Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАННЕЕ ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (МОНИТОРИНГ НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Моисеенко О.А. 1
1 ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (НИУ «БелГУ»)
В статье изложены результаты инновационной деятельности по раннему иноязычному образованию дошкольников и младших школьников (первый класс начальной школы) на территории Белгородской области. В процессе исследования разработана и апробирована модель раннего иноязычного образования, в соответствии с которой внедрены передовые технологии раннего обучения английскому языку детей дошкольного и младшего школьного возраста с учетом преемственности дошкольного и начального звеньев и с учетом лингвострановедческого аспекта. В ходе эксперимента создана относительно стабильная система критериев и показателей, по которым оценивалась эффективность деятельности педагогов дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях, учителей английского языка начальной школы, обучающихся, материально-техническое и методическое обеспечение образовательного процесса. Представленный мониторинг отражает самые существенные критерии и показатели исследования раннего иноязычного образования на территории Белгородской области.
раннее иноязычное образование
преемственность
технология обучения
мониторинг
методическое обеспечение образовательного процесса
1. Моисеенко О.А. Условия реализации преемственности раннего обучения английскому языку в первом классе в системе «детский сад-начальная школа» // Научный потенциал личности и инновационные процессы в России: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 11-12 мая 2010 г. Белгород, 2010.– С. 184-187
2. Моисеенко О.А. Особенности организации процесса иноязычного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста с учетом лингвострановедческого аспекта // Лингвистические и методические аспекты преподавания иностранных языков: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (г. Белгород, 17 – 18 ноября 2011 г.), под ред. А.М. Аматова. – Белгород, ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2011. – С.193-199
3. Моисеенко О.А. Концепция непрерывного языкового образования как вариант обучения иностранному языку в контексте единого образовательного пространства страны и общеевропейских требований (на примере Белгородской области) // Лингвистические и методические аспекты преподавания иностранных языков: материалы Международной научно-практич. конф. ( Белгород, 12 ноября 2008г.). –Белгород, 2008. – С. 215-218.
4. Моисеенко О.А. Реализация концепции непрерывного языкового образования в Белгородской области //Реализация идей личностно-ориентированного обучения по программе «Начальная школа 21 века»: материалы региональной научно-практической конференции БелРИПКППС, (Белгород, 5 ноября 2009 г.). – Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2009. – Часть 2-я. – С. 205-210.
5. Моисеенко О.А., Епанчинцева Н.Д. «Сквозная» Программа раннего обучения английскому языку // Начальная школа плюс до и после.– №11. – М., 2009. – С. 1-4.
6. Негневицкая Е. И. Психологические условия формирования у дошкольников речевых навыков и умений на втором языке: Автореф. дис. канд. психол. наук. – М., 1986. – 23 с.
Инициирование более раннего иноязычного образования на территории Белгородской области, включение иностранного языка (английского) в учебный план дошкольного образования и начальной школы (первый класс) является практическим шагом в реализации личностно-ориентированной программы гуманитарного образования. Это необходимый и ответственный шаг, предоставляющий детям возможность включиться в инновационное будущее, войти в более раннем возрасте в мир иноязычной культуры. Все самое передовое, что есть в мире, должно быть представлено, прежде всего, детям - современным жителям XXI века, которым предстоит жить и работать в условиях нового информационного общества, в мире, который находится в состоянии ярко выраженных перемен, обусловленных поступательными процессами глобализации. И эти обстоятельства требуют от каждого знания не одного, а нескольких иностранных языков. Недаром XXI век объявлен ЮНЕСКО веком полиглотов. Знание иностранных языков - это не только атрибут культурного развития человека, но и условие его успешной деятельности в самых различных сферах производства. Инновационная деятельность по раннему иноязычному образованию дошкольников и младших школьников (первоклассников) на территории Белгородской области созвучна так же контексту рекомендаций Болонского соглашения и Совета Европы по возможно более раннему обучению детей  иностранным языкам как средству коммуникации и приобщению их с раннего детства к сокровищам мировой культуры.

Согласно Программе регионального проекта с 2007 по 2013 годы на территории Белгородской области проводилось экспериментальное научное исследование по реализации идей более раннего обучения английскому языку детей в системе «детский сад-начальная  школа», обеспечивающее формирование элементарных навыков иноязычного общения у дошкольников и младших школьников (первоклассников).

В процессе исследования разработана и апробирована экспериментальная модель, в соответствии с которой внедрены передовые технологи и раннего обучения английскому языку детей дошкольного и младшего школьного возраста с учетом преемственности дошкольного и начального звеньев и с учетом лингвострановедческого аспекта[1,2].

Положение об организации и проведении мониторинга инновационной деятельности как важнейшего инструмента отслеживания и оценки эффективности содержания раннего иноязычного образования в системе «детский сад-начальная школа» и используемых технологий и  методик послужило как основой для обоснованных путей устранения недостатков образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) и начальной школе, так и для принятия эффективных управленческих решений в ходе экспериментального исследования. Положение отражало цели,  задачи, направления и содержание проектной деятельности, обязанности исполнителей, формы отчета и сроки их предоставления, что  создало условия для эффективной организации мониторинговых процедур. К проведению диагностических процедур привлекались все участники образовательного процесса: педагоги дополнительного образования, учителя начальной школы, психологи, логопеды, воспитатели, родители. Такая совместная аналитическая деятельность априори ориентировала  на положительный  результат - некую  базу данных, которая в ходе эксперимента была подвергнута сбору и классификации. В ходе эксперимента была создана относительно стабильная система критериев и показателей,  по которым оценивалась эффективность деятельности педагогов дополнительного образования, учителей английского языка, обучающихся, материально-техническое и методическое обеспечение образовательного процесса.

Среди основных критериев в мониторинге выделены: результаты иноязычного образования дошкольников и младших школьников (первоклассников) с учетом преемственности дошкольного и начального звеньев; качество и коррекция процесса иноязычного образования детей указанной категории; обученность детей (уровень учебных достижений по иностранному языку, приобретенных ребенком для самостоятельной деятельности); обучаемость обучающихся (способность ребенка овладевать заданным содержанием обучения);характеристика обучающихся; уровень воспитанности дошкольников и младших школьников (первоклассников); кадровое обеспечение; обеспеченность оборудованием и его использование в процессе обучения; совместная деятельность администрации ДОУ и начальной школы. В соответствии с критериями были обозначены показатели мониторинга.

Непрерывный мониторинг инновационной деятельности на экспериментальных площадках и полученные результаты экспериментальных исследований по раннему иноязычному образованию дошкольников и младших школьников, имеющих место на территории Белгородского региона,  доказывают, во-первых, настоятельную необходимость более раннего  вхождения детей в мир иноязычной культуры, а именно, с четырех лет в детском дошкольном образовательном учреждении, не прерывая обучение в первом классе начальной школы и осуществляя плавный переход во второй класс начальной школы, где иностранный язык является обязательным школьным предметом. В нашем случае, иноязычное образование детей дошкольного  и младшего школьного возраста осуществляется в сензитивный период развития ребенка, когда врожденная способность детей  к овладению иностранным языком еще не утрачена.  С рождения и до девяти лет активно работают «биологические часы мозга» ребенка. В этот период своего развития ребенок является специалистом в овладении речью. После девяти лет мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и  уже не могут так легко приспосабливаться к новым условиям. Указанный возраст предрасположен  как к восприимчивости иностранного языка благодаря врожденной речевой функции ребенка, так и к глобально действующей у детей игровой мотивации [6]. С рождения и до пяти-шести лет ребенок получает больше эмоционального и интеллектуального чем всю оставшуюся жизнь. Именно в этот период формируется базис личностной культуры, закладываются основы физического, эмоционального, умственного развития ребенка. В состав базиса личностной культуры включается ориентировка ребенка в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях общественной жизни, явлениях собственной  жизни и деятельности, в себе самом. Кроме того, более ранний старт в изучении английского языка как первого глобального языка, непрерывность, системность, и преемственность в обучении позволят в перспективе  вывести языковое образование в регионе  на более качественный уровень.

Во-вторых, проведенная опытно-экспериментальная работа в регионе показывает, что в процессе раннего иноязычного образования у детей прослеживается положительная динамика в развитии основных психических механизмов: зрительной и слуховой памяти, концентрация непроизвольного и частично произвольного внимания,  эмоциональной сферы, воображения, постепенно проявляются и развиваются задатки логического мышления, формируется элементарное умение вступать в коммуникацию, расширяется общий кругозор.

В-третьих, основным требованием программно-методического обеспечения более раннего этапа обучения детей английскому языку является коммуникативно-психологическая адаптация дошкольников и младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера. Пройдя дошкольную подготовку по формированию элементарных навыков иноязычного общения, дети проявляют психологическую готовность  к дальнейшему восприятию иностранного языка в начальной школе, к развитию иноязычных навыков и формированию универсальных умений.

В-четвертых, отмечается высокий уровень мотивации у дошкольников и младших школьников к изучению языка. Это говорит в пользу того, что не только педагогическое сообщество, но и родители и их дети осознают чрезвычайную важность владения иностранным языком в современном поликультурном мире, видят в раннем иноязычном образовании детей указанного возраста широкие перспективы.

В-пятых, опыт иноязычного образования детей в экспериментальных  группах позволяет так же сделать вывод  о том, что дети дошкольного и младшего школьного возраста испытывают потребность в иноязычной коммуникации при имитировании жизненных ситуаций, с легкостью овладевают социальными формами деятельности. Для дошкольников и младших школьников характерно участие в разнообразных формах предметной деятельности, стремление познавать новое, проявлять творческую активность в диалогово-полилоговой коммуникации, в выполнении различных заданий, в исполнении ролей игровой деятельности.        

В-шестых, использование коммуникативно-игрового метода как ведущего метода обучения на раннем этапе оправдало ожидания всех участников образовательного процесса: именно через игру формируется прочная мотивация у детей к изучению иностранного языка, обеспечивая их готовность к иноязычному общению. Игра способствует формированию коммуникативности - важнейшего свойства человеческой личности. Широкое применение в процессе экспериментального обучения английскому языку получили следующие методические и технологические приемы: а) познавательные и ролевые игры; б) драматизация; в) инсценирование; г) театрализованная деятельность.

В-седьмых, наблюдаемая в ходе эксперимента социальная эффективность проекта выражена в способности исполнителей проекта вызывать интерес и удовлетворять потребителей, выполняя заказ общества. Внешним показателем социальной активности являются результаты общественной деятельности в рамках проекта. Этот показатель определяется активностью педагогов и родителей, участвующих в жизни своих подопечных. По сравнению с показателями социальной эффективности в начале проектной деятельности по раннему иноязычному образованию детей они резко возросли. Эффективность проявилась также в том, насколько живо и активно заинтересованная общественность  вела и ведет дискуссии о раннем вхождении детей в мир иноязычной культуры на научно-методических семинарах и конференциях муниципального, регионального и всероссийского характера,  на педагогических форумах, и в том, как много статей опубликовано  в сборниках различных уровней, и сколько откликов и отзывов из других субъектов РФ и из-за рубежа мы получили от коллег, которым не безразлична деятельность по раннему иноязычному образованию детей. Комментируемость материалов учебно-методического сопровождения со стороны заинтересованных педагогов, желание использовать материалы в своей работе- это внутренний показатель социальной эффективности инновационной проектной деятельности его исполнителей. В этом состоит результативность и ценность эксперимента.

Концепция непрерывного языкового образования  как вариант обучения иностранному языку в контексте единого образовательного пространства страны и общеевропейских требований (на примере Белгородской области) явилась стимулом переосмысления существующих и разработки новых качественных технологий обучения иностранным языкам (ИЯ) в целом и на раннем этапе в частности [3].

Необходимым документом эксперимента выступает «Сквозная» Программа раннего обучения английскому языку детей в детском саду и первом классе начальной школы, стимулирующая развитие вариативности и регионализации обучения иностранным языкам. Эта Программа носит рекомендательный характер и выступает ориентиром для  всех педагогов, работающих в данном направлении[4]. В соответствии с целями, задачами, принципами и методами, заложенными в  «сквозной» Программе,  разработаны и апробированы методические материалы, охватывающие все стороны, аспекты и направления раннего иноязычного образования детей в ДОУ и первом классе начальной школы. В частности подготовлены и апробированы пособия в помощь воспитателю детского сада, в помощь родителям, пособия по работе с детьми  в Лекотеке, в Школе раннего развития, в логопедической группе, в малокомплектном детском саду. Основное назначение разработанной серии пособий - оказать помощь педагогам, воспитателям и родителям в осуществлении дифференцированного подхода к обучению английскому языку детей, в том числе и детей, находящихся в специфических условиях иноязычного образования.

Созданы и апробированы в ходе эксперимента учебно-методические и методические пособия и дидактические материалы по страноведению и краеведению, которые помогут педагогу в формировании социокультурного компонента у дошкольников и младших школьников на элементарном уровне, а так же в  проведении дополнительной работы по английскому языку, в формировании диалога культур на элементарном уровне.

Таким образом, интенсивный характер  формирующего этапа эксперимента позволил создать необходимое программно-методическое обеспечение, включая учебно-методический комплект (УМК) «Easy English» для дошкольников и младших школьников (первый класс) (гриф «Допущено УМО по направлению «Педагогическое образование» Министерства образования и науки РФ»). УМК «Easy English» предполагает постепенное и целенаправленное формирование элементарных навыков иноязычного общения в условиях специально организованной  коммуникативно-игровой деятельности, с учетом специфических особенностей дошкольного и младшего школьного возраста, и ориентирует на общее развитие ребенка посредством английского языка, на раскрытие его творческих способностей. В основе УМК лежит путь, максимально приближенный к естественному процессу использования родного языка. В состав УМК входят:

  • «Сквозная» Программа раннего обучения английскому языку детей в детском саду и первом классе начальной школы;
  • Настольная книга педагога дополнительного образования для средней, старшей, подготовительной групп детского сада (шаг 1,2,3) и учителя начальной школы (дополнительный шаг) (4 единицы);
  • творческие тетради для дошкольников (шаг 1,2,3) и первоклассников (дополнительный шаг) (4 единицы);
  • презентации.

Существенным вкладом в экспериментальную работу является подготовленное совместными усилиями экспериментаторов учебно-методическое  пособие по диагностике  раннего иноязычного образования, использование которого  позволяет педагогам вести непрерывный учет индивидуальных и групповых особенностей детей в процессе их обучения английскому языку, поэтапно отслеживать достижения обучающихся в процессе формирования элементарных навыков иноязычного общения.

Опытно-экспериментальная работа, непрерывный мониторинг деятельности участников эксперимента доказывает, что наибольший учебно-воспитательный эффект достигается при комплексном использовании всех перечисленных выше средств обучения, и при условии, что занятия в детском саду и первом классе начальной школы проходят не реже двух раз в неделю. Оптимальная продолжительность занятий варьируется от ступени к ступени (15-20, 20-30, 30-35 минут) и в первом классе равняется продолжительности обычного урока в школе. Рекомендуемая наполняемость групп колеблется от  8 до15 обучающихся.

Все составляющие в комплексе позволят педагогам почувствовать преимущества более раннего иноязычного образования детей, максимально использовать задатки и способности детей дошкольного и младшего школьного возраста в овладении иностранным (английским) языком. На современном этапе УМК «Easy English» и другие пособия используются в ДОУ и первых классах начальных школ Белгорода и Белгородской области, а также  в профессиональной подготовке и переподготовке работников системы образования в дошкольных учреждениях и начальных школах Белгородской области и других регионов России.

Рецензенты:

Равжаа Наранцэцэг, д.п.н., доцент кафедры иностранных языков института компьютерной техники и менеджмента, Институт компьютерной техники и менеджмента Монгольского государственного университета науки и технологии, г.Улаанбаатор.

Шеховская Н.Л., д.п.н., доцент, профессор кафедры педагогики, профессор кафедры педагогики и методики начального образования, Педагогический институт Белгородского государственного национального исследовательского университета, г.Белгород.


Библиографическая ссылка

Моисеенко О.А. РАННЕЕ ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (МОНИТОРИНГ НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ) // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13882 (дата обращения: 14.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674