Введение
Проблема защиты детей от информации была актуальной всегда - даже во время первобытнообщинного построения общества родители ограждали своих детей от лицезрения жестоких сцен насилия. Всегда, во всех ситуациях, которые несут в себе информацию с насилием, жестокостью, мать на безусловном рефлексе прикрывает собой свое дите и тем самым защищает его от пагубного влияния данной информации.
Во времена советской России в нашем государстве практически не было проблемы - защиты детей от информации, потому что все негативное информационное поле задерживалось на границе коммунизма и капитализма определенными силовыми организациямии путем жесточайшей цензуры со стороны государственных и общественных организаций. Также в тот момент существовало государственное право, которое жестоким образом расправлялось с посредниками нежелательной информации. После горбачевской «оттепели» в конце восьмидесятых и начале девяностых годов 20 века в страну хлынуло огромным потоком море «чернухи», порно продукции, фильмов с элементами насилия, жестокости, расовой и половой дискриминации. Все это в полной мере ударило по самым любознательным членам нашего общества - по детям и молодежи и начало приводить к растлению как в физическом, так и в нравственном отношении подрастающего поколения.
Так, с начала 90-х годов 20 века в России сформировалась агрессивная информационная среда, в связи с чем возникла необходимость защитить подрастающее поколение от информационного воздействия, способного причинить вред как психическому, так и физическому здоровью. То есть в нашем государстве в конце девяностых годов появилась проблема по проведению мероприятий по защите детей и молодежи от пагубного влияния определенной части информации. Эта проблема возникла не только в России, но и во всем цивилизованном мировом сообществе. Именно в это время в европейских странах для обеспечения информационной безопасности детей при осуществлении телевещания, радиовещания, в печати, демонстрации кинофильмов, видео- и аудиозаписей, использовании электронных игр принимается в рамках Совета Европы Конвенция о трансграничном телевидении от 5 мая 1989 г. в статье 7 «Обязанности телевещателя» [3].
В формате времени 21 века усилиями научной мировой общественности стало возможным - передача любой информации практически любыми способами от распространения печатных изданий до передачи информации с помощью IT-технологий. В связи с использованием современных способов передачи информации, а также с работой всевозможных интернет сетей, блогов стало возможным появление неконтролируемой со стороны общественности и государства информации, которая своим действием наносит вред физическому, психологическому, социальному и общественному развитию взрослеющему поколению нации. В связи с этим назрела необходимость разрешения в любом цивилизованном обществе проблемы по защите подрастающего поколения от пагубного влияния негативной информации.
Цель исследования
В данной работе поставлены цели:
- Проанализировать влияние информационного потока, неконтролируемого со стороны государства на подрастающее поколение;
- Определить необходимые мероприятия по защите подрастающего поколения от влияния вредной информации.
В настоящее время Интернет используется всеми для осуществления образовательного процесса для дистанционного обучения, организации бизнеса, для организации мероприятий по организации досуга пользователей, а также для развлечений, с другой стороны, мировая сеть дает возможность всевозможным авантюристам, мошенникам и другим преступным элементам для распространения информационных материалов, которые противоречат правовым нормам государства и совершения преступных деяний со стороны злоумышленников. Современные разработки и технологии представляют возможность им скрыть или завуалировать свои личные идентификационные данные. Современное общество до сих пор не в полном объеме защищено государством от опасностей, связанных с Интернетом. Сеть Интернет является средством распространения вредоносных программ, позволяющих либо застопорить работу или привести к локальным повреждениям и полным разрушениям компьютеров и компьютерных сетей; рассылки нежелательной рекламы (спама); порнографической информации, в том числе и с участием детей; информации о способах совершения террористических актов; материала по созданию взрывчатых материалов и всевозможных самодельных взрывных устройств, обычного и оружия массового поражения и т.д. Во «всемирной паутине» можно обнаружить разнообразные предложения по продаже психотропных веществ различного воздействия на организм человека, описания их изготовления, также есть возможность заказа через сеть всевозможных товаров, запрещенных правовыми актами государств к производству.
План мероприятий по безопасному Интернету Европейского Союза предусматривает, что противозаконное содержание включает в себя обширный круг материалов, которые относятся: к национальной безопасности (инструкции по изготовлению взрывных устройств и по незаконному производству наркотиков, инструкции по проведению террористических акций); к защите несовершеннолетних (оскорбительные формы маркетинга, сцены насилия, порнография); к защите человеческого достоинства (подстрекательство к расовой ненависти или расовой дискриминации); к экономической безопасности (мошенничество, инструкции по пиратскому использованию кредитных карточек); к защите информации (деятельность злоумышленных хакеров); к защите частной жизни (неразрешенная передача персональных данных, электронное преследование); к защите репутации (клевета в печати, незаконная сравнительная реклама); к интеллектуальной собственности (неразрешенное распространение произведений, защищенных авторским правом, например, компьютерных программ или музыкальных произведений).
Под вредным (предосудительным) содержанием понимается содержание (контент), которое не является противозаконным, но распространение которого ограничено (например, только для взрослых), а также содержание, которое может оскорбить некоторых пользователей, хотя опубликование его не запрещено в силу конституционного принципа свободы слова. Европейским Союзом разработаны соответствующие специальные программы работы центров, которые созданы для координации, содействия, оптимизации влияния и увеличения осведомленности пользователей Интернет (в особенности родителей и детей) путем поведения конкретных акций. В основном работа указанных национальных центров ведется по четырем направлениям: создание и обеспечение функционирования в сети Интернет «горячей линии», предназначенной для выявления в сети противозаконной информации; деятельность по ознакомлению родителей и детей об опасностях в Интернете и способах противодействия им; создание «горячих линий» по оказанию детям консультативной помощи; разработка и внедрение систем фильтрации Интернет-контента [3].
Тенденции расширения информационного пространства детства, распространения в детской среде информационно-коммуникационных технологий, нарастание информационных потоков, усиление влияния массмедиа на процессы воспитания и социализации подрастающих поколений, интенсивное развитие виртуальных форм общения детей и молодежи становятся все более значимыми характеристиками современной воспитательной ситуации в России, как и в других странах. Влияние процессов информатизации общества на воспитательную ситуацию обусловлено характером социокультурных процессов в обществе в целом [2].
Пока научное сообщество только подходит к осознанию и исследованию влияния получаемой информации на развитие у молодежи мировоззрения, необратимый характер принимают изменения в субъективной картине мира детей и молодежи: все чаще дети встречаются с виртуальной действительность, а не с реальной жизнью, виртуальная природа отношений вытесняет естественные отношения и моральные ценности из сознания подрастающего поколения. Данное раздвоение мира на реальный и виртуальный несет в себе не только продукция информационных технологий, но и продукция телевидения, видео и медиа рынка.
Существенное влияние на детей продолжает оказывать телевидение. Процент детей, охваченных телевидением по будням (не менее 1 минуты), варьируется от 68,6 % среди дошкольников до 77,1 % среди старших подростков. В выходные - от 71,2 % дошкольников до 79,8 % младших школьников. В среднем за полугодие дети проводят у экрана 2,5-3,5 часа в день. Наибольший объем телевремени у старших подростков - 3 ч. 53 мин., наименьший у дошкольников - 2 ч. 25 мин. По выходным наибольший объем телевремени у младших школьников - 3 ч. 25 мин. Абсолютный максимум аудитории приходится на 20-22 часа. У студентов данная величина зависит от многих условий: от загруженности студента внеаудиторными заданиями, от общественной активности, от бытовых и финансовых затруднений, от семейного положения и т.д. Также продукция телевидения влияет на потребителя, как в хорошем, так и в плохом отношении. Так, всевозможные боевики приучают молодого зрителя к жестокости, к смене общепринятых моральных норм, к наживе за счет других, к справедливости не на правовых аспектах государства и т.д.
На протяжении последних двадцати лет большинство специалистов в области медиаобразования, информатизации, педагогов и психологов особую опасность увлечения детей компьютером связывают с компьютерными играми, не только с их количеством, но и с содержанием. Драки, перестрелки, убийства, которые входят в сюжет многих игр, вызывают негативные эмоции, отрицательно влияют на развитие ребенка [2]. По исследовательским данным Челышевой И.В. [7], на совершение насилия в играх уходит 80-90 % времени, 55 % компьютерных игр на российском рынке включают сцены насилия и убийств, в 39 % игр содержатся эпизоды драк разной степени жестокости, в 35 % игр изображены катастрофы. Во всех играх именно действия игрока, связанные с насилием, нарушением законов и нормативных актов, разрушением материальных средств, убийства конкурентов поощряются призовыми бонусами, баллами и в итоге приводят игрока к победе или в повышении рейтинга среди играющих.
Специалистами доказано, что ребенок часто повторяет действия героев компьютерных игр в жизни. В школах растет число случаев, когда учащиеся травмируют друг друга, используя различные «приемы» единоборств, увиденные в телефильмах или компьютерных играх. Виртуальное изображение жестокости оказывает влияние на реальное поведение детей, повышает их возбудимость, провоцирует вспышки агрессии, а со временем усиливает интерес к подобным сценам. По данным Ирины Челышевой [7], более 30 % преступлений, совершаемых несовершеннолетними гражданами в России, происходит под влиянием кинофильмов и телевизионных передач. Школьники ежегодно могут видеть на телевизионном экране до 10 тысяч сцен насилия. А к моменту окончания школы молодые люди становятся свидетелями в среднем 100 тысяч телевизионных и компьютерных убийств. Между тем замечено, что 45 % школьников, смотрящих телевизор более 3-х часов в день, часто проявляют агрессивность, а 20 % представляют опасность для общества. Агрессивность детей, которые проводят перед телевизором 1 час в сутки, в пять раз превышает уровень агрессивности школьников, «телесмотрение» которых носит нерегулярный характер.
Сегодня в развитии информационного пространства детства в России наметились кардинальные перемены. С 1 сентября 2012 года вступил в силу Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который обусловливает специальное внимание массмедиа и других социальных институтов российского общества к проблемам обеспечения информационной безопасности детей. Закон стал долгожданным ответом на чрезвычайно возросший социальный запрос общества, прежде всего, родителей, педагогов, психологов, других специалистов в области детства, воспитания и социализации на законодательное обеспечение информационной безопасности детей, критически высокий уровень социальных рисков, которое несет в себе все расширяющееся информационное пространство детства в современной России. Принятие закона всколыхнуло общество, заставило его еще раз переосмыслить проблему информационной безопасности детства и активизировать работу по профилактике негативного влияния массмедиа на воспитание детей, снижению социальных рисков, привнесенных информационно-коммуникационными технологиями, еще более актуализировало разработку подходов к моделированию безопасного информационного пространства детства, которое обеспечивало бы не только отсутствие социальных рисков, но позитивную социализацию детей и молодежи, содействовало их духовно-нравственному становлению, жизненному самоопределению и творческой самореализации. Несмотря на наличие противоречий и открытых вопросов, принятый Федеральный Закон «будет способствовать формированию гармоничной и психологически устойчивой личности каждого ребенка, бережному и грамотному воспитанию детей на идеях добра и справедливости» [4].
Проблема защиты прав подрастающего поколения - детей и молодежи от информации, пропаганды и агитации, приносящий большой вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, была поднята ещё в статье 14 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». В этом законе нет разъяснений базовых понятий, входящих в структуру такой информации, не устанавливались нормы ответственности за нарушение правил обеспечения ребёнка информацией. Это существенно снизило эффективность установленных правил по защите детей от опасной информации [1].
Прописанные в законе № 436-ФЗ правила имеют направление на урегулирование отношений, связанных с защитой детей от информации, наносящей непоправимый вред их здоровью и (или) развитию, так и с защитой детей от такой информации в информационной продукции.
Закон № 436-ФЗ вводит понятия: «доступ детей к информации», «информационная безопасность детей», «информационная продукция для детей», «знак информационной продукции». Впервые раскрывается содержание понятий - «информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей», «информация порнографического характера». Закон № 436-ФЗ распространяется на тех, кто размещает любую информацию в местах, которые доступны для детей и молодежи. И в это же время под действие данного законодательного документа не подпадают физические и юридические лица, кто распространяет информацию, содержащую научную, научно-техническую, информационную продукцию, имеющую значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества. То есть на все фонды, музеи и т.д. закон № 436-ФЗ не распространяется.
В то же время под действие закона № 436-ФЗ попадает: информация, размещенная в печати (периодическая печать, книги) в информационно-телекоммуникационных сетях (интернет, радиовещание, телевещание любого ранга), в информационной продукции (листовки, программы, компьютерные игры, рекламные банеры и др.). В сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, преимущественные полномочия предоставлены федеральным органам исполнительной власти. Вся информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей, согласно закону № 436-ФЗ разделена на информацию, которая запрещена для распространения всех детей, и на информацию, которая распространяется среди детей согласно их возрасту.
По Федеральному закону № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровья и развитию» всем обществом России постоянно идут горячие споры и дебаты на всевозможных радио-телепередачах, на форумах, в различных сетях. В основном говорят о несовершенстве Закона, о его «сырости» и о порядке надзора за его выполнением.
Заключение
Мы живем во времена быстроменяющейся информации, которая имеет определенную силу влияния на любого человека на планете, а особенно на детей и подростков. Она - либо качественная, либо может таковой не быть и даже способна причинить вред. Это эффективное оружие влияния на формирование сознания многих членов подрастающего поколения в умелых руках идеологов, политологов, рекламщиков и других специалистов. В неумелых или злонамеренных руках она становится оружием массового поражения.
Также происшедшие в последние годы социальные, политические, экономические изменения, а также бурное развитие средств коммуникации и информации привели к тому, что все больше людей переступают раньше разделявшие их культурные барьеры и взаимодействуют с представителями других культур, зачастую существенно отличающихся от традиционных [5]. Это влияет на размывание границ между культурами народов и приводит к отчуждению большинства молодежи от своих национальных ценностей.
Очевидно, что размывание границ образовательной системы под влиянием массмедиа может привести в скором времени, а в ряде вопросов и уже приводит к превосходству массмедиа во влиянии на развитие личности над образованием, к изменению сущности и структуры образования. Обеспечить позитивный характер этого процесса возможно лишь путем своевременного научно-обоснованного целенаправленного проектирования информационного пространства детства, ориентированного на экологические ценности, и развития информационно-экологической культуры личности, которая, будучи внутренним регулятором действий субъекта, способна стать самым надежным гарантом экологической безопасности как человека, так и окружающей среды, его успешной адаптации, здоровья, развития в гармонии с природой. В связи с вышесказанным педагогам всех уровней образования необходимо формировать у молодежи в процессе воспитания и обучения медиакомпетентности.
Проблема защиты от воздействия и влияния на подрастающее поколение информационного потока, включая неконтролируемые со стороны системы образования средств массовой информации, видеорынка и Интернета является наиболее актуальной в России и в мире. Поэтому общество постоянно должно уделять этому огромное внимание, в связи с тем, что пагубная информация в первую очередь влияет на дальнейшее определение ребенка как личности в этом обществе. И если обществу не все равно, какое у него будет будущее поколение, оно будет постоянно заниматься этой проблемой.
Рецензенты:
Козлова Н.В., д.псх.н., профессор кафедры инженерной педагогики Института развития стратегического партнерства и компетенций ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Томск.
Стародубцев В.А., д.п.н., профессор кафедры инженерной педагогики Института развития стратегического партнерства и компетенций ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Томск.
Библиографическая ссылка
Родионов П.В., Павлов А.С., Пискун А.А. ЗАЩИТА ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ И ВЛИЯНИЯ НА ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОТОКА, ВКЛЮЧАЯ НЕКОНТРОЛИРУЕМЫЕ СО СТОРОНЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВИДЕОРЫНКА И ИНТЕРНЕТА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13831 (дата обращения: 21.11.2024).