Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Обсков А.В. 1 Глухий Я.А. 1
1 ГОУ ВПО «Томский Политехнический Университет»
Проведен и представлен анализ результатов анкетирование на понимание преподавателями использование интерактивного обучения иностранному языку в двух университетах. Результаты представлены в процентном соотношении. Научная статья раскрывает результаты проведённого анкетирования, которое основаны на отношение преподавателей к использованию интерактивного обучения при обучении иностранному языку в двух ведущих ВУЗа Г. Томска. Цель данной статьи является выявление эффективности использования интерактивного обучения в образовательном процессе высшей школы. Отражена, таким образом, результативность интерактивного обучения, регулярность использование методов, отношение обучающихся к применению интерактивного обучения и понимание особенностей интерактивного обучения в образовательном процессе. Проанализированы ответы преподавателей и сведены в одну таблицу, чтобы дать точное понимание преподавателями высших учебных заведений Г. Томска интерактивного обучения иностранному языку его методы и средств.
понимание интерактивного обучения
интерактивные методы
особенности интерактивного обучения
интерактивное обучение
1. Бoнуэлл Ч.К., Сазерленд Т.Е. Непрерывнoсть активнoгo oбучения: выбoр видoв деятельнoсти для активизации учебнoй рабoты студентoв в аудитoрии / пер. с англ. Л.Г. Кирилюк // Университетскoе oбразoвание oт эффективнoгo препoдавания к эффективнoму учению. Сб. рефератoв статей пo дидактике высшей шкoлы / Белoрусский гoс. ун-т. Центр прoблем развития oбразoвания. Минск, 2001. С. 47–66.
2. Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения. Минск: Белорусский верасень. 2005. С. 17–43, 34.
3. Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения. Минск: Белорусский верасень. 2005. С. 17–43, 34.
4. Обсков А.В. К проблеме организации интерактивного обучения иностранному языку в вузе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2012. Вып. 11. С. 120–124.
5. Поздеева С.И. Образовательное содержание совместной деятельности в начальной школе. Томск: Дельтаплан, 2004. 311с.
Введение

Интерактивное обучение имеет свою историю развития, за это время отношение к интерактивному обучению существенно изменялось. Сегодня преподаватели и ученые проявляют повышенный интерес к интерактивному обучению, что объясняется новыми требованиями к системе высшего образования, смене образовательной парадигмы и заказом на формирование у учащихся современных ключевых компетенций в различных образовательных областях и сферах жизнедеятельности [5]. Тем не менее, отношение к интерактивному обучению у школьных учителей и преподавателей высшей школы остается неоднозначным. Нами было проведено анкетирование преподавателей факультета иностранных языков педагогического университета Томского Государственного Педагогического Университета (ТГПУ) и преподавателей кафедры иностранных языков Энергетического института Национально исследовательского Томского Политехнического Университета (ТПУ), целью которого было выявление эффективности использования интерактивного обучения  в образовательном процессе высшей школы, а именно:

  • результативности интерактивного обучения;
  • регулярности и систематичности использования методов интерактивного обучения;
  • отношения обучающихся к использованию методов и средств интерактивного обучения в образовательном процессе;
  • понимания преподавателями сущности и особенностей интерактивного обучения.

Анкета включала следующие вопросы:

1. На Ваш взгляд, влияет ли использование интерактивного обучения на уровень профессиональной подготовки учащихся?

a) да

b) нет

c) затрудняюсь ответить

2. В чем, на Ваш взгляд, проявляется эффективность интерактивного обучения (выберите нужное)?

a) учат учащихся активности в познании

b) предоставляют возможность учащимся проявить самостоятельность

c) делают занятия увлекательными, интересными

d) способствуют полилогизации, диалогизации общения

e) способствуют организации интенсивной мыслительной деятельности преподавателя и учащегося

f) учат самоанализу (рефлексии) своих знаний, опыта

g) методы не являются эффективными, поскольку представляют из себя игру, развлечение, напрямую не связанную с решением задач профессионального обучения

h) способствуют развитию субъектности учащегося

i) способствуют организации проблемного обучения

j) способствуют проявлению индивидуальности обучающихся

k) учат продуктивному взаимодействию с окружающими

l) затрудняюсь ответить

3. Достаточное ли внимание Вы уделяете использованию на занятиях интерактивному обучению (интерактивным методам обучения)?

a) уделяю большое внимание

b) только на отдельных дисциплинах, по отдельным темам

c) не уделяю вообще

4. Как, по Вашим наблюдениям, учащиеся относятся к использованию на занятиях интерактивных методов обучения?

a) учащимся нравятся занятия, проходящие в интерактивном режиме, им это интересно и помогает лучше усваивать материал

b) учащимся не очень нравятся занятия, проходящие в интерактивном режиме, это требует от них некоторых усилий, но в рамках отдельных дисциплин считаю это необходимым

c) учащимся не нравятся занятия в интерактивном режиме: традиционная (монологовая) форма изложения материала им ближе

d) учащимся безразлично, какая методика используется при проведении занятий

e) затрудняюсь ответить

5. Закончите фразу «Я понимаю интерактивное обучение как ............................»

В результате обработки 58 анкет нами были получены следующие результаты.  На вопрос «Влияет ли использование интерактивное обучение на уровень профессиональной подготовки обучающихся» - «ДА» ответили 38 человека (66%), «НЕТ» ответили - 4 преподавателя (7%); «ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ» - 16 респондентов (28%). Большое количество отказавшихся ответить может свидетельствовать о том, что преподаватели не видят образовательных ресурсов  интерактивного обучения и не понимают, в чем его эффективность. Поскольку анкетирование проходило анонимно, мы можем предположить, что такой ответ дали преподаватели, которые занимаются педагогической практикой давно и менять традиционное обучение на более эффективное они не хотят.

На вопрос «В чем, на Ваш взгляд, проявляется эффективность интерактивного обучения?» ответили:

52% способствуют организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся  - (30чел.);

50% учат продуктивному взаимодействию с окружающими - (29чел.);

48% способствуют полилогизации, диалогизации общения - (28 чел.);

45% делают занятия увлекательными, интересными - (26 чел.);

40% способствуют проявлению индивидуальности обучающихся  - (23 чел.);

38% способствуют организации интенсивной мыслительной деятельности педагога и учащегося - (22 чел.);

29% учат обучающихся активности в познании - (17 чел.);

27% учат самоанализу (рефлексии) своих знаний, опыта - (16 чел.);

26% предоставляют возможность учащимся проявить самостоятельность - (15 чел.);

24% затрудняюсь ответить - (14 чел.);

17% способствуют развитию субъектности учащегося - (10 чел.);

15% - методы не являются эффективными, поскольку представляют из себя игру, развлечение, напрямую не связанную с решением задач профессионального обучения - (9 чел.);

15% - способствуют организации проблемного обучения - (9 чел.).

Распределив количество респондентов от большего к меньшему, мы выявили, что 15% преподавателей не считают интерактивное обучение иностранному языку эффективным, так как оно больше несет в себе «развлечение» нежели организует целенаправленный образовательный процесс. Но, с другой стороны, большая аудитория респондентов считает, что эффективность интерактивного обучения в педагогическом процессе способствует проявлению индивидуальности, полилогизации, диалогизации общения; учит продуктивному творческому процессу в образовательной среде и способствует самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, что очень важно в педагогическом процессе.

На вопрос «Достаточное ли внимание Вы уделяете использованию интерактивных методов и средств обучения» респонденты ответили:

41% - уделяю большое внимание - (24 чел.);

32% - не использую интерактивные методы вообще - (19 чел.);

26% - только на отдельных дисциплинах, по отдельным темам - (15 чел.).

Как видим, преподаватели используют интерактивные методы при изучении иностранного языка и уделяют большое значение в их образовательном процессе. Но, с другой стороны, 32% респондентов не используют интерактивные методы и средства в их педагогической практике на занятиях иностранного языка. По анкетным данным можно предположить, что в силу собственного консерватизма некоторые преподаватели не желают использовать интерактивные методы и средства [4]. Тем не менее, некоторые преподаватели используют интерактивные методы во взаимосвязи с  традиционным обучением.

На вопрос «Как, по Вашим наблюдениям, учащиеся относятся к использованию на занятиях интерактивных методов обучения?» были получены следующие ответы:

31% - обучающимся нравятся занятия, проходящие в интерактивном режиме, им это интересно и помогает лучше усваивать материал [3] однако требует дополнительных усилий педагога - (18 чел.);

29% - затрудняюсь ответить - (17чел.);

17% - обучающимся не очень нравятся занятия, проходящие в интерактивном режиме, это требует от них некоторых усилий, но в рамках отдельных дисциплин считаю это необходимым - (10чел.);

17% - учащимся безразлично, какая методика используется при проведении занятий - (10 чел.);

5% - учащимся не нравятся занятия в интерактивном режиме: традиционная (монологовая) форма изложения материала им ближе.- (3 чел.).

В последнем из предложенных пунктов анкеты, в котором предлагалось дать собственное понимание интерактивному обучению, респонденты предложили следующие варианты ответов:

«...метод обучения самостоятельной работы студентов... »;

«...обучения студентов с использованием компьютера как средства информационной и коммуникативной технологий, интерактивность - как взаимодействие пользователя с компьютером...»;

«...взаимодействие преподавателя и студентов с использованием активных методов обучения... »;

«...способ активного вовлечения студентов в коммуникативный процесс...»;

«...особую форму организации образовательного процесса направленную на его оптимизацию...»;

«...активное взаимодействие преподавателя и студентов...»;

«...как обучение,  построенное на взаимодействии, результатом которого становится осознанное, осмысленное овладение предметным содержанием...»;

«... одно из перспективных направлений в образовательном процессе...»;

«...диалоговое общение...»;

«...обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая преподавателя...»;

«...современный метод образовательного процесса...»;

 «...обучение студентов в группах с использованием интерактивных средств»;

«...процесс, направленный на формирование мотивации обучающихся через использование техник и технологий вовлечение студентов в него. Этот способ должен быть эффективен и целесообразен»;

«...средство повышение мотивации студентов»;

«...эффективное средство мотивации студентов»;

«...обучение в форме диалога»;

«...возвращение к доброй старой традиции межличностного общения»;

«...новое достижение современной методики обучения»;

«... обучения в форме диалога, ролевой игры, групповой дискуссии».

Ответы респондентов можно сгруппировать по следующим трем категориям, который Вы можете увидеть в приложении (Приложение №1)

Приложение №1

ИНТЕАРКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

преподавателями понимается как:

«...взаимодействие преподавателя и студентов с использованием активных методов обучения... »;

«...способ активного вовлечения студентов в коммуникативный процесс...»;

«...активное взаимодействие преподавателя и студентов...»;

«...диалоговое общение...»;

«...обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая преподавателя...»;

«...обучение студентов в группах с использованием интерактивных средств»;

«...обучение в форме диалога»;

«... обучения в форме диалога, ролевой игры, групповой дискуссии».

«...возвращение к доброй старой традиции межличностного общения»;

 

«...как обучение,  построенное на взаимодействии, результатом которого становится осознанное, осмысленное овладение предметным содержанием...»;

«...процесс, направленный на формирование мотивации обучающихся через использование техник и технологий вовлечение студентов в него. Этот способ должен быть эффективен и целесообразен»;

«...средство повышение мотивации студентов»;

«...эффективное средство мотивации студентов»;

 

«...особую форму организации образовательного процесса направленную на его оптимизацию...»;

«... одно из перспективных направлений в образовательном процессе...»;

«...современный метод образовательного процесса...»;

«...новое достижение современной методики обучения»;

 

Таким образом, интерактивное обучение - это образовательная коммуникация, взаимодействие, диалог, межличностное общение, это средство мотивации и активизации студентов и новое направление в обучении (современное, перспективное, эффективное).

Проанализировав ответы можно сделать следующие выводы: Во-первых, методы и средства интерактивного обучения успешно используются и активно внедряются в собственную педагогическую практику, поскольку глубоко убеждены в эффективности и результативности основных положений данной инновационной технологии. В то же время ряд преподавателей отрицательно относятся к интерактивному обучению в целом, и не используют на занятиях элементы интерактивного обучения, отдавая предпочтение традиционным методам и средствам обучения. Поскольку анкетирование проходило анонимно, мы не можем однозначно определить их предпочтения и отношение к интерактивному обучению, однако, предполагаем, что отрицательное или индифферентное отношение к использованию методов и средств интерактивного обучения преподавателей существует из-за консервативного подхода к преподаванию иностранных языков и нежелания что-либо менять в преподавании. Следует отметить, что причина затруднений с ответами по поводу характеристик и особенностей интерактивного обучения связана с недостаточной осведомленностью части преподавателей вузов о современных инновационных технологиях обучения, их возможностях, с отсутствием понимания практической значимости интерактивного обучения в преподавании иностранного языка; в неоснащенности материально-техническими средствами учебных аудиторий, а также в отсутствии спецсеминаров и курсов ПК по данному направлению.

Таким образом, мы можем заключить, что под интерактивным обучением преподавателями понимается целенаправленный процесс коммуникации, формирования интересов и мотивов, желаний в успешном и интенсивном овладении иностранным языком, усиления вовлеченности студентов в образовательный процесс. Все это является эффективным условием формирования образовательных и коммуникативных компетенций в образовательном процессе высшей школы.

Рецензенты:

Соколова И.Ю., д.п.н., профессор инженерной педагогики института развития стратегического партнерства и компетенций ФГБОУ ВПО Национального исследовательского «Томского политехнического университета», г. Томск.

Смышляева Л.Г., д.п.н., доцент, заведующая кафедрой социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Томский государственный  педагогический университет», г. Томск.


Библиографическая ссылка

Обсков А.В., Глухий Я.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13555 (дата обращения: 13.11.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074