Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

Головнева Н.А. 1 Маджуга А.Г. 1
1 Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»
В статье рассмотрены научно-методические особенности подготовки будущего учителя к развитию творческих способностей обучающихся в контексте системного подхода. Показана взаимосвязь процесса развития творческих способностей обучающихся с профессиональной подготовкой учителя в условиях интенсификации учебного процесса, которая существенно изменяет темпы функционирования и взаимодействия каждого элемента между собой и с внешней средой, а также всей системы образовательного процесса в целом. Подчеркивается, что системный подход в развитии творческих способностей обучающихся требует педагогического руководства и управления со стороны учителя. Особое внимание авторы уделяют вопросам характеристики алгоритма развития творческих способностей обучающихся. В контексте исследования дано научное обоснование структуры опережающей подготовки учителя, осуществляющего формирование и развитие творческих способностей учащихся, опираясь на закономерности системного подхода.
принципы опережающего обучения
научно-методическое обеспечение
подготовка будущего учителя к развитию творческих способностей обучающихся
творческие способности
системный подход
1. Афанасьев В.Г. Системность и общество. – М.: Политиздат, 1977. – 382 с.
2. Бережкова Н.И. Системный подход как средство управления качеством обучения в общеобразовательной практике (на примере функционирования гуманитарного лицея): дисс… канд. пед. наук. – Ставрополь, 2003. – 173 с.
3. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1977. – 304 с.
4. Бурдина Е.И. Теория и практика развития творческого потенциала педагогов в системе непрерывного многоуровневого педагогического образования: дисс… д-ра пед. наук. – Караганда, 2007. – 334 с.
5. Головнева Е.В. К вопросу о повышении качества профессиональной подготовки учителя начальных классов // Вестник Нижневартовского государственного университета. – Психологические и педагогические науки. – 2013. – № 4. – С. 3-8.
6. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание: избранные статьи. – Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1991. – 384 с.
7. Мерзлякова М.Г. Развитие творческого потенциала педагогов в процессе проектирования личностно-ориентированной системы образования в средней школе. – СПб.: СПбГУ, 1995. – 150 с.
8. Эсаулов А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов: научно-метод. пособие. – М.: Высш. школа, 1982. – 223 с.
9. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. – М.: Флинта, 1997. – 224 с.
10. Guilford J., Wilson R., Christensen P. A factor – analytic study of creative thinking // Reports from the Psychological laboratory, USC. 1952. №.8, pp.3-8.

Осознание системности мира и единства законов его развития, разработанной на этой основе методологии его системного познания и преобразования – значительно повышает возможности человека эффективно изменять мир и себя в соответствии с идеалами, определяемыми уровнем аккумулированного опыта и общественными условиями. Вместе с тем проблема методологии системного познания мира остается еще в недостаточной степени разработанной. В философии под системой понимается совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность [1, с. 256]. Рассматривая объект как систему полученной о нём информации, необходимо создать систему взаимосвязанных элементов, обособленных от среды, но взаимодействующих как единое целое [6, с. 175]. В связи с этим система должна отражать свойство интегративности, достигать цели её создания.

Цель исследования – выявление и анализ научно-методических особенностей подготовки будущего учителя к развитию творческих способностей обучающихся в контексте системного подхода; научное обоснование структуры опережающей подготовки учителя, осуществляющего или предполагающего осуществлять формирование и развитие творческих способностей учащихся. Методы исследования: изучение и анализ философской и психолого-педагогической литературы, диссертационных работ по теме исследования; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент.

В данной статье дается определение педагогической системы как теоретически разработанной системы воспитания и образования, содержание, принципы, организации и средства реализации, которой подчинены единым социальным законам и педагогическим целям. Необходимо отметить, что педагогическая система имеет непосредственное отношение к педагогической технологии, которая также должна рассматриваться как система.

Как процесс педагогическая технология является управляемой системой, ориентированной на конечные образовательные результаты. Соответственно педагогическая система может быть представлена в категориях системного анализа: 1 – вход; 2 – процесс; 3 – выход; 4 –обратная связь; 5 – внешняя среда [3]. На рисунке 1 представлена педагогическая система в категориях системного анализа.

Рис. 1. Педагогическая система в категориях системного анализа

В ряде исследований доказано, что достижение цели в системе происходит за счет спланированных программ действий и деятельности. Такой результат достигается за счет использования программно-целевого подхода. Результатом использования такого подхода является деятельность человека (Н.И. Бережкова, В.П. Беспалько) [2; 3]. Его деятельность должна быть строго структурирована и представлена в виде алгоритма действий, в котором центральное место занимает ориентировочная основа деятельности, т.е. система представлений человека о цели, плане и средствах осуществления предстоящей или выполняемой деятельности.

В связи с этим личность (как самоорганизующаяся система), получая свою структуру из видового строения человеческой деятельности, может иметь пять потенциалов: познавательный (гносеологический), ценностный (аксиологический), творческий, коммуникативный, художественный [9, с. 115]. При этом творческий потенциал личности может быть представлен сформированными умениями и навыками, способностями к действию и мерой их реализации. В этом контексте способности могут рассматриваться как психические свойства, являющиеся условиями успешного выполнения нескольких или одной деятельностей.

Известно, что способности могут быть представлены двумя типами: природными (обусловленными биологически, связанными с врожденными задатками), специфическими (обусловленными общественно-историческим происхождением, социальной средой). Что касается специфических способностей, то они могут различаться как: общие, теоретические, учебные и творческие способности, связанные «с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей» [7, с. 70].

Под способностями понимаются индивидуально-психологические и двигательные особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у ребенка. «В то же время успешность в какой-либо деятельности может быть обеспечена не отдельной способностью, а лишь тем своеобразным их сочетанием, которое характеризует личность», – отмечает Е.Л. Яковлева [9, с. 75].

В результате многочисленных экспериментальных исследований среди способностей личности была выявлена способность особого рода – порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Такая способность была названа креативностью (творчеством), творческой способностью.

Придерживаясь позиции М.Г. Мерзляковой, А.Ф. Эсаулова, Е.Л. Яковлевой, J. Guilford [7;8;9;10], определяющих креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности, в нашем исследовании мы выделяем следующие компоненты творческих (креативных) способностей школьников:

  1. творческое мышление;
  2. творческое воображение;
  3. применение методов организации творческой деятельности.

Таким образом, чтобы формировать творческую личность в процессе обучения, каждый педагог должен быть ознакомлен с сущностью творческого процесса, современными представлениями о нём, методами изучения творчества, качествами творческой личности, их системой, чтобы иметь возможность формировать такие качества у школьников. Кроме того, каждый учитель должен уметь диагностировать уровень творчества, знать основные формы, пути и механизмы формирования творческой личности, уметь правильно формулировать творческую задачу. Как подчеркивает в своем исследовании Е.И. Бурдина, развитие творческого потенциала педагогов в системе непрерывного многоуровневого педагогического образования является важной задачей профессиональной подготовки [4]. Следовательно, школа должна как можно раньше обеспечить выявление качеств творческой личности у учащихся и развивать их у всех школьников, обращая внимание на то, что дети рождаются с разными задатками творчества.

Проведенные многочисленные исследования показывают, что основным признаком (объективным критерием) творчества является создание нового [8; 9; 10]. Особое значение в этой связи приобретает процесс развития творческих способностей обучающихся в условиях интенсификации учебного процесса, которая существенно изменяет темпы функционирования и взаимодействия практически каждого элемента между собой и с внешней средой, а также всей системы образовательного процесса в целом.

Следует отметить, что системный подход в развитии творческих способностей обучающихся требует педагогического руководства и управления со стороны учителя [5]. В связи с этим необходимо, чтобы учитель при организации творческой деятельности обучающихся выработал для себя следующий алгоритм:

  1. Развитие творческих способностей обучающихся – это развитие воображения.
  2. Развитие творческих способностей школьников должно осуществлять через организованную учебную деятельность путем создания системы учебных занятий, целью которых является постановка и решение самых разнообразных проблемных задач.
  3. Уровень развития творческих способностей зависит от содержания и методов обучения в школе. Используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, учить их рассуждать, мыслить, делать самостоятельные выводы, находить новые оригинальные подходы, доказательства.
  4. Существенное значение для развития творческих способностей имеет уровень развития внимания, памяти, воображения. Эти качества являются основой развития продуктивного мышления, творческих способностей учащихся и повышают творческо-поисковую активность.
  5. Развитие творческого мышления учитель у своих воспитанников осуществляет посредством правильной организации самостоятельной проверки результатов работы учащихся.
  6. Учитель как организатор учебно-познавательной деятельности должен обеспечить психолого-педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной траектории ученика, которое направлено на развитие их творческого потенциала, интегрирующего творческие качества личности.

Именно поэтому в качестве основного принципа в подготовке учителя к развитию творческих способностей учащихся мы предлагаем принцип опережающего обучения. Принцип опережающего обучения – это один из ведущих принципов организации обучения по системному подходу [6, с. 288]. Смысл его заключается, прежде всего, в том, чтобы в опережающем темпе сформировать и развивать у субъекта эффективные умения и навыки познавательной, теоретической и практической деятельности, системные представления, умения и навыки системного подхода и системно-творческого мышления.

На рисунке 2 показана общая структура опережающей подготовки учителя, осуществляющего или предполагающего осуществлять формирование и развитие творческих способностей учащихся.

Рис. 2. Структура процесса подготовки учителя для формирования творческих способностей учащихся

В названной схеме структура процесса подготовки учителя по формированию творческих способностей учащихся представлена рядом основополагающих звеньев:

1 – цель (формирование и развитие ориентировочной основы готовности учителя осуществлять формирование и развитие творческих способностей учащихся);

2 – деятельность субъекта, осуществляющего подготовку учителей к предстоящему формированию творческих способностей учащихся;

3 – структура процесса и его системы, инвариантными составляющими которой являются: основные принципы опережающего обучения; программы действий; содержание, формы, методы, средства и среда опережающего обучения. К вариативным составляющим этого процесса могут быть отнесены: программы обеспечения устойчивого функционирования системы и процесса; область знаний, относящаяся ко всем компонентам сконструированной системы; ресурсы; результаты усвоения методов и средств, а также планируемых умений и навыков системного подхода, системно-творческого мышления. Важными компонентами процесса являются также контроль и коррекция (основанные на обратной связи);

4 – деятельность субъектов обучения: учителя и обучающихся;

5 – конечные результаты процесса.

Приведенная нами схема составлена на основе принципов системного подхода, которая помогает учителю ориентироваться в подборе технологий обучения в зависимости от типа личности обучаемого.

Основываясь на теоретических положениях исследования, спроектированной нами модели готовности будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся в условиях системного подхода, мы разработали алгоритм опытно-педагогической работы по формированию названного качества у будущих учителей. Одной из особенностей технологии обучения (в отличие от традиционного) с использованием системного подхода является наличие оперативной обратной связи и коррекции учебного процесса, что служит хорошим средством для развития творческих способностей учащихся. Важным элементом формирования готовности учителя к развитию творческих способностей учащихся является анализ педагогической ситуации, обновление содержательного компонента его подготовки.

Таким образом, в ходе опытно-экспериментальной работы нами разработан механизм обеспечения подготовки будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся в условиях системного подхода. Данный механизм представлен следующими компонентами: комплекс педагогических условий (организационных, информационных, дидактических, психологических), способствующих достижению целей образования; планирование деятельности учителя на каждом этапе учебного процесса; меры по формированию видения и умения учителем конструировать успешную педагогическую деятельность.

Рецензенты:

Фатыхова А.Л., д.п.н., доцент, профессор кафедры теории и методики начального образования, Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак.

Баймурзина В.И., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики и психологии, Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак.


Библиографическая ссылка

Головнева Н.А., Маджуга А.Г. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13928 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674