Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРИЧИНЫ НЕМОТИВИРОВАННОЙ АГРЕССИИ У ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ

Вишняков А.И. 1 Буцына К.Е. 1
1 ФГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»
Статья посвящена изучению причин немотивированной агрессии у трудных подростков. Статья содержит теоретическое рассмотрение вопроса и практическую часть – исследование. Приводятся предположения о том, что трудные подростки не могут совладать со своей агрессией в связи с неоказанием должного воспитания со стороны родителей и взрослых. Также, в данной статье поднимается вопрос о том, что, зачастую, у таких детей не складываются взаимоотношения с окружающими их людьми. Публикация содержит исследование, направленное на выявление у трудных подростков форм проявления агрессии с помощью опросника Басса – Дарки, а также на выявление уровня агрессивности с помощью методике А. Ассингера «Агрессивность межличностных отношений». На основе полученных данных делаются выводы о том, что в переходный период трудные подростки остро нуждаются в помощи психолога.
«трудные» подростки
подростковый период
немотивированные преступления
агрессивное поведение
1. Вишняков, А.И., Киреева, Н.В. психологические особенности сиблинговых отношений в этнокультурном и возрастном аспекте / А.И. Вишняков, Н.В. Киреева // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 6-1. – С. 174-178.
2. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь современного русского языка. – М., 1994.
3. Румянцева, Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии / Т.Г. Румянцева // Вопросы психологии. – 1991. – № 1. – С. 81-87.
4. Рыбакова, М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом коллективе / М.М. Рыбакова. – М., 1991. – С. 23-26.
5. Сергеева Е.Н., Вишняков, А.И. Особенности психологической безопасности образовательной среды на примере учащихся 6х классов гимназии № 1 г. Мелеуза, РБ / Е.Н. Сергеева, А.И. Вишняков // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2008. – № 82. – С. 37-38.
6. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. вузов / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 541 с. – ISBN: 978-5-222-15576-9.
7. Фрейд, З. Неудобства культуры / З. Фрейд // Художник и фантазирование. – М., 1995. – С. 299-336.
8. Хорни, К. Наши внутренние конфликты /К. Хорни // Психоанализ и культура: избранные труды Карен Хорни и Эрика Фромма. – М., 1995. – С. 5-190.
9. Штефан, Е.Ф. Психокоррекция агрессивного поведения осужденных мужского пола при длительных сроках наказания.: дис. …канд. псих. Наук / Е.Ф. Штефан. – Волгоград, 2008. – С. 14-161.
10. Ярмоленко, Г.П. Проявление агрессивности и враждебности в межличностном взаимодействии: дис. … канд. псих. наук / Г.П. Ярмоленко. – СПб., 2004. – С. 41-111.
Актуальность темы обусловлена особенностью агрессивных преступлений 21 века, которая состоит в том, что преступления  имеют немотивированную основу.

Психолог Т.Г. Румянцева так определяет «агрессивное поведение»: это специфическая форма действий человека, характеризующаяся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или к группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб [3].

Изучение проблематики агрессивного поведения подростков нашло отражение в работах отечественных (В.А. Аверин, Н.В. Аликина, Б.Н. Алмазова, С.Я. Беличева, П.Г. Бельский, И.А. Горькова и др.) и зарубежных психологов (А.Бандура, И. Берг, Р. Дженкинс, Р. Уолтер и др.).

Но для начала хотелось бы конкретнее познакомиться с понятием агрессия.

«Толковый словарь современного русского языка» С.Н. Ожегова дает следующее определение: «агрессия - это открытая неприязнь вызывающая враждебность» [2].

Ярмоленко Г.П. предлагает нам  под агрессивностью в дальнейшем понимать свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии [10].

По-своему трактует данный термин психолог Л.Д. Столяренко - «это однобокое, подпитанное отрицательными эмоциями отражение реальности, приводящее к искажению, необъективности, неверности понимания действительности, к неадекватному поведению» [6].

К. Хорни и Г. Салливан рассматривали агрессивность как ответную поведенческую реакцию на созданные современной цивилизацией социальные, моральные и этические запреты, приводящие к появлению у индивида чувства недовольства, страха или ненависти. По утверждению Хорни, агрессивное поведение является следствием доминирования психической защиты и внутренней эмоциональной потребности избавиться от чувства «исходного» страха [8].

Органы следствия, судебные психиатры и простые обыватели постоянно сталкиваются со случаями так называемых немотивированных преступлений. Но, на мой взгляд, «чисто» не мотивированных преступлений не бывает. Каждое проявление агрессии является следствием  какой бы то ни было причины.

Особенность немотивированных преступлений в том, что причины их кроются в далеком прошлом и вьют свои корни с самого детства преступника [1].

З. Фрейд первым сделал вывод о том, что агрессия может иметь неосознаваемый мотивационный, проективный характер, а также предположил, что разрушительные импульсы агрессивности могут преодолеваться с помощью культуры [7].

Как утверждает Штефан, неофрейдисты считали, что истоки проявлений насилия следует искать в индивидуальной психологии людей. В свою очередь Фромм считал, что развитие цивилизации приводит к росту стрессовых ситуаций и давлению на личность с большей активностью, чем способность человека к сублимации. Это, в свою очередь, ведет за собой возникновение массовых неврозов, ведущих к росту агрессивных действий не только индивидуального, но и коллективного характера. Иначе говоря, по мнению неофрейдистов, причиной отчуждения личности становится не только природа человека, но и условия современного общества, способствующие возникновению антисоциальных поступков людей [9].

Следовательно, разница между обычными людьми и трудными подростками лишь в том, что первые умеют направлять агрессивную энергию на пользу себе и обществу, а подростки, лишенные хорошего воспитания, не умеют контролировать агрессивную энергию.

По мнению Рыбакова М.М., личностные качества учителя так же бывают причиной конфликта (раздражительность, грубость, беспомощность). По мнению Зюбина, негативное отношение с учителем способствует ухудшению отношений подростков ко всем взрослым [4].

В связи с представленным материалом нами  была выдвинута следующая гипотеза: агрессивное поведение у трудных подростков вызвано, в первую очередь, неспособностью справиться с амбициями переходного периода, плохим воспитанием и, как следствие, непониманием со стороны окружающих. Следовательно, целью нашего исследования является выявление причин немотивированной агрессии у трудных подростков.

Наше исследование проводилось в школе № 3 г. Оренбурга. В нем учувствовали школьники - трудные подростки (мальчики) из неблагополучных семей трех возрастных групп: 1 группа - 12-13 лет, 2 группа - 14-15 лет, 3 группа - 16-18 лет, в каждой группе по 23 (24) человека. В своем исследовании мы использовали 2 методики:

  1. Опросник Басса - Дарки, для выявлений форм проявления агрессии по восьми шкалам.
  2. Методика А. Ассингера «Агрессивность межличностных отношений», которая определяет, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими и легко ли общается с ними.

Результаты исследования по методике Басса - Дарки представлены в таблице № 1

Таблица 1. Результаты опросника Басса - Дарки, %

Возрастная группа

Формы проявления агрессии

физическая

косвенная

вербальная

негативизм

раздражительности

обида

подозрительность

Чувство вины

12-13

56

48

51

64

41

32

21

13

14-15

61

51

72

65

52

33

34

15

16-18

48

32

23

67

32

13

16

21

В среднем

53,3

40,7

47,5

60,2

40, 7

24,7

21

14

В первой возрастной группе проявление физической агрессии составило 56 %, во второй возрастной группе - 61 %, в третьей возрастной группе - 48 %.

В первой возрастной группе проявление косвенной агрессии составило 48 %, во второй возрастной группе - 51 %, в третьей возрастной группе - 32 %.

В первой возрастной группе проявление вербальной агрессии составило 51 %, во второй возрастной группе - 72 %, в третьей возрастной группе - 23 %. Самый высокий процент вербальной агрессии во второй возрастной группе (14-15), скорее всего, связан с пиком пубертатного периода, во время которого подростки желают говорить обо всем открыто.

В первой возрастной группе проявление негативизма составило 64 %, во второй возрастной группе - 65 %, в третьей возрастной группе - 67 %. Проявление негативизма в большей степени свойственно трудным подросткам.

В первой возрастной группе проявление раздражительности составило 41 %, во второй возрастной группе - 52 %, в третьей возрастной группе - 32 %.

В первой возрастной группе обида составила 32 %, во второй возрастной группе - 33 %, в третьей возрастной группе - 13 %. Менее обидчивыми оказались молодые люди в возрасте от 16 до 18 лет, скорее всего это связано с тем, что в этом возрасте подростки менее заинтересованы в общественном мнении, в мнении взрослых людей, так как они уже сами видят себя в роли самостоятельных и взрослых  членов социума.

В первой возрастной группе подозрительность составила 21 %, во второй возрастной группе - 34 %, в третьей возрастной группе - 16 %.

В первой возрастной группе чувство вины составило 13 %, во второй возрастной группе - 15 %, в третьей возрастной группе - 21 %. Более развитая осознанность в юношеском возрасте (16-18) позволяет получить этой возрастной группе высокий процент среди остальных.

В целом на всех возрастных группах (общее) проявление физической агрессии составило 53,5 %, косвенной агрессии - 40,7 %, вербальной агрессии - 47,5 %, негативизма - 60,2 %, раздражительности - 40,7 %, обиды - 24,7 %, подозрительности - 21 %, чувства винные - 14 %.

Делая вывод, можно сказать, что самой высокой формой агрессии на всех возрастах достигает негативизм, на котором в основном и построено отношение с окружающим миром у трудных подростков. Самые высокие проявления всех форм агрессии присущи второй возрастной группе (14-15) - кульминация переходного периода.

К методике А. Ассингера подростки отнеслись с большим интересом, была заметна старательность и желание искренне ответить на все вопросы.

Здесь мы не делили подростков на возрастные группы (приложение В). И вот что было выявлено:

  • лишняя агрессия - 40 %;
  • умеренная агрессия - 34 %;
  • миролюбие - 26 %.

Лишняя агрессия говорит об излишней агрессивности трудных подростков, неуравновешенности и жестокости по отношению к другим. Таких подростков составило 40 % испытуемых, им необходима помощь психологов.

34 % подростков с умеренной агрессией уже менее негативно смотрят на мир, обладают достаточно здоровым честолюбием и самоуверенностью.

Нашлись и такие подростки, которые обладают миролюбием, скорее всего, к трудным их относят только потому, что они пока не нашли общий язык с окружающими, это связано с недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях.

Рисунок 1. Результаты по методике «Агрессивность межличностных отношений», %

Исходя из результатов наших исследований, мы сделали вывод о том, что выдвинутая гипотеза подтвердилась: агрессивное поведение у трудных подростков вызвано, в первую очередь, неспособностью справиться с амбициями переходного периода, плохим воспитанием и, как следствие, непониманием со стороны окружающих.

Проще всего обвинить человека в том, что он не такой как многие, что он плохо себя ведет и не понимает требований, которые ему предъявляет общество. В двойне труднее, когда трудного подростка не понимают не только в школе, но и в семье. Позиция психолог в данной ситуации должна кардинально отличаться от общепринятой, психологу важно понять не только особенности и последствия поведения подростка, но и причины такого поведения, чтобы взрастить в ребенке конструктивную, целеустремленную и самостоятельную личность.

Следовательно, «трудным» ребятам, несмотря на их демонстративное поведение, необходима помощь и внимание со стороны взрослых людей, а также работа с психологом [5].

Рецензенты:

Зубова Л.В., д.псх.н., заведующий кафедрой общая психология и психология личности ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург.

Кирьякова А.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой теории и методологии образования, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург.


Библиографическая ссылка

Вишняков А.И., Буцына К.Е. ПРИЧИНЫ НЕМОТИВИРОВАННОЙ АГРЕССИИ У ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13828 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674