Ректор Московского городского психолого-педагогического университета, профессор В.В. Рубцов в своем докладе 31 мая 2006 г. в рамках II Всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветания России» на тему: «Школа как институт защиты детства и социальный ресурс сохранения здоровья школьников» отмечал, что «...особое беспокойство различных слоев общества и, прежде всего, родителей вызывает состояние здоровья школьников. Снижаются показатели психического и физического здоровья, эмоционального благополучия детей, ухудшается здоровье педагогов».
Современные научные изыскания в области педагогики показывают, что развитие научных представлений о здоровье прошло сложный путь, исходя из многомерности и сложности данной категории, но при этом современные учёные-педагоги пришли к заключению, что здоровье - это первая важнейшая потребность человека, определяющая его способность к труду и обеспечивающая его гармоническое развитие в будущем. Здоровье личности рассматривается в качестве важнейшей предпосылки к познанию социума, окружающего мира, к активному самоутверждению и построению личного счастья человека.
К сожалению, в ряде регионов нашей страны ещё сохраняется и утверждается тенденция, когда люди вопреки здравому смыслу не выделяют здоровье в качестве ведущей жизненной ценности. Сама же ценность здоровья для многих из них часто остается лишь декларируемой и не занимает ведущего места в системе жизненных ценностей, но как средство достижения жизненных целей порой оказывается несравненно важнее, чем ценность его как средства для долгой и полноценной жизни.
Именно в силу вышеперечисленных причин разрешение проблемы сохранения и укрепления здоровья молодого поколения становится особо актуальной во всех сферах деятельности человека и, как нам представляется, особо остро - в образовательной сфере. Рассматривая здоровьесохранение как часть профессиональной подготовки, необходимо чётко понимать, что всё это требует не только объективных знаний, обогащения опыта, овладения способами познавательной, практической и социальной деятельности, но и формирования таких качеств личности, которые позволят будущему учителю или специалисту в сфере образования сознательно участвовать в охране и укреплении личного здоровья и здоровья детей, видеть общественную и личную значимость этой работы.
Опыт работы в системе профессионального образования показывает, что потребность профессиональной педагогики в разработке научных подходов к организации здоровьесохраняющего обучения и воспитания студентов высшей школы наталкивается на недостаточное внимание к разрешению данной проблемы в процессе их обучения в вузе. В связи с чем одним из направлений Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы и Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года стала вполне чёткая ориентированность на формирование профессионально приоритетных, профессионально значимых качеств, которые включены в профессиональную квалификационную характеристику, выступающую в качестве стандартной модели специалиста. Эта модель, как правило, включает в себя и модель подготовки, и модель деятельности [6; 7].
При этом готовность к здоровьесохранению самих студентов в системе высшего педагогического образования должна рассматриваться как сложное интегральное состояние личности, характеризующееся наличием компетенций, знаний, умений и профессиональных навыков, необходимых для осуществления здоровьесохраняющей деятельности в длительном процессе онтогенеза. Всё это, по мнению Я.М. Герчака, будет способствовать саморазвитию, самообразованию студентов, их адаптации в условиях изменяющейся внешней среды и эффективному овладению профессиональными навыками в условиях целостного образовательного процесса вуза [4].
По нашему мнению педагогический аспект процесса социально-профессионального становления и социализации личности студента педагогического вуза состоит в разработке, отборе и внедрении принципов, содержания и современных методов педагогического влияния на личность и её физическое воспитание. В этом аспекте важно рассмотреть все составляющие стратегии социального и профессионально-педагогического становления личности будущего учителя, максимально выявить и использовать все условия, способствующие успешности его подготовки к выполнению приоритетной профессиональной здоровьесохраняющей функции, рационально организовать образовательное пространство, т.е. создать воспитательную систему образовательного заведения.
Зададимся вопросом: «В чём же задача воспитательной системы»? Задача воспитательной системы, по мнению Т.Ю. Богачевой, заключается в развитии активно-творческих возможностей будущего педагога, усилении его социальной защищенности и социальной ответственности за результаты педагогического труда, которые помогут ему успешно реализовать здоровьесберегающую функцию. Развитие современного специалиста как субъекта профессиональной деятельности существенно зависит от места ценности здоровья в системе его жизненных ценностей [1]. Это подразумевает не только социализацию личности, её активное приобщение к физической культуре, но и активное сохранение, формирование и развитие всех индивидуальных возможностей и потребностей.
Здоровьесохраняющую деятельность, включенную в целостный образовательный процесс вуза, попытаемся представить в виде системы, включающей следующие блоки: целевой, мотивационный, блок принципов (гуманизма, демократизма, синергизма и системности), содержательный (методы, средства, формы) и ценностный.
Анализ современных психолого-педагогических и специальных исследований в области физической культуры и спорта подтверждает существующее противоречие в профессиональной вузовской подготовке, заключающееся в рассогласовании работы и взаимодействия этих блоков, что, по нашему убеждению, приводит к нарушению гармоничного развития личности студента, предполагающего, как считают современные педагоги, «равновесие» трех сторон: физической, интеллектуальной и духовной». Значит, процесс становления, формирования и развития личности триедин и усвоение студентами социального опыта осуществляется опосредованно в обучении, воспитании и развитии.
Личный опыт работы автора статьи в вузе убеждает в том, что студенческий период характеризуется социальной активностью, высоким уровнем познавательной мотивации, образованности, а это создает хорошие предпосылки для воспитания культуры здоровья, формирования профессионально-важных качеств личности, специальных компетенций, значимых знаний, умений и навыков. Нельзя не учитывать тот факт, что влияние социальных факторов на здоровье человека составляет 60-70%, а для студентов социальным является широкий спектр организационных, психолого-педагогических факторов. К ним можно отнести: существующие образовательные технологии, индивидуальный стиль работы преподавателя, реализация воспитательных установок на здоровый образ жизни, который предполагает соответствующую организацию образовательного пространства высшего учебного заведения, характер психолого-педагогической поддержки, медицинской помощи, санитарно-гигиенические условия и др.
Многие современные российские педагоги считают, что для создания будущего здоровьесохраняющего пространства необходимо определить его компоненты, структурные единицы, установить моделируемые связи, определить характер взаимодействия его участников, к которым относятся семья, социум, образовательные и воспитательные институты и др. Стабильность здоровьесохраняющего образовательного пространства вуза, по нашему убеждению, проявляется в результате процессов дифференциации и интеграции, когда дифференциация предполагает определение задач и функций каждого компонента пространства, а интеграция увязывает их в единое целое и придает монолитность этому пространству. Данные процессы по логике должны находить отражение в научно-методическом обеспечении деятельности по здоровьесохранению и имеют принципиальное значение для формирования здоровьесохраняющего пространства вуза в целом.
Анализ изученных трудов учёных-педагогов, внесших вклад в разработку проблемы здоровьесохраняющей педагогики в России, говорит о том, что наиболее существенной и качественной характеристикой этого пространства должна стать его целостность, так как именно она обеспечивает его эффективность. При этом целостность созданного здоровьесохраняющего пространства как характеристика научно-методического обеспечения деятельности вуза может быть отражена, например, в разработке программы «Здоровый студент - здоровый педагог - здоровое поколение». Тогда можно с уверенностью подтвердить слова Т.Ю. Богачевой, что культура здоровья как целостное качество личности будет характеризоваться рядом функций: например, аксиологической, гносеологической, регулятивной, коммуникативной и адаптивной и будет включать три взаимосвязанных компонента: ценностно-мотивационный, когнитивный и поведенческий [1].
Опыт работы ведущих педагогических вузов в этом направлении есть и аналогичные программы (как вариант) направлены на решение следующих задач:
- создание в образовательном учреждении социальных и психолого-педагогических условий, содействующих не только укреплению психического и физического здоровья, но и значительному повышению жизнестойкости субъектов образовательного процесса;
- разработка и апробация модели формирования здоровьесберегающего образовательного пространства на основе систематизации и научно-методического обеспечения деятельности по здоровьесохранению в условиях региона;
- обновление содержания профессионально-педагогической подготовки и переподготовки преподавателей вуза и учителей к выполнению функции здоровьесохранения в образовательном процессе и т.д. [8; 9].
Интегративный подход к культуре здоровья выразился в отборе и логическом построении содержания программного материала «Здоровый студент - здоровый педагог - здоровое поколение», которые осуществлялись по важному принципу развития в единстве познавательно-ориентировочного, профессионально-праксиологического и рефлексивно-креативного компонентов данной культуры будущего учителя [10].
Рассматривая заявленные вопросы, считаем необходимым остановиться на вопросе формирования мотивации к здоровому образу жизни, решение которого требует достаточно больших усилий со стороны преподавателей вуза, но, к сожалению, она в условиях традиционных подходов к обучению физической культуре практически отсутствует у многих преподавателей и руководства вузов. Это, по нашему убеждению, связано с тем, что они сами не придерживаются строгих установок на здоровый образ жизни, в большинстве случаев ведут малоподвижный образ жизни, неправильно питаются, имеют вредные привычки и т.д., т.е. не являются примером для подражания у коллег, преподавателей вуза и студентов.
Рекомендации в этом направлении давали, дают и будут давать очень много, но до тех пор, пока сам преподаватель и студент не проникнутся внутренним убеждением, не поймут, что своим здоровьем (культурой строения тела) нужно заниматься, пока они не будут в этом здоровьесохраняющем образовательном пространстве вуза постоянными членами, до тех пор и будут существовать вышеперечисленные проблемы. Содержательный аспект формирования культуры здоровья и его сохранения у студентов должен предполагать его вхождение в целостный мир культуры, где воедино связаны все ее элементы: литература, история, искусство, музыка, театр, игры, танцы, физическая культура и спорт.
В заключение хотелось бы остановиться ещё на одном очень важном аспекте деятельности вуза - это планирование и внедрение в практику здоровьесохраняющих технологий. Считается, что для планирования и внедрения таких технологий в образовательное учреждение необходимо соблюдать два условия: во-первых, нужно знать, что способствует или вызывает неблагоприятное состояние и наоборот; во-вторых, какими практическими действиями их можно усилить или что устранить.
На эти вопросы, по нашему убеждению, должны дать ответы не только педагоги и психологи, но и специалисты в области физической культуры и спорта. Эти специалисты являются субъектами здоровьесохраняющей деятельности, что проявляется в постоянном пополнении, осмыслении и интеграции знаний и опыта в области культуры здоровья и физической культуры, пропаганде здорового образа жизни, осознанной ответственности за сохранение и развитие здоровья участников педагогического взаимодействия; деятельности по формированию здорового образа жизни и физической культуры педагогов, студентов и школьников.
Таким образом, мы можем утвердительно заявить, что профессиональная педагогика нуждается в разработке научных подходов к организации здоровьесохраняющего обучения и воспитания, что позволит не только формировать у студентов систему знаний и навыков по оздоровлению, но и включать каждого из них в активные действия по самооздоровлению, психическому и физическому самосовершенствованию, направить их действия в период обучения в вузе, во время педагогической практики на самовоспитание и воспитание у школьников сознательного и активного отношения к своему здоровью.
Рецензенты:
Панфилов О.П., д.б.н., профессор, профессор кафедры теории и методики физической культуры и спортивных дисциплин ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», г. Тула.
Петровичев В.М., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой теории и методики профессионального образования ФГБОУ ВПО «Тульский государственный университет», г.Тула.
Библиографическая ссылка
Романов В.А. НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСОХРАНЯЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ СПЕЦИАЛИСТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13809 (дата обращения: 21.04.2025).