Специфика понимания моральной ответственности в биоэтике связана с обострением глобальных эколого-антропологических проблем, возникающих в результате применения высоких технологий и требует мобилизации интеллектуальных и нравственных ресурсов общества и их развертывание в сторону повышения сферы ответственности научно-образовательного комплекса за воспроизводство специалиста-профессионала образца ХХI века. В то же время, несмотря на широкое распространение биоэтической информации в научно-образовательных кругах и средствах массовой информации, процесс формирования биоэтического мировоззрения медицинского студенчества находится на низком уровне. Данная проблема имеет особую остроту в связи с «опасностью знания», которым обладает современный человек. Вот почему, например, проводимые на молекулярном уровне исследования по генетике человека поставили сегодня даже в более острой форме, чем в свое время ядерная физика, проблему социального контроля того, что происходит в науке и что может угрожать человеку. Как было отмечено в итоговой резолюции IV Российского философского конгресса: «В мире увеличивается объем опасного знания», связанного с разрушительными для человека пороками» [2, с.87].
Известно, что уровень подлинной гуманитарно-этической (интеллигентной) культуры влияет не только на общее развитие личности, но и на все сферы жизни и, как одно из следствий, на профессиональную деятельность человека. Среди медиков сильно предубеждение, что профессионализм должен превалировать над всем, включая культуру и нравственные ценности. Но, зачастую именно в процессе обучения, будущий медработник приобретает узко-функциональный подход к своей специальности и сохраняет его как устойчивый феномен. С этой своей задачей медицинское образование справляется более или менее успешно. Хотя в теории и практике образования давно доказано, что профессия, нравственность и ответственность - это органически взаимосвязанные феномены. Подобно тому, как нравственная культура является интуицией нравственного разума, так и интуиция ответственности проявляется в свободной, творчески созидательной деятельности.
Видимо, не в последнюю очередь следует учитывать тот факт, что в современном социуме образование как социальный институт и сфера непосредственного духовного производства уже не служит креативному совершенствованию личности и, в целом, потребностям и запросам людей в их гуманистическом понимании. Вот поэтому, сама постановка проблемы формирования социально-профессиональной ответственности личности будущего специалиста-медика, как представителя интеллигенции имеет несомненно высокую актуальность и своевременность. Считается также, что «способность интеллигенции играть роль своего рода мозга и совести нации и общества подразумевает образованность, высокую внутреннюю культуру, порядочность, желание и умение строить жизнь по законам высокой этики и эстетики» [6, с.229].
Исследование проблемы качества подготовки медицинских специалистов предполагает анализ организации процесса обучения, ведущий к формированию биоэтической направленности личности студента. В последние годы в качестве одного из направлений по реформированию социально-гуманитарного образования в медицинских учебных заведениях разного уровня было введено преподавание биомедицинской этики. В исследовании проблем обновления медицинского образования особого внимания заслуживает анализ особенностей формирования навыков биоэтического мышления и нравственного поведения студента-медика, которые определяют профессионально-нравственную целостность его личности и моральные установки, являющиеся результатом убежденности и направленности будущего специалиста на ценности медицинской профессии. Российский ученый Б.Г. Юдин выделяет образовательный аспект проблемы формирования биоэтически ориентированного мировоззрения: «Необходимое условие компетентного участия людей в обсуждении и решении острейших проблем, порождаемых новыми биомедицинскими технологиями, - улучшение качества и расширение сфер биоэтического образования» [7, с.32-35].
Биоэтическое образование становится сегодня исключительно важным для любого специалиста: оно развивает духовно-нравственную сферу личности, помогает включить специальную деятельность в общекультурный контекст, наделяя ее ценностно-мировоззренческим значением. Прогресс медицинской науки и практики актуализирует проблему качественных изменений в сфере медицинского образования, направленных на поиск адекватных моделей биоэтически ориентированного образования и просвещения. В развитии нравственного сознания медицинского сообщества громадное значение имеет введение курсов биоэтики в учебные программы медицинских учебных заведений разного уровня. Биоэтика, как социальный феномен, создает предпосылки для выработки философских оснований исследования особенности процесса формирования социально-профессиональной ответственности современного студенчества.
В формировании биоэтического мировоззрения важная роль принадлежит как естественнонаучным, так и специальным дисциплинам. Но главная роль в формировании биоэтического мировоззрения, безусловно, должна принадлежать социально-гуманитарным наукам. В сфере медицинского образования социально-гуманитарная подготовка объективно является наиболее важным компонентом общепрофессиональной подготовки, чем в других специальностях. Это связано с тем, что в практической деятельности медицинского работника особенно важна способность к гуманистической, нравственной реакции, а среди многообразия всех личностных проявлений медика особого внимания заслуживает нравственно-этический компонент его самосознания.
Многими авторами отмечается проблема невостребованности социально-гуманитарного знания и в том числе самой философии и этики. Так, по словам А.В. Миронова, данная ситуация «вызвана оторванностью академической этики от современных проблем и низким авторитетом носителей философского знания в среде профессионалов в иных областях человеческой деятельности» [4, с.176]. Эта проблема имеет актуальность для нас еще и в том плане, что одной из главных причин бессистемного биоэтического образования, по нашему мнению, является недостаточная, на наш взгляд, интеграция биоэтического знания в комплекс учебных дисциплин. Поэтому, большее внимание должно уделяться взаимодействию естественнонаучных, профессиональных и гуманитарных дисциплин. Центральным моментом здесь выступает способность биоэтического знания выступить интегрирующим ядром всего комплекса социально-гуманитарного знания. Из сказанного вырастает задача формирования принципиально новой парадигмы взаимоотношения естественных, специальных (клинических) дисциплин и социально-гуманитарных наук.
В медицинском образовании особую актуальность приобретает проблема поиска путей интеграции знания с целью формирования разносторонней, нравственной, активной, творческой личности, осознающей свою ответственность через профессиональную деятельность. Необходимо также подчеркнуть культурно-воспитательное значение социально-гуманитарного знания, где центром кристаллизации междисциплинарного взаимодействия наряду с философией может стать биоэтическое познание. Отдельные вкрапления биоэтики в образовательное пространство не способны разрешить проблему. Биоэтическое мышление носит мировоззренческий, а не узкопрофессиональный характер, ибо в центре внимания оказывается человек, с его многообразными правами, ценностями, свободами. Поэтому, важное значение в этом плане имеет этическая/ценностная направленность образования, которая объединяет различные средства для достижения целей и задач в сфере формирования биоэтического сознания студентов.
В медицинской школе необходима разработка методического комплекса и внедрение специальных курсов: «Биоэтика и право», «Биоэтика и политика», «Биоэтика в сфере философского знания» и др. Результатом изучения теоретических проблем биоэтики и многолетней практики преподавания студентам различных аспектов биоэтического развития привели нас к выводу о необходимости разработки и учебной реализации специализированного курса «Биоэтика в духовной сфере общества». Дисциплина «Биоэтика», являясь интеллектуальным исследованием духовности и моральных ценностей современной эпохи, должна быть практически и профессионально ориентированной, но вместе с тем быть адаптированной к профилю вуза и специализации студентов.
Заслуживает внимание и тот факт, что наши студенты отмечают необходимость более широкого использования на занятиях дискуссионных форм. Биоэтика, как учебная дисциплина и предмет преподавания, призывает к живым дискуссиям, обсуждению конкретных этических ситуаций и дилемм, апеллирует к нравственной позиции самого студента, его собственному отношению к проблеме. Это и поднимает биоэтическое мышление до статуса философского. Оно помогает определить моральные критерии поведения, влияет на динамику профессионального самосознания, выработку критериев биоэтически ответственного мышления и поведения.
Как поисковая форма человеческого знания биоэтика выходит на более широкий уровень мировоззренческих, ценностных и онтологических представлений, ставит проблемы, с которыми никогда раньше не сталкивалось человечество. Посредством биоэтики философия смыкается с другими науками о человеке в исследовании биогенетических угроз, возникающих в поле преобразования телесности. Вместе с тем, биоэтика, фиксируя возможности радикального преобразования физической и психической идентичности человека, порождает новый виток антропологической рефлексии в философии. При разработке программы курса по биоэтике для студентов гуманитарных специальностей мы исходили из необходимости разграничения его содержательных и дидактических задач.
К содержательным структурам предмета биоэтики были отнесены следующие:
- обозначение категориального аппарата биоэтики с учетом разнообразия терминологических интерпретаций;
- ознакомление с основными подходами, принципами и направлениями биоэтики, образующими своего рода биоэтический кодекс;
- анализ современных проблем биоэтики в аспекте ее соотнесенности с социально-мировоззренческими концепциями, касающимися места и роли человека в природе и социуме;
- ориентирование в проблемном поле биоэтики, ее основаниях и перспективах.
Значимым моментом учебного курса выступает процесс развития духовно-нравственного потенциала студентов на основе интериоризации и интерпретации ими воспитательного потенциала биоэтических знаний в ценностно-формирующую плоскость профессионально-личностного саморазвития и совершенствования ответственных паттернов поведения. Преподаватель биоэтики должен стремиться не только передать студентам важные знания, но и выступать экспертным организатором дискуссий и обсуждений. Только в этом случае вырабатываемые в рамках «биоэтических диспутов» оценочные суждения послужат основанием для дальнейшего развития идей, устанавливающих приоритет нравственно-ответственного образа мышления, построенного на принципах нового гуманизма.
Большое значение в формировании социально-профессиональной ответственности личности студента-медика является хорошо поставленная организация учебно-воспитательной работы. Следует всегда помнить о необходимости просветительского и наставнического подходов, об ответственности в вопросах медицинской этики, чтобы студенты не забывали о природе врачебного дела, о важности сопереживания страданиям больного и стремления облегчить их, о целях медицины. По словам А.Карми: «Каждый преподаватель биоэтики должен стремиться не только передать студентам-медикам важные знания, но и способствовать развитию у них чувства ответственности и профессионального достоинства»[1, с.163].
Следовательно, в процессе учебно-воспитательного процесса необходимо создать для студентов условия развития биоэтического самосознания, подготовки их к дальнейшему саморазвитию и самообразованию. Мы также полагаем, что в преподавании социогуманитарных дисциплин воспитательно-образовательные аспекты должны превалировать над учебно-познавательными. Подводя итоги обсуждения проблем воспитательной работы в современной профессиональной школе, Ж.Т. Тощенко отмечает, что в нашем обществе наблюдается смена воспитательной парадигмы: «Причем, это происходит неоднозначно и противоречиво: от крайностей готовить только интеллектуалов, которые усваивают профессиональные знания и интерес которых сосредоточивается на сугубо утилитарных, меркантильных целях, до еще реального опыта подготовки интеллигенции с ее идеей служения обществу, народу». В этой связи, по мнению ученого, важен вопрос об обогащении внутреннего мира человека. «Эта идея побуждает человека соизмерять свои дела с проблемами общества, быть ответственным за свое поведение» [3, с.93].
Таким образом, решение проблемы воспитания биоэтико-гуманистического потенциала личности будущего специалиста-медика выдвигает перед медицинскими образовательными учреждениями целый ряд принципиально новых задач. Назовем некоторые из них.
- В условиях переживаемого кризиса информационно-технической цивилизации важное значение в научно-образовательном комплексе приобретает сближение и интеграция научных знаний и соединение их с нравственно-гуманистическими ценностями биоэтики.
- Биоэтическое измерение человеческого существования становится в наше время условием сохранения антропологической (родовой) и психической идентичности человека. Поэтому, биоэтические принципы могут реализоваться посредством осознания их практической необходимости, и не ограничиваться только их спекулятивным провозглашением.
- Взамен технократическому подходу утверждать гуманистическую парадигму медицинского образования. В отношении к медицинской науке, как впрочем, и к содержанию всего корпуса общемедицинских дисциплин, изучаемых в профессиональной школе главными должны стать не методологическая рефлексия и гносеологический анализ, а биоэтическая оценка и экспертиза применения полученных знаний, умений и навыков в медицинской практике.
Особую значимость имеет перенос теоретического концепта биоэтики из стадии медико-философских исследований в практическую плоскость учебно-воспитательного процесса. В новых условиях углубляется, прежде всего, содержание и смысл сложившихся ранее аксиологических параметров медицинского образования, ядром которой отныне становится биоэтический императив. Воспитательное воздействие биоэтического образования достигается путем целенаправленного формирования гуманистически ориентированных форм сознания, представлений, понятий. А принадлежность биоэтического знания как одной из форм интеллектуального и нравственного воздействия придает человековедческую направленность содержанию медицинского образования.
Наличие единого пространства проблем существенно сближает философию и биоэтику. Философы также активно участвуют в разработке теоретических оснований биоэтики во взаимодействии с другими специалистами. При этом, как было отмечено выше, они значительно раздвигают рамки биоэтического дискурса в сторону философской рефлексии над глобальными проблемами человеческой цивилизации. Философская методология позволяет расширить проблемно-содержательные границы биоэтического дискурса, в рамках которого возможно по-новому осмыслить фундаментальные мировоззренческие вопросы, затрагивающие пределы человеческого существования. Как теоретическое ядро мировоззрения философия функционально ответственна за формирование соответствующего нашей эпохи социального типа личности.
В этой своей человекотворческой (воспитательной) функции философия не только не противопоставляется образованию, но все более может осознаваться как непременное условие универсальной целостности образования. Мировоззренческая парадигма философии задает конституирующие ориентиры ментальности мышления в приложении к различным областям бытия человека, общества, природы; обладает наибольшими возможностями синтезирования различных аспектов практических проблем, наиболее актуальных для нынешнего этапа человеческого существования и нуждается сегодня в качественном обновлении. В качестве одного из ведущих показателей сформированности биоэтической ответственности медицинского работника является уровень развитости его биоэтико-мировоззренческого потенциала в единстве с другими аспектами гуманистической ментальности.
Исходя из вышеназванных позиций, мы определяем биоэтическую ответственность медицинского работника как систему духовных установок личности на социальные объекты (человека или живое существо), обусловленную моральными ценностями и нормами общества, а также нравственными нормами и ценностями медицины и здравоохранения на современном этапе их развития. Установка на формирование нравственно-ответственного самосознания как личностно-значимого приобретения медицинского работника связана с осознанием абсолютной слитности общественно значимых норм моральной ответственности с человеческим бытием, практикой медицинской деятельности.
Рецензенты:
Азаматов Д.М., д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой философии и социально-гуманитарных дисциплин ФГБОУ ВПО Башкирского государственного медицинского университета, г. Уфа.
Хазиев В.С., д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой философии, социологии и политологии Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, г. Уфа.
Библиографическая ссылка
Соколов В.М. СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ БИОЭТИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13919 (дата обращения: 21.11.2024).