Введение
В настоящее время в психологической литературе накоплен немалый опыт по изучению самоотношения личности. Эта проблема рассматривается в рамках различных психологических школ, чем объясняется существование разноплановых подходов к изучению самоотношения, его структуры и роли в саморегуляции поведения. Многие исследователи выделяют тот факт, что поведение и деятельность, формирование содержательной структуры и форм проявления целой системы других психологических образований обусловлены особенностями самоотношения личности. Позитивное самоотношение рассматривается как условие психологического здоровья, способствующее более полной самореализации личности, определяющее ее успешность в учебной и других сферах деятельности, способность к построению стратегии собственной жизни [2].
Семья является одним из наиболее значимых факторов, влияющих на формирование самоотношения подростков. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что условия развития и воспитания в семье оказывают определяющее влияние на формирование самосознания личности подростка, в частности, на развитие его самоотношения. Исследователями отмечается, что для современных подростков отношения с родителями имеют такую же ценность, как и отношения со значимым сверстником [3].
Целью исследования явилось изучение влияния материнского стиля воспитания на развитие самоотношения у младших подростков.
Исследование проводилось в 2013 году на базе МБОУ СОШ № 140 г. Нижнего Новгорода. В исследовании приняли участие 40 семей: 40 младших подростков (учеников 6-х классов) и 40 матерей данных подростков.
Результаты исследования и их обсуждение
Особенности развития самоотношения у младших подростков изучались нами с помощью Методики исследования самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантилеева [4] и Методики исследования самоотношения С.Р. Пантилеева [1]. Типы семейного воспитания мы исследовали с помощью методики «Анализ семейного воспитания» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса [5].
Обратимся к полученным результатам.
Корреляционный анализ компонентов самоотношения младших подростков и стилей материнского воспитания выявил следующие зависимости: глобальное и диффреренцированное самоотношение, самопривязанность и аутосимпатия подростков имеет обратную связь с игнорированием потребностей ребенка (У-) и недостаточностью требований-обязанностей (З-) у матерей.
Самообвинение и внутренняя неустроенность подростков имеет прямую зависимость от игнорирования потребностей ребенка (У-) и недостаточности требований-обязанностей у матерей (Т-).
Рис. 1. Зависимость компонентов самоотношения у младших подростков от материнского стиля воспитания
Мы видим, что чем больше у матерей проявляется игнорирование потребностей ребенка и недостаточность требований-обязанностей, тем выше у подростков самообвинение и внутренняя неустроенность и меньше глобальное и дифференцированное самоотношение, самопривязанность и аутосимпатия.
Далее рассмотрим группу подростков и их матерей с выраженным показателем гиперпротекции (Г+).
Мы выявили, что конфликтность подростков имеет прямую связь с чрезмерностью требований-запретов матери (З+).
Рис. 2. Зависимость компонентов самоотношения у младших подростков от особенностей материнского стиля воспитания при гиперпротекции (Г+)
Рассмотрим группу подростков и их матерей с выраженным показателем чрезмерности требований-обязанностей (Т+).
Корреляционный анализ выявил у них следующие зависимости: глобальное и дифференцированное самоотношение, уровень конкретных действий, самоуверенность, самопринятие, самоуважение и аутосимпатия подростков имеют обратную связь с недостаточностью требований-обязанностей (Т-), требований-запретов (З-) и чрезмерностью санкций (С+) у матерей. А вот самообвинение и внутренняя неустроенность имеют прямую связь с данными показателями материнского воспитания.
Рис. 3. Зависимость компонентов самоотношения у младших подростков от особенностей материнского стиля воспитания при чрезмерности требований-обязанностей (Т+)
Мы видим, что показатель чрезмерности требований-обязанностей (Т+) оказывает существенное влияние на развитие компонентов самоотношения у подростков.
Далее рассмотрим группу подростков и их матерей с выраженным показателем чрезмерности требований-запретов (З+).
Рис. 4. Зависимость компонентов самоотношения у младших подростков от особенностей материнского стиля воспитания при чрезмерности требований-запретов (З+)
Здесь мы наблюдаем следующие зависимости: глобальное и дифференцированное самоотношение, уровень конкретных действий, самопривязанность, самоуважение и аутосимпатия подростков имеют обратную связь с игнорированием потребностей ребенка (У-) и чрезмерностью санкций (С+) у матерей.
Самообвинение имеет прямую связь с игнорированием потребностей ребенка (У-) и недостаточностью требований-обязанностей (Т-).
Теперь рассмотрим группу подростков и их матерей с выраженным показателем недостаточности требований-запретов (З-).
Мы видим, что корреляционный анализ выявил у них следующие зависимости: глобальное и дифференцированное самоотношение, уровень конкретных действий, самопривязанность и аутосимпатия подростков имеют обратную связь с гипопротекцией (Г), игнорированием потребностей ребенка (У-), недостаточностью требований-обязанностей (Т-), чрезмерностью требований-запретов (З+) и чрезмерностью санкций (С+) у матерей.
Конфликтность, самообвинение и внутренняя неустроенность подростков имеют прямую зависимость от гипопротекции (Г-), игнорирования потребностей ребенка (У-), недостаточности требований-обязанностей (Т-) и чрезмерностью санкций (С+) у матерей.
Рис. 5. Зависимость компонентов самоотношения у младших подростков от особенностей материнского стиля воспитания при недостаточности требований-запретов (З-)
При рассмотрении группы подростков и их матерей с выраженным показателем минимальности санкций (С-), мы можем видеть следующие зависимости: глобальное и дифференцированное самоотношение и самопривязанность имеют обратные связи с гипопротекцией (Г-) и игнорированием потребностей ребенка (У-). Уровень конкретных действий и аутосимпатия также имеют обратную связь с чрезмерностью санкций (С+). А самообвинение и внутренняя неустроенность - прямую связь с игнорированием потребностей ребенка (У-).
Рис. 6. Зависимость компонентов самоотношения у младших подростков от особенностей материнского стиля воспитания при минимальности санкций (С-)
Таким образом, рассмотрев все корреляционные связи, мы можем выделить те показатели стиля материнского воспитания, которые имеют наибольшее количество связей с компонентами самоотношения подростков:
- гипопротекция (Г-) имеет 3 обратных связи и 1 прямую (всего 4 связи);
- игнорирование потребностей ребенка (У-) имеет 4 обратных связи и 4 прямых (всего 8 связей);
- недостаточность требований-обязанностей (Т-) имеет 3 обратных связи и 4 прямых (всего 7 связей);
- чрезмерность требований-запретов (З+) имеет 1 обратную связь и 1 прямую (всего 2 связи);
- недостаточность требований-запретов (З-) имеет 1 обратную связь и 1 прямую (всего 2 связи);
- чрезмерность санкций (С+) имеет 4 обратных связи и 2 прямых (всего 6 связей).
Мы также видим, какие компоненты самоотношения младших подростков имеют больше всего корреляционных связей с различными стилями материнского воспитания:
- глобальное и дифференцированное самоотношение (имеет 5 связей);
- аутосимпатия (имеет 5 связей);
- самообвинение (имеет 5 связей);
- уровень конкретных действий (имеет 4 связи);
- внутренняя неустроенность (имеет 4 связи).
Заключение
Анализ проведенного нами исследования по изучению влияния материнского стиля воспитания на развитие самоотношения младших подростков позволяет нам сделать следующие выводы:
1. В наибольшей степени влияют на формирование самоотношения младших подростков такие стили материнского воспитания, как:
- гипопротекция (Г-) как недостаток внимания подростку. В этом случае увеличение этого показателя снижает показатели самоотношения подростков: глобальное и дифференцированное самоотношение, уровень конкретных действий, самопринятие и аутосимпатия; и повышает показатели: конфликтность, самообвинение и внутренняя неустроенность;
- игнорирование потребностей ребенка (У-), который характеризуется недостаточным стремлением родителей к удовлетворению потребностей ребенка, прежде всего в эмоциональном контакте и общении с родителями. Здесь мы видим, что увеличение этого показателя снижает показатели самоотношения подростков: глобальное и дифференцированное самоотношение, уровень конкретных действий, самопринятие, самопривязанность, самоуважение и аутосимпатию; и повышает показатели: самообвинение и внутренняя неустроенность;
- недостаточность требований обязанностей (Т-), когда ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье. Увеличение этого показателя снижает показатели самоотношения подростков: глобальное и дифференцированное самоотношение, уровень конкретных действий, самопринятие, самоуверенность, самопривязанность и аутосимпатия; и повышает показатели: конфликтность, самообвинение и внутренняя неустроенность;
- чрезмерность санкций (С+) как приверженность к применению строгих наказаний, чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения. Этот показатель напрямую влияет на увеличение конфликтности, самообвинения и внутренней неустроенности и обратно пропорционально на глобальное и дифференцированное самоотношение, уровень конкретных действий, самопринятие, самоуверенность, самоуважение и аутосимпатию.
2. Более всего подвержены материнскому влиянию следующие компоненты самоотношения младших подростков:
- глобальное и дифференцированное самоотношение;
- аутосимпатия;
- самообвинение;
- уровень конкретных действий;
- внутренняя неустроенность.
3. Младшие подростки, у чьих матерей не выражены такие стили воспитания, как гипопротекция, игнорирование потребностей ребенка, недостаточность требований-обязанностей ребенка и чрезмерность санкций, статистически достоверно оценивают себя как более уверенных, самостоятельных, волевых и надежных людей, достойных уважения. Они больше уверены в принятии и одобрении окружающих, оценивают себя как источник собственного развития в большей степени, чем подростки, у чьих матерей эти показатели выражены. Также этим подросткам статистически достоверно менее свойственны конфликтность, самообвинение и внутренняя неустроенность.
Рецензенты:
Сорокоумова С.Н., д.псх.н., доцент, профессор кафедры педагогики и психологии Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, г. Нижний Новгород.
Серебровская Н.Е., д.псх.н., доцент, заведующая кафедрой социальной психологии и педагогики Нижегородского института менеджмента и бизнеса, г. Нижний Новгород.
Библиографическая ссылка
Чевачина А.В., Бабина Т.С. ВЛИЯНИЕ МАТЕРИНСКОГО СТИЛЯ ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИЕ САМООТНОШЕНИЯ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13708 (дата обращения: 09.12.2024).