Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Морозов В.А. 1 Заречнев Д.О. 1 Чернов Ю.Н. 1 Калинин С.В. 1
1 ФГКОУ ВПО «Барнаульский юридический институт МВД России»
В статье выявляется сущность и содержание процесса развития духовно-нравственной направленности личности сотрудника полиции в контексте компетентностного подхода. Проявление духовно-нравственной направленности раскрывается через системное новообразование в структуре личности и включает: идеальные потребности и гуманистические ценностные ориентации. Обосновывается, что на этих основах должно строиться целеполагание в воспитательном процессе сотрудников полиции. Общепринятые формы образовательного процесса, в статье наполняются духовно-нравственным содержанием, и раскрываются как индивидуально-личностные, общественно-групповые, массово-социальные. Предложены подходы, условия и выделены направления по ориентации воспитательного процесса в образовательных учреждениях на духовно-нравственное развитие обучаемых через предложенные формы и методы, наполняя их содержание общественно-значимой и социально-полезной деятельностью. Материалы реализованы в образовательном процессе вузов МВД России.
формы и условия воспитательной работы
подходы
развитие личности сотрудника полиции
компетентностной подход
духовно-нравственная направленность
1. Дахин А. Н. Моделирование компетентности участников открытого общего образова-ния: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Нижний Новгород, 2011. – 20 с.
2. Имангалиев А. Формирование духовных основ образа жизни на научную основу // Мысль, 1999. – №11/12. – С. 43-46.
3. Пантин И. К. Основы политико-философского мировоззрения Н. Г. Чернышевского. − М.: Наука, 2008. − 457 с.
4. Психология духовности. Под ред. И. М. Ильичевой. – Воронеж. НПО «МОДЭК», 2003. −144 с.
5. Сериков В. В. Личностно ориентированное образование: поиск новой парадигмы. Монография. – М., 1998. – 182 с.
6. Федулов Б. А. Личностно-профессиональное развитие курсантов высших военных учебных заведений (аксиологический подход): дис. … док. пед. наук. – Барнаул, 2000. –345 с.
7. Angeel R. Free Society and moral crisis. Michigan, 1958. – 252 p.
8. Falliko A. Existentialism and Education // Educational Theory, 1954. – 171 p.
Компетентностный подход провозглашает высокие цели по развитию личности профессионала, но практическая их реализация представляет собой не простую проблему, особую сложность вызывают задачи традиционно связанные с воспитанием, например, формирование личностных черт, свойств и качеств личности, отношение к своей деятельности как общественно-значимой и т.д. Без реализации этих задач образование превращается в средство без цели, это чревато тем, что не исключено, что высокообразованные субъекты в своей деятельности будут ставить безнравственные цели. Для сотрудников полиции это недопустимо, так как связано с угрозой национальной безопасности. В современных условиях, сама постановка воспитательной задачи в образовательном процессе не имеет однозначных толкований, а ее целевое и содержательное наполнение вызывает множество дискуссий. В работе предлагается подход, который определяет целью воспитательного процесса - развитие духовно-нравственной направленности личности сотрудника полиции, что определяет актуальность представленной темы.

Категория «духовность» в современных условиях определяется как объективный предмет науки и приобретает все большое значение. Весь ход исторического процесса подтверждает неисчерпаемые возможности человека в духовной сфере, способность его выхода за рамки индивидуальной судьбы и преодоление ограниченных физических возможностей силой своей души. Но безграничные возможности и свобода, несет в себе как позитивные, так и негативные тенденции, поэтому существует проблема различных ограничений и норм человеческой активности и свободы, которые, по нашему мнению должны определяться нравственными категориями. Поэтому, нами проводится анализ связи духовности и нравственности в деятельности человека.

Достаточно значимой проблемой для нашего общества выделяется нравственное обеднение общей культуры населения, размывание выработанных человечеством традиционных духовных ценностей. Ценность не может быть объективной и реально действующей, если ее проявление не преломляется через нравственный внутренний мир субъекта [2]. Следует учитывать, что сегодня влияние массовой псевдокультуры и распространение псевдоценностей ведет к оскудению и обеднению духа людей, снижению уровня нравственности в человеческих отношения.

Достаточно большое количество отечественных и иностранных ученых [7] посвятили достаточно большое количество исследований по изучению «натуры человека», но единого подхода пока к этому вопросу не существует. Одни считают, что «... прекрасное и возвышенное действительно существует в природе и человеческой жизни. Хотя появляются они не сами по себе, а в связи с человеком и непосредственно зависят от понятий нравственного человека» [3]. Другие считают, что в природе человека нет ничего возвышенного и гармоничного. Но прекрасное и возвышенное в действительности не просто определить и только опыт, закрепленный в традициях позволяет дать объективные критерии подлинно духовных проявлений. Таким образом, объективное существование духовно-нравственного в действительности примеряется с субъективным воззрением человека.

Основная проблема определения сущности духовно-нравственных основ состоит в выявлении исходных позиций для проявления таких категорий культуры, как «добро», «красота» и «истина» [4]. Категория духовности синтезирует теологический подход как православные основы, которые творят мир, а также светское представление о сущности культуры, науки и искусства как духовном феномене. Анализ религиозных и научных представлений о духовности позволил выделить направления, характеризующие данную категорию, как нравственную, и которая реализуется на сознательном уровне как знания и подсознательном - как вера. Традиционно духовно-нравственное воспитание - составная часть единого процесса общественного воспитания. В ряде работ рассматриваются проблемы личностно ориентированного подхода, который связан с духовными проявлениями личности, при этом выделяется особая значимость воспитания в данном подходе, так как образование, даже не являясь личностно ориентированным, выполняет свои функции, в то время как воспитание, лишенное личностной ориентации, утрачивает их [5]. Потребность воспитания определяется необходимостью регулирования обществом поведения людей, но это регулирование без духовных основ не может быть нравственным. Здесь следует выделить два направления, первое - интериоризация,  выработка нравственных требований, которые должны найти отражение в моральном сознании людей в виде принципов, норм и идеалов, как понятий добра и справедливости. Второе - экстериоризация этих норм, с тем, чтобы сам человек из внутренних побуждений мог определять направленность своих действий, а также, понимать и оценивать поступки других людей. Следует учитывать, что особенности духовно-нравственного воспитания в различных обществах существенно отличаются, и определяется, прежде всего, его целями, которые не всегда объективно обусловлены и могут быть субъективными или навязанными из вне.

Современное состояние общества характеризуется тем, что нравственное содержание в воспитании приобретает все больше общечеловеческих аспектов, ширится процесс глобализации, растут культурные, образовательные, экономические, правовые и другие взаимосвязи различных стран и народов. Компетентностный подход, который определяет компетентности как результат образования, все шире распространяется в развитых странах [1]. Мировое сообщество, становится все более решающей силой, которая формирует общественное сознание всего человечества и оказывает влияние на решение как глобальных, так и региональных проблем. Но, пока не определены объективные нравственные основы для решения межгосударственных, межнациональных и межэтнических проблем, поэтому в процессе глобализации существует множество противоречий. Поэтому, духовно-нравственное воспитание как органическая часть общечеловеческого воспитания, должно определяться исключительно гуманизмом научного мировоззрения и его общественно-значимым идеалом - формированием активной, творческой, гуманной и социально-полезной личностью.

Прикладное значение естественнонаучных представлений о духовной жизни человека, мышлении, сознании и творчестве, суть которых идеальные процессы как средство познания в мысли процессов объективной реальности, все еще остается обособленной от социальной действительности и экономических и политических проблем. В науке духовность не определяет пока достаточных обоснований для однозначной трактовки и выделения критериев для категорий добра и справедливости, которые остаются субъективной проблемой, нет достаточных внутренних личностных мотивов, обеспечивающих их проявления. Мы придерживаемся точки зрения, при которой проявление духовности осуществляется через системное новообразование в структуре личности человека включающее гуманистические ценностные ориентации и идеальные потребности [6]. Таким образом, духовность как научная категория проявляется в идеальных потребностях, а нравственность через гуманистические ценностные ориентации. Считаем, что на этих основах должно строиться целеполагание в воспитательном процессе, в том числе и будущих сотрудников полиции. Далее раскроем содержание этих категорий.

Содержание идеальных потребностей включает: познание, творчество, созидание, единение, самосовершенствование и персонализацию [8]. Идеальные потребности обеспечивают мотивацию деятельности человека, которая проявляется в целях, гармонично сочетающих пользу, как для себя, так и одновременно для других людей, и для общества в целом. Ценностные ориентации определяются как личные ценности человека, закрепленные его жизненным опытом, закрепленные всей совокупностью его чувств, переживаний и разграничивающие существенное, значимое для каждого человека от незначимого и несущественного [4]. Структура гуманистических ценностных ориентаций для сотрудника полиции проявляется в отношении к себе как: мораль, совесть, честь, достоинство и благородство; отношении к окружающим людям: доброта, уважение, верность, отзывчивость, скромность, альтруизм; отношении к государству: патриотизм, государственность, преданность, долг; отношении к правоохранительной деятельности: профессионализм, ответственность, исполнительность, трудолюбие, инициатива [6]. Таким образом, духовно-нравственная направленность связана с новообразованием в структуре личности, содержание которой составляют гуманистические ценностные ориентации и развитые идеальные потребности. Определение развития духовно-нравственной направленности в качестве воспитательной цели наполняет новым содержанием формы, виды и средства образовательного процесса. Предлагаемые направления в воспитательном процессе обеспечивают появление внутренних мотивов на реализацию социальных и общественных интересов и становятся духовными источниками деятельности.

Методы. В этой связи нами предлагается наполнить новым содержанием такие основные общепринятые формы образовательного процесса, как индивидуальные, групповые, массовые, духовно-нравственным содержанием, а именно - личностным, общественным и социальным [6]. Ниже раскроем содержание индивидуально-личностных, общественно-групповых, массово-социальных форм и приведем некоторые примеры их реализации.

Индивидуально-личностные формы способствуют процессам, при которых социальные цели приобретают значение личных, через содержание таких индивидуальных форм, как беседа, доклад, задания, поручения, отчеты. Наиболее распространенной индивидуально-личностной формой является беседа, ее содержание необходимо наполнять личностно-нравственными проблемами, касающимися конкретных личностей, в ходе ее должно находиться оптимальное и гармоничное сочетание личных и общественных интересов, при этом целесообразно применять личностно-ориентированные средства, использовать специально подготовленные мультимедийные пособия, фрагменты художественных фильмов и т.д. В качестве примера, также можно привести такую форму как доклад, он приобретает индивидуально-личностное содержание когда, дается анализ состояния дел, касающихся ответственных за них личностей, которым ставятся конкретные задачи и проявляется личная заинтересованность в решении профессиональных задач.

Общественно-групповые формы способствуют тому, что через групповую деятельность развиваются идеальные потребности: познания, созидания, творчества, служения. Основными из них можно выделить: собрания сотрудников полиции, торжественные ритуалы, празднования, диспуты, вечера вопросов и ответов, тематические вечера, викторины, научные, практические и читательские конференции, научные кружки, экскурсии, тренинги, дискуссии, групповые беседы. Групповые формы превращается в общественно-групповые развития духовно-нравственной направленности будущих полицейских, если в процессе её организации найден и реализован интересный социально-полезный и нравственно-значимый предмет спора, который задается соответствующей темой. Выбирая тему, необходимо учитывать, чтобы она была актуальна, связана с проблемами органов внутренних дел и решала задачу развития духовно-нравственного развития личности будущего сотрудника полиции. Значительными возможностями по развитию духовно-нравственной направленности личности обладает групповой тренинг. Решение многих практических задач современности возможно только на путях открытого и гласного обмена мнениями, широкого общественного диалога, гражданского согласия. Целью тренинга должно быть обучение навыкам ведения конструктивного диалога, который позволяет путем взаимных усилий находить решения, удовлетворяющие различным субъектам социальной действительности, объединять участников для дальнейшей совместной общественно-значимой деятельности и способствовать эффективному общественному развитию.

Массово-социальные формы появляются тогда, когда сотрудники полиции участвуют в массовых мероприятиях и у них формируются социально-полезные цели. Примером служат: общественно-государственная подготовка, служебно-боевая подготовка, информирование, организационно-деловые игры, межотраслевые и комплексные учения. В практике учебных заведений МВД широкие возможности по развитию духовно-нравственной направленности имеют общественные организации. Они активно включаются в процессы самоуправления, самостоятельно разрабатывают программу и устав своей организации и на демократических принципах решают социальные, образовательные, воспитательные, бытовые и культурные проблемы в процессе служебной деятельности совместно с управлением ОВД. Эти формы реализуются через: торжественные исторические ритуалы; ритуал вручения табельного оружия; вручение сотруднику государственных наград, наградных знаков, именного оружия и объявление поощрений и т.д.[6].

Для развития духовно-нравственной направленности личности будущих сотрудников полиции в образовательном процессе юридических институтов МВД России предлагается реализовать следующие условия. В концептуальном компоненте - определить развитие духовно-нравственной направленности личности как цель воспитания, реализующей светские и теологические основы нравственности. В организационном компоненте - реализация и социально-полезного и общественно-значимого характера деятельности и гуманизацию в образовательном процессе. В содержательном компоненте - участие в подготовке и проведении массовых мероприятий социальной и общественной направленности. В дидактическом - комплексное внедрение компетентностного, личностно-профессионального, интерактивного и контекстного подходов в профессиональной подготовке. В коммуникативном - обеспечение реализации субъект-субъектного взаимодействия между субъектами образовательного процесса. В гностическом - наличие личности педагога, реализующего функции фасилитатора, организатора и координатора образовательного процесса. При проведении опытно-экспериментальной работы были выделены экспериментальная и контрольная группы. Духовно-нравственная направленность оценивалась по уровням: оптимальный, допустимый, критический, недопустимый. Анализ итогового результата развития духовно-нравственной направленности личности будущего полицейского показал, что его рост в экспериментальной группе по сравнению с контрольной составил не менее 30%.

Выводы. Для реализации духовно-нравственной направленности в образовательном процессе юридических институтов МВД России, определено, что под развитием духовности понимается формирование идеальных потребностей, а для реализации нравственной составляющей - формирование гуманистических ценностных ориентаций. Для этого предложены следующие направления: воспитательный процесс в образовательных учреждениях МВД ориентировать на духовно- нравственное развитие личности будущих сотрудников полиции, наполняя формы и методы духовно-нравственным содержанием; развитие личности будущего сотрудника полиции через формирование гуманистических ценностных ориентаций и идеальных потребностей; переключение теологического и аксиологического понимания нравственности в общественном сознании на сферы общественной практики в культуре, экономике, политике, социальной деятельности; переориентация воздействия средств коммуникации и массовой информации с формирования преимущественно потребительски-развлекательного сознания и биолого-гедонических потребностей на активизацию духовного развития населения; включение в содержание образовательного процесса компонентов духовно-нравственного развития личности.

Рецензенты:

Федулов Б.А., д.п.н., профессор кафедры физической культуры Алтайской государственной академии культуры и искусств, г. Барнаул.

Кузнецова Л.В., д.п.н., доцент, профессор кафедры административного права и административной деятельности ОВД, Барнаульский юридический институт МВД России, г.Барнаул.


Библиографическая ссылка

Морозов В.А., Заречнев Д.О., Чернов Ю.Н., Калинин С.В. РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13909 (дата обращения: 23.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074