Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Селюков М.В. 1 Шалыгина Н.П. 1 Шалыгина Т.О. 1
1 ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
В статье рассматриваются вопросы, связанные с необходимостью совершенствования системы экономической безопасности государства как фактора конкурентоспособности национальной экономики и повышения благосостояния граждан, важнейшего условия существования и развития независимого государства в целом. Описывается природа категории «безопасность» как ключевой в связке «экономика и безопасность», представлена эволюция подходов к определению категории «экономическая безопасность государства», раскрыта сущность основных видов экономической безопасности – финансовой, энергетической, военной (оборонной), оборонно-промышленной и продовольственной безопасности. В контексте современных подходов к обеспечению экономического роста и развития национальной экономики России подчеркивается значимость информационной, экологической, инновационной и кадровой компоненты экономической безопасности. Особое внимание уделяется формированию приоритетных направлений развития механизма обеспечения экономической безопасности отечественной финансовой системы, топливно-энергетического и военно-промышленного комплексов России, продовольственной безопасности государства.
оборонная (военная) безопасность государства
энергетическая безопасность государства
продовольственная безопасность государства
финансовая безопасность государства
экономическая безопасность государства
экономическая безопасность
1. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России // Вестник РАН. 1997. № 9.
2. Богомолов В.А. Экономическая безопасность. М., 2009.
3. Герасимов А.П. Экономическая безопасность российской государственности: экономико-правовые аспекты. СПб., 2001.
4. Доктрина продовольственной безопасности Утверждена Президентом РФ 1.02.10 г. http://kremlin.ru/news/6752
5. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. Указ Президента России от 12 мая 2009 № 537 http://www.rg.ru/2009/05/19/strategia-dok.html
6. Пороховский А.Л. Вектор экономического развития. М.: Смена, 2002.
7. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность. Геополитика, глобализация, самосохранение и развитие. М., 2002.
8. Федоров Н.В. Большое видится на расстоянии // Сельская жизнь. 31.12.2013. http://www.mcx.ru/news/news/show/19003.htm
Глобализация мировой экономики, принципиально изменяя соотношение между внешними и внутренними факторами развития национальных хозяйств в пользу первых, заставляет по-новому посмотреть на проблему создания благоприятного экономического климата для развития цивилизованного бизнеса в любом государстве, независимо от его размеров и даже уровня социально-экономического развития. Современные реалии таковы, что ни одна национальная экономика не может больше быть самодостаточной, исходя из имеющихся факторов производства, технологий и потребности в капитале. Ни одно государство не в состоянии рационально формировать и реализовывать экономическую стратегию развития, не учитывая приоритеты и нормы поведения основных участников мирохозяйственной деятельности. Вследствие этого преимущество, заложенное в стабильности безопасного ведения бизнеса, становится не только весомым фактором конкурентоспособности национальной экономикии повышения благосостояния граждан, но и жизненно важным условием существования и развития суверенного независимого государства.

Таким образом, важнейшим фактором обеспечения национальной безопасности любого государства становится формирование, прежде всего, эффективной системы обеспечения экономической безопасности национального хозяйства. В этой связи возникает необходимость детального изучения конкретного состояния экономики, при котором обеспечивается достаточно высокий и устойчивый экономический рост, стабильность финансово-кредитной системы, эффективное удовлетворение экономических потребностей, рациональный контроль государства за движением и использованием национальных ресурсов, а также защита экономических интересов страны на национальном и международном уровнях.

Отечественная экономика, находясь под влиянием усиливающихся экономических санкций по отношению к ее основным секторам, требует разработки адекватных мер по перестройке структуры национальной экономики, внедрения современных методов и технологий хозяйствования. В условиях зарождающегося мирового экономического кризиса особого внимания требуют наиболее чувствительные отрасли к внешним шоковым изменениям,такие как кредитно-банковская система, энергетика, металлургия и горная добыча, пищевая и фармацевтическая промышленность. Все это еще раз подчеркивает важность формирования эффективной системы экономической безопасности России, способствующей решению комплекса экономических, правовых, геополитических и геостратегических проблем, обеспечивающей защиту жизненно важных интересов страны в отношении ее ресурсного потенциала, возможностей сбалансированного и динамичного экономического и социального развития.

Для того чтобы понять и осознать значение процесса формирования системы экономической безопасности государства, на современном этапе развития мирового хозяйства необходимо, прежде всего, дать характеристику категории «безопасность», которая является ключевой в связке «экономика и безопасность».

Многовековое развитие социально-экономической мысли свидетельствует о том, что проблема безопасности еще в древности воспринималась как важнейшая в любой социальной структуре, начиная с индивидуума. И это естественно, так как данная категория включает множество аспектов жизни человека (исторические, биологические, социальные, экономические и т.п.), дополняющих друг друга. Исследования этой проблемы осуществлялись многими философами, экономистами и политиками, среди которых Демокрит, Аристотель, Платон. Основу современных взглядов на безопасность общества в XX в. заложили труды В. Парето и А. Богданова.

В сущности, безопасность характеризует такое состояние субъекта, при котором вероятность изменения присущих этому субъекту качеств и параметров его внешней среды невелика, меньше определенного интервала. Анализ наиболее известных, распространенных определений категории «безопасность» позволяет сформулировать три взаимосвязанных суждения, раскрывающих его содержание: во-первых, безопасность - непротиворечивость системы объективных законов функционирования общества. Во-вторых, безопасность - стабильность и сбалансированность системы общественных отношений, обеспечивающих единство и взаимообусловленность системы интересов в обществе. В-третьих, безопасность - устойчивость воспроизводства мотивов позитивного поведения и продуктивного взаимодействия различных социальных общностей в рассматриваемой системе.

Рассматривая этимологию термина «экономическая безопасность», следует отметить, что данная категория появилась сравнительно недавно. По мнению ряда авторов [1, 2, 3, 9], впервые данное понятие получило признание в США. Можно назвать несколько основных причин зарождения и развития подходов к обеспечению экономической безопасности государства. Во-первых, экономический кризис в США (30-е гг. 20 в.) и соответственно поиск путей выхода из него, одним из которых являлось создание специального Федерального комитета по экономической безопасности.

Возглавлял данный комитет министр труда Ф. Перкинс, в состав также входили министры юстиции, финансов, торговли и глава службы по чрезвычайной помощи. Первостепенное значение в работе комитета было уделено вопросам нормализации и стабилизации социальной обстановки в стране, выработке законодательства о государственном пенсионном обеспечении и социальном страховании безработных. В «новом курсе» экономической политики Ф. Рузвельта по выводу страны из кризиса упор был сделан на «экономической безопасности индивидуума как основе обеспечения экономической безопасности государства и общества в целом» [8].

Во-вторых, в 1947 году в США был принят Закон «О национальной безопасности» и образован Совет национальной безопасности при президенте США, которому поручались вопросы, касающиеся не только внешней, оборонной, но и экономической политики.

Говоря об отечественном опыте, следует отметить, что в СССР термин «экономическая безопасность» в системе экономических категорий не рассматривался: подразумевалось, что планирование - это сознательная деятельность людей, а не стихийная игра рыночных сил, поэтому исключаются такие явления, как, например, инфляция и т.п., начало исследований проблемы было положено в 1993 г. с разработкой Концепции экономической безопасности Российской Федерации. В ходе исследований решились важные вопросы: как уберечь личность, общество и государство от саморазрушения и внутренних кризисов, какова должна быть конструкция российской экономической системы, как разрешить путем эволюционных преобразований реально существующие противоречия [2].

С другой стороны, важной отправной точкой развития подходов к разработке механизма обеспечения экономической безопасности государства является обострение проблемы ограниченности национальных ресурсов. Это понятие не имеет определенных границ. Его содержание варьируется в зависимости от изменений в общественных отношениях, от противоречий в области экономики и соответствующих угроз, которые оно характеризует. Также нельзя не учитывать зависимость сущности данной дефиниции от уровня ее применения.

В целом большинство авторов экономическую безопасность характеризуют как устойчивость экономической системы, другими словами, прочность и надежность её элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей внутри системы, способность выдерживать внутренние и внешние «нагрузки». А это в свою очередь, требует развитие экономики государства, так как, если экономика не развивается, то возможность его выживания в современных условиях резко сокращается. Таким образом, устойчивость и развитие требуют динамического подхода к проблеме экономической безопасности государства.

В общем смысле слова экономическая безопасность - это важнейшая качественная характеристика экономической системы, неотъемлемая часть национальной безопасности страны, определяющая ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, достижения приоритетных целей социально-экономического развития государства в целом.

Следует отметить, что категории «безопасность экономики» и «экономическая безопасность» не являются синонимами, поскольку первое - техническая, экономико-технологическая проблема, второе - выходит далеко за пределы проблем собственно экономики, включая в себя вопросы политики, социальной жизни, военно-политические, демографические, экологические и иные аспекты. В связи с этим целесообразно выделить следующие важнейшие виды экономической безопасности - финансовая, энергетическая, военная или, точнее, оборонная, оборонно-промышленная и продовольственная безопасность [9]. И с этим трудно не согласиться, так как в настоящее время западные державы во главе с США стараются воздействовать посредством санкций именно на финансовый, нефтегазовый, военно-промышленный сектора экономики России.

Особого внимания требует финансовая безопасность, состояние финансово-банковской системы современной российской экономики. Связано это с тем, что наша экономика тесно привязана к процессам, происходящим на мировых финансовых рынках, и российские власти не в силах каким-либо образом повлиять на ситуацию, складывающуюся на них. Таким образом, если финансовая ситуация в Европе будет становиться более напряженной и рынки внешних заимствований окончательно закроются, то, безусловно, в России кризисные проявления будут более острыми.

В соответствии с этим можно выделить следующие основные угрозы отечественной финансовой системы: во-первых, все более усиливающаяся зависимость финансовых процессов в России от колебаний конъюнктуры на мировых финансовых рынках. Во-вторых, для отечественной экономики до сих пор характерна утечка капитала в крупных размерах, вывод через подставные фирмы финансовых ресурсов из отраслевого оборота. Одной из существенных угроз отечественной экономики является снижение инвестиционной активности российских субъектов рыночных отношений и увеличение притока иностранных инвестиций, в первую очередь, в сырьевые отрасли экономики, что в долгосрочной перспективе ослабляет модернизацию национальной экономики. Современное состояние валютного рынка также оказывает негативное влияние на развитие финансовой системы государства, в частности, политика недооценки рубля к доллару в несколько раз, с одной стороны, обеспечивает текущие, конъюнктурные выгоды, но, с другой - стратегический проигрыш.

Таким образом, деятельность государства по обеспечению экономической безопасности отечественной финансовой системы должна осуществляться по следующим направлениям: разработка эффективной системы мониторинга и прогнозирование факторов, определяющих угрозы экономической безопасности; формирование системы критериев и параметров (пороговых значений) экономической безопасности финансово-кредитной системы; разработка системы мер по деоффшоризации нашей экономики; создание условий для повышения инвестиционной привлекательности отечественных регионов для развития высокотехнологичных отраслей; формирование системного подхода к предупреждению и пресечению преступлений в отечественной кредитно-банковской системе; разработка действенного механизма контроля за кредитными институтами и т.п.

Все больше внимания в современных условиях требуют вопросы, сопряженные с обеспечением продовольственной безопасности, т.е. постоянной способности государства и общества обеспечивать доступность продуктов питания для всего населения в количестве и качестве, необходимом для активной и здоровой жизни. И это естественно, ведь продовольствие сейчас является ведущим фактором мировой политики.

Россия в настоящее время удовлетворительно обеспечивает себя продуктами питания. Так, в конце 2013 года министр сельского хозяйства РФ Николай Федоров сообщил, что по главным продуктам - по зерну, картофелю, растительному маслу и сахару - мы уже обеспечиваем себя полностью. По мясу Россия почти достигла безопасного уровня производства, прежде всего, за счёт мяса птицы. Некоторые проблемы остаются с молоком [10]. Другими словами, по всем основным продуктам минимальный уровень собственного производства или достигнут, или практически достигнут. Единственный пункт доктрины [6], по которому продовольственная безопасность ещё не обеспечена, - это молоко и молокопродукты. Наше производство закрывает 80 % потребностей, тогда как по плану нужно закрывать 90 %.

В целом следует отметить, что в последние годы в отечественном сельском хозяйстве по ряду направлений произошли положительные изменения. Прежде всего, это связано с разработкой и реализацией целевых программ и приоритетных проектов по развитию отечественного агропромышленного комплекса, развитием нормативно-правовой базы обеспечения продовольственной безопасности. Однако ситуация с потреблением продовольствия в стране характеризуется рядом проблем и остается неоднозначной, несмотря на то, что Россия - страна, которая имеет огромные возможности для осуществления успешной продовольственной политики. В частности, одним из негативных факторов, оказывающих влияние на продовольственную безопасность государства, является продолжающееся в некоторых отечественных регионах сокращение пахотных земель, актуальны проблемы, связанные с развитием предпринимательства в данном секторе отечественной экономики. Именно поэтому данной сфере необходимо уделить более пристальное внимание, направленное на уже функционирующие механизмы в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, а также рассмотреть варианты их усовершенствования.

Важнейшими направлениями совершенствования механизма обеспечения продовольственной безопасности России должны являться, во-первых, повышение эффективности механизма государственной поддержки отечественных сельхозпроизводителей, посредством разработки системного подхода к предоставлению субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение их затрат на производство животноводческой продукции, на осуществление мероприятий, направленных на развитие растениеводства и повышение плодородия почв, на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования сельскохозяйственного назначения. Во-вторых, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве, прежде всего, в результате повышения доступности к кредитным ресурсам, лизингу машин и оборудования, племенным животным. Новым стимулом для развития агропромышленного комплекса государства должно стать возрождение сельскохозяйственной кооперации как одной из организационно-правовых форм ведения бизнеса на селе. Важным условием развития сельского хозяйства, а значит, и обеспечения доступности продуктов питания для всего населения вляется внедрение прогрессивных технологий растениеводства и животноводства, современных методов управления и организации деятельности отечественных сельхозорганизаций.

На современном этапе развития отечественной экономики энергетическая безопасность является важнейшей составляющей национальной безопасности России. Энергетический сектор обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей национального хозяйства, консолидацию субъектов Российской Федерации, во многом определяет формирование основных финансово-экономических показателей страны. Природные топливно-энергетические ресурсы, производственный, научно-технический и кадровый потенциал энергетического сектора экономики являются национальным достоянием России. Эффективное его использование создают предпосылки для развития топливных производств и служат базой не только для формирования промышленных, включая электроэнергетические, нефтехимические, углехимические, газопромышленные комплексы, но и создает необходимые предпосылки для вывода экономики страны на путь устойчивого развития, обеспечивающего рост благосостояния и повышение уровня жизни населения. В целом обеспечивает защищенность граждан и государства в целом от угроз дефицита всех видов энергии и энергоресурсов, возникающих из-за воздействия негативных природных, техногенных, управленческих, социально-экономических, внутри- и внешнеполитических факторов.

Развитие отечественного топливно-энергетического комплекса, разработка эффективного механизма управления его модернизацией, привлечение в него новых технологий, снижение себестоимости товаров и услуг, обеспечение растущих внутренних потребностей, диверсификация направлений поставок энергоресурсов являются одними из главных приоритетов деятельности государства по обеспечению энергетической безопасности России. Одним из ключевых вопросов текущей экономической политики, исходя из целей обеспечения национальной энергетической безопасности и задач государственного регулирования экономики в целом, должно стать создание целостной системы управления топливно-энергетическим комплексом со стороны государственных структур как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Подчеркивая важность оборонной (военной), оборонно-промышленной безопасности, следует признать, что степень защищенности любого современного государства, его национальная безопасность напрямую зависят от эффективности механизмов обеспечения и развития именно этих видов экономической безопасности.

В настоящее время военная безопасность России обеспечивается путем развития и совершенствования военной организации государства и оборонного потенциала, а также выделения на эти цели достаточного объема финансовых, материальных и иных ресурсов. Достижение стратегических целей национальной обороны осуществляется путем развития системы обеспечения национальной безопасности, проведения перспективной военно-технической политики и развития военной инфраструктуры, а также за счет совершенствования системы управления военной организацией государства и реализации комплекса мер по повышению престижа военной службы [7]. И следует признать, реализация данных мероприятий принесла свои положительные результаты, однако в условиях усиливающейся конфронтации с рядом иностранных государств и их военными блоками и союзами, российскому государству необходимо активизировать свою деятельность по развитию отечественного военно-промышленного комплекса, формированию системы современных геополитических интересов России, модернизации российской армии ускоренными темпами и т.п.

В целом, подводя итог вышесказанному, следует отметить, что современные тенденции мировой экономики, политические и социальные процессы, происходящие в мире, заставляют по новому взглянуть на проблему экономической безопасности государства, требуют системного подхода к ее обеспечению. Экономическая независимость, суверенитет любого современного государства всецело зависят от эффективности системы обеспечения экономической безопасности, важную роль в которой играют такие ее виды, как финансовая, энергетическая, продовольственная, оборонная (военная) и оборонно-промышленная безопасность. Однако в последние годы все большую значимость в рамках экономического роста и развития национальной экономики России, как, впрочем, и любого другого развивающегося государства, приобретают информационная, экологическая, инновационная и кадровая компоненты экономической безопасности.

Рецензенты:

Растворцева С.Н., д.э.н., профессор кафедры мировой экономики НИУ «БелГУ», г. Белгород.

Усатова Л.В., д.э.н., профессор, профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита НИУ «БелГУ», г. Белгород.


Библиографическая ссылка

Селюков М.В., Шалыгина Н.П., Шалыгина Т.О. К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13846 (дата обращения: 21.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074