Согласно Программе регионального проекта с 2007 по 2013 годы на территории Белгородской области проводилось экспериментальное научное исследование по реализации идей более раннего обучения английскому языку детей в системе «детский сад-начальная школа», обеспечивающее формирование элементарных навыков иноязычного общения у дошкольников и младших школьников (первоклассников).
В процессе исследования разработана и апробирована экспериментальная модель, в соответствии с которой внедрены передовые технологи и раннего обучения английскому языку детей дошкольного и младшего школьного возраста с учетом преемственности дошкольного и начального звеньев и с учетом лингвострановедческого аспекта[1,2].
Положение об организации и проведении мониторинга инновационной деятельности как важнейшего инструмента отслеживания и оценки эффективности содержания раннего иноязычного образования в системе «детский сад-начальная школа» и используемых технологий и методик послужило как основой для обоснованных путей устранения недостатков образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) и начальной школе, так и для принятия эффективных управленческих решений в ходе экспериментального исследования. Положение отражало цели, задачи, направления и содержание проектной деятельности, обязанности исполнителей, формы отчета и сроки их предоставления, что создало условия для эффективной организации мониторинговых процедур. К проведению диагностических процедур привлекались все участники образовательного процесса: педагоги дополнительного образования, учителя начальной школы, психологи, логопеды, воспитатели, родители. Такая совместная аналитическая деятельность априори ориентировала на положительный результат - некую базу данных, которая в ходе эксперимента была подвергнута сбору и классификации. В ходе эксперимента была создана относительно стабильная система критериев и показателей, по которым оценивалась эффективность деятельности педагогов дополнительного образования, учителей английского языка, обучающихся, материально-техническое и методическое обеспечение образовательного процесса.
Среди основных критериев в мониторинге выделены: результаты иноязычного образования дошкольников и младших школьников (первоклассников) с учетом преемственности дошкольного и начального звеньев; качество и коррекция процесса иноязычного образования детей указанной категории; обученность детей (уровень учебных достижений по иностранному языку, приобретенных ребенком для самостоятельной деятельности); обучаемость обучающихся (способность ребенка овладевать заданным содержанием обучения);характеристика обучающихся; уровень воспитанности дошкольников и младших школьников (первоклассников); кадровое обеспечение; обеспеченность оборудованием и его использование в процессе обучения; совместная деятельность администрации ДОУ и начальной школы. В соответствии с критериями были обозначены показатели мониторинга.
Непрерывный мониторинг инновационной деятельности на экспериментальных площадках и полученные результаты экспериментальных исследований по раннему иноязычному образованию дошкольников и младших школьников, имеющих место на территории Белгородского региона, доказывают, во-первых, настоятельную необходимость более раннего вхождения детей в мир иноязычной культуры, а именно, с четырех лет в детском дошкольном образовательном учреждении, не прерывая обучение в первом классе начальной школы и осуществляя плавный переход во второй класс начальной школы, где иностранный язык является обязательным школьным предметом. В нашем случае, иноязычное образование детей дошкольного и младшего школьного возраста осуществляется в сензитивный период развития ребенка, когда врожденная способность детей к овладению иностранным языком еще не утрачена. С рождения и до девяти лет активно работают «биологические часы мозга» ребенка. В этот период своего развития ребенок является специалистом в овладении речью. После девяти лет мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и уже не могут так легко приспосабливаться к новым условиям. Указанный возраст предрасположен как к восприимчивости иностранного языка благодаря врожденной речевой функции ребенка, так и к глобально действующей у детей игровой мотивации [6]. С рождения и до пяти-шести лет ребенок получает больше эмоционального и интеллектуального чем всю оставшуюся жизнь. Именно в этот период формируется базис личностной культуры, закладываются основы физического, эмоционального, умственного развития ребенка. В состав базиса личностной культуры включается ориентировка ребенка в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях общественной жизни, явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом. Кроме того, более ранний старт в изучении английского языка как первого глобального языка, непрерывность, системность, и преемственность в обучении позволят в перспективе вывести языковое образование в регионе на более качественный уровень.
Во-вторых, проведенная опытно-экспериментальная работа в регионе показывает, что в процессе раннего иноязычного образования у детей прослеживается положительная динамика в развитии основных психических механизмов: зрительной и слуховой памяти, концентрация непроизвольного и частично произвольного внимания, эмоциональной сферы, воображения, постепенно проявляются и развиваются задатки логического мышления, формируется элементарное умение вступать в коммуникацию, расширяется общий кругозор.
В-третьих, основным требованием программно-методического обеспечения более раннего этапа обучения детей английскому языку является коммуникативно-психологическая адаптация дошкольников и младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера. Пройдя дошкольную подготовку по формированию элементарных навыков иноязычного общения, дети проявляют психологическую готовность к дальнейшему восприятию иностранного языка в начальной школе, к развитию иноязычных навыков и формированию универсальных умений.
В-четвертых, отмечается высокий уровень мотивации у дошкольников и младших школьников к изучению языка. Это говорит в пользу того, что не только педагогическое сообщество, но и родители и их дети осознают чрезвычайную важность владения иностранным языком в современном поликультурном мире, видят в раннем иноязычном образовании детей указанного возраста широкие перспективы.
В-пятых, опыт иноязычного образования детей в экспериментальных группах позволяет так же сделать вывод о том, что дети дошкольного и младшего школьного возраста испытывают потребность в иноязычной коммуникации при имитировании жизненных ситуаций, с легкостью овладевают социальными формами деятельности. Для дошкольников и младших школьников характерно участие в разнообразных формах предметной деятельности, стремление познавать новое, проявлять творческую активность в диалогово-полилоговой коммуникации, в выполнении различных заданий, в исполнении ролей игровой деятельности.
В-шестых, использование коммуникативно-игрового метода как ведущего метода обучения на раннем этапе оправдало ожидания всех участников образовательного процесса: именно через игру формируется прочная мотивация у детей к изучению иностранного языка, обеспечивая их готовность к иноязычному общению. Игра способствует формированию коммуникативности - важнейшего свойства человеческой личности. Широкое применение в процессе экспериментального обучения английскому языку получили следующие методические и технологические приемы: а) познавательные и ролевые игры; б) драматизация; в) инсценирование; г) театрализованная деятельность.
В-седьмых, наблюдаемая в ходе эксперимента социальная эффективность проекта выражена в способности исполнителей проекта вызывать интерес и удовлетворять потребителей, выполняя заказ общества. Внешним показателем социальной активности являются результаты общественной деятельности в рамках проекта. Этот показатель определяется активностью педагогов и родителей, участвующих в жизни своих подопечных. По сравнению с показателями социальной эффективности в начале проектной деятельности по раннему иноязычному образованию детей они резко возросли. Эффективность проявилась также в том, насколько живо и активно заинтересованная общественность вела и ведет дискуссии о раннем вхождении детей в мир иноязычной культуры на научно-методических семинарах и конференциях муниципального, регионального и всероссийского характера, на педагогических форумах, и в том, как много статей опубликовано в сборниках различных уровней, и сколько откликов и отзывов из других субъектов РФ и из-за рубежа мы получили от коллег, которым не безразлична деятельность по раннему иноязычному образованию детей. Комментируемость материалов учебно-методического сопровождения со стороны заинтересованных педагогов, желание использовать материалы в своей работе- это внутренний показатель социальной эффективности инновационной проектной деятельности его исполнителей. В этом состоит результативность и ценность эксперимента.
Концепция непрерывного языкового образования как вариант обучения иностранному языку в контексте единого образовательного пространства страны и общеевропейских требований (на примере Белгородской области) явилась стимулом переосмысления существующих и разработки новых качественных технологий обучения иностранным языкам (ИЯ) в целом и на раннем этапе в частности [3].
Необходимым документом эксперимента выступает «Сквозная» Программа раннего обучения английскому языку детей в детском саду и первом классе начальной школы, стимулирующая развитие вариативности и регионализации обучения иностранным языкам. Эта Программа носит рекомендательный характер и выступает ориентиром для всех педагогов, работающих в данном направлении[4]. В соответствии с целями, задачами, принципами и методами, заложенными в «сквозной» Программе, разработаны и апробированы методические материалы, охватывающие все стороны, аспекты и направления раннего иноязычного образования детей в ДОУ и первом классе начальной школы. В частности подготовлены и апробированы пособия в помощь воспитателю детского сада, в помощь родителям, пособия по работе с детьми в Лекотеке, в Школе раннего развития, в логопедической группе, в малокомплектном детском саду. Основное назначение разработанной серии пособий - оказать помощь педагогам, воспитателям и родителям в осуществлении дифференцированного подхода к обучению английскому языку детей, в том числе и детей, находящихся в специфических условиях иноязычного образования.
Созданы и апробированы в ходе эксперимента учебно-методические и методические пособия и дидактические материалы по страноведению и краеведению, которые помогут педагогу в формировании социокультурного компонента у дошкольников и младших школьников на элементарном уровне, а так же в проведении дополнительной работы по английскому языку, в формировании диалога культур на элементарном уровне.
Таким образом, интенсивный характер формирующего этапа эксперимента позволил создать необходимое программно-методическое обеспечение, включая учебно-методический комплект (УМК) «Easy English» для дошкольников и младших школьников (первый класс) (гриф «Допущено УМО по направлению «Педагогическое образование» Министерства образования и науки РФ»). УМК «Easy English» предполагает постепенное и целенаправленное формирование элементарных навыков иноязычного общения в условиях специально организованной коммуникативно-игровой деятельности, с учетом специфических особенностей дошкольного и младшего школьного возраста, и ориентирует на общее развитие ребенка посредством английского языка, на раскрытие его творческих способностей. В основе УМК лежит путь, максимально приближенный к естественному процессу использования родного языка. В состав УМК входят:
- «Сквозная» Программа раннего обучения английскому языку детей в детском саду и первом классе начальной школы;
- Настольная книга педагога дополнительного образования для средней, старшей, подготовительной групп детского сада (шаг 1,2,3) и учителя начальной школы (дополнительный шаг) (4 единицы);
- творческие тетради для дошкольников (шаг 1,2,3) и первоклассников (дополнительный шаг) (4 единицы);
- презентации.
Существенным вкладом в экспериментальную работу является подготовленное совместными усилиями экспериментаторов учебно-методическое пособие по диагностике раннего иноязычного образования, использование которого позволяет педагогам вести непрерывный учет индивидуальных и групповых особенностей детей в процессе их обучения английскому языку, поэтапно отслеживать достижения обучающихся в процессе формирования элементарных навыков иноязычного общения.
Опытно-экспериментальная работа, непрерывный мониторинг деятельности участников эксперимента доказывает, что наибольший учебно-воспитательный эффект достигается при комплексном использовании всех перечисленных выше средств обучения, и при условии, что занятия в детском саду и первом классе начальной школы проходят не реже двух раз в неделю. Оптимальная продолжительность занятий варьируется от ступени к ступени (15-20, 20-30, 30-35 минут) и в первом классе равняется продолжительности обычного урока в школе. Рекомендуемая наполняемость групп колеблется от 8 до15 обучающихся.
Все составляющие в комплексе позволят педагогам почувствовать преимущества более раннего иноязычного образования детей, максимально использовать задатки и способности детей дошкольного и младшего школьного возраста в овладении иностранным (английским) языком. На современном этапе УМК «Easy English» и другие пособия используются в ДОУ и первых классах начальных школ Белгорода и Белгородской области, а также в профессиональной подготовке и переподготовке работников системы образования в дошкольных учреждениях и начальных школах Белгородской области и других регионов России.
Рецензенты:
Равжаа Наранцэцэг, д.п.н., доцент кафедры иностранных языков института компьютерной техники и менеджмента, Институт компьютерной техники и менеджмента Монгольского государственного университета науки и технологии, г.Улаанбаатор.
Шеховская Н.Л., д.п.н., доцент, профессор кафедры педагогики, профессор кафедры педагогики и методики начального образования, Педагогический институт Белгородского государственного национального исследовательского университета, г.Белгород.
Библиографическая ссылка
Моисеенко О.А. РАННЕЕ ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (МОНИТОРИНГ НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ) // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13882 (дата обращения: 14.10.2024).