Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ИГРЕ НА ТУБЕ

Балагур Д.А. 1, 2
1 ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет культуры и искусств»
2 Музыкальная школа имени Б.А. Чайковского
Анализ музыкально-исполнительской деятельности учащихся в процессе обучения игре на тубе показывает - звукоизвлечение на тубе принципиально отличается от звукоизвлечения на других медных духовых инструментах. Звуки, извлекаемые на тубе, чаще всего относятся к нижнему регистру, а область губ, участвующая в звукообразовании, во много раз больше, чем на баритоне и тромбоне. Исполнительская деятельность учащегося-тубиста предполагает большую отдачу сил и эмоциональной энергии, а также отличается активной работой всей дыхательной системы. Современные методические рекомендации предназначены для эффективного формирования исполнительских умений и навыков учащихся-тубистов. Учащиеся, которые не получают обоснованного объяснения, почему нужна именно такая постановка исполнительского аппарата, не могут осознанно формировать исполнительские умения и навыки в процессе обучения. Постановка исполнительского аппарата в процессе обучения игре на тубе представляет собой целостный процесс, для управления которым совершенно необходимо учитывать методические рекомендации. Многие исполнители на тубе, обладающие виртуозностью, но не познавшие правильной постановки исполнительского аппарата, часто доходят до разных профессиональных заболеваний. В обучении игре на тубе с неизбежностью требуется применять новые методические рекомендации.
исполнительское дыхание
амбушюр
методические рекомендации
гипотеза
мундштук
туба
звукоизвлечение
1. Балагур Д.А. Дыхание как основа формирования исполнительских умений и навыков учащихся в процессе обучения игре на тубе // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 6 (часть 6). – С. 1498-1501.
2. Балагур Д.А. Развитие личности учащегося в процессе обучения игре на тубе // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. - URL: www.science-education.ru/116-12734 (дата обращения: 10.06.2014).
3. Губы рта // Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Губы html (дата обращения: 03.06.2014).
4. Розанов С.В. Основы методики преподавания и игры на духовых инструментах. - 2-е изд. – М. : Гос. муз. издательство, 1938. – С. 3-9.
5. Терёхин Р., Апатский В. Методика обучения игре на фаготе : учебное пособие. – М. : Музыка, 1988. – С. 58-65.
6. Усов Ю. Научно-теоретические основы постановки при игре на медных духовых инструментах // Вопросы музыкальной педагогики : сб. статей. Вып. 10 / составитель Ю. Усов. - М. : Музыка, 1991. - С. 8-30.
7. Фаркас Ф. Искусство игры на медных духовых инструментах. – М. : Издательство МГК, 1998. – С. 35-36.
Звукоизвлечение при игре на тубе принципиально отличается от звукоизвлечения на других медных духовых инструментах и может быть сравнимо лишь с тромбоном, баритоном, а также с некоторыми родственными тубе инструментами - сузафоном и геликоном. Во-первых: извлекаемые на тубе звуки чаще всего относятся к нижнему регистру, а область губ, участвующая в звукообразовании, во много раз больше, чем на баритоне и тромбоне. В симфоническом оркестре туба поддерживает группу медных духовых инструментов, объединяясь с ними в единое целое. Благодаря тубе многие темы симфонических произведений звучат объёмно, ярко и выразительно, именно туба исполняет роль фундамента в духовом и симфоническом оркестрах. Даже когда туба исполняет отдельные басовые партии совместно с контрабасами, - в общем целом они сразу же начинают звучать гораздо лучше. Во-вторых: для тубы, как и для тромбона, нет каких-то строгих рекомендаций о положении мундштука на губах. Учащиеся-тромбонисты предпочитают большую часть мундштука удерживать на верхней губе, а меньшую часть мундштука на нижней. В-третьих: положение мундштука у учащихся-тубистов не сказывается так сильно на тембре звука, как у трубачей и валторнистов. Учащиеся игре на валторне или трубе не должны отклонять положение мундштука более чем на 1,5 миллиметра от идеальной точки, для достижения наилучшего звукоизвлечения. Тромбонисты могут отклонять положение мундштука лишь на 3 миллиметра. И только при игре на тубе можно получить хорошие результаты, отклоняя мундштук от идеальной точки на 6 миллиметров вверх и вниз [7]. При этом не следует постоянно отклонять мундштук в процессе обучения, так как это может привести к нестабильным результатам игры на тубе и было проанализировано для того, чтобы показать различия в процессе звукоизвлечения у разных медных духовых инструментов. Учащимся-тубистам рекомендуется искать идеальное положение мундштука в процессе звукоизвлечения. Определить, какая именно область губ является идеальной точкой звукоизвлечения не так сложно, потому что результат перехода от низких звуков к верхнему регистру и наоборот вдруг становится легче. Звучание тубы будет более выразительным, легато гладким, а давление внутри мундштука постепенно снизится. Возбудителем звука на тубе являются губы исполнителя, то есть та область губ, которая находится в чашке мундштука. Выдыхаемый в инструмент воздух приводит в колебания края губ в мундштуке, которые создают колебания воздушного столба, заключённого в канале инструмента.

Существенной проблемой в обучении игре на тубе является недостаток серьёзных научных исследований, посвящённых формированию исполнительских умений и навыков учащихся-тубистов, а также отсутствие целостной методики обучения игре на этом инструменте. Для большинства медных и деревянных духовых инструментов, таких как тромбон, труба, фагот или кларнет, были написаны основные методики обучения. Например: для фагота существует «Методика обучения игре на фаготе» Р. Терёхина, В. Апатского, для тромбона «Методика обучения игре на тромбоне» В.В. Сумеркина. Но для тубы сегодня найдётся только «Школа игры на тубе» В.М. Блажевича и А.К. Лебедева, разнообразные упражнения, этюды, музыкальные произведения и целый ряд отдельных научных статей, которые не являются основной методикой обучения игре на тубе [5]. Современные методические рекомендации предназначены для эффективного формирования исполнительских умений и навыков учащихся в процессе обучения игре на тубе. Структуру исполнительских умений и навыков музыканта-тубиста составляют: правильное исполнительское дыхание, индивидуальные зрительно-слуховые представления, особая работа мускулатуры губ и лица, координированные движения пальцев, специфическое движение языка, а также непрерывный слуховой анализ. Исполнительская деятельность учащегося-тубиста предполагает большую отдачу сил и эмоциональной энергии, а также отличается активной работой всей дыхательной системы [1]. Важнейшей задачей в процессе обучения учащегося игре на тубе является правильное формирование его исполнительских умений и навыков. Поэтому на начальном этапе обучения игре на тубе очень важно уделять большое внимание правильному их формированию в опоре на индивидуальные особенности каждого учащегося.

Длительный период времени музыкально-исполнительская педагогика базировалась на принципе передачи личного опыта и навыков преподавателя учащимся. Демонстративный показ музыкально-исполнительских умений и навыков преподавателя на уроке в классе не дает возможности учитывать индивидуальные особенности музыкантов и развивать сознательный подход в процессе обучения игре на тубе. Формирование исполнительских умений и навыков учащихся в процессе обучения игре на тубе необходимо осуществлять в опоре на современные методические пособия. Учащиеся, которые не получают обоснованного объяснения, почему нужна именно такая постановка исполнительского аппарата, не могут осознанно формировать исполнительские умения и навыки в процессе обучения. Многие исполнители на тубе, обладающие виртуозностью, но не познавшие правильной постановки исполнительского аппарата, часто доходят до разных профессиональных заболеваний. Таких как болезни лёгких, стремительное утомление амбушюра (область губ участвующая в звукообразовании), чрезмерно длительное разыгрывание на инструменте, а иногда и ранняя потеря исполнительского мастерства [4]. Исходя из вышесказанного целью исследования является разработка теоретико-методологических основ формирования исполнительских умений и навыков учащихся в процессе обучения игре на тубе и апробирование экспериментальной методики.

В основу формирования исполнительских умений и навыков в процессе обучения игре на тубе должно быть положено знание анатомии и физиологии органов, участвующих в игре на этом инструменте, а также понимание психофизических и психофизиологических процессов в каждом индивидуальном случае. Без этого невозможно добиться правильной игры на тубе, труд учащегося будет тяжёл, качество исполнения снизится, возможно появление профессиональных заболеваний, ухудшение или даже потеря профессиональной пригодности. Неправильное положение корпуса мешает правильности дыхания, неправильное дыхание лишает игру выразительности, динамичности, не позволяет художественно, правильно исполнять музыкальные фразы и портит здоровье. Плохо сформированный амбушюр - неправильное развитие мышц губ и щёк - снижает качество исполнения, а часто и совсем лишает возможности заниматься на тубе, срывает, как сегодня говорят, губы. Неправильная постановка мундштука, перенапряжение мышц рук и пальцев дают скованность и неровность исполнительской техники учащегося в процессе обучения игре на тубе. Разобравшись в особенностях дыхательной и амбушюрной системы музыканта-тубиста, необходимо правильно учесть, на какую их часть нужно возложить напряжение, и можно будет обеспечить плавный ток воздуха в инструмент, а вместе с тем получить качественное звучание, наибольшую динамичность и выразительность исполнения [4]. И только таким образом рекомендуется формировать исполнительские умения и навыки учащихся-тубистов.

В процессе обучения игре на тубе учащемуся следует хорошо овладеть знаниями о постановке исполнительского аппарата, постановке исполнительского дыхания, формировании амбушюра, о правильном положении корпуса, головы, рук и ног, а также понимать, почему на тубе нужно играть именно вот таким образом или как-то по-другому. Постановка исполнительского аппарата в процессе обучения учащегося игре на тубе представляет собой целостный процесс, управляя которым совершенно необходимы методические рекомендации, описывающие последовательные шаги и действия, целью которых является формирование правильного звукоизвлечения при верном положении корпуса, головы, рук и ног обучающегося. Для обучения игре на тубе с неизбежностью требуется применять следующие методические рекомендации:

Постановка исполнительского аппарата. Обучение игре на тубе рекомендуется начинать с 14 лет, учитывая, что учащийся сможет ровно удерживать тубу в положении сидя, не искажая правильное положение головы, корпуса, и при этом спокойно, без лишнего напряжения будет приставлять мундштук к губам, не вытягивая вверх шею. Учащийся должен сидеть на середине стула, не облокачиваясь на его спинку. Плечи необходимо расправить, спину выровнять, ноги находятся примерно на ширине плеч, а их стопы плотно прилегают к полу. Тубу в процессе обучения удерживают на ногах между правым и левым бедром, и регулируют высоту мундштука по отношению к губам, поднимая инструмент выше или ниже. Левая рука учащегося держит тубу и наклоняет инструмент к себе или от себя по мере надобности. Правая рука слегка огибает тубу с правой стороны, а её пальцы в форме полукруга находятся над кнопками вентильного механизма тубы. Чтобы извлечь первый звук на тубе, мундштук нужно поставить в мундштучную трубку инструмента, далее следует приставить мундштук к губам, вдохнуть воздух носом или через углы рта и, свободно выдыхая воздух в инструмент, привести в колебательное движение центральную часть губ, находящуюся в чашке мундштука. Первый звук, который извлечёт учащийся, следуя вышеуказанным рекомендациям, скорее всего, будет си-бемоль или фа большой октавы. Иногда бывает и так, что начинающий тубист может сразу извлечь звук си-бемоль контроктавы. В этом случае преподавателю рекомендуется обратить на это внимание, потому что такое умение является очень хорошим показателем в начале обучения игре на тубе. Если же ученику трудно удерживать тубу ровно, он ещё не знает, как правильно следует дышать, и психологически не готов к обучению игре на тубе, необходимо сначала обучить его игре на родственном инструменте: на теноре, баритоне или эуфониуме [2].

Особенности постановки исполнительского аппарата. Внимательно изучая особенности и проблемы повышения эффективности постановки исполнительского аппарата учащегося-тубиста, связанные с его функционированием, нужно задать два вопроса: 1) каково состояние, в котором находится исполнительский аппарат, разрешая разнообразные художественно-исполнительские задачи, 2) какие действия могут привести к нарушению функциональной деятельности исполнительского аппарата в процессе решения этих задач.

Толщу губ образуют: круговая мышца рта, рыхлая соединительная ткань, кожа и слизистая оболочка. Многие начинающие тубисты после длительного исполнения легато в среднем регистре через 10-20 минут отмечали лёгкую ноющую боль правой и левой частей круговой мышцы в углах рта. Обращая на это внимание, стоит подчеркнуть, что вся опора кожно-мышечных складок (губ) во время исполнения приходится именно на круговую мышцу рта. Поэтому решающее значение для укрепления круговой мышцы и формирования исполнительского аппарата определяет глубокое, устойчивое исполнительское дыхание. То есть полный вдох и выдох с открытым горлом, опуская кадык. Формируя правильную постановку исполнительского аппарата, мы запускаем именно колебания (модуляцию) этих кожно-мышечных складок (губ) на устойчивом и постоянном дыхании.

Исполняя первый звук на духовом медном инструменте, поля и размеры мундштука определяют и конкретизируют центральную часть кожно-мышечных складок для колебаний и создания модуляции внутри мундштука. Следует обратить внимание, что губы касаются мундштука в момент исполнения, то есть вступают в контакт с ним. Поэтому покрытие самого мундштука играет немаловажную роль в организации устойчивых колебаний кожно-мышечных складок. Учитывая психофизические и физиологические особенности постановки исполнительского аппарата, отметим, что все компоненты губного аппарата исполнителя должны работать во взаимосвязи, взаимообусловленности и единстве. Исполнительские действия будут лишены естественности, появятся различного рода перенапряжения, если хотя бы один из компонентов исполнительского аппарата не согласован с остальными, и это обязательно скажется на качестве звучания тубы. Трудности и сложности, возникающие в процессе формирования постановки исполнительского аппарата, связаны с согласованием и организацией взаимодействия всех компонентов. Правильная постановка исполнительского аппарата в процессе обучения игре на тубе должна быть не только видна зрительно со стороны, но и слышна, так как конечная цель правильной постановки заключается в совершенном, качественном звучании и слаженном исполнении одного или группы звуков.

Амбушюр. Амбушюром называется область губ участвующая в процессе звукообразования на тубе. Термин «амбушюр» обычно связывают со степенью упругости губных и лицевых мышц исполнителя, это их взаимодействие, натренированность, выносливость, сила, гибкость и подвижность при игре на медных духовых инструментах. Для достижения исполнительского мастерства амбушюр должен совершенствоваться в двух направлениях - в развитии силы и выносливости губных и лицевых мышц, а также в развитии их гибкости и подвижности [6]. Сила и выносливость губных и лицевых мышц заключается в способности выдерживать продолжительную, напряженную, не свойственную им при нормальных физиологических условиях работу. Это умение мышц принимать соответствующее положение при извлечении звуков определенной высоты, удерживать его при интонационных изменениях, при внезапном ослаблении звука, при различных динамических оттенках в процессе исполнительской деятельности на тубе.

Рекомендации при выборе мундштука. Выбирая мундштук начинающему тубисту, преподаватель должен руководствоваться знаниями о строении губного аппарата исполнителя на духовых медных инструментах и о некоторых его особенностях. Губы рта (от лат. labia-oris) - это только кожно-мышечные складки, окружающие вход в полость рта, и по определению не являются мышцами. Верхняя губа - labium-superius, и нижняя губа  - labium-inferius. У каждой губы различают три части: кожную, промежуточную и слизистую. Принципом постановки исполнительского аппарата в процессе обучения игре на тубе является обязательный учёт физиологических особенностей обучающегося. Абсолютная и относительная полнота губ, расположение зубов и прикус могут быть разными. Существуют скрытые особенности строения губ: различия в направлениях мышечных волокон, иннервация (in - в, внутри и нервы) и кровоснабжение. Иннервация - снабжение органов и тканей нервами, что обеспечивает их связь с центральной нервной системой (ЦНС). Различают иннервацию афферентную (чувствительную) и эфферентную (двигательную). Сигналы о состоянии органа и протекающих в нём процессах воспринимаются чувствительными нервными окончаниями (рецепторами) и передаются в ЦНС по центростремительным волокнам [3]. Всё это необходимо учитывать в каждом отдельном случае и, формируя амбушюр (область губ, участвующая в звукообразовании), искать индивидуальный подход к каждому ученику.

Технология выбора мундштука. Мундштук для обучения игре на тубе можно подобрать исходя из визуальных и зрительных характеристик губного аппарата учащегося. Не следует выбирать слишком большой или слишком маленький по ширине чашки мундштук. В первом случае учащемуся будет тяжело контролировать процесс звукоизвлечения, а во втором случае может возникнуть лишнее давление. Поэтому начиная обучение игре на тубе, рекомендуется выбирать средний по ширине чашки мундштук, обращая при этом внимание на форму губ учащегося-тубиста. От глубины чашки мундштука зависит насыщенность звучания тубы, то есть звук будет густым, объёмным и тяжеловесным, исполнителю потребуется чаще брать дыхание. Учитывая, что объём вдыхаемого и выдыхаемого воздуха у начинающего обучение тубиста совсем небольшой, не рекомендуется выбирать мундштук с глубокой чашкой. Многолетние наблюдения при выборе мундштука исполнителями на тубе показывают: внутреннее и внешнее строение всей поверхности мундштука, которой касаются губы, должно быть округлой формы. Это связано, прежде всего, с округлой формой строения самого губного аппарата. Части верхней и нижней губы человека, такие как кожная, промежуточная и слизистая, плавно переходят друг в друга и в общем целом по своему строению внутри и снаружи напоминают округлую, шарообразную форму. В связи с тем что в процессе обучения игре на тубе губы исполнителя слегка прижаты к мундштуку или постоянно находятся внутри его чашки, - необходимо высказать гипотезу о том, что шарообразные округлые формы лучшим образом взаимодействуют между собой с такими же округлыми и шарообразными формами, как они сами. До сих пор не ясно, почему поля у почти всех известных ныне мундштуков резко, а не плавно переходят вовнутрь чашки. Конечно, это создаёт ощущение стягивания и сваливания губ в процессе звукоизвлечения на тубе. В этом случае вся опора губного аппарата исполнителя начинает зависеть от развитости, натренированности круговой мышцы рта и правильного исполнительского дыхания.

Постановка исполнительского дыхания. Когда учащемуся рассказывают, как следует правильно дышать в процессе обучения игре на тубе, обычно говорят, что исполнительское дыхание подразумевает быстрый вдох и медленный выдох. Далее объясняют, как правильно нужно брать дыхание, что при вдохе диафрагма опускается, а при выдохе возвращается в своё исходное положение, и в этом обязательно участвуют мышцы брюшного пресса. После этого начинают показывать наглядно, как работает диафрагма, акцентируя внимание учащегося на контроле над её передвижениями и на разных видах дыхания. Разумеется, преподавателю необходимо всё это уметь объяснять учащемуся, но, учитывая вышесказанное, имеет смысл задать следующие вопросы. 1. Сможет ли начинающий тубист сразу же так глубоко изучить и понять всё о правильном дыхании, контролируя вдох и выдох, движения диафрагмы, а также работу мышц участвующих в этом процессе? Конечно, учащемуся потребуется длительный период времени для изучения теории, чтобы начать правильно дышать при игре на тубе. 2. Целесообразно ли начинать постановку исполнительского дыхания именно с объяснения теории, а не практики. Совершенно очевидно, что начинающему ученику важнее сначала показать, какие упражнения следует играть на тубе для постановки дыхания, а уже после этого рассказывать ему теорию. Исполнительская деятельность тубистов-профессионалов подтверждает: когда играешь на тубе переходы, с одного звука на другой разными интервалами - терциями, квартами, квинтами, диафрагма начинает активно работать, при вдохе опускаясь и постепенно поднимаясь при выдохе. В результате этого в ротовую полость совместно с дыханием поступают импульсы от сокращения мышц, что и помогает найти опору в процессе звукоизвлечения. Когда учащийся вдыхает воздух, чтобы исполнить переход на квинту легато или твёрдой атакой, - мозг посылает мышцам сигнал активнее работать, а сам ученик, понимая, что это достаточно большой интервал, вдыхает больше воздуха, чем когда исполняет звуки в последовательном движении секундами. Таким образом, исполняя на тубе разными штрихами арпеджио, интервалы, аккорды, последовательно переходя с одного звука на другой, учащийся формирует правильное исполнительское дыхание.

Постановку исполнительского дыхания рекомендуется начинать с исполнения определённых интервальных упражнений - для того чтобы диафрагма начала активно работать, а при выдохе сформировался устойчивый воздушный столб, позволяющий полностью контролировать звукоизвлечение в процессе обучения игре на тубе.

Новые методические рекомендации помогут реализовать профессиональный и индивидуальный подход к формированию исполнительских умений и навыков учащихся-тубистов. Следуя данным методическим рекомендациям, учащийся сможет правильно сформировать исполнительский аппарат и исполнительское дыхание, а также технологически верно осуществить постановку мундштука на губах.

Рецензенты:

Казакова А.Г., д.п.н., профессор, профессор кафедры культурологии и антропологии, руководитель «Центра инновационных технологий обучения», МГУКИ, г. Химки.

Блох О.А., д.п.н., профессор, заведующий научной лабораторией «Развитие творческого потенциала музыканта», МГУКИ, г. Химки.


Библиографическая ссылка

Балагур Д.А., Балагур Д.А. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ИГРЕ НА ТУБЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13823 (дата обращения: 21.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074