Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ГОТОВНОСТЬ К СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ-ИНЖЕНЕРОВ

Шилина А.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный технологический университет»
В статье раскрывается сущность понятия «бакалавр», «компетентностный подход», «социально-профессиональная адаптация», «готовность», «компетентность». Проведен анализ структуры профессиональной компетентности и ФГОС третьего поколения по направлению подготовки 151900.62 – Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств, профиля «Технология машиностроения». Характеризуются структурные компоненты готовности будущих бакалавров-инженеров к социально профессиональной адаптации: мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностно-практический. В основе структурных компонентов готовности лежат компетенции, прописанные в ФГОС третьего поколения. Основное внимание уделяется характеристике будущих бакалавров-инженеров, определяющих специфику формирования компонентов их готовности к социально-профессиональной адаптации.
компетентность
готовность
социально-профессиональная адаптация
бакалавр
1. Безюлёва Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов: монография. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. – 320 с.
2. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / под ред. С.М. Вишнякова. – М.: НМЦ СПО, 1999. – 538 с.
3. Воскрекасенко О.А. Социальная адаптивность будущего педагога: структура и основные направления развития // Вестник челябинского государственного педагогического университета. 2012. № 6. С. 714.
4. Воскрекасенко О.А., Шилина А.В. Формирование готовности будущих бакалавров-инженеров к социально-профессиональной адаптации как педагогическая проблема // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8. С. 48–53.
5. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5. С.3–12.
6. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой – М.: Русский язык, 1989. – 750 с.
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18 мая 2011 г. № 1657 г. Москва «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования».
8. Сергеева С.В., Воскрекасенко О.А. Формирование готовности педагога высшей школы к педагогическому сопровождению адаптации обучающихся // Педагогическое образование и наука. 2012. № 1. С. 6570.
9. Сластёнин В.А. Педагогика профессионального образования/ под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Академия, 2004.
10. Черникова Е.Г. Факторы социально-профессиональной адаптации молодых учителей // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 5. С. 171–179.

С каждым годом обновляются требования к молодым инженерам, при этом затрагивается как содержательная, так и технологическая стороны их профессиональной подготовки. Динамичное изменение рынка труда оказывает существенное влияние на систему высшего профессионального образования, а её недостаточная готовность к этим изменениям отражается на выпускниках. Традиционно отечественную высшую школу отличал системный подход к подготовке выпускников, способных осуществлять профессиональную деятельность в самых различных сферах. В тоже время, существует запрос реальных работодателей на инженеров узкого профиля, готовых работать в реальном времени, на конкретных условиях и конкретном предприятии. Данное противоречие стало одной из причин существенного несоответствия качества профессиональной подготовки молодых инженеров требованиям работодателей. Переход на уровневую систему подготовки будущих инженеров рассматривается как один из возможных способов разрешения данной социально-педагогической проблемы.

В свою очередь, с переходом в 2011 году высшего профессионального образования России на уровневую систему подготовки, его основным уровнем становится бакалавриат. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18 мая 2011 г. № 1657 г. Москва «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования» были внесены изменения в федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки, подтверждаемого присвоением лицам квалификации (степени) «бакалавр». Так, «по окончании обучения выпускнику, успешно прошедшему итоговую государственную аттестацию, наряду с квалификацией (степенью) «бакалавр» присваивается специальное звание «бакалавр-инженер» [7]. Подготовка бакалавров, в том числе и бакалавров-инженеров, существенно отличается от подготовки специалистов. Так, при  подготовке бакалавров значительно увеличивается количество часов на самостоятельную работу обучающихся, в тоже время сокращается количество изучаемых дисциплин. Перед педагогами ставятся сложные задачи, предполагающие более быструю и эффективную подготовку обучающихся. В связи с этим, подготовка бакалавров-инженеров в высшей школе осуществляется на основе компетентностного подхода для формирования у обучающихся необходимых компетенций для их успешной реализации себя в будущей профессиональной деятельности.

Компетентностный подход, по определению О.Е. Лебедева, представляет собой «совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов» [5]. К числу таких принципов автор относит следующие положения:

  • смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся;
  • содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем;
  • смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования;
  • оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.

Так как многие обучающихся не хотят и (или) не готовы работать по специальности, то ориентируются они, главным образом, на овладение лишь некоторым объемом знаний и некоторых общекультурных и профессиональных компетенций. Будущие бакалавры-инженеры, зачастую, считают, что для выполнения функциональных обязанностей им будет вполне достаточно владения технологией поиска и обработки информации в совокупности с коммуникативными способностями. И поэтому, в качестве определяющих для себя, обучающиеся выделяют информационные и коммуникативные компетенции.

Государство же ставит перед системой высшего профессионального образования задачу подготовки высококвалифицированных и конкурентоспособных на рынке труда инженеров, свободно владеющих своей профессией и ориентированных в смежных областях деятельности, адаптивных и готовых к постоянным изменениям, обладающих социальной и профессиональной мобильностью. Решение этой задачи нацеливает учреждения высшего профессионального образования на создание специально организованной адаптирующей среды, способствующей формированию готовности своих выпускников, будущих бакалавров-инженеров к социально-профессиональной адаптации.

Под социально-профессиональной адаптацией Е.Г. Черникова понимает «процесс взаимодействия личности и профессиональной среды, в ходе которого осуществляется освоение целей, ценностей, норм профессиональной деятельности, обусловленное сочетанием внешних и внутренних факторов, обеспечивающих оптимальное функционирование и развитие индивида в профессии» [10, с.172].

Содержание процесса социально-профессиональной адаптации включает в себя: освоение непосредственных профессиональных обязанностей, предполагающих выполнение определенных трудовых приёмов и действий, а также конкретных условий и требований, сосредоточенных в организационной культуре профессиональной среды; гармоничное вхождение человека в систему внутригрупповых отношений; выработку образцов мышления и поведения, отражающих систему ценностей и норм данной профессии.

С целью оптимизации процесса адаптации молодых инженеров к условиям профессиональной деятельности, безболезненного вхождения их в новый коллектив и скорейшего овладения профессиональной ролью, необходимо целенаправленное формирование готовности будущих бакалавров-инженеров к социально-профессиональной адаптации.

Понятие «готовность» занимает значимое место в современных научных исследованиях, что связано с задачей комплексного развития профессиональной направленности личности (С.И. Архангельский, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Г.А. Клименко, С.А. Николаенко, В.А. Сластёнин, А.Н. Щербаков и др.). Так, В.А. Сластёнин под готовностью понимает интегративное качество личности, объединяющее в себе: положительное отношение к деятельности (мотивацию); адекватные требования профессиональной деятельности к чертам характера, способностям, проявлениям темперамента; необходимые знания, умения, навыки; устойчивые профессионально важные особенности процессов отражения и мышления. Автор выделяет, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, с другой - научно-теоретическую и практическую готовность как основу профессионализма [9].

Говоря о готовности, также стоит уделить внимание терминам «компетенция» и «компетентность». Словарь Ожегова трактует эти термины таким образом: «компетенция: 1. круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён; 2. круг чьих-нибудь полномочий, прав; компетентный: 1. знающий, осведомлённый, авторитетный в какой-либо области. 2. обладающий компетенцией» [6]. Словарь «Профессиональное образование» Вишняковой С.М. даёт следующее определение: «Компетентность (от лат. competens - надлежащий, способный) - мера соответствий знаний, умений и опыта лиц определённого социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем [2].

На основе анализа различных подходов Безюлёвой Г.В. была разработана структура профессиональной компетентности специалистов, включающая три компонента профессиональной компетентности, состоящих из различных блоков компетенций: по основанию видов профессиональной деятельности (функциональная, правовая, экономическая, техническая, коммуникативная компетенции); по основанию социально значимых качеств личности, свойств и особенностей личности (познавательная, эмотивная, рефлексивная компетенции) и востребованных в труде профессионально важных качеств; по основанию профессиональной направленности личности (мотивационная компетенция) [1].

Результаты анализа предложенной структуры профессиональной компетентности, структуры адаптационных способностей личности, а также ФГОС третьего поколения по направлению подготовки 151900.62 - Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств, профиля «Технология машиностроения», позволяют выделить структурные компоненты готовности будущих бакалавров-инженеров к социально-профессиональной адаптации: мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностно-практический [3;4;8]. В основе этих компонентов лежат такие компетенции как: способность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);  способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8); способность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, уважение к людям, толерантность к другой культуре; готовность нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений (ОК-15).

Мотивационно-ценностный компонент готовности будущих бакалавров-инженеров к социально-профессиональной адаптации включает в себя: наличие внешней и внутренней мотивации к профессиональной деятельности, а также  положительных эмоций, связанных с её реализацией; мотивацию на успех в профессиональной деятельности и ситуации социально-профессиональной адаптации; установку на активное изменение своего положения в адаптационной ситуации (поисковую активность).

Содержание когнитивного компонента готовности будущего бакалавра-инженера к социально-профессиональной адаптации составляет совокупность: собственно профессиональных знаний; представлений об основных закономерностях протекания процесса социально-профессиональной адаптации, а также о приёмах и способах адаптации в условиях трудового коллектива; знаний правил эффективного профессионального общения и социально-профессиональное взаимодействия.

Деятельностно-практический компонент готовности будущих бакалавров-инженеров к социально-профессиональной адаптации включает в себя: совокупность собственно профессиональных умений и навыков, владение технологиями осуществления профессиональной деятельности; умения  планировать, прогнозировать, организовывать, осуществлять и анализировать профессиональную деятельность и целенаправленно строить модель своего поведения в ситуации социально-профессиональной адаптации; владение технологией эффективного профессионального общения и социально-профессиональное взаимодействия.

В соответствии с вышеназванными компонентами нами были определены следующие уровни, критерии и показатели сформированности готовности будущих бакалавров-инженеров к социально-профессиональной адаптации (Таблица 1).

Таблица 1

Уровни, критерии и показатели сформированности готовности будущих бакалавров-инженеров к социально-профессиональной адаптации

Высокий уровень

(критерии/показатели)

Средний уровень (критерии/показатели)

Низкий уровень (критерии/показатели)

Мотивационно-ценностный

  • ярко выраженная внутренняя мотивация к профессиональной деятельности, положительные эмоции, связанные с её реализацией;
  • устойчивая мотивация на успех в профессиональной деятельности и ситуации адаптации;
  • устойчивая установка на активное изменение своего положения в адаптационной ситуации
  • внешняя мотивация к профессиональной деятельности, нейтральные эмоции, связанные с её реализацией;
  • ситуативная мотивация на успех в профессиональной деятельности и ситуации адаптации;
  • неустойчивая установка на изменение своего положения в адаптационной ситуации
  • слабо выраженная мотивация к профессиональной деятельности, преобладание отрицательных эмоций;
  • преобладание мотивация на неуспех в профессиональной деятельности и ситуации адаптации;
  • несформированность установки на изменение своего положения в адаптационной ситуации

Когнитивный

  • системный характер профессиональных знаний;
  • система научных знаний об основных закономерностях протекания процесса социально-профессиональной адаптации, приёмах и способах адаптации в трудовом коллективе, правилах эффективного профессионального общения и социально-профессионального взаимодействия
  • достаточный уровень профессиональных знаний;
  • адекватные представления об основных закономерностях протекания процесса социально-профессиональной адаптации, приёмах и способах адаптации в трудовом коллективе, правилах эффективного профессионального общения и социально-профессионального взаимодействия
  • поверхностный характер профессиональных знаний;
  • разрозненные представления об отдельных закономерностях протекания процесса социально-профессиональной адаптации, приёмах и способах адаптации в условиях трудового коллектива, о правилах эффективного профессионального общения и социально-профессионального взаимодействия

Деятельностно-практический

  • системное владение профессиональными умениями и навыками, технологиями осуществления профессиональной деятельности;
  • сформированность умений планировать, прогнозировать, организовывать, осуществлять и анализировать профессиональную деятельность и целенаправленно строить модель своего поведения в ситуации адаптации;
  • системное владение технологией профессионального общения и социально-профессионального взаимодействия
  • достаточный уровень сформированности профессиональных умений и навыков;
  • достаточный уровень сформированности умений планировать, прогнозировать, организовывать, осуществлять и анализировать профессиональную деятельность и целенаправленно строить модель своего поведения в ситуации адаптации;
  • достаточное владение технологией профессионального общения и социально-профессионального взаимодействия
  • недостаточный уровень сформированности профессиональных умений и навыков;
  • недостаточный уровень сформированности умений планировать, прогнозировать, организовывать, осуществлять и анализировать профессиональную деятельность, неумение целенаправленно строить модель своего поведения в ситуации адаптации;
  • невладение технологией профессионального общения и социально-профессионального взаимодействия

Начальный период социально-профессиональной адаптации является одним из наиболее сложных в профессиональном становлении будущих инженеров. Для его успешного и безболезненного прохождения, необходима организация в учреждениях высшего профессионального образования целенаправленной педагогической деятельности по формированию готовности будущих бакалавров-инженеров к социально-профессиональной адаптации. Содержание педагогической деятельности может составить формирование представленных в статье компонентов, а инструментом оценки её эффективности - описанные выше уровни, критерии и показатели.

Рецензенты:

Полукаров В.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой «Педагогика» ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», г. Пенза.

Сергеева С.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой «Педагогика и психология высшей школы» ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный технологический университет», г.Пенза.


Библиографическая ссылка

Шилина А.В. ГОТОВНОСТЬ К СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ-ИНЖЕНЕРОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13997 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674