Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

О РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Стрекалова И.В. 1
1 ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ», Брянский филиал
Рассмотрена проблема возможностей реализации творческого подхода при обучении иностранному языку в вузе. Так как современное общество нуждается не только в квалифицированных специалистах, но и в творческих, интеллектуально развитых личностях, существенное значение приобретает возможность реализации творческих способностей студентов. Наивысшей стадией формирования познавательного интереса к изучению иностранного языка является творческий интерес. Под творчеством понимают деятельность по созданию нового и ценного, но относительно учебно-познавательной деятельности можно вести речь только о субъективном творчестве, которое обладает определенной новизной для личности обучаемого. Наиболее эффективно мотивировать студента к саморазвитию позволяет применение активных и интерактивных методов обучения, в основе которых лежат принципы активной групповой работы. Информатизация учебно-познавательной деятельности представляет широкие возможности для придания процессу обучения иностранным языкам творческой направленности. Рациональное использование активных и интерактивных методов организации учебно-познавательной деятельности, а также обоснованное применение информационных технологий в учебном процессе обеспечивает эффективную реализацию творческого подхода к обучению иностранному языку.
информационные технологии
активные и интерактивные методы
учебно-познавательная деятельность
творчество
1. Ащеулов Ю.Б. Развитие творческих способностей обучаемых и подготовка квалифицированных специалистов в региональном университетском учебном округе // Проблемы интеллектуализации образования: Материалы Международной конференции – 28 ноября 2002 г. – Воронеж – Москва: Изд-во исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов, 2002. – С. 297–298.
2. Дремова Л.А. Формирование высшего образования: инновации в методах и технологиях вузе // Методика преподавания в заочном вузе. Сборник научных трудов филиала ВЗФЭИ в г. Курске. По материалам VII международной научно-методической конференции «Методика преподавания в заочном вузе», Курск, 18 декабря 2009 г. / Под ред. к.э.н. Л.А. Дремовой. – Курск: ВЗФЭИ, 2009. – С. 49–67.
3. Кравцова Е.С. Стимулирование учебно-познавательной деятельности студентов в вузе // Методика преподавания в заочном вузе. Сборник научных трудов Курского филиала ВЗФЭИ. По материалам V международной научно-методической конференции «Методика преподавания в заочном вузе», Курск, 14 декабря 2007 г. / Под ред. к.э.н. Л.А. Дремовой. – Курск: ВЗФЭИ, 2008. – С. 62–64.
4. Кривоногова О.В. Применение самостоятельной работы на занятиях по иностранному языку с целью формирования духовно-нравственных ценностей // Труды III Международной научно-практической Интернет-конференции «Многоуровневая языковая подготовка специалистов в неязыковых вузах: проблемы и перспективы развития». – Ростов-на-Дону. Бюро пропаганды Ростовской писательской организации, 2013. – С.172–176.
5. Матяш Н.В. Проектная деятельность школьников. – М.: Высшая школа, 2000. – 306 с.
6. Сойникова Т.А. Учебная дискуссия как метод обучения // Методика преподавания в заочном вузе. Сборник научных трудов Курского филиала ВЗФЭИ. По материалам V международной научно-методической конференции «Методика преподавания в заочном вузе», Курск, 14 декабря 2007 г. / Под ред. к.э.н. Л.А. Дремовой. – Курск: ВЗФЭИ, 2008. – С. 114–115.
Высшая школа во все времена играла роль воспитателя, создателя кадров, способных развивать профессиональную деятельность, преобразовывать новые знания и ценности, расширять, а не только повторять социальный опыт. Однако эта социальная функция образования - воспитание творческой личности, утрачивается в ходе стихийного развития, не опирающегося на выбор научно-обоснованных стратегий, при этом сам институт высшей школы теряет свой творческий потенциал.

Одну из центральных позиций в системе современного высшего образования занимает подготовка к эффективному профессиональному общению будущего специалиста с партнерами, представляющими различные культуры, поскольку опыт успешной межкультурной коммуникации в условиях интенсивной интеграции науки и производства различных стран обеспечивает в целом успешную профессиональную деятельность. Владение иностранным языком, повышение иноязычной культуры и грамотности становится в настоящее время одним из важнейших условий формирования профессиональной компетентности. Сегодня задача ву­зов состоит не только в повышении уровня профессиональной компетентности выпускников, но и в формировании творческой, мобильной, социально устойчивой личности, способной адаптироваться к новым условиям современной жизни, развиваться в соответствии с требованиями времени. В связи с этим растет потребность в осмыслении сущности предлагаемых направлений и разработке инновационных методов и приемов обучения, обеспечивающих повышение качества высшего образования в целом.

Таким образом, закономерно возникает вопрос о необходимости оптимизации преподавания иностранного языка на неязыковых факультетах, поиска новых путей и средств формирования интереса к обучению, применения эффективных способов активизации познавательной деятельности, создание благоприятных условий для реализации творческих способностей студентов.

Современное общество нуждается не только в квалифицированных специалистах, но и в творческих, интеллектуально развитых личностях, поэтому существенное значение приобретает возможность реализации креативных способностей студентов в процессе обучения в вузе. Сегодня данная проблема приобретает все большую актуальность. Перед обществом стоят задачи обновления и совершенствования образовательной сферы, что требует подготовки в условиях вуза компетентных специалистов, которые должны не только обладать специальными знаниями и владеть новыми технологиями, но и быть самостоятельными, творческими активными, мыслящими личностями.

При проведении данного исследования ставятся следующие цели: 1) анализ понятия «творчество» в учебном процессе; 2) поиск путей осуществления творческого подхода при обучении иностранному языку; 3) применение активных и интерактивных методов обучения в целях придания процессу обучения творческой направленности; 4) создание условий для реализации творческих способностей студентов при помощи современных информационных технологий.

Одним из ведущих мотивов учебной деятельности по иностранному языку у студентов нефилологических специальностей является интерес. Он обладает наибольшей побудительной силой, так как не только содействует развитию познавательных способностей обучаемых, но и непосредственно связан с потребностью в их предстоящей деятельности. Наивысшей стадией формирования познавательного интереса к изучению иностранного языка является творческий интерес. Хотя творчество обычно рассматривается как деятельность по созданию нового и ценного [1], относительно учебно-познавательной деятельности, мы можем вести речь только о субъективном творчестве, которое обладает определенной новизной для личности обучаемого.

Субъ­ективное творчество студента проявляется в раз­личных направлениях. Так, например, это может быть придуманный самим обучаемым оригинальный способ запоминания слов (по ассоциациям, по анало­гии с родным языком, по группам значений). Некоторые обучае­мые творчески подходят к составлению лексических тем, отступая от общего стандарта, ис­пользуя большое количество новой информации. Сту­денты, достигшие этой стадии формирования интереса, делают литературные переводы ори­гинальных текстов. Широкие возможности для творчества пре­доставляет ино­язычная поэ­зия (стихотворный перевод, по­пытки сочинения собственных сти­хотворений). Кроме того, студенты данной группы охотно по­могают препода­вателю в прове­дении занятий и организации различных меро­приятий на ино­странном языке (вечеров, олимпиад, викторин). При этом инте­рес к языку ста­новится ценным качеством личности обучаемых, побудитель­ным мотивом их деятельности.

Следует заметить, что этой ста­дии интереса достигают далеко не все обучаемые, увлекающиеся иностран­ным язы­ком. Проведенное анкетирование показало, что творческий интерес присущ лишь 4 % студентов, кото­рые обла­дают высо­ким уровнем школьной подго­товки; устойчивым желанием изучать ино­стран­ный язык, возникшим уже во время обучения в школе; прояв­ляют вы­со­кую активность на занятиях; стре­мятся пополнить свои знания. Интерес к языку у студентов данной группы зачастую выходит за рамки вузов­ской про­граммы, они регулярно зани­маются этим предметом в свободное время, охотно выпол­няют творческие и дополнительные задания. Важно заметить, что студенты, находя­щиеся на стадии творче­ского интереса, осознают возрастаю­щую роль ино­странного языка в настоящее время, подчеркивают его значение для своей бу­дущей про­фессиональной дея­тельности и дальнейшей учебы, а также положи­тельное влияние иностранного языка на развитие мышления, па­мяти, внимания, расширение кругозора.

Однако использование творческого метода обучения на занятии возможно только при условии развития у студентов определенного уровня познавательной самостоятельности, высокой познавательной активности. В связи с этим необходимо упомянуть тот факт, что в настоящее время все чаще высказывается мысль о том, что в процессе обучения нужно учить мыслить, а не просто предлагать определенную сумму знаний в готовом виде. Научно доказано, что на развитие творческой личности в значительной степени влияет дефицит времени и объем информационных потоков. Поэтому современного студента необходимо учить наиболее глубоким, существенным законам и принципам наук, дающим ему целостную картину мира, для того чтобы обеспечить возможность роста основного набора качеств, которые должны быть развиты у творческой личности [3].

Наиболее эффективно мотивировать студента к саморазвитию позволяет применение активных и интерактивных методов обучения, в основе которых лежат принципы активной групповой работы в ходе учебного процесса, интенсивного обмена опытом, коррекции обучения. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена, преимущественно, не на изложение преподавателем готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельную познавательную деятельность студентов в процессе обучения.

Интерактивные методы обучения - методы, при которых сам процесс передачи информации построен на принципе двустороннего активного взаимодействия преподавателя и студента. Применение данного метода предполагает высокую активность студента при условии творческого переосмысления им полученных сведений. К основным критериям интерактивной модели обучения можно отнести следующие: возможность неформальной дискуссии, свободное изложение материала, наличие групповых заданий, которые требуют коллективных усилий, инициативность каждого студента, оптимально организованный контроль, систематическая самостоятельная подготовка.

При этом активность студентов поддерживается благодаря сформированной системе мотивации, которая включает в себя использование преподавателем таких мотивов, как:

  • интерес к будущей профессии;
  • творческий характер учебно-познавательной деятельности;
  • элементы состязательности, использование игровых ситуаций.

Активные и интерактивные методы включают в себя следующее: метод проблемного изложения учебного материала, презентации, дискуссии, «круглые столы», кейс-стади, групповую совместную работу студентов, метод «мозгового штурма», проектный метод.

С целью придания творческого характера процессу обучения иностранному языку в вузе за основу можно взять метод проблемного изложения учебного материала. Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность студентов по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями, а также создаются благоприятные возможности для развития мыслительных способностей обучаемых. Преподаватель организует самостоятельную работу студентов, дает им учебные задания проблемного характера и указывает на цель работы. Проблемные ситуации возникают в ходе выполнения заданий, которые имеют не только теоретический, но и практический характер, что позволяет применять результаты работы в профессиональной или учебной деятельности. При этом студенты занимаются поиском дополнительных фактов и сведений, их систематизацией и анализом, что вызывает у них живой эмоциональный отклик, повышение активности и заинтересованности. Возникающие проблемы обучаемые решают самостоятельно, опираясь на имеющиеся знания и полученную информацию. Рассматриваемый метод характеризуется высоким уровнем познавательной активности и самостоятельности, а также возникновением и сохранением устойчивого интереса. Этот факт подтверждает целесообразность применения метода проблемного изложения учебного материала на практических занятиях по иностранному языку.

Одним из вариантов метода проблемно-ситуационного анализа является метод кейс-стади, основанный на обучении путем решения конкретных ситуационных задач (кейсов). Данный метод относится к неигровым имитационным активным методам обучения. Непосредственная цель метода кейс-стади - совместными усилиями группы студентов проанализировать ситуацию и выработать практическое решение; окончание процесса - оценка предложенных алгоритмов и выбор наиболее оптимального из них в контексте поставленной проблемы. Отличительной особенностью рассматриваемого метода является создание проблемной ситуации на основе практического опыта студентов [2].

В силу того, что современному специалисту необходимо не только обладать профессиональными знаниями, но быть способным к эффективному общению на иностранном языке, следует применять такие формы организации учебно-познавательной деятельности, которые способствовали бы приобретению навыков межкультурной коммуникации. В частности, одним из таких методов является дискуссия, под которой подразумевается обмен мнениями во всех его формах. Следует заметить, что учебная дискуссия отличается тем, что в науке решение обсуждаемой проблемы уже найдено, а новизна проблематики относится лишь к группе лиц, участвующих в ее обсуждении. Целью организации учебной дискуссии является процесс логики, который должен привести к новому знанию с точки зрения обучаемых. В результате учебной дискуссии достигается более высокий уровень усвоения студентами современных знаний, развитие у них диалектического мышления, реализация творческого потенциала [6]. Значительную роль в организации и проведении дискуссии играет соответствующая подготовка (выбор актуальной темы, распределение ролей, поддержание доброжелательной атмосферы). Дискуссия как активный метод обучения обеспечивает благоприятные возможности для осуществления обратной связи, закрепления имеющихся знаний, выражения творческих способностей студентов.

В качестве разновидностей учебной дискуссии можно рассматривать такую форму организации учебно-познавательной деятельности, как «круглый стол», который представляет собой один из наиболее эффективных способов для обсуждения интересных и актуальных на данный момент вопросов в любой профессиональной сфере, обмена опытом и творческих инициатив. Такая форма общения способствует лучшему усвоению материала, позволяет найти необходимые решения в процессе эффективного диалога. Обсуждение проблем, обмен мнениями, ценным опытом, изучение дополнительных возможностей, дискуссия при обсуждении спорных вопросов придает «круглому столу» динамичность и насыщенность, создает напряженную ситуацию творческого поиска, что, несомненно, способствует активизации познавательной и творческой деятельности обучаемых.

Еще одним методом, способствующим формированию творческого мышления студентов, является так называемый метод «мозговой атаки» или «мозгового штурма». Основная цель данного метода - создание фонда идей по определенной теме в процессе активного творческого взаимодействия всех участников группы.

К методам и приемам, содействующим реализации творческого подхода в обучении иностранному языку, относятся также различные виды имитационных игр. Расширение профессиональных и общественных связей с зарубежными партнерами ведет к необходимости грамотно и правильно вести беседу в самых разнообразных ситуациях общения, поэтому в данном случае особую актуальность приобретает создание языковой среды, максимально приближенной к естественной. Такую возможность предоставляет применение на занятии ролевых и деловых игр.

Ролевая игра является одной из форм коллективного взаимодействия, цель которой - дать студенту возможность вырабатывать и принимать решения в имитационных условиях. При этом можно эффективно сочетать групповые, парные и индивидуальные формы работы на занятии. Кроме того, ролевая игра позволяет обобщать и углублять имеющиеся знания, развивать языковые умения, активизировать учебный процесс, придать ему элементы творчества.

Деловые игры также способствуют созданию языковой среды, при этом появляется возможность активизировать весь программный лексико-грамматический материал. Студенты быстро овладевают речевыми конструкциями и автоматически оперируют ими при выполнении коммуникативных заданий другого типа. Такие занятия способствуют развитию творческих и коммуникативных способностей, приобщают к культуре страны изучаемого языка [4].

Наряду с перечисленными методами для придания процессу изучения иностранного языка творческой направленности является целесообразным применение так называемого проектного метода обучения. Под проектом понимается творческая завершенная работа студента, соответствующая его интересам, склонностям и потребностям; проектное обучение выражается в самостоятельно направленной деятельности обучаемого, которая предполагает самообучение. Таким образом, проектное обучение - это система, предполагающая создание в учебном процессе условий, при которых студенты усваивают знания, приобретают умения и навыки путем самостоятельного овладения способами получения новой информации. Основу проектного обучения составляет «проектный метод» и способы его реализации. Под проектным методом понимается интеграционная система методов - проблемно-поисково-исследовательская деятельность студентов, направленная на решение дидактических задач [5]. При этом происходит поэтапное формирование знаний, умений и навыков. В современной методике различают следующие виды проектов:

  • исследовательские проекты, для которых характерно наличие четко поставленных, актуальных и значимых целей, продуманной и обоснованной структуры, широкое использование арсенала методов исследования, обработки и оформления результатов;
  • игровые проекты, главным содержанием которых становится ролевая игра, где участники принимают на себя определенные роли для имитации вымышленных или реально существующих ситуаций;
  • практико-ориентированные проекты, характеризующиеся нацеленностью на запланированный практический результат, имеющий определенную значимость для студента;
  • творческие проекты, особенность которых заключается в том, что они не имеют заранее определенной структуры. При выполнении студентами творческого проекта преподаватель (координатор) устанавливает лишь общие параметры и указывает оптимальные пути решения намеченных задач. Однако необходимым условием творческих проектов является четкая постановка конечного планируемого результата, значимого для студентов. Специфика такого проекта предполагает интенсивную работу обучаемых с материалами, не содержащими готового ответа [2]. Творческие проекты стимулируют максимальную активизацию познавательной деятельности, а сама работа над проектами играет роль связующего звена между теорией и практикой, ее характерной особенностью является доступность для обучаемых. Проектная технология является эффективной формой работы на занятиях по иностранному языку, которая обеспечивает формирование способностей к самостоятельной творческой деятельности и применяется для закрепления приобретенных знаний в процессе решения реальных практических задач. Результатом такой деятельности становится творчество. Благодаря использованию проектного метода объективно осуществляется связь с другими предметами, что способствует углублению познавательных интересов. При организации проектной деятельности во многих случаях эффективным является использование работы в парах и малых группах. В целом работа над проектами выполняется студентами с большим интересом и вниманием, творческая направленность предлагаемых заданий активизирует все мыслительные процессы обучаемых, вызывает у них стремление достигнуть намеченную цель, желание совершенствовать свои знания.

Широкие возможности придания процессу обучения иностранным языкам творческой направленности представляет информатизация учебного процесса. Актуальность проблемы использования современных информационных технологий (компьютер, Интернет-занятия) при обучении иностранным языкам в настоящее время является очевидной. Использование компьютера в учебном процессе оказывает непосредственное влияние на познавательные процессы обучаемых - восприятие, память, внимание, мышление. Яркая и привлекательная наглядность, используемая с монитора, раскрывает перед студентом реальные ситуации, вызывающие у него познавательный интерес и активизирующие его творческую деятельность. Как показывают наблюдения, такие занятия проходят без морального напряжения, работа студентов осуществляется при положительном эмоциональном настрое. Благодаря увлекательной форме заданий у обучаемых повышается интерес к их выполнению, что увеличивает эффективность восприятия ими основного материала. Компьютер предоставляет широкие возможности развития творческих способностей студентов и усвоения ими знаний на высоком уровне осмысления и интерпретации. В частности, особый интерес у студентов вызывает подготовка и проведение презентаций в Power Point, регулярное применение которых способствует формированию и развитию навыка говорения на изучаемом языке. Использование возможностей информационных технологий может реально восполнить недостаток аудиторных часов, отводимых на изучение иностранного языка в неязыковом вузе, и оптимизировать процесс обучения. Следовательно, целесообразность применения информационных технологий в формировании творческой активности студентов в процессе обучения иностранному языку является очевидной.

Таким образом, рациональное использование активных и интерактивных методов организации учебно-познавательной деятельности представляет собой существенный потенциал для формирования творческой активности студентов в процессе изучения иностранного языка. При этом значительную роль играет обоснованное применение информационных технологий в учебном процессе, что активизирует познавательную деятельность студентов, повышает мотивацию к изучению иностранного языка, обеспечивает эффективную реализацию творческого подхода к обучению иностранному языку.

Рецензенты:

Прядёхо А.Н., д.п.н., профессор, профессор кафедры «Педагогика» ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского» (БГУ), г. Брянск.

Асташова Н.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры «Педагогика» ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского» (БГУ), г. Брянск.


Библиографическая ссылка

Стрекалова И.В. О РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13869 (дата обращения: 27.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074