Анализ профессионального самоопределения как элемента человеческой деятельности имеет противоречивый исследовательский статус. Важный аспект проблемы адаптации в социальной среде через профессиональное самоопределение отражен в совокупности вопросов, которая обозначается обычно термином «вторичное восприятие» и относится к когнитивным структурам и механизмам.
Основное внимание в исследованиях профессионального самоопределения отводится рассмотрению его социальных функций, которые, по сути, выступают механизмом и условием социальной адаптации. Важнейшая из них - функция профессиональной адаптации индивидов в социально-приемлемых рамках. В названном контексте предназначением анализа профессионального самоопределения является описание, а затем классификация и, наконец, объяснение профессионального поведения, обеспечивающего стабильную профессиональную социализацию в обществе, при этом профессиональные нормы выступают в роли теорий, объясняющих содержание той или иной профессии в рамках определенной когнитивной структуры. Отличительной чертой этой структуры является трансформация информационных элементов в репрезентативно-образные, сопровождающиеся превращением описания в объяснение. То есть человек видит профессию не такой, какой она является на самом деле, а сквозь призму собственных желаний, интересов и представлений, так, как она представлена в процессе профессиональной ориентации.
Возможность выбора профессионального самоопределения как условия и механизма успешной адаптации молодежи - это один из аспектов методологии анализа проблемы. В литературе эта тенденция нашла свое выражение в деятельностной трактовке профессионального становления в контексте процесса адаптации. Органичная и активная включенность профессионального самоопределения в структуру деятельности индивида означает, что среда выбирается самим субъектом, в то же время ни один выбор не определяется непосредственно средой. Профессиональное самоопределение как социальный процесс и как личностная стратегия выбора в методологическом контексте предполагает рассмотрение её как элемента, который присутствует на всех уровнях социальной системы, где осуществляется адаптация. Анализ таких различных феноменов, как выбор и процесс - исследовательская задача, подход к которой предполагает, во-первых, обоснованное ограничение сферы анализа, во-вторых, корректное использование основного понятия «профессиональное самоопределение» в связи с проблемой социальной адаптации в социально-философском предметном поле [9].
Ключевыми понятиями для описания профессионального самоопределения как условия и механизма адаптации продолжают оставаться не только «цель», но и «мотив», «потребность» и т.д. Обыденные стратегии выбора наиболее интересны с точки зрения анализа механизмов адаптации через профессиональное самоопределение. Здесь можно наблюдать важный для профессиональной адаптации процесс качественного сравнения альтернатив выбора в социальной среде. Это свидетельствует о том, что процесс профессионального самоопределения рассматривается как самостоятельный по отношению к мотивационной детерминации в процессе адаптации.
В процессе социальной адаптации, когда профессиональное самоопределение как цель реализуется в деятельности, происходит активное, но противоречивое в своей основе взаимодействие между целью и средствами. С одной стороны, средство предоставляет человеку возможности, которые по определению более обширны, чем данная цель. С другой стороны, средство именно есть то, что ничего собою не представляет само по себе, а есть лишь ради другого и в этом другом имеет свое определение и свою ценность [9]. Это противоречие в профессиональном самоопределении, обнаруживающееся на том этапе адаптации, когда не находит свое разрешение планируемая цель, которая становится средством для достижения адекватных показателей. Этот процесс должен быть бесконечным, в противном случае мир целей не сможет сохранить свою самостоятельность. На второй ступени, где цель осуществляется, воплощаясь в результате деятельности, профессиональное самоопределение проявляет себя как объективированный процесс, в котором может быть снято противоречие между субъективной целью и объектом. Но это возможно только в том случае, если цель на протяжении всей деятельности сохраняет свою самостоятельность как нечто устойчивое.
Таким образом, для понимания социальных механизмов адаптации необходим анализ различных форм выбора через профессиональное самоопределение как социального поведения. В рамках данной формы социального поведения, проявляемого как адаптация, целеполагание имеет смысл рассматривать как социально и культурно детерминированный процесс, регулируемый социальными стереотипами, ценностями и нормами и частично выходящий за рамки этой детерминации только в поведении целерациональном. Во второй форме социального поведения, основанной на практическом опыте, профессиональное самоопределение выступает как постановка задач, целей операций и действий, а знание здесь существует только в форме цели. Для современных представлений о роли профессионального самоопределения в принятии индивидом личностных решений, в осуществлении им своего выбора характерно подчеркивание активного, избирательного отношения к социальной среде, способности не просто отбирать, систематизировать и комбинировать условия существования, но и манипулировать ими [8].
Социальная адаптация - сложный и глубоко индивидуализированный процесс, при анализе которого внимание естественно обращается к субъективным механизмам, личностным чертам, личностной ситуации и т.д. Именно поэтому так важно учитывать социальную природу профессионального самоопределения, многоуровневую в пространстве и накапливаемую во времени социальную детерминацию как самой этой способности, так и конкретных процессов и форм ее проявления. Человек осуществляет социальное поведение, т.е. ставит цели и выбирает стратегию движения к ним, будучи включен в социальный процесс. Более того, само социальное поведение (в нашем исследовании как проявление способности к социальной адаптации через механизм профессионального самоопределения), к предвосхищению результата в сознании можно рассматривать как продукт этой деятельности. Человеческое сознание и мышление как необходимые предпосылки профессионального самоопределения есть особая способность социального субъекта [6].
Таким образом, профессиональное самоопределение может быть как подготовкой к успешной социальной адаптации, так и сложным ее проявлением. Однако оно может стать и устаревшим стереотипом реакции, так и не приобретшим или потерявшим актуальность. Ценности чаще других аспектов профессионального самоопределения рассматриваются в качестве регуляторов адаптации, причем адаптация, основанная на ценностях, считается высшим уровнем развития личности. Нельзя с очевидностью предполагать, что структура ценностных ориентаций является раз и навсегда сформированной субстанцией, однако если ориентация на значимые ценности присутствует, то интерес представляет исследование того, какие именно значимые ценности связаны с высоким уровнем профессионального самоопределения. В зависимости от того, какие мотивы преобладают в процессе достижения цели, существенным образом меняется и характер всех процессов индивидуальной адаптации. Профессиональное самоопределение признается в качестве высшей мотивации человека, движущей силы в реализации собственного потенциала во всех сферах жизни. Поскольку мотивация имеет побуждающую к действию функцию, то она обеспечивает все компоненты процесса профессионального самоопределения. Так, при высокой мотивации возрастает эффективность достижения целей, более тщательно происходит выбор средств для ее достижения, более значимой становится оценка результата [4]. Использование максимально широкого взгляда на проблему профессионального самоопределения как механизма и условия адаптации позволяет соотнести различные ценности.
Активное включение учащейся молодежи в профессиональную жизнь общества, успешная самореализация выдвигают требования профессиональной адаптивности. Понятие «адаптация» используется в различных науках и является междисциплинарным [1]. Основные компоненты профессиональной адаптивности - это инициатива и мотивация, ценности и способности, которые при соответствующих условиях реализуются в попытке достижения поставленных целей. Сложившиеся подходы в исследовании профессионального самоопределения учащейся молодежи строятся в основном на характеристике устойчивых социальных образований, имеющих институционально закрепленную форму. Вместе с тем система статусов и ролей имеет довольно неопределенные очертания. В этой связи необходимость использования в исследованиях учащейся молодежи подходов и процедур по установлению динамики адаптационных траекторий очевидна. Представленное как совокупность готовых форм и результатов - ценностей и нормативов - профессиональное самоопределение учащейся молодежи фактически понимается как функциональное образование той или иной социальной системы, выполняющее по отношению к последней стабилизирующую роль.
Социокультурные детерминанты, определяющие динамику развития профессионального самоопределения как условия успешной адаптации, целесообразно сводить к познавательным, ценностным и поведенческим.
Познавательные элементы профессионального самоопределения проявляются через понимание субъектами своих профессиональных интересов - личных, коллективных, государственных, общественных, региональных, глобальных. Поэтому интегративным элементом профессионального самоопределения можно считать профессиональное сознание, составляющее часть общего мировоззрения отдельного человека, отдельной группы или иной профессиональной общности.
Ценностные элементы профессионального самоопределения предполагают анализ существующих в обществе социально-профессиональных ценностей, что является ключевым моментом изучения характера и особенностей профессиональной адаптации. Одним из главных достоинств социально-философского подхода в описании структуры ценностей является возможность сопоставления результатов, когда ценностные предпочтения напрямую увязываются с данными экспериментальных методик. Профессиональное самоопределение, понимаемое как система ценностных ориентаций, в профессиональном выборе и самоопределении включает в себя три ключевых компонента: ценность, установку и субъективную структуру.
Поведенческие элементы профессионального самоопределения включают систему поведенческих ориентаций и разделяемых индивидом правил профессионального участия. Поскольку профессиональное самоопределение - это не просто особые формы взглядов на профессиональную систему, то сама структура профессионального сознания есть совокупность устойчивых ориентаций, отражающихся в социальном поведении [10]. Иначе говоря, профессиональное самоопределение социальных субъектов (в нашем исследовании - это учащаяся молодежь), является фактором, влияющим, в конечном счете, на развитие и обновление профессиональной системы общества. В общей сложности всё сказанное указывает на то, что в исследовании профессионального самоопределения, проявляемой в уровне профессиональной удовлетворенности, действительно должен быть «эмпирический статус». Но субъекты никогда не выступают неким однородным уровнем профессиональной реальности. В действительности профессиональные субъекты значительно различаются по уровню развития своего сознания. Они существенно различаются и своим отношением к существующей социально-профессиональной системе, а также степенью доступа к ней, т.е. вклад разных субъектов в динамику функционирования профессиональной среды неодинаков и вообще может иметь разный знак.
Таким образом, социокультурные детерминанты - это социально-профессиональные, экономические отношения каждого данного общества, которые проявляются как познавательные ценностные, поведенческие элементы и интересы. Профессиональные интересы обусловлены положением тех или иных социальных групп, но вместе с тем они не сводятся к этому положению, поскольку не существуют вне того или иного их выражения, в виде взглядов, позиций, морали, идеологии этих социальных групп. Выявление взаимозависимости между профессиональным интересом и профессиональным поведением, уровнем его активности приобретает значение закономерности.
Цель исследования - изучить феномен профессионального самоопределения как механизм адаптации учащейся молодежи в современном мире.
Материал и методы исследования
Основой исследования являются данные анкетирования 460 учащихся начальных профессиональных учебных заведений городов и районов Республики Башкортостан. В ходе исследования применялись опросные методы, проведен анализ полученных результатов. Статистическая обработка материалов проводилась с использованием корреляционного анализа с использованием пакета программ SPSS12.0, SPSS13.0. В качестве информационной базы проанализированы материалы государственной статистики.
Результаты исследования
Диагностика профессионального самочувствия учащейся молодежи связана, прежде всего, с выявлением - в динамике - тех профессиональных проблем, которые вызывают наибольшую неудовлетворенность. В рамках мониторинга учащейся молодежи особое внимание уделялось также и инерционному аспекту изменений: что изменилось, что осталось устойчивым? Многие феномены рыночного образа жизни воспринимаются значительной частью респондентов не как аномальные, в то же время происходит переориентация от общественных приоритетов к личным. Необходим был не только анализ ситуации, связанный с проблемой, но и выявление общих закономерностей становления и осознания, поиск возможностей оказывать оптимизирующее влияние на их развитие. С этой целью было проведено на молодежной выборке специальное исследование, направленное на изучение предпосылок становления профессиональной культуры, т.е. знаний и установок, необходимых для ее формирования.
Анализ результатов серии экспериментальных исследований проблемы профессионального самоопределения в контексте социальной адаптации учащейся молодежи решал следующие задачи: во-первых, проведение сравнительного анализа особенностей развития профессионального самоопределения как показателя уровня социальной адаптивности; во-вторых, выявление условий и факторов, влияющих на профессиональное самоопределение.
Для изучения уровня развития профессионального сознания использовалась специально разработанная методика. Она представляет собой опросник, в котором на каждый вопрос предлагается три варианта ответа. Один ответ отражает ориентацию на профессиональные ценности, другой - на эмоциональные групповые (возрастные, статусные и проч.) или абстрактно-гуманистические ценности, третий предлагается для тех, кто не может четко определиться в выборе и выражает некую «промежуточную» позицию. Шкалы опросника сконструированы с учетом объективно сложившихся сфер и аспектов регуляции профессиональных отношений, которые должны находить то или иное отражение в сознании личности. В ходе исследования респондентам было предложено определить список тех ценностей, которые, по их мнению, помогут им в профессиональном самоопределении. Среди основных ценностей, необходимых для этого сегодня, названы добросовестное отношение к учёбе, материальное благополучие - 68 % респондентов, на втором месте - творческий потенциал профессии - 22 % опрошенных, на последнем - инерционность - 10 % (за этой социальной позицией просматривается наличие основных проблем, отсутствие материального благополучия), замкнутость и отстраненность в решении вопросов профессионального самоопределения.
Основными социальными сферами, формирующими профессиональное самоопределение в обществе, по утверждению респондентов, являются семья - 62 %, образовательные учреждения - 26 %. Большинство считают формирование профессионального самоопределения необходимым условием для преодоления негативных последствий, связанных с неудовлетворенностью выбранной профессии - 76 % респондентов дали положительный ответ. Результаты показали, что определенная часть респондентов, наиболее активных и предприимчивых, демонстрировала профессиональную адаптивность, используя новые профессиональные возможности общества. Однако здесь возникает новый аспект в понимании профессиональной адаптивности - морально-этический, который требует специального рассмотрения.
В процессе опроса мы также анализировали динамику некоторых личностных свойств, лежащих в основе профессиональной адаптивности в профессиональной среде. На вопрос о том, насколько обладание теми или иными личными качествами, характеризующими профессиональное самоопределение, влияет на оценку респондентами того, являются ли они социально-адаптивными, можно ответить, обратившись к данным таблицы 1.
Таблица 1
Связь между личностными качествами профессионального самоопределения и субъективной самооценкой социальной адаптированности
Качества, характеризующие профессиональное самоопределение |
Субъективная самооценка социальной адаптированности, % |
Профессионализм |
73,4 |
Предприимчивость |
56,7 |
Трудолюбие, работоспособность |
78,6 |
Оптимизм |
73,7 |
Стремление к достижению успеха |
59,3 |
Стремление к достатку |
65,4 |
Стремление к богатству |
53,3 |
Умение приспособиться к жизни в любых условиях |
76,5 |
Способность менять взгляды и мыслить по-новому |
69,3 |
Терпение |
9,7 |
Данные таблицы свидетельствуют о том, реализация каких качеств способствует субъективной самооценке успешной социальной адаптации. На первом месте: «умение приспособиться к жизни в любых условиях», «трудолюбие», «профессионализм» и «способность менять взгляды и мыслить по-новому».
Таблица 2
Результат опроса по требованиям к выбранной профессии
Какую работу Вы хотели бы иметь |
% |
Хорошо оплачиваемая |
56,1 |
Интересная |
48,2 |
Хорошие условия труда |
31,3 |
Хорошие социальные гарантии |
27,8 |
Возможность профессионального роста |
42,6 |
Престижная |
47,5 |
Обеспечивающая возможность сделать быструю карьеру |
52,6 |
Оставляющая много времени для других занятий (отдыха, семьи, учебы) |
22,8 |
Полезная обществу |
14,3 |
Основные требования, выдвигаемые к работе - это высокий заработок (56,1 %); интересное содержание работы (48,2 %), её престиж (47,5 %) и возможность карьерного роста (42,6 %). По мнению анкетируемых лиц, вырисовывается идеальный портрет будущей профессии, в реальной практике трудно реализуемый для большинства выпускников учебных заведений. Опрашиваемых менее всего волновало в избранной работе - полезность обществу (14,3 %).
Конкурентоспособность молодежи на рынке труда базируется на понимании функционального назначения профессионализации как формирования совокупности свойств и качеств (образовательно-профессиональных, интеллектуальных, психологических), делающих ее пригодной к выполнению усложненных профессиональных задач.
Результаты нашего исследования по проектированию профессионального самоопределения молодежи показали, что 82 % опрошенных рассматривают карьерный процесс как процесс профессионализации и самореализации личности. Интегральным фактором формирования и успешной реализации стратегии профессиональной карьеры личности является ее профессионализм, который характеризуется как высокий, устойчивый уровень знаний, умений и навыков - 62 % респондентов. Главное значение для профессиональной карьеры имеют профессионализм и стартовые условия, а наибольшие проблемы в профессиональной карьере, по мнению респондентов, создают пассивность (72 %), недостаточный профессионализм (56 %), конкуренция (36 %). Около 7 % респондентов продемонстрировали понимание использования инноваций в профессиональной деятельности при формировании профессиональной карьеры. При сравнении ответов учащихся разных направлений обнаружилось, что по престижу респонденты на первое место ставят именно свою профессию, а с точки зрения трудоустройства - другие, но не свою. Это можно объяснить тем, что в процессе обучения они более глубоко узнают не только о преимуществах, но и сложностях своей будущей профессии, тщательно выясняют возможности своего трудоустройства.
Таблица 3
Ответы учащейся молодежи 15-19 летнего возраста на вопрос «Что, по Вашему мнению, является самым важным в жизни?»
№ |
Доминантные цели |
% |
1 |
Деловая карьера |
20.3 |
2 |
Семья |
9,8 |
3 |
Служение на благо будущего России |
4,4 |
4 |
Образование, профессия |
21.0 |
5 |
Межнациональное согласие и мир без войны |
7,2 |
6 |
Деньги |
27,0 |
7 |
Любовь |
5,1 |
8 |
Идеалы, вера |
2,7 |
9 |
Желание получить от жизни побольше удовольствий |
18,7 |
10 |
Другое |
1,0 |
11 |
Затрудняюсь ответить |
6,0 |
Данные таблицы 3 наглядно показывают, что доминантными целями (они стимулируют соответствующими потребностями) выступают деньги, образование, профессия и деловая карьера. Общественно значимые цели труда девальвированы, а новая модель индивидуализма, адекватная рыночному обществу, пока не окрепла.
Эмпирические данные исследования показывают, что рыночные ориентации значительно изменили менталитет учащейся молодежи. Прежде в центре жизненной стратегии была проблема реализации интересов и способностей человека, возможность в будущем получить работу, соответствующую склонностям, хотя и не очень высоко оплачиваемую. Будущая профессиональная биография определялась постепенным продвижением по «тарифной сетке». Анализ данных опросов, проведенных в 1986 и 1998 гг. при анкетировании студентов-медиков [3], показал, что жизненные установки молодежи, отраженные в вопросе «Чего бы Вы хотели достичь в жизни?», продемонстрировали явный приоритет нравственных ценностей в 1986 г. Результаты опроса в 1998 года определили на первое место материальный достаток - 91 % (22,5 % в 1986 г.), чистая совесть и польза обществу только 59 % против 85 % в 1986 году. Трансформации в социальном портрете будущего врача, несомненно, произошли под влиянием исторического перехода от советского периода к рыночному этапу развития современного российского общества. Сегодня на место традиционной модели социально-трудовой мобильности пришло рациональное планирование карьеры. Классические рыночные качества личности, как, например, чувство ответственности, готовность к риску, способность к инновациям и дисциплинированность стали играть определяющую роль при выборе профессии. Каждый молодой человек сегодня знает, что только качественное образование дает возможность получить интересную и перспективную работу. Правда, дальнейшая учеба еще не гарантирует более выгодного положения в профессиональном плане, однако тот, у кого вообще нет никакого диплома, не имеет практически никаких шансов в конкурентной борьбе за квалифицированное рабочее место.
Другими словами, чем сильнее разрыв между предложением и спросом на квалифицированную рабочую силу, тем больше молодой человек должен вкладывать в собственное образование. Таким образом, образование сегодня - решающее условие успешной профессиональной социализации личности.
Заключение
Для изучения специфики формирования профессионального самоопределения особенно интересна опора на идеи, согласно которым оно сочетает в себе типы знаний, используемых для оценки ситуаций и принятия решений: профессиональная мотивация, ценности, операциональный опыт личности. Суть профессионального самоопределения как практической проблемы состоит в том, чтобы максимально расширять профессиональное многообразие при соблюдении базисных правил, гарантирующих сохранение жизнеспособности производственно-трудовой сферы общества [2].
Во-первых, для того чтобы действовать, необходимо представлять себе ситуацию, понимать, что существует в настоящий момент. Поскольку многообразие конкретных ситуаций бесконечно, необходимо иметь достаточно общие категории, которые позволили бы эти ситуации типологизировать. Та система категорий, которая типологизирует профессиональные ситуации, и есть социально-профессиональная мотивация или картина мира профессии.
Во-вторых, важнейшим элементом, определяющим профессиональное самоопределение, являются ценности. Они весьма сложные конструкты, связанные с профессиональной мотивацией. Мотивы описывают ситуации, типологизируют их. Ценности выделяют в этой типологии особые типы ситуаций и приписывают им определенную степень актуальности.
В-третьих, обыденный уровень профессионального самоопределения как процесса - это операциональный опыт субъектов профессионального взаимодействия (в нашем исследовании - это учащаяся молодежь), являющийся комплексом средств, разработанных для решения типичных проблем, возникающих в ее рамках. Это набор так называемых стандартных решений в стандартных ситуациях в поле профессионального действия.
Таким образом, профессиональное самоопределение как система, обладающее особым языком, логикой и структурой импликаций, система, касающаяся как ценностей, так и понятий, относится к той области социальной реальности, которая самым непосредственным образом определяется профессиональными условиями жизни индивида. Успешность его адаптации в социальной среде.
Рецензенты:
Вильданов У.С., д.филос.н., профессор, заведующий кафедрой социальной работы факультета философии и социологии ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Уфа.
Ильясов Р.Р., д.филос.н., профессор кафедры общеобразовательных и профессиональных дисциплин Уфимского института путей сообщения - филиала Самарского государственного университета путей сообщения, г. Уфа.
Библиографическая ссылка
Исмагилова Р.Р., Азаматов Д.М., Гатиятуллин Р.Ф. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК МЕХАНИЗМ И УСЛОВИЕ АДАПТАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13981 (дата обращения: 08.12.2024).