Осознание системности мира и единства законов его развития, разработанной на этой основе методологии его системного познания и преобразования – значительно повышает возможности человека эффективно изменять мир и себя в соответствии с идеалами, определяемыми уровнем аккумулированного опыта и общественными условиями. Вместе с тем проблема методологии системного познания мира остается еще в недостаточной степени разработанной. В философии под системой понимается совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность [1, с. 256]. Рассматривая объект как систему полученной о нём информации, необходимо создать систему взаимосвязанных элементов, обособленных от среды, но взаимодействующих как единое целое [6, с. 175]. В связи с этим система должна отражать свойство интегративности, достигать цели её создания.
Цель исследования – выявление и анализ научно-методических особенностей подготовки будущего учителя к развитию творческих способностей обучающихся в контексте системного подхода; научное обоснование структуры опережающей подготовки учителя, осуществляющего или предполагающего осуществлять формирование и развитие творческих способностей учащихся. Методы исследования: изучение и анализ философской и психолого-педагогической литературы, диссертационных работ по теме исследования; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент.
В данной статье дается определение педагогической системы как теоретически разработанной системы воспитания и образования, содержание, принципы, организации и средства реализации, которой подчинены единым социальным законам и педагогическим целям. Необходимо отметить, что педагогическая система имеет непосредственное отношение к педагогической технологии, которая также должна рассматриваться как система.
Как процесс педагогическая технология является управляемой системой, ориентированной на конечные образовательные результаты. Соответственно педагогическая система может быть представлена в категориях системного анализа: 1 – вход; 2 – процесс; 3 – выход; 4 –обратная связь; 5 – внешняя среда [3]. На рисунке 1 представлена педагогическая система в категориях системного анализа.
Рис. 1. Педагогическая система в категориях системного анализа
В ряде исследований доказано, что достижение цели в системе происходит за счет спланированных программ действий и деятельности. Такой результат достигается за счет использования программно-целевого подхода. Результатом использования такого подхода является деятельность человека (Н.И. Бережкова, В.П. Беспалько) [2; 3]. Его деятельность должна быть строго структурирована и представлена в виде алгоритма действий, в котором центральное место занимает ориентировочная основа деятельности, т.е. система представлений человека о цели, плане и средствах осуществления предстоящей или выполняемой деятельности.
В связи с этим личность (как самоорганизующаяся система), получая свою структуру из видового строения человеческой деятельности, может иметь пять потенциалов: познавательный (гносеологический), ценностный (аксиологический), творческий, коммуникативный, художественный [9, с. 115]. При этом творческий потенциал личности может быть представлен сформированными умениями и навыками, способностями к действию и мерой их реализации. В этом контексте способности могут рассматриваться как психические свойства, являющиеся условиями успешного выполнения нескольких или одной деятельностей.
Известно, что способности могут быть представлены двумя типами: природными (обусловленными биологически, связанными с врожденными задатками), специфическими (обусловленными общественно-историческим происхождением, социальной средой). Что касается специфических способностей, то они могут различаться как: общие, теоретические, учебные и творческие способности, связанные «с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей» [7, с. 70].
Под способностями понимаются индивидуально-психологические и двигательные особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у ребенка. «В то же время успешность в какой-либо деятельности может быть обеспечена не отдельной способностью, а лишь тем своеобразным их сочетанием, которое характеризует личность», – отмечает Е.Л. Яковлева [9, с. 75].
В результате многочисленных экспериментальных исследований среди способностей личности была выявлена способность особого рода – порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Такая способность была названа креативностью (творчеством), творческой способностью.
Придерживаясь позиции М.Г. Мерзляковой, А.Ф. Эсаулова, Е.Л. Яковлевой, J. Guilford [7;8;9;10], определяющих креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности, в нашем исследовании мы выделяем следующие компоненты творческих (креативных) способностей школьников:
-
творческое мышление;
-
творческое воображение;
-
применение методов организации творческой деятельности.
Таким образом, чтобы формировать творческую личность в процессе обучения, каждый педагог должен быть ознакомлен с сущностью творческого процесса, современными представлениями о нём, методами изучения творчества, качествами творческой личности, их системой, чтобы иметь возможность формировать такие качества у школьников. Кроме того, каждый учитель должен уметь диагностировать уровень творчества, знать основные формы, пути и механизмы формирования творческой личности, уметь правильно формулировать творческую задачу. Как подчеркивает в своем исследовании Е.И. Бурдина, развитие творческого потенциала педагогов в системе непрерывного многоуровневого педагогического образования является важной задачей профессиональной подготовки [4]. Следовательно, школа должна как можно раньше обеспечить выявление качеств творческой личности у учащихся и развивать их у всех школьников, обращая внимание на то, что дети рождаются с разными задатками творчества.
Проведенные многочисленные исследования показывают, что основным признаком (объективным критерием) творчества является создание нового [8; 9; 10]. Особое значение в этой связи приобретает процесс развития творческих способностей обучающихся в условиях интенсификации учебного процесса, которая существенно изменяет темпы функционирования и взаимодействия практически каждого элемента между собой и с внешней средой, а также всей системы образовательного процесса в целом.
Следует отметить, что системный подход в развитии творческих способностей обучающихся требует педагогического руководства и управления со стороны учителя [5]. В связи с этим необходимо, чтобы учитель при организации творческой деятельности обучающихся выработал для себя следующий алгоритм:
-
Развитие творческих способностей обучающихся – это развитие воображения.
-
Развитие творческих способностей школьников должно осуществлять через организованную учебную деятельность путем создания системы учебных занятий, целью которых является постановка и решение самых разнообразных проблемных задач.
-
Уровень развития творческих способностей зависит от содержания и методов обучения в школе. Используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, учить их рассуждать, мыслить, делать самостоятельные выводы, находить новые оригинальные подходы, доказательства.
-
Существенное значение для развития творческих способностей имеет уровень развития внимания, памяти, воображения. Эти качества являются основой развития продуктивного мышления, творческих способностей учащихся и повышают творческо-поисковую активность.
-
Развитие творческого мышления учитель у своих воспитанников осуществляет посредством правильной организации самостоятельной проверки результатов работы учащихся.
-
Учитель как организатор учебно-познавательной деятельности должен обеспечить психолого-педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной траектории ученика, которое направлено на развитие их творческого потенциала, интегрирующего творческие качества личности.
Именно поэтому в качестве основного принципа в подготовке учителя к развитию творческих способностей учащихся мы предлагаем принцип опережающего обучения. Принцип опережающего обучения – это один из ведущих принципов организации обучения по системному подходу [6, с. 288]. Смысл его заключается, прежде всего, в том, чтобы в опережающем темпе сформировать и развивать у субъекта эффективные умения и навыки познавательной, теоретической и практической деятельности, системные представления, умения и навыки системного подхода и системно-творческого мышления.
На рисунке 2 показана общая структура опережающей подготовки учителя, осуществляющего или предполагающего осуществлять формирование и развитие творческих способностей учащихся.
Рис. 2. Структура процесса подготовки учителя для формирования творческих способностей учащихся
В названной схеме структура процесса подготовки учителя по формированию творческих способностей учащихся представлена рядом основополагающих звеньев:
1 – цель (формирование и развитие ориентировочной основы готовности учителя осуществлять формирование и развитие творческих способностей учащихся);
2 – деятельность субъекта, осуществляющего подготовку учителей к предстоящему формированию творческих способностей учащихся;
3 – структура процесса и его системы, инвариантными составляющими которой являются: основные принципы опережающего обучения; программы действий; содержание, формы, методы, средства и среда опережающего обучения. К вариативным составляющим этого процесса могут быть отнесены: программы обеспечения устойчивого функционирования системы и процесса; область знаний, относящаяся ко всем компонентам сконструированной системы; ресурсы; результаты усвоения методов и средств, а также планируемых умений и навыков системного подхода, системно-творческого мышления. Важными компонентами процесса являются также контроль и коррекция (основанные на обратной связи);
4 – деятельность субъектов обучения: учителя и обучающихся;
5 – конечные результаты процесса.
Приведенная нами схема составлена на основе принципов системного подхода, которая помогает учителю ориентироваться в подборе технологий обучения в зависимости от типа личности обучаемого.
Основываясь на теоретических положениях исследования, спроектированной нами модели готовности будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся в условиях системного подхода, мы разработали алгоритм опытно-педагогической работы по формированию названного качества у будущих учителей. Одной из особенностей технологии обучения (в отличие от традиционного) с использованием системного подхода является наличие оперативной обратной связи и коррекции учебного процесса, что служит хорошим средством для развития творческих способностей учащихся. Важным элементом формирования готовности учителя к развитию творческих способностей учащихся является анализ педагогической ситуации, обновление содержательного компонента его подготовки.
Таким образом, в ходе опытно-экспериментальной работы нами разработан механизм обеспечения подготовки будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся в условиях системного подхода. Данный механизм представлен следующими компонентами: комплекс педагогических условий (организационных, информационных, дидактических, психологических), способствующих достижению целей образования; планирование деятельности учителя на каждом этапе учебного процесса; меры по формированию видения и умения учителем конструировать успешную педагогическую деятельность.
Рецензенты:
Фатыхова А.Л., д.п.н., доцент, профессор кафедры теории и методики начального образования, Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак.
Баймурзина В.И., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики и психологии, Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак.
Библиографическая ссылка
Головнева Н.А., Маджуга А.Г. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13928 (дата обращения: 13.09.2024).