентов, а впоследствии студентов, а также определение и поддержание взаимосвязей между графическими дисциплинами и другими предметами, влияние специфических языков таких предметов, позволит в дальнейшем выпускать конкурентно способных инженеров.

Кроме того, для обеспечения оптимальных условий обучения необходимо создавать соответствующие педагогические методики, при использовании которых студент будет получать знания в психологически комфортных для него и педагога условиях


Библиографическая ссылка

Пиралова О.Ф., Ведякин Ф.Ф. ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ С ПОМОЩЬЮ ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 6-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1400 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674