Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Филимонова О.В. 1
1 ГОУ ВПО «Самарский государственный технический университет»
Проведен анализ взаимосвязи уровня развития адаптационных способностей студентов к быстро изменяющимся условиям современного рынка труда и процесса формирования профессиональных компетенций на базе навыков нестандартного мышления, умения видеть возникающие в реальной действительности проблемы и поиска рациональных путей их решения, с помощью современных информационных образовательных технологий. Современная единая концепция построения информационно-образовательной среды в техническом вузе в полной мере учитывает новые возможности создания, распространения и применения многокомпонентных распределенных и интегрированных баз данных и знаний, ориентированных на образование, учитывающая национальные требования к системе образования и гармонизированная с мировыми тенденциями.
информационное образовательное пространство
профессиональные компетенции
сетевые технологии обучения
информационно-образовательная среда
единая концепция обучения
1. Беспалов П.В. Компьютерная компетентность в контексте личностно ориентированного обучения // Педагогика. – 2010. № 4. – С. 41 – 45.
2. Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин): Монография. – Астрахань: ЦНТЭП, 2009. – 364 с.
3. Зарецкая З.А. Информационная культура.-М.:Дрофа, 2009.- 256 с.
4. Мануйлов Ю.С. Средовый подход в воспитании. // Педагогика, 2000, №7. – с.36-41.
5. Фролкова А., Серафимов Л. Специальные дисциплины в многоуровневой системе // Высшее образование в России. – 2004. № 1. – С. 91 – 95.

В период научно-технической революции, когда наблюдается быстрый рост научных знаний и их широкое внедрение в производство, все большую актуальность получает проблема повышения качества профессиональной подготовки в вузе. Необходимость концептуального осмысления данной проблемы   обусловлена переходом страны  к новым социально-экономическим условиям, требующим  создания интенсивных систем обучения, обеспечивающих высокое качество  подготовки и уровень личностного развития специалистов, ожидаемых обществом.

В современных постиндустриальных условиях, когда на первый план выходят информационные технологии, овладение  инновационными образовательными средствами становится ведущим при формировании готовности  к  профессиональной деятельности  выпускников любого вуза. Анализ динамики развития и использования интерактивных технологий в разнообразных видах деятельности человека показывает, что сегодня высококвалифицированным специалистом может считаться тот, кто, кроме владения   профессиональными   знаниями  и  умениями   в   спе­циальной  области, имеет практические навыки использования компью­терной техники, информационных систем, умеет выбрать среди них наиболее подходящие для специфики выполняемой работы.

Вместе с тем, результаты различных исследований свидетельствуют о том, что процесс подготовки в вузе будущих специалистов ориентирован сегодня, прежде всего, на вооружение студентов совокупностью предметных знаний, а не на формирование у последних профессионально значимых знаний, умений и навыков [1, c.86]. 

Анализ  результатов педагогических исследований показывает, что ученые постоянно обращаются к исследованию условий повышения качества подготовки специалистов, называя приоритетным  условием - компетентность. В данном случае, под профессио­нальной компетентностью студентов   вуза рассматривается  интегративное свойство личности, выражающееся в совокупности осознанных профессиональных знаний, умений и навыков, позволяющих специалисту, используя современные информационные  средства, наибо­лее полно реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности.

 В настоящее время, практическая реализация компетентностного подхода при   подготовке  студентов  направлена, прежде всего, на разработку новых образовательных  средств, необходимость которых обусловлена постоянно нарастающими противоречиями между интегральным характером требований, предъявляемых к специалисту, и недостаточной разработанностью вопросов формирования его профес­сиональной компетенции - прежде всего, это определение структуры, содержания и технологии профессионального  обу­чения, формирующих готовность выпускников вузов успешно осуществлять проектировочную, конструктивную, коммуника­тивную, организаторскую и гностическую деятельность.

С этой целью, в Самарском государственном техническом университете предпринята попытка на основе процесса обучения электротехническим дисциплинам разработать  технологию формирования профессиональной компетентности студентов с помощью интерактивных образовательных технологий, а также дать теоретическое обоснование   их  специфичности в подготовке спе­циалистов конкретных профилей. 

Сравнение взглядов ученых на проблему информатизации учеб­ного процесса в вузе убеждает нас в том, что становление профессиональной компетентности идет на протяжении всей жизни, а компьютер­ная подготовка в высшей школе, индивидуализируя обучение, способст­вует адаптации к профессиональной деятельности, сокращая ее сроки, что достигается за счет погружения студентов в профессиональное пространство, под которым мы понимаем педагогически целесообразно организованную среду, формирующую готовность студентов к своей бу­дущей профессиональной деятельности. Такую среду в каждом конкретном вузе  представляет интерактивная  среда, в которой адаптация к профессиональным зада­чам происходит через учебную, научно-исследовательскую, профессиональную и преддипломную практику.

В ходе исследования в СамГТУ особенностей процесса повышения качества профессиональной подготовки студентов технических специальностей при изучении дисциплин электротехнического цикла нами было установлено, что формирование профессиональной компетентности студентов  становится возможным, если:

  • процесс профессиональной подготовки имитирует профессиональное пространство, адекватное модели личности выпускника;
  • содержание будущей профессиональной деятельности структу­рируется на основе средового и личностно-ориентированного подходов, обеспечивая условия для формирования профессиональной компетент­ности будущих специалистов;
  • интерактивная среда включает студентов в профессиональное пространство, способствуя становлению профессиональной компетенции и сокращая сроки адаптации к трудовой деятельности;
  • разработаны показатели оценки эффективности системы подго­товки студентов к профессиональной деятельности средствами интерактивных образовательных технологий.

Одним из методологических оснований концепции разработки технологии формирования профессиональной компетентности   является средовый  подход, сущность которого заключается в том, что определенная среда формирует определенные черты личности. Из положений средового подхода следует, что личность взаи­модействует со средой через способы жизнедеятельности, совокупность которых представляет собой образ жизни. Определенная среда форми­рует определенные действия, то есть умения пользоваться определен­ными способами жизнедеятельности. Образ жизни влияет на формиро­вание определенных черт личности [2, c.28]. Составленная из таких действий модель средообразовательного процесса позволяет разработать план конкретных мероприя­тий, в результате которого становится возможным осуществление целей профессиональной подготовки. В рассматриваемом случае интерактивная образовательная  среда влияет на выбор собственной стратегии обучения, способствуя при этом полноте и скорости усвоения знаний с наименьшими затратами. Ус­военные знания, представления и идеи, подтверждаясь личным опытом студента, становятся его убеждениями, стойкими взглядами, позволяю­щими личности принимать самостоятельные решения, осуществлять выбор нужной линии поведения в конкретных жизненных ситуациях.

Проведенная в Самарском государственном техническом университете опытно-экспериментальная работа показывает, что  под использованием  понятия «интерактивные образовательные  технологии» в высшей профессиональной школе следует понимать не обучение студентов «основам инфор­матики», а комплексное преобразование информационной образовательной  среды, в которой обучается студент, создание новых средств для его профессионального развития, активной творческой деятельности. Способы применения интерактивных технологий, влияющих на повышение качества профессиональной подготовки, разнообразны: от овладения новой терминоло­гией до компьютерного моделирования и постановки виртуальных экс­периментов. Интерактивная среда значительно облегчает реализацию педагогически обоснованных методов с использованием по­этапного формирования умственных действий, что может приводить не только к повышению эффективности обучения, но и ускорению форми­рования умения самостоятельно ставить задачу и находить способ ее решения, другими словами, способствует повышению качества подготовки специалиста [3, c.114].

Среди факторов, влияющих на профессиональное становление будущего специалиста, интерактивная среда имеет особое значение, так как выполняет несколько функций; образовательную (дает знания); обу­чающую (учит общению с информационными средствами); развиваю­щую (создает условия для самореализации на этапе вхождения в про­фессию); воспитывающую (стабилизирует обстановку, направленность на, вхождение в профессию); компенсаторную (снижает затраты на обу­чение); адаптивную (привыкание к содержанию и режиму труда) [4, c.79].

Особое значение приобретает использование обучающих игр для повышения качества профессиональной подготовки. Студенты, обучающиеся  в вузе с помощью различных моделирующих систем, будут стремиться к конструированию и использованию различных моделей и методов системного анализа в своей профессиональной деятельности. Имитационные игры служат важным инструментом обучения навыкам и умению принимать решения в реальных производственных условиях.

Моделируемые в играх поведенческие ситуации и ролевые пози­ции способствуют становлению профессиональной и общественной ориентации, так как предполагают формирование навыков принятия ин­дивидуальных и коллективных решений на основе научного и социаль­ного анализа, делают обучение участников игры мотивируемым, разви­вающим личностно и социально значимым [5, c.92]. Моделирующие игры - это эффективное формирование способности к управленческой деятельно­сти, навыков социального взаимодействия и разделения производствен­ных функций, руководства и подчинения, принятия коллективных и ин­дивидуальных решений в постоянно меняющихся условиях конкретной деятельности.

В игре моделирует­ся обстановка, в которой работает специалист, а сама его деятельность воспроизводится близко к действительности. Игра - это все­гда работа в коллективе. При игре одного студента с компьютером отсутствую­щие звенья моделируемого количества частично заложены в саму про­грамму, а частично преподавателем (руководителем игры). В настоя­щее время, при профессиональной подготовке часто применяют игры с использованием компьютерных сетей, что позволяет одновременно группе студентов принимать в них участие.  Наиболее благоприятные условия для применения учебных игр складываются на завершающем этапе вузовского обучения, когда сту­денты старших курсов обладают известным уровнем знаний, умеют самостоятельно работать.

Цель игровой деятельности триедина: получе­ние знаний, умений и навыков, необходимых в будущей профессиональ­ной деятельности; оценка самого себя в играемой роли, что имеет большое воспитательное значение для студента. Таким образом, возникает необходимость в создании специальных учебных курсов для  высшего профессионального технического образования, которые делали бы обучение более полным, наглядным и интересным. Этого результата можно достигнуть, включая в учебные курсы интерактивные блоки и виртуальные модели, а также компьютерные симуляторы. С точки зрения организации структуры курса и процедуры взаимодействия обучаемого с системой, необходимо введение более сложных механизмов контроля и управления [5, c. 47].

Так, в результате практической реализации технологии формирования  профессиональной компетенции на базе кафедры «ТОЭ» Самарского государственного технического университета был создан учебный интерактивный   курс   «Электротехника и основы электроники», который содержит как  теоретическую,  так и практическую составляющие. Первая часть курса - это изложение материала  учебно-методического комплекса    по  электротехнике, с акцентом на наиболее важных понятиях.

Она включает средства, повышающие наглядность изложения, с подробными комментариями к ним, мультимедиа компоненты: аудио, видео, анимация, реализованные с использованием  Macromedia  Flash.

Практическая составляющая данного курса - это виртуальный лабораторный комплекс, тестирующая система и блок обучающих игр. В целях обеспечения качественной и интуитивно-понятной навигации по ресурсу  вся информация разбита на смысловые блоки, а с каждой страницы имеется возможность перехода к основным разделам.

Разработанная технология формирования профессиональной компетенции  студентов  электротехнических специальностей на основе использования интерактивных образовательных  технологий представляет собой совокупность методов и приемов, обеспечивающих наиболее эффективное усвоение образовательного материала в имитируемых ус­ловиях профессиональной деятельности. 

В данном случае, обеспечиваются междисциплинарные связи и преемственность в непрерывной профессиональной подготовке в течение всего периода обучения в   вузе,  а содержание интерактивного обучения основывается на принципе модульности, который позволяет выстроить логически законченные и са­мостоятельные блоки в соответствии с поставленными образователь­ными целями, что, в итоге, позволяет  рационально  сочетать  традиционную  методику  обучения и современные  образовательные  технологии, которые  обеспечивают получение профессиональных знаний высокого уровня. При этом, соблюдаются основные принципы дидактики, создается  комфортная  психологическая  среда и  обеспечива­ется индивидуальный подход к каждому студенту.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и форми­рующего экспериментов  показал значительное расхождение по всем по­казателям, что указывает на результативность разработанной системы подготовки студентов вуза; осознанность овладения профессиональными  технологиями, потребность их применения на практике, способность решать практические задачи с применением интерактивных средств, удовлетворенность результатами подготовки к  профессио­нальной деятельности.

Таким образом, использование в учебном процессе интерактивных образовательных технологий как средств повышения качества   подготовки специалистов в условиях единого информационного пространства доказывает  их приоритетность среди имеющихся систем профессиональной подготовки студентов, а учебно-методические комплексы, разработанные по каждому предмету на основе интерактивных образовательных средств, способствуют стабильному формированию профессиональной компетентности.

Рецензенты:

Путько В.Ф., д.т.н., профессор, проректор по науке и инновациям СамГУПС, г.Самара.

Гусев В.А., д.п.н., профессор, директор Поволжского государственного

Библиографическая ссылка

Филимонова О.В. ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13852 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674