В последние годы отмечается неуклонный и повсеместный рост заболеваемости НЦД, что обусловлено нарастанием темпов социальных, экономических, технологических и даже климатических изменений, и требует от человека всё возрастающей адекватной адаптации к условиям жизнедеятельности [1].
Установлено, что НЦД является интегральным фактором риска сердечно-сосудистых заболеваний, включающих артериальную гипертензию, нарушение толерантности к углеводам, гиперинсулинемию, дислипопротеидемию, особенно у молодых лиц из семей с отягощенным анамнезом по сердечной патологии [7].
По данным медицинской литературы, у больных НЦД часто встречаются признаки дисплазии соединительной ткани (ДСТ). Недифференцированные формы ДСТ в популяции составляют от 10 до 30 % случаев, а частота встречаемости отдельных признаков достигает 84,5 % [5,9]. В организме человека в результате генетически обусловленного нарушения структуры соединительной ткани развивается генерализованный процесс с формированием морфофункциональных изменений во всех органах и системах организма, включая вегетативную нервную систему. Это приводит к расстройству гомеостаза на тканевом, органном и организменном уровнях и закономерно вызывает снижение функциональных резервов и адаптационных возможностей организма.
НЦД является облигатным признаком ДСТ, протекает с более выраженными субъективными и объективными проявлениями и имеет свои особенности, по сравнению с пациентами без признаков дисплазии [9].
Проявления ДСТ в значительной степени ухудшают качество жизни пациентов с НЦД, способствуют формированию соматической патологии, в первую очередь, ССС, с риском развития жизнеугрожающих осложнений [4].
Медицинская и социальная значимость этой проблемы не вызывает сомнения. Данные о распространенности собственно ДСТ разноречивы [9], что обусловлено различными классификационными и диагностическими подходами. Распространенность отдельных признаков ДСТ имеет половозрастные различия [4]. По самым скромным данным показатели распространенности ДСТ, по меньшей мере, соотносятся с распространенностью основных социально значимых неинфекционных заболеваний.
Актуальность изучения проблемы исходов НЦД продиктована такими основными факторами, как высокий удельный вклад этого заболевания в патологию ССС, его неуклонный рост в последние годы, все большее «омоложение» НЦД, недостаточная эффективность всех видов лечения и восстановления этой категории больных [6,9]. В литературе встречаются сообщения, посвященные ассоциации НЦД с основными сердечно-сосудистыми заболеваниями - гипертонической болезнью (ГБ) и ишемической болезнью сердца (ИБС), тем не менее у больных НЦД с синдромом ДСТ имеющиеся сообщения об исходах НЦД немногочисленны и противоречивы. Изучение данного направления представляется актуальным и перспективным для разработки программ своевременного прогнозирования и профилактики развития ГБ и ИБС у таких больных.
Цель работы: поиск возможных прогностических критериев трансформации нейроциркуляторной дистонии в гипертоническую болезнь у больных с недифференцированной дисплазией соединительной ткани с использованием клинико-анамнестических данных и определения антител к коллагенам II и III типов.
Материалы и методы. На базе негосударственного учреждения здравоохранения медико-санитарной части г. Астрахань (НУЗ МСЧ), где ежегодно проходят диспансеризацию и лечение около 10 тысяч человек, проведен отбор и ретроспективный анализ медицинской документации 1632 больных с основными сердечно-сосудистыми заболеваниями: НЦД, ИБС, гипертонической болезнью (ГБ) за период с 2002 по 2012 г.
Из них отобраны для исследования 322 больных с диагнозом НЦД в настоящее время или в анамнезе, которые были разделены на 2 группы в зависимости от диагноза на момент исследования:
1 группа - пациенты с НЦД (96 человек);
2 группа - пациенты с ГБ (226 человек).
Общие критерии включения в исследование: НЦД на момент исследования или в анамнезе, возраст от 18 до 58 лет.
Критерии включения в группу пациентов с ГБ: верифицированная ГБ по данным амбулаторной карты.
Критерии исключения: наличие онкопатологии, заболеваний системы крови, аутоиммунных заболеваний, тяжелой почечной и печеночной недостаточности, инфекционных болезней, хронических и острых воспалительных процессов любой локализации, инфаркта миокарда на момент исследования, дифференцированные дисплазии соединительной ткани (синдром Марфана, Элерса - Данло и т.д.), возраст старше 58 лет.
Протокол исследования включал антропометрическое обследование (измерение роста (м), массы тела (кг), индекса массы тела (ИМТ) = вес/рост², определение наличия фенотипических признаков НДСТ и биохимическое исследование крови, взятой утром натощак после 12 часов голодания, исследование крови на наличие аутоантител к коллагенам II и III типов методом ИФА (фирма «ИМТЕК» г. Москва.). Инструментальные методы обследования включали ЭКГ (исследование проводилось на шестиканальном электрокардиографе 6-НЕК при скорости движения бумаги 50 мм/сек.), эхокардиографию (на аппарате "Toshiba Xario" ротационными механическими датчиками с рабочей частотой 2,25 и 3,0 МГц), холтеровское мониторирование ЭКГ (на аппарате Astrocard-Holtersystems-2F), нагрузочные пробы.
Мужчин было 54 %, женщин - 46 %. Средний возраст на момент исследования составил у мужчин 40,5 лет, у женщин - 44,2 года.
Результаты исследования и их обсуждение
Мы проанализировали стаж НЦД на момент смены диагноза у больных с гипертонической болезнью. Выяснилось, что наибольшее количество мужчин (42 %) к моменту смены диагноза на ГБ имели стаж НЦД >10 лет, в то время как у женщин в 45 % случаев смена диагноза происходила при стаже НЦД от 5 до 10 лет. Смена диагноза на ГБ при стаже НЦД <5 лет произошла у 26,6 % мужчин и 31,4 % женщин.
Изучение клинических проявлений НЦД позволило выделить больных с клиническими синдромами, согласно классификации НЦД В.И. Маколкина и С.А. Абакумова, 1999 г. [9].
У больных ГБ, как у мужчин, так и у женщин, наиболее частыми клиническими синдромами НЦД в анамнезе было сочетание кардиалгического и гипертонического синдромов: 55,6 % и 56,87 % соответственно. У 25 % мужчин отмечено сочетание кардиагического и тахикардиального синдромов НЦД, у женщин с такой же частотой (24,6 %) встречалось сочетание астенического, тахикардиального синдромов и вегетативных кризов.
У больных с диагнозом НЦД на момент обследования чаще всего встречалось сочетание кардиалгического и тахикардиального симптомов: у 59 % у мужчин и у 52,6 % у женщин, кардиалгического и гипертонического - у 20,5 % мужчин, астенического, тахикардиального синдромов и вегетативных кризов - у 28,1 % женщин.
Из 226 больных с ГБ, имевших НЦД в анамнезе, было выявлено 59 человек с признаками ДСТ, основные симптомы которой были представлены в основном изменениями со стороны сердечно-сосудистой системы: пролапсы митрального (44,1 %) и трикуспидального (39 %) клапанов, дополнительные хорды левого желудочка (42,4 %), варикозная болезнь вен, развившаяся в юношеском возрасте (24,1 %), расширение восходящего отдела аорты (16,9 %), образование гематом при незначительных травмах (25,4 %).
Среди поражений костно-мышечной ткани и суставов наиболее часто встречалась легкая степень гипермобильности суставов (42,4 %), сколиотическая деформация позвоночника, кифоз, кифосколиоз (32,3 %), абдоминальные грыжи и пролапсы внутренних органов (20,3 %), среди поражений зрительного аппарата - миопия (54,2 %).
Из 96 больных, имевших НЦД на момент обследования, было выявлено 54 больных с признаками ДСТ.
У пациентов с НЦД на момент исследования наиболее часто встречающиеся признаки дисплазии соединительной ткани были представлены в основном изменениями со стороны ССС: пролапсы митрального клапана (68,5 %) и трикуспидального (62,9 %) клапанов, дополнительные хорды левого желудочка (62,9 %), расширение восходящего отдела аорты (35,1 %).
Среди поражений кожи: атрофические юношеские стрии, не вызванные ожирением или беременностью (33,3 %), множественные пигментные пятна (29,6 %). Поражение костно-мышечной ткани и суставов было представлено следующими признаками: легкая и средняя степень гипермобильности суставов (37,0 % и 24,0 % соответственно), сколиотическая деформация позвоночника, кифоз, кифосколиоз (50 %), среди поражений зрительного аппарата - миопия (66,2 %).
У 59 больных ГБ с НЦД в анамнезе была взята кровь на наличие аутоантител к коллагену II и III типа.
Было выявлено, что у 91,5 % больных ГБ, имевших в анамнезе НЦД, имелись антитела к коллагену II типа, из них 50,8 % больных имели низкую активность и 40,7 % - активность средней степени.
Антитела к коллагену III типа были обнаружены у 94,9 % больных ГБ, имевших в анамнезе НЦД; из них 20,3 % больных имели низкую активность и 47,5 % - активность средней степени и 27,1 % - активность высокой степени.
Анализ ассоциации фенотипических признаков ДСТ с наличием аутоантител к коллагенам II и III типов у больных ГБ с НЦД в анамнезе выявил следующее.
У больных ГБ с АТ к коллагену II типа низкой степени активности чаще других проявлялись такие признаки ДСТ, как сколиотическая деформация позвоночника, кифоз, кифосколиоз (53,3 %), множественные пигментные пятна (46,7 %), пролапс митрального клапана (50 %) и дополнительные хорды левого желудочка (63,3 %), образование гематом при незначительных травмах (46,7 %). Также часто (40 %) встречалась миопия. У больных ГБ с АТ к коллагену II типа средней степени активности чаще всего отмечалась легкая степень гипермобильности суставов (75 %), бархатистая кожа (45,8 %) и миопия (66,7 %).
Анализ частоты встречаемости признаков ДСТ у больных ГБ с АТ к коллагену III типа низкой степени активности показал, что в данном случае наблюдается больше всего поражений со стороны сердечно-сосудистой системы. Так, пролапс митрального клапана и образование гематом при незначительных травмах встречался у 66,7 % пациентов каждый, а дополнительные хорды левого желудочка - у 75 % пациентов.
В 75 % случаев встречались множественные пигментные пятна, в 41,7 % случаях - миопия.
Признаки ДСТ у больных ГБ с АТ к коллагену III типа средней степени активности ассоциировались в основном с поражением сердечно-сосудистой системы. Пролапс митрального клапана отмечался у 53,6 % пациентов, трикуспидального - у 46,4 %. Одновременно, у 39,3 % пациентов отмечалась бархатистая кожа, а у 67,9 % - легкая гипермобильность суставов.
Наличие у больных ГБ АТ к коллагену III типа высокой степени активности обнаружило превалирование следующих фенотипических признаков. Гипермобильность средней степени активности отмечалась у 43,8 % пациентов, у 50 % обнаружены келоидные рубцы. У 50 % обследуемых обнаружены абдоминальные грыжи и пролапсы внутренних органов.
Изучение ассоциации фенотипических признаков ДСТ с наличием аутоантител к коллагенам II и III типов у больных с НЦД на момент исследования показало, что у 29 пациентов были обнаружены АТ средней степени активности к коллагену II типа. У данных больных отмечалось большое разнообразие признаков ДСТ. У всех обследуемых данной группы отмечалась миопия (100 %). Пролапс митрального клапана был обнаружен у 58,6 % пациентов, дополнительные хорды левого желудочка - у 72,4 %, пролапс трикуспидального клапана - у 48,3, варикозная болезнь вен, развившаяся в юношеском возрасте - у 44,8 % пациентов.
Ярко выражена патология костной системы. Так, сколиотическая деформация позвоночника, кифоз, кифосколиоз отмечались у 69 % пациентов, легкая степень гипермобильности суставов - у 51,7 %, средняя степень гипермобильности суставов - у 34,5 % больных.
Кроме того, у 37,9 % пациентов отмечались атрофические юношеские стрии, не вызванные ожирением или беременностью, и множественные пигментные пятна (44,8 %).
Наиболее часто встречающимися признаками ДСТ у больных НЦД с АТ высокой степени активности к коллагену II типа были пролапсы митрального (85 %) и трикуспидального (75 %) клапанов. Намного реже (в 45 % случаев) отмечались дополнительные хорды левого желудочка.
Такие признаки ДСТ, как атрофические юношеские стрии, не вызванные ожирением или беременностью, сколиотическая деформация позвоночника, кифоз, кифосколиоз и ломкость костей встречались в 30 % случаев каждый.
У 34 больных НЦД были обнаружены АТ с низкой активностью к коллагену III типа. Наиболее распространенными у этих больных были признаки ДСТ, касающиеся поражения ССС. Так, у 76,5 % пациентов обнаруживался пролапс митрального клапана, пролапс трикуспидального клапана - у 55,9 % пациентов. Дополнительные хорды левого желудочка встречались у 58,8 % больных.
АТ средней степени активности к коллагену III типа были обнаружены всего у 8 больных НЦД. У 100 % обследуемых выявлялась миопия и дополнительные хорды левого желудочка. У 62 % пациентов отмечалось расширение восходящего отдела аорты. Такие признаки ДСТ, как пролапс митрального клапана и пролапс трикуспидального клапана, встречались каждый у 50 % пациентов.
АТ высокой степенью активности к коллагену III типа были обнаружены у 9 человек, больных НЦД. У этих больных были ярко выражены признаки изменений со стороны костно-мышечной системы. Так, у 77,8 % пациентов отмечались сколиотическая деформация позвоночника, кифоз, кифосколиоз, у 55,6 % - легкая степень гипермобильности суставов.
Часто встречались признаки поражения ССС. Так, пролапс митрального клапана отмечался в 66,7 % случаев, трикуспидального - в 77,8 %, дополнительные хорды левого желудочка - у 44,4 % пациентов.
У 77,8 % пациентов были обнаружены атрофические юношеские стрии, не вызванные ожирением или беременностью. У всех больных данной группы отмечалась миопия.
Далее, на основе проведения корреляционного и регрессионного анализов мы установили, что выявляется прямая и достаточная по силе корреляционная взаимосвязь между диагнозом ГБ и симптомокомплексами: общ. НЦД (общая совокупность количества синдромов НЦД) (r=+0,5547, p<0,05), общ. ДСТ (общая совокупность количества признаков ДСТ) (r=0,6805, p<0,05), общ. Кожа (r= +0,5363, p<0,05). Остальные 2 симптомокомплекса (сердечно-сосудистых изменений и поражения глаз) не имеют нужной по силе корреляционной связи (r=+0,1192, p<0,05 и r=-0,1052, p>0,05) и при прогнозировании риска развития сердечно-сосудистой нозологии применяться не могут.
Согласно регрессионному анализу большой вклад в развитие ГБ вносит наличие ААтт к коллагену III типа (значение бета-коэффициента 0,5428, уровень статистической значимости Р<0,002). Приведенные данные говорят об увеличении степени риска возникновения ГБ при увеличении степени активности ААт к коллагену III типа.
Таким образом, из результатов исследования следует, что пациенты, страдающие НЦД, протекающей с проявлением нескольких синдромов заболевания одновременно и имеющие признаки ДСТ, ААт высокой степени активности к коллагену III типа, нуждаются в динамическом наблюдении с целью ранней профилактики гипертонической болезни.
Рецензенты:
Полунина О.С., д.м.н., профессор, заведующая кафедрой внутренних болезней педиатрического факультета АГМА, г. Астрахань.
Эсаулова Т.А., д.м.н., профессор кафедры госпитальной терапии с курсом функциональной диагностики АГМА, заведующая терапевтической службой НУЗ «Медико-санитарная часть», г. Астрахань.
Библиографическая ссылка
Демидова Л.А., Панова Т.Н., Демидов А.А. ГИПЕРТОНИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ КАК ИСХОД НЕЙРОЦИРКУЛЯТОРНОЙ ДИСТОНИИ У ПАЦИЕНТОВ С ДИСПЛАЗИЕЙ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13558 (дата обращения: 08.12.2023).