Введение
Современные тенденции развития малого и среднего предпринимательства диктуют новые требования к личности предпринимателя и характеризуются активным включением молодежи в предпринимательскую среду. Молодежь - часть общества, обладающая креативным мышлением; склонная к ведению собственного дела, инновациям и риску; владеющая на высоком уровне интернет-технологиями. Вовлечение молодежи в предпринимательскую среду способствует решению проблем занятости на рынке труда.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан, молодежное предпринимательство активно развивается и в 2013 году по видам экономической деятельности распределилось следующим образом [5]:
Рис. 1. Молодежное предпринимательство по видам экономической деятельности с 2012 по 2013 г.
Законодательные акты, субъекты инфраструктуры, формы поддержки молодежного предпринимательства
С целью создания благоприятных условий развития молодежного предпринимательства в Российской Федерации разрабатываются законодательные акты на федеральном и региональном уровнях, создаются субъекты инфраструктуры поддержки предпринимательства.
Основные законодательные акты, регулирующие молодежное предпринимательство в Российской Федерации и Республике Башкортостан, представим в виде таблицы 1.
Таблица 1
Законодательные акты в области молодежного предпринимательства
Федеральные |
Региональные |
1. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями от 28.12.2013 N 396-ФЗ). 2. Федеральный закон от 28.06.1995 N 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (ред. от 05.04.2013 № 56-ФЗ). 4. Законопроект № 340548-6 «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» находится на рассмотрении Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации. 5. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 18.12.2006 N 1760-р (ред. от 16.07.2009). 6. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013 - 2020 годы» (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 N 792-р) |
1. Долгосрочная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан на 2013-2018 годы» (утверждена Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 июля 2012 г. N 249). 2. Долгосрочная целевая инновационная программа Республики Башкортостан на 2011-2015 годы. 3. Республиканская долгосрочная целевая программа «Развитие молодежной политики в Республике Башкортостан на 2012-2017 годы» (утверждена постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 июня 2012 г. № 201). 4. Концепция развития духовно-нравственной культуры и гражданской активности детей, подростков и молодежи «Молодежь – стратегический ресурс Республики Башкортостан» на 2006–2015 годы. 5. Закон Республики Башкортостан от 28.12.2007 № 511-з «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан» (ред. от 04.03.2014 №59-з). 6. Закон Республики Башкортостан от 12.11.1991 N ВС-9/74 «О молодежной политике в Республике Башкортостан» (ред. от 18.07.2011) |
На сегодня субъекты инфраструктуры поддержки молодежного предпринимательства в Республике Башкортостан определяются следующие.
Рис. 2. Инфраструктура поддержки молодежного предпринимательства в Республике Башкортостан.
Основными формами государственной поддержки молодежного предпринимательства перечисленных субъектов инфраструктуры являются:
-
финансовая поддержка, цель которой - обеспечение доступа субъектов молодежного предпринимательства к финансовым ресурсам и их эффективное использование;
-
имущественная поддержка, целью данного направления является предоставление в аренду субъектам молодежного предпринимательства помещений, находящихся в собственности государства;
-
образовательная поддержка, цель - повышение уровня квалификации субъектов молодежного предпринимательства;
-
консультационная и информационная поддержка, включающая в себя оказание субъектам молодежного предпринимательства и организациям инфраструктуры информационной, консультационной и методической поддержки по различным вопросам.
В 2013 году объем средств на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства составил 187,6 млн рублей. На условиях софинансирования из федерального бюджета привлечено 637,7 млн рублей.
Несмотря на осуществляемую работу, практика показывает, что наличие пробелов, противоречий и неточностей в законодательных актах о молодежном предпринимательстве приводит к снижению его эффективного функционирования и развития.
Анализ ряда исследований отечественных ученых [4; 6; 8] о молодежном предпринимательстве свидетельствует, что отсутствует единое мнение по поводу толкования точного и однозначного определения «молодежное предпринимательство», «молодой предприниматель»; а также относительно возрастного ценза и личностных характеристик молодого предпринимателя. В одних источниках к молодым предпринимателям относятся лица, не достигшие 35-летнего возраста, в других – до 25 или 30 лет.
Основные черты современного молодого предпринимателя
На сегодняшний день данные Фонда «Общественное мнение» свидетельствуют, что молодые люди в возрасте 18-30 лет составляют 30% всех предпринимателей России.
Молодой человек для того, чтобы стать успешным предпринимателем, начиная с школьного возраста должен усвоить и реализовать полный набор предпринимательских компетенций, которые будут ему необходимы в работе.
Обобщая изученную терминологию и используя авторскую характеристику личности предпринимателя [7], определим основные черты современного молодого предпринимателя (табл. 2).
Таблица 2. Основные черты современного молодого предпринимателя
Возраст/ физические |
Профессионально-квалификационные |
Интеллектуальные |
14-35 / - физическое здоровье, – психическое здоровье, – эмоциональное здоровье
|
- общеобразовательный уровень, - профессиональное образование, - уровень образования и опыт предпринимателя вне сферы предпринимательской деятельности |
- способность усваивать новые знания и навыки, - развитое логическое мышление, - оригинальность мышления, - проницательность, - креативность, - интуиция |
Коммуникативные |
Организаторские, лидерские |
Культурно-этические (ценностные ориентации) |
– адаптивность, - активность, - мобильность, - умение устанавливать и поддерживать отношения с другими людьми, – способность к регуляции своего состояния в ходе общения, – умение излагать свои мысли при общении, – способность к своевременному установлению и преодолению причин, препятствующих достижению эффективности общения, – владение невербальными и вербальными средствами общения, – владение навыками перевода конфликтов в позитивное русло, - способность предвидеть ход общения
|
- психологическая сообразительность, - психологический такт, - умение лидера и руководителя распределять задачи в зависимости от индивидуальных особенностей людей, - общественная энергичность, - взыскательность, - смелость, - постоянство, - гибкость, - категоричность, - критичность, - способность анализировать отклонения от нормы в деятельности и поведении других людей, - инициативность, - деловитость, - директивность, - контроль, - надежность, - настойчивость, - ответственность, - практичность, - последовательность, - решительность, - самокритичность, - честность, - уверенность в себе, - трудолюбие, - воображение, - находчивость, - новаторство, - оптимизм |
- владение культурой речи и поведения, - вежливость, - выдержанность, - моральная воля и мотивация, - не унижать чужого достоинства, - не использовать чужих неудач для собственной выгоды
|
Описанные черты молодого предпринимателя усредняют и идеализируют его портрет. Также данные таблицы демонстрируют, что предприниматель, в первую очередь, должен обладать организаторскими и лидерскими качествами. На самом деле возрастной ценз предпринимателя от 14 до 35 лет - слишком широк. Молодые предприниматели 14-летнего возраста не могут иметь профессиональных знаний, опыта и ряд качеств, описанных в таблице. Одновременно предприниматели, относящиеся к возрастному цензу от 24 до 35 лет, представляют собой наиболее устойчивую категорию, обладающую необходимыми профессиональными навыками, накопленным опытом.
Сегодня перед молодыми предпринимателями встают следующие актуальные проблемы:
-
неподготовленность молодых людей к занятию новым, непривычным делом;
-
недостаток профессиональных, экономических, правовых знаний;
-
отсутствие эффективной системы бизнес-образования;
-
несовершенство правовой базы;
-
ограниченный доступ к кредитам и материальным ресурсам;
-
высокие налоги;
-
коррупция;
-
экономическая нестабильность;
-
кадровые проблемы и пр.
Заключение
Для решения возникших проблем требуется следующее:
-
совершенствовать законодательную базу развития молодежного предпринимательства. В данном контексте предполагается необходимость издания нормативного акта, регулирующего и характеризующего молодежное предпринимательство как отдельный субъект предпринимательской деятельности;
-
расширять программы развития молодежного предпринимательства во всех субъектах РФ (бизнес-образование в вузах);
-
определить приоритеты развития молодежного бизнеса [1];
-
развивать систему бизнес-образования молодежи;
-
создать фонды для финансовой поддержки молодых предпринимателей;
-
проводить политику, направленную на привлечение иностранных и отечественных инвесторов;
-
формировать новые виды социальных услуг, прежде всего информационных, первыми заказчиками которых могли бы выступать администрации городов и районов;
-
предоставлять льготные кредиты;
-
развивать систему государственных заказов и закупок для поддержания стабильности малого бизнеса;
-
оказывать помощь молодежному бизнесу в приобретении производственных площадей;
-
открывать бесплатно в коммерческих банках счета и обслуживать фирмы с малым оборотом и большими перерывами в поступлениях;
-
создать всеобщую информационную сеть молодежных информационно-консультативных бюро при библиотеках, цель которой заключается в систематическом поиске партнера для молодых предпринимателей на межрегиональном, межреспубликанском рынке;
-
совершенствовать деятельность неправительственных организаций по поддержке молодежного бизнеса.
Рецензенты:
Маликов Р.И., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Экономика и менеджмент» ФГБОУ ВПО «УГУЭС», г. Уфа.
Зайнашева З. Г., д.э.н., профессор кафедры «Региональная экономика и управление» ФГБОУ ВПО «УГУЭС», г. Уфа.
Библиографическая ссылка
Шайхутдинова Г.Ф., Жидкова Э.В. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13837 (дата обращения: 10.02.2025).