Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Юдина О.И. 1
1 ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»
В современном обществе в связи с глобализацией, которой свойственны открытость границ, мобильность населения, многие страны превращаются в поликультурные сообщества. Происходящие преобразования усиливают проблемы взаимодействия представителей разных народов, обусловленных несовпадением моральных и этических норм, особенностями мировоззрения и всем тем, что отличает один народ от другого. В связи с чем растет необходимость в толерантной личности, признающей суверенность и ценность другого, его взгляды, убеждения и традиции. Что выводит этническую толерантность на новый уровень ее понимания и осознания. Этническая толерантность рассматривается как социальная ценность современного мира; как часть системы ценностных отношений современной личности, позволяющей регулировать отношения с представителями разных народов; как базовое личностное качество, в котором синтезируются представления о многообразии этнокультурного мира, о системе общечеловеческих и нравственных ценностей, форм поведения.
ценностные отношения
ценности
аксиология
этническая толерантность
1. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности в марксистской философии. - М. : Наука, 1967. - 334 с.
2. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М. : Политиздат, 1986. – 163 с.
3. Каган М.С. Человек как проблема современной философии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/we/kagan.html (дата обращения: 20.04.14).
4. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей : монография. – Оренбург, 1996. – 187 с.
5. Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г. Тренинг этнической толерантности для школьников : учебное пособие для студентов психологических специальностей. – М. : Привет, 2004. – 358 с.
6. Набиуллина Н.Г. Диагностика ценностных ориентаций студентов средних специальных учебных заведений. – Уфа : Башк. гос. ун-т, 2003. – 60 с.
7. Оллпорт Г. Личность в психологии. - СПб. : Ювента, 1998. - 345 с.
8. Розов Н.С. Культура, ценности и развитие образования. Основания реформы гуманитарного образования в высшей школе : учебное пособие. - М. : Исследовательский центр, 1991. - 154 с.
9. Столович Л.Н. Жизнь – творчество – Человек. – М. : Политиздат, 1985. – 415 с.
10. Шлягина Е.И. Этническая толерантность личности: опыт эмпирического исследования // Век толерантности : научно-публицистический вестник. – М. : МГУ, 2001. - № 3, 4.
11. Юдина О.И. Ценностное отношение как индикатор толерантности личности: материалы Всероссийской научно-методической конференции «Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры». – Оренбург: ОООПК «Университет», 2012. – С. 2652-2658.
12. Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал. - 1994. - № 1. - С. 35-52.
Введение

Процесс глобализации меняет образ жизни не только государства, но и отдельной личности, предполагая открытость границ, установление тесных межгосударственных связей во всех областях жизни. Непременным условием жизни становится соблюдение норм, регулирующих взаимоотношения людей на основе признания пра­ва этнокультурных групп сохранять свою индивидуальность, не ущемляя при этом прав других. Развитие нового общества требует формирования толерантного сознания современного человека. В то же время необходимо отметить тот факт, что происходящие преобразования в обществе способствуют переоценке и переосмыслению существовавших ранее ценностей, появлению новых ценностных ориентиров, провозглашаются идеи, направленные на становление нравственного общества, скрепляющегося духовными идеями и ценностями.

В связи с этим актуальной становится проблема аксиологии толерантности, в частности этнической толерантности. Это обосновывается тем, что аксиология утверждается как концепция ценностно-смысловой регуляции жизнедеятельности человека, основанной на дифференциации поведения и жизненных устремлений личности в соответствии с имеющейся индивидуальной системой ценностных представлений и отношений. А этническая толерантность показывает не только высший уровень культуры полиэтнического взаимодействия, но выступает при этом и средством, и результатом становления и функционирования новой системы отношений в политической, экономической и других сферах жизнедеятельности государства, исходя из приоритета общечеловеческих ценностей, сама, по сути, является ценностью современного общества, исполняя роль смысла жизни. Чему можно найти научное объяснение, обратившись к вопросам ценностей.

Понятие «ценность» многогранно, и большинством  ученых характеризуется через выделение характеристик, таких как значимость, нормативность, необходимость, целесообразность. Утверждается, что возникновение ценностей связано, с одной стороны, с предметами, явлениями, их свойствами, человеком и обществом. При этом подчеркивается, что ценность является формой проявления определенного рода отношения между субъектом и объектом. Ценности  как предметы, явления, их свойства необходимы личности в качестве средств удовлетворения потребностей и интересов [4]. Понимание сущности ценности с накоплением знаний о человеке постепенно переходит на другой уровень понимания [4].  Ценности становятся психологическим качеством личности, переводясь в ценностную ориентацию как объект-субъектного отношения. Ценности приобретают характер общезначимых и общечеловеческих благодаря взаимоотношениям между людьми, их общению, в котором происходит обмен ценностями. По утверждению М.С. Кагана, Л.И. Столовича, ценности есть важнейший элемент общественного сознания, в концентрированном виде которого выражается смысл культуры самого общества [3; 9].

В исследованиях О.Г. Дробницского ценность выступает как  оценочное представление человека. По мнению ученого, ценность выражает отношение человека к объекту, позволяет ориентироваться в общественной жизнедеятельности, выполняя значительную роль в регуляции практической деятельности личности. Ценность находит свое предметное воплощение в системе деятельностей и общественных  отношений, выступая при этом элементом опредмеченных в форме социальных институтов общественных отношений [1]. 

Таким образом, опираясь на взгляды  ученых, можно сделать вывод, что ценность представляет собой не просто необходимую и должную, но и желанную цель, являющуюся идеалом и участвующую в регулирующем воздействии не только на межсубъектные отношения, но и  через них и на весь социум.  Нужно отметить, что каждому обществу свойственен определенный набор ценностей, выступающих в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции, в которых выражаются критерии социально признанных ценностей данным обществом и социальной группой. Усвоение таких критериев на уровне структуры личности составляет необходимую основу формирования личности и поддержания нормативного порядка в обществе. Осмысливая мир, человек решает для себя, что для него представляется важным в жизни, что является существенным [4].

Опираясь на классификацию ценностей В.А. Ядова, подразделяющего  их на терминальные ценности (ценности-цели) - свобода, познание, мудрость, активная жизненная позиция, уверенность в себе, сохранение мира; инструментальные ценности (ценности-средства) - чуткость, широта взглядов, образованность, терпимость, смелость. Данная характеристика видов ценностей позволяет утверждать, что этническая толерантность относится к ценностям, потому как подразумевает вышеперечисленные качества составными элементами этнической толерантности. Этническая толерантность как ценность со своими специфическими свойствами есть путь к достижению гуманного сосуществования представителей разных национальностей [12].

Другое подтверждение того, что этническая толерантность является ценностью, желаемым  идеалом, можно увидеть, рассмотрев классификацию ценностей, предложенную Г. Олпортом. Ученый выделяет шесть категорий ценностей (экономические, социальные, эстетические, религиозные, политические, теоретические),  которые, по  его мнению, существуют в обществе, но нас интересует лишь одна - категория социальных ценностей. Этническую  толерантность, исходя из преследуемых целей в обществе, можно отнести к категории социальных ценностей. В основе этой категории ценностей лежат человеческие взаимоотношения, которые должны строиться на уважении гражданином гражданина, на чувстве человеческого достоинства, на отношениях сотрудничества. Формирование социальных ценностей по Г. Олпорту предполагает появление  у личности таких качеств, как уважение, достоинство, сотрудничество, способствующих позитивному взаимодействию [7].  Данное утверждение вполне соотносится с этнической толерантностью, ставящей перед собой осуществление задачи, способствующей позитивному взаимодействию различных этнокультурных групп на основе раннее названных качеств личности.  В то же время социальные ценности позволяют личности из индивидуального ценностного мира выходить на систему общечеловеческих ценностей, эмоциональное сопереживание которых переводит их в  ранг личностно значимых. В результате этого осмысления формируется ценностное отношение личности к миру.

В различных отношениях человека с миром в качестве оснований выступают разные ценности, что возможно из-за динамичности самой системы ценностей.  Ценности, лежащие в основе отношения человека с миром, являются регулятором отношения. В свою очередь ценности, выступающие в качестве регуляторов отношения личности с действительностью, являются ценностным основанием отношения. Ценности представляют собой канал усвоения духовной культуры общества, превращая культурные ценности в стимулы и мотивы практического поведения людей [4].

Важным элементом ценностных отношений в обществе является система ценностных ориентаций личности, представляющих собой устойчивые, не полностью осознаваемые отношения человека к различным элементам общественной структуры и самим ценностям. Человек, как основной носитель ценностей, выстраивает их в систему, опираясь на свой субъектный опыт и направленность сознания, используя ценности в качестве  критериев соотнесения с целями деятельности. В результате чего ценности постоянно меняются и уточняются, не меняясь по своей сути в глобальном измерении - в своей ориентированности на человека, на его права, свободы и идеалы, на условия существования и нормы взаимодействия и общения в обществе [11].  В настоящее время определяется система ценностей, лежащая в основе формирования и сохранения ценностной ориентации в сознании людей и позволяющая каждой личности занимать определенную позицию, обретая свою точку зрения, уважая и не ограничивая свободу других, являясь при этом показателем уровня культуры личности. Современная интерпретация понятия ценность, другими словами, подразумевает внутреннюю характеристику личности, состоящую из мотивов активной деятельности, ориентиров и регуляторов системы взглядов самой личности, формируя ее мировоззрение.

Ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности личности, через ее внутренний мир входят в психологическую структуру личности в форме ценностных ориентаций, которые, в свою очередь, выступают в форме поведения, направленности мотивов, принципов - элементов деятельности человека. Духовный мир личности определяется степенью сформированности его ценностных ориентаций, мерой причастности к жизнедеятельности общества, разнообразием связей и взаимоотношения в обществе [11].  Ценностные ориентации предшествуют внешним проявлениям личности, являясь предрасположенностью к активной жизнедеятельности, представляют собой сложное образование, отражающее «...разные уровни и формы взаимодействия общественного и индивидуального в личности, определенные формы осознания личностью окружающего мира, своего прошлого, настоящего и будущего...» [6].

В.А. Ядов ценностные ориентации рассматривает как высший уровень в сфере деятельности, а вершину в системе ценностных ориентаций представляют собой жизненный идеал, образ желаемого будущего [12].  В жизнедеятельности общества этническая толерантность есть идеал, образ желаемого будущего, что только подчеркивает необходимость присутствия этнической толерантности в современном обществе, рассматривая ее как ценностную ориентацию личности на понимание, принятие, признание и уважение прав и свобод различных этнокультурных групп.

Этническая толерантность возникает на основе раскрытия духовно-нравственного потенциала каждой нации, ее представителей, признавая ценности существующего этнокультурного многообразия в мире. В основе этнической толерантности, по мнению Н.М. Лебедевой, М.Ф Малхозовой, лежит позитивная этническая идентичность, которая в свою очередь понимается как отнесение себя индивидом к данному этносу на основе позитивной  оценки его культуры, способствующей укреплению этнического самосознания группы и сохранению ее целостности как этнокультурного организма [5]. Этническая идентичность предполагает наличие знаний об этнических группах, их обычаях, особенностях культуры, что выводит этническую идентичность на уровень этнокультурной компетентности, которая позволяет понимать и принимать многообразие этнических групп, видеть положительные стороны этнокультурного взаимодействия.

 Развитие содержательной стороны этнической толерантности подразумевает движение знаний от частичных представлений к более общим, устойчивым понятиям, раскрывая при этом сущность.

Глубокое знание предполагает отражение предмета познавательной деятельности во всех отношениях, т.е. происходит раскрытие его объективных внутренних связей и их оценка с позиций значимости. Знание не является полным, если носит только описательный характер, должна раскрываться связь познающего и познаваемого.

Исходя из этого факта, полагаем, что этническая толерантность напрямую связана с ценностями личности, в некотором роде является ценностной ориентацией, а соответственно, в структуре этнической толерантности выделяется следующий компонент - аксиологический. Проявляется в осознании человеком личностно значимых для него объективных норм, адекватной оценке действительности, в готовности и умении пойти на контакты с лицами других этносов, в дружелюбии и возможности поддерживать дружеские отношения, в готовности и умении прийти на помощь, во взаимовыручке. А также это умения и способности к восприятию мнений, оценок других людей с правом существования, согласовывать позиции, достигать компромисс, устанавливать сотрудничество в процессе полиэтнического взаимодействия. Этот компонент обеспечивает также становление личностного опыта в мире ценностей, понимания самоценности представителей разных этносов, осознание их уникальности как ценности, роли в жизни общества, осуществляя выбор модели поведения, обеспечивающей позитивное полиэтническое взаимодействие. Во взаимодействии этнокультурных групп толерантность, как правило, зависит от общего уровня личности, от ее ценностного отношения к различным этнокультурным группам, от умения воспринимать ею и соблюдать общечеловеческие нормы и мораль.

Таким образом, аксиологический аспект этнической толерантности рассматривается  по нескольким направлениям.

  1. Этническая толерантность выступает одной из социальных ценностей современного общества, утверждающей ценность человеческого достоинства, неприкосновенности каждой личности независимо от ее происхождения.
  2. Этническая толерантность является частью системы ценностных отношений современной личности, регулирующих отношения личности с окружающей действительностью. И предполагает формирование ценностного отношения к разным этнокультурным группам как жизненно важным объектам социальной действительности.
  3. Этническая толерантность предполагает знание, способствующее пониманию и сотрудничеству с различными этнокультурными группами, отличающимися друг от друга по внешности, языку, убеждениям, обычаям и всему тому, что характеризует каждого из нас индивидуальной личностью, имеющей схожие этнокультурные, духовные ценности, знание которых позволит и реализовать весь потенциал этнической толерантности в полиэтническом взаимодействии.
  4. Этническая толерантность является базовым личностным качеством, в котором синтезируются представления о многообразии этнокультурного мира, о системе общечеловеческих и нравственных ценностей, форм поведения. Стержнем этнической толерантности является ценностная ориентация личности на позитивное полиэтническое взаимодействие, на восприятие другого человека как уникальной ценности.
  5. Этническая толерантность как сложный и многогранный феномен содержит в своей структуре и аксиологический компонент, который является индикатором этнической толерантности. Этот компонент проявляется в становлении личностного опыта в мире ценностей, понимании самоценности представителей разных этносов, осознании их роли в жизни общества, в осуществлении выбора модели поведения, обеспечивающей позитивное полиэтническое взаимодействие.

Аксиологические основы этнической толерантности способствуют признанию множественности, равноправия различных этнокультурных групп через ценностные ориентиры личности, через оценочное освоение действительности, через оценивание личностного смысла этих явлений и отношений. Результатом этих процессов является достижение  подлинного взаимопонимания, состоящего не только в понимании представителя другого этноса, но и в его отношении к себе как к равному партнеру по общению, в понимании его как личности.

Рецензенты:

Кирьякова А.В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой теории и методологии образования факультета гуманитарных и социальный наук  ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург.

Назаров Н.В. д.п.н., профессор кафедры общей педагогики факультета гуманитарных и социальный наук  ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург.


Библиографическая ссылка

Юдина О.И. АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13851 (дата обращения: 23.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074