Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ПРОБЛЕМЫ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ПЕНЗЕНСКОМ РЕГИОНЕ

Финогеев Д.Г. 1 Щербаков Е.М. 1
1 Пензенский филиал Финансового Университета при Правительстве РФ
В статье рассматривается рейтинговая оценка инвестиционной привлекательности Пензенского региона. Обосновывается необходимость развития производственно-интеллектуального потенциала дотационных регионов. Рассмотрены макроэкономические показатели, характеризующие эффективность функционирования региональной экономики: - внутренний региональный продукт; - внешнеторговый оборот; - уровень капитальных вложений; - объем промышленного производства на душу населения; - уровень жизни населения; - уровень безработицы; - уровень потребительских цен; - среднемесячная заработная плата населения; - средняя обеспеченность жильем населения региона. Дается общий анализ инвестиционной привлекательности региона с использованием данных рейтинговых агентств Российской Федерации. Приводятся соответствующие меры, принятые Правительством Пензенской области для повышения инвестиционной привлекательности. Рассмотрены меры по налоговому стимулированию инвестиционной активности, а также мероприятия по организации бюджетного софинансирования инновационных проектов.
бюджетное софинансирование
налоговые льготы
стимулирование инноваций
промышленное производство
инвестиционный потенциал
инвестиционная привлекательность
1. Закон Пензенской области от 27.11.2003г. № 544-ЗПО «Об установлении и введении в действие на территории Пензенской области налога на имущество организаций» (с последующими изменениями).
2. Закон Пензенской области от 27.02.2009 г. № 1691-ЗПО «О понижении ставки налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет Пензенской области» (с последующими изменениями).
3. Закон Пензенской области от 4 сентября 2007 года № 1367-ЗПО «О Стратегии социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года), (с изменениями на 28 марта 2011 года).
4. Закон Пензенской области от 18.09.2002 г. № 397-ЗПО «О введении в действие транспортного налога на территории Пензенской области» (с последующими изменениями).
5. Порядок Субсидирования уплаты субъектом малого и среднего Предпринимательства первого взноса (аванса) при Заключении договора лизинга оборудования от 9 июня 2010 г. № 340-пП (с последующими изменениями).
6. Финогеев Д.Г. Проблемы кредитования малого и среднего бизнеса в РФ // Новые технологии в образовании науке и экономике: Сборник трудов международного симпозиума. М.: Информационно- издательский центр Фонда поддержки вузов, 2004. – С. 58-61.
7. Финогеев Д.Г. Оценка кредитоспособности юридических лиц на примере крупнейших банков Российской Федерации / Д.Г. Финогеев, Е.М. Щербаков // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. – URL: http://www.science-education.ru
8. Щербаков Е.М. Коммерческие банки: современное состояние и перспективы развития // Социально-экономические аспекты современного развития России: сборник статей VII Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза: Изд-во ПДЗ, 2010. – С.42-51.

Успех любого бизнеса в первую очередь зависит от того, насколько удачно выбрана сфера предпринимательства, правильно оценена рыночная конъюнктура, выбрана стратегия и разработана тактика ее реализации. При этом необходимо учитывать, что современные проекты требуют, как правило, крупных капиталовложений (инвестиций), не всегда имеющихся у предприятия.

Само по себе производство является одной из самых привлекательных сфер ведения бизнеса и, соответственно, инвестирования. Эта привлекательность определяется уникальностью положения производства по отношению к конечному потребителю. Инвестиции и производство тесно взаимосвязаны между собой: инвестиции в основной капитал определяют динамику производства, в то же время спад производства ограничивает возможности инвестирования. Поэтому производство - привлекательная сфера инвестирования [6].

Степень инвестиционной привлекательности является определяющим условием активной инвестиционной деятельности, а, следовательно, и эффективного социально-экономического развития экономики как для государства в целом, так и на уровне регионов.

Одна из задач, стоящих пред современным обществом, заключается в создании необходимых и благоприятных условий для интенсификации экономического роста, повышения качества жизни населения. Достижение поставленной задачи возможно путем привлечения инвестиций в реальный сектор экономики. Объем и темп роста инвестиций в основной капитал являются индикаторами инвестиционной привлекательности региона. Повышение инвестиционной привлекательности способствует дополнительному притоку капитала, экономическому подъему. Инвестор, выбирая регион для вложения своих средств, руководствуется определенными характеристиками: инвестиционным потенциалом и уровнем инвестиционного риска, взаимосвязь которых и определяет инвестиционную привлекательность региона.

Высокая экономическая активность российских регионов и существенное увеличение притока инвестиций в экономику, характерные для последних лет, в значительной степени обусловлены результатом работы региональных властей по повышению инвестиционной привлекательности своих территорий. Например, в Пензенской области разработана стратегия социально-экономического развития [3], в которой определены приоритетные направления привлечения инвестиций в регион. Однако приведенное выше утверждение действительно характерно для страны в целом и особенно для регионов «доноров», но для ряда отстающих республик, краев, областей говорить о высокой экономической активности и особенно инвестиционной привлекательности пока рано. Особенно эти противоречия проступают сейчас, в период замедления роста Российской экономики.

Немаловажным фактором здесь играет  и вступление России в ВТО в 2012 году. Незащищенность большинства Российских товаропроизводителей перед внешним рынком, наплыв иностранных товаров постепенно тормозят Российскую производственную базу. Так по итогам 9 месяцев 2013 года министерством финансов РФ был пересмотрен прогноз социально экономического развития и, в частности, прогноз ВВП на 2013 год. Если плановый осторожный прогноз составлял примерно 3,5-3,7 %  роста за год, то сейчас можно говорить только о возможном 1,5 %  росте до конца 2013 года. При этом международные экспертные группы соглашаются с отечественным министерством финансов, но нередко предлагают более осторожные прогнозы развития.

Но самым, на наш взгляд, негативным моментом прогнозов и уже достигнутых результатов 2013 года является практически нулевой результат роста в реальных отраслях экономики и, в частности, производственной отрасли. Полутора процентный рост с начала года был достигнут не реальным приростом реального продукта, а за счет торговли и сферы услуг. Этот факт дает возможность предположить, что данное увеличение и есть результат ухудшения внешнеторгового баланса страны. Увеличение внешнего потока товаров влечет неизбежный рост торговли, но данный рост несет негативные последствия для экономики страны, поскольку, в конечном счете, направлен на создание инфраструктуры торговли импортными продуктами. Такая инфраструктура наносит удар по товаропроизводителям по инвестиционному климату в целом и направлена на отток капитала из страны [6].

Другой причиной оттока называют высокий уровень коррупции в государственном и корпоративном секторах. Самая стабильная часть оттока - это так называемые «сомнительные операции», объем которых за последние 10 лет могли составить до 500 млрд долларов, при этом их подавляющая часть приходится на компании-однодневки.

В последнее время обострилась дискуссия относительно утечки капитала из России. В самом деле, последние несколько лет Россия показывает стабильный отток, который каждый год составляет от 50 до 80 млрд долларов. За последние 13 лет  накопленный отток капитала, оцениваемый как отрицательное сальдо операций с капиталом и финансовыми инструментами, составил 277 млрд долларов. В этот период было всего три года, а именно: 2003, 2006 и 2007 годы, когда наблюдался приток капитала, составивший 87 млрд долларов, из которых 84,5 млрд (более 97 %) пришлось на 2007 год.

Другим без сомнения негативным фактором является стагнация строительной отрасли, которая наблюдается в настоящий момент, началась с мая 2013 года. Отчасти данное явление не связано с влиянием внешней среды и носит скорее волновой характер. Так, «переоценка» стоимости недвижимости, связанная еще с жилищной проблемой, доставшейся стране еще от СССР, привела к неадекватному росту. Этот рост, в свою очередь, продиктовал стремительное развитие строительной отрасли. В свою очередь данная отрасль подтянула за собой смежные отрасли промышленности, которые также внесли свой «вклад» в рост ВВП в 2000-2008 годах и в восстановление экономики после кризиса 2008 года [8].

Насыщение рынка, решение жилищной проблемы вызовет в свою очередь, как уничтожение «пузыря недвижимости», так и ударит по  строительной и смежным  отраслям промышленности. Это, безусловно, приведет в ближайшем будущем к дальнейшему падению ВВП страны и ВРП регионов.

Можно перечислить множество макроэкономических показателей, характеризующих эффективность функционирования региональной экономики: - внутренний региональный продукт; - внешнеторговый оборот; - уровень капитальных вложений; - объем промышленного производства на душу населения; - уровень жизни населения; - уровень безработицы; - уровень потребительских цен; - среднемесячная заработная плата населения; - средняя обеспеченность жильем населения региона.

Оценка инвестиционной привлекательности региона включает в себя два основных момента:

  1. Инвестиционную привлекательность самого региона. На данном этапе анализируется существующая нормативно-законодательная база, правовые аспекты, политическая ситуация, степень защиты прав инвесторов, уровень налогообложения и т.д.
  2. Инвестиционная привлекательность конкретных объектов инвестирования. На этом этапе анализируется экономическое состояние отраслей, предприятий и других субъектов хозяйственной деятельности.

Рассмотрим коротко инвестиционную привлекательность Пензенского региона. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России традиционно строится на основе официальной информации Росстата и статистики федеральных ведомств: Минсвязи, Минфина, Минприроды, Центробанка. Воспользуемся данными Росстата, Министерства экономического развития Пензенского региона и Российского агентства  Эксперт РА.

По среднедушевым денежным доходам (скорректированным на стоимость жизни) Пензенская область занимает 53-е место в России с показателем 19,9 тысяч рублей в 2013 году. Современный уровень безработицы невысокий и равен 6,6 %, но она носит преимущественно застойный характер: 35,1 % безработных ищут работу более года (65-е место в стране). Очаги повышенной безработицы расположены в периферийных аграрных районах на западе области, а также в депрессивных малых городах, где почти нет альтернатив трудоустройства. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума немного повышена и составляет 15,5 % по сравнению с 12,6 % в среднем по России. По уровню автомобилизации регион находится на 36-м месте в России.

По душевому показателю ВРП Пензенская область - самый бедный регион ПФО. Значение данного показателя более чем в два раза ниже среднероссийского уровня - 113,9 тысяч рублей на человека.

Основная причина экономического отставания Пензенской области - специализация на отраслях внутреннего спроса, которые значительно пострадали в кризис 90-х годов. В 2010 году по объему обрабатывающих производств Пензенская область занимала 50-е место в России с показателем 80,3 млрд рублей (17,6 % в структуре ВРП).

Объем инвестиций в основной капитал за последние семь лет  составил 211,4 млрд рублей (в ценах текущего года) - 48-е место среди субъектов РФ после Удмуртской Республики. Наибольшая инвестиционная активность в регионе пришлась на 2006 и 2007 годы и сейчас продолжает снижаться.

В рейтинге инвестиционной привлекательности Рейтингового агентства «Эксперт РА» [9] Пензенская область располагается в группе 3B1. Это означает, что регион обладает пониженным инвестиционным потенциалом (52-е место в РФ) и умеренным риском (46-е место в стране).

В Пензенской области принимаются меры, направленные на привлечение и защиту инвестиций, в том числе иностранных, обеспечивается свободное перемещение товаров, услуг, информации, финансовых средств, свобода экономической деятельности. Формируются электронные базы данных (на английском и русском языках), материалы которых используются для формирования печатных презентационных материалов - каталогов инвестиционных возможностей, профилей площадок. 

Рассмотрим коротко налоговые льготы и иные преференции, доступные предприятиям, реализующим инвестиционные проекты на территории Пензенской области.

Для организаций, реализующих приоритетные инвестиционные проекты на территории Пензенской области в соответствии с [1], для организаций, осуществляющих ввод, реконструкцию и (или) модернизацию объектов федеральной собственности, у которых данные объекты находятся на праве хозяйственного ведения или оперативного управления на территории Пензенской области, установлена льготная ставка налога на имущество =1,7 процента.

Для малых предприятий на территории Пензенской области установлена пониженная ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет Пензенской области до 13,5 процентов в соответствии с [2]. Кроме того, от уплаты транспортного налога на территории Пензенской области освобождаются организации, реализующие приоритетные инвестиционные проекты на территории Пензенской области [4].  Инвестиционный налоговый кредит предоставляется организациям, соответствующим требованиям определенным налоговым кодексом РФ.

Другим важным аспектом для инвестиций в область являются выделение субсидий из бюджета, которые могут реально покрыть до 50 % стоимости нового бизнеса. Субсидии предоставляются по действующему договору финансовой аренды (лизинга) не чаще 1 (одного) раза в год на одного субъекта предпринимательства [5]:

а) в размере, не превышающем 3,0 млн руб.  (без учета НДС), могут получить субъекты малого предпринимательства со среднесписочной численностью работников менее 50 человек;

б) в размере не более 10,0 млн  рублей (без учета НДС), если среднесписочная численность их работников составляет 50 и более человек.

При соблюдении всех необходимых условий предприятие под готовый проект может получить безвозвратное софинансирование государства. При этом инвестиционный проект должен пройти конкурс в министерстве экономического развития области.  В ход проведения этого конкурса производится общая проверка  как инвестиционного проекта, так и заявителя. Учитывается значимость проекта для экономики региона как с точки зрения финансовых параметров, так и с точки зрения социальной ответственности и социальной значимости.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что, несмотря на проводимые мероприятия, инвестиционные форумы, Пензенская область остается в числе аутсайдеров по инвестиционной привлекательности. Грядущая стагнация производства и возможный регресс  в строительной сфере и торговле недвижимостью в ближайшем будущем отрицательно скажутся на экономике региона. Пензенскую область, в случае если ситуация останется прежней, ждет несколько не самых лучших лет как в экономике, так и в социальной сфере.

Рецензенты:

Тарасов А.В., д.э.н., профессор кафедры «ЭФиМ», Пензенского государственного университета, г. Пенза.

Дресвянников В.А., д.э.н., доцент кафедры менеджмента и маркетинга, Пензенского филиала Финансового университета при правительстве РФ, г. Пенза.


Библиографическая ссылка

Финогеев Д.Г., Щербаков Е.М. ПРОБЛЕМЫ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ПЕНЗЕНСКОМ РЕГИОНЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13628 (дата обращения: 22.11.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074