Уровень развития прогностических способностей во многом определяет успешность учебной и профессиональной деятельности человека, его эффективность в сфере межличностного взаимодействия. Именно этим можно объяснить неугасающий интерес ученых к данной проблеме. Различные аспекты прогнозирования исследовали В. Вундт, О. Зельц, Ж. Пиаже, А. Валлон, Дж. Брунер, А. Бандура, Х. Хекхаузен, Р. Бернс. В отечественной психологии - А. В. Брушлинский, Б. М. Теплов, Б. Ф. Ломов, Е. Н. Сурков, Л. А. Регуш, М. Ю. Краева и др.
Анализ психологической литературы позволяет выделить два основных, существенно отличающихся друг от друга подхода к проблеме прогностической способности - это подходы Л. А. Регуш и М. Ю. Краевой [8, 5]. Авторы по-разному определяют само понятие «прогностическая способность» и существенно расходятся во взглядах на возможности ее формирования и развития.
Л. А. Регуш раскрывает сущность способности к прогнозированию через характеристику качеств познавательных психических процессов (сенсорных, мыслительных и др.), которые являются ядром этой способности. В исследованиях, проведенных под ее руководством, установлено, что структуру способности прогнозирования определяют качества мыслительных процессов, характерные для многих видов умственной деятельности. Специфичным именно для прогностической способности является набор этих качеств, а также характер их соотношения. Первый фактор - аналитичность, глубина, осознанность. Эти качества являются общими и основополагающими для любой мыслительной деятельности человека. Второй фактор - гибкость, третий - перспективность, четвертый - доказательность мышления. Третий и четвертый факторы определяют те качества мыслительных процессов, которые более специфичны для прогнозирования. Через них учитываются вероятностный характер и временная перспектива будущего [8].
На основе анализа философской, психологической, педагогической и медицинской литературы М. Ю. Краева глубоко осмысливает проблему прогнозирования. Реализуя системный подход в исследовании прогностических способностей, автор выделяет в их содержании эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Как системные образования, прогностические способности, по мнению М. Ю. Краевой, проходят в своем развитии три уровня: I уровень - прогноз на основании отношения, переживания; II уровень - прогноз на основании познания; III - прогноз обратной связи, регуляции деятельности [5].
Автор рассматривает прогностические способности как общие и одновременно профессиональные образования личности. В ходе экспериментального исследования М. Ю. Краева обнаруживает двухуровневый характер эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов прогностических способностей. Первый (базовый, общий) субуровень отражает общую способность к прогнозированию; второй (профессиональный) субуровень раскрывает эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты как профессионально значимые умения, которые определяют качество процесса прогнозирования [5].
В целом следует отметить, что, несмотря на актуальность данной проблемы, она все еще недостаточно исследована в науке. Особый интерес представляет вопрос зависимости уровня прогностической способности от индивидуально-психологических особенностей человека. В частности, от экстравертного или интровертного типа установки сознания. Под экстравертом согласно позиции К. Г. Юнга следует понимать определенный тип личности, который характеризуется направленностью на растрачивание собственной энергии и «движение» ее по направлению к окружающим объектам, а под интровертом - тип личности, склонный к накоплению психической энергии и «движение» ее во внутренний мир [10].
Не менее значима для современной психологии и педагогики проблема развития способности к прогнозированию. Сензитивным для развития данной способности, как в личностном, так и в профессиональном аспекте, является период обучения в вузе. Студенчество в социально-психологическом аспекте отличается наиболее высоким образовательным уровнем, активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации [3 ; 4]. Поэтому в данной работе мы обратились к исследованию прогностической способности у студентов.
Экспериментальное исследование проводилось нами на базе Мордовского государственного университета, в нем приняли участие студенты-первокурсники разных факультетов в количестве 50 человек.
С целью диагностики прогностической способности первокурсников была использована методика-тест «Способность к прогнозированию», разработанная Л. А. Регуш. Результаты исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1. Уровень прогностической способности у студентов-первокурсников
Уровень прогностической способности |
Студенты-первокурсники |
|
Абс. |
% |
|
1 Высокий |
14 |
28 |
2 Средний |
28 |
56 |
3 Низкий |
8 |
16 |
Из приведенных данных следует, что у студентов, участвовавших в эксперименте, преобладает средний уровень прогностической способности. Он характерен для 56 % первокурсников. Высокий уровень выявлен у 28 % испытуемых, низкий - у 16 %. Такие показатели не являются чрезвычайно низкими, но в то же время их нельзя расценить как высокие. Полученные результаты мы оцениваем как удовлетворительные, т.е. имеется хорошая база для развития прогностической способности и тот «идеал», уровень к которому следует стремиться.
Тип личности респондентов определялся с использованием «Методики выявления типологических особенностей личности». При помощи коэффициента корреляции r-Пирсона было установлено наличие сильной обратной корреляционной связи между прогностической способностью и экстраверсией r=-0,76 (r>0,70). Возрастанию значений прогностической способности соответствует убывание значений экстраверсии. Однако, по нашему мнению, это не означает, что экстраверты менее способны к прогнозированию, чем интроверты. Различны сферы, в которых и те, и другие могут проявить данную способность.
Тестовые задания методики «Способность к прогнозированию» направлены на выявление таких качеств мышления, как аналитичность, глубина, осознанность, гибкость, перспективность, доказательность. Следует отметить, что интроверты более склонны к анализу, чем экстраверты. Их мышление отличается большей глубиной и осознанностью. Как отмечает американский психотерапевт М. Лэйни, интровертный мозг обладает более высоким уровнем внутренней активности и способностью к мышлению, чем экстравертный [6].
Еще один важный момент - выполнение теста предполагает ответы респондентов на основе наблюдения за типичными особенностями своей прогностической деятельности. Это возможно при условии достаточно развитых рефлексивных способностей. Следовательно, данная методика в большей степени подходит людям, ориентированным на свой внутренний мир. При ее выполнении у них больше возможностей применить свои прогностические способности.
В отличие от интровертов, экстраверты лучше ориентируются во внешнем мире. Свои прогностические особенности они проявляют при разрешении конкретных задач, предъявляемых повседневной действительностью. М. Лейни подчеркивает, что экстраверты быстро принимают решения в критической ситуации, любят двигаться и упражняться [6]. Наблюдение за особенностями своей прогностической деятельности не свойственно людям данного типа. Соответственно, результаты выполнения ими методики «Способность к прогнозированию» вряд ли могут быть достаточно высокими.
По мнению М. Лэйни, «экстраверты могут многое предложить нашему обществу: они легко самовыражаются, сконцентрированы на результатах, обожают толпу и действие» [6, с. 17]. Когда речь идет о приобретении знаний и опыта, экстраверты - «внешники», как правило, «забрасывают широкие сети», в то время как «внутренники» предпочитают сосредоточиться на чем-то одном и доходить до самых глубин» [6, с. 18]. М. Лэйни пишет: «Многим интровертам кажется, что они недостаточно знают о каком-то предмете, до тех пор пока не узнают о нем практически все. ... интроверты в состоянии представить размах знаний по тому или иному предмету. ... пытаясь избежать этого ужасного момента пустоты в голове, они перерабатывают как можно больше информации по заданной теме. ... поскольку они не часто высказывают свои мысли вслух, они не имеют возможности получить обратную информацию, которая помогла бы им оценить истинный масштаб своих знаний» [6, с. 11].
Еще одна важная особенность, отличающая интровертов от экстравертов, заключается в источнике энергии. Эта особенность проявляется в процессе прогнозирования. Интроверты черпают энергию из своего внутреннего мира (идей, эмоций, впечатлений). Они консервируют энергию. Внешний мир быстро вводит их в состояние перевозбуждения. Экстраверты заряжаются энергией от внешнего мира (от действий, людей, мест и вещей). М. Лэйни называет их «расточители энергии». По мнению автора, «длительные периоды бездействия, внутреннего созерцания, или одиночества, или общения только с одним человеком лишают их смысла жизни» [6, с. 17]. М. Лэйни сравнивает экстравертов с солнечными батареями, отмечая, что для них состояние одиночества или нахождение внутри подобно пребыванию под тяжелыми, плотными облаками [6].
Данные особенности экстравертов и интровертов необходимо учитывать психологам и педагогам при разработке программ развития прогностических способностей. К выводу о необходимости их развития приходят Л. А. Регуш и М. Ю. Краева на основании проведенных ими экспериментальных исследований [8, 5].
Способность к прогнозированию не дается человеку в готовом виде, но развивается в онтогенезе, совершенствуется с переходом от одного возрастного периода к другому. Учитывая то, что период обучения в вузе является сензитивным для развития прогностической способности как в личностном, так и в профессиональном плане, целенаправленное развитие способности к прогнозированию должно осуществляться уже на первых этапах обучения. Наиболее полно использовать потенциальные возможности студентов в развитии прогностической способности позволит правильная организация учебного процесса и психолого-педагогического сопровождения первокурсников.
Опираясь на результаты исследований Л. А. Регуш, М. Г. Потаповой и др., мы предполагаем, что наиболее эффективными методами развития прогностической способности студентов-первокурсников являются:
- решение прогностических задач;
- проектирование;
- деловые и ролевые игры (моделирующие реальные профессиональные и жизненные ситуации), диспуты, психологические тренинги и консультации [8, 7, 3].
Рассмотрим данные методы подробнее. Прогностические задачи (по определению Л. А. Регуш) имеют своим требованием построение прогноза. В качестве основных признаков прогностической задачи автор выделяет следующие: «Во-первых, целью ее решения является получение знания о будущем. Во-вторых, условие задачи содержит необходимые, но недостаточные данные для получения прогноза, предполагает «привнесенные данные», которые человек включает, если сочтет нужным их использование... В третьих, задача отражает те отношения между данными и искомым, которые имеют вероятностный характер, и тем самым моделирует вероятностный характер будущего. В-четвертых, условие и вопрос задачи строго не регламентируют направления поиска при решении, которое не имеет алгоритма. Наоборот, задача дает возможность каждому решающему раскрыть свою индивидуальность, проявить свои способности к познанию будущего» [8, с. 55].
Следовательно, решение серий прогностических задач можно рассматривать в качестве одного из эффективных методов развития прогностической способности. Данные задачи должны быть разработаны на основе проблемных ситуаций межличностного взаимодействия и будущей профессиональной деятельности студентов [8]. При этом важно учитывать тип направленности личности. Людям, ориентированным на свой внутренний мир - интровертам, следует предлагать задачи практического плана (задачи, предъявляемые внешним миром). Экстравертам полезно будет решение задач рефлексивного плана, предполагающих актуализацию соответствующих способностей. Это позволит не замыкаться в рамках экстравертной или интровертной направленности, развивая и противоположную сторону личности.
Следующим методом развития прогностической способности является проектирование. Это идеальное построение, или замысел, и практическое воплощение того, что возможно, или того, что должно быть. Чтобы цель превратилась в решаемую задачу, необходимо создать условия, в которых эта цель может быть достигнута. Проектирование предполагает проведение специальной работы, важнейшей частью которой является концептуализация того замысла, который хотелось бы осуществить субъекту проектирования [7].
Н. Г. Потапова выделяет также тесно связанные с проектированием программирование и планирование. В процессе реализации проекта умение составить план, а затем программу предполагаемой работы является очень важным и актуальным. В плане следует отразить: структурированную ресурсную базу, конкретные действия и конечные цели. Программа должна включать четкий алгоритм действий по достижению поставленной цели проекта [7].
Для развития прогностической способности и, как следствие, скорейшей адаптации студентов-первокурсников к новой среде вуза, мы считаем возможным предложить им ряд заданий, предполагающих участие в разработке проектов и их реализации. При этом следует учесть, что при разработке проектов, скорее всего, успешнее будут интроверты, а при их реализации - экстраверты. Для развития недостающих качеств студентов следует привлекать и к тем видам деятельности, в которых они менее успешны. Примеры подобных проектов: творческий проект «День первокурсника», конкурсы «Мистер Первокурсник» и «Мисс Первокурсница», «Дебют первокурсника» и т.п. Данные мероприятия ориентированы преимущественно на студентов с экстравертным типом направленности личности. Они организуются в формате капустников, на которых студенты демонстрируют свои творческие способности и таланты перед своими же однокурсниками, старшекурсниками и преподавателями. Однако к их подготовке и проведению следует привлекать и интровертов. Люди с данным типом направленности нередко обладают выраженными творческими способностями, но из-за заниженной самооценки испытывают затруднения при их реализации.
Кроме перечисленных методов целесообразно предложить первокурсникам элементы специализированных тренинговых программ по развитию способности к прогнозированию. Например, тренинг наблюдательности (Л. А. Регуш), тренинг прогнозирования поведения (Г. Смит) и др. [9].
Использование данных методов развития прогностической способности с учетом экстравертного и интровертного типов направленности личности является необходимым в процессе психолого-педагогического сопровождения первокурсников. Уровень развития способности к прогнозированию во многом определяет эффективность адаптации к вузу, выступает в качестве детерминирующего фактора, обеспечивающего эффективность личности в сферах межличностного общения, учебной, а в дальнейшем и профессиональной деятельности.
Рецензенты:
Андронов В.П., д.псх.н., профессор кафедры психологии ФБГОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева», г. Саранск.
Мешков Н.И., д.псх.н., профессор кафедры психологии ФБГОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева», г. Саранск.
Библиографическая ссылка
Ионова М.С., Баляев С.И. ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ С ЭКСТРАВЕРТНЫМ И ИНТРОВЕРТНЫМ ТИПОМ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13683 (дата обращения: 08.12.2024).