Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАСЧЕТ И МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕЖИМОВ РАБОТЫ ЕДИНЫХ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СИСТЕМ СУДОВ С ЭЛЕКТРОДВИЖЕНИЕМ.

Васин И.М. 1
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина)», (СПбГЭТУ)
Одним из перспективных направлений развития современного судостроения является концепция создания «полностью электрического корабля» (Full Electric Ship, FES). В свою очередь реализация этой концепции невозможна без создания современного энергетического ядра FES – единой электроэнергетической системы (ЕЭЭС), включающей в себя, в том числе и системы электродвижения (СЭД). Необходимыми этапами проектирования и безопасной эксплуатации структурно сложных систем FES-уровня являются системные расчёты и математическое моделирование, на основе результатов которых выполняется полномасштабное проектирование и создаются опытно-поставочные образцы. При этом к выбору и разработке алгоритмов управления гребными электроприводами (ГЭП) предъявляются особые требования. В частности, система автоматического управления синхронного ГЭП судна ледового класса должна обеспечивать режимы поддержания постоянства частоты вращения, постоянства мощности и постоянства электромагнитного момента гребного электродвигателя (ГЭД). В статье приводятся математическое описание и результаты компьютерного моделирования режимов работы судовых машинно-вентильных комплексов ЕЭЭС в составе главных генераторных агрегатов, силовых полупроводниковых преобразователей, гребных электродвигателей и винто-рулевых комплексов.
компьютерное моделирование и математические расчёты
судовое электрооборудование
Единые электроэнергетические системы
1. Васин И.М., Токарев Л. Н. Физические процессы в электрических машинах и системах. Математическое описание и расчет. – СПб.: Литера, 2008. – 216 с.
2. Васин И.М., Григорьев А.В., Хомяк В.А. Комплексный подход при создании судовых электроэнергетических систем и установок. – СПб.: Судостроение, 2008. – № 2.
3. Козярук А.Е., Плахтына Е.Г. Вентильные преобразователи в судовых электромеханических системах. – Л.: Судостроение, 1987. – С.192.
4. All-electric ships exert a powerful attraction // Warship technology. May 2003. Р. 6–8.
5. C. French and P. Acarnley. Direct torque control of permanent magnet drive. In IEEE Ind. Applicat. Society Annu. Meet., 1995. P. 199-206.

В настоящее время, благодаря появлению новых технологий, появилась возможность значительно продвинуться в одном из перспективных направлений развития современного кораблестроения – в направлении создания «полностью электрического корабля» [4].

Силовая электроника дала возможность использовать полупроводниковые преобразователи частоты (ППЧ) большой мощности для создания мощных преобразовательных комплексов и расширения диапазона применения гребного электропривода (ГЭП). Совершенствование же технологий создания винто-рулевых колонок (ВРК) позволяет отказаться от рулей и носовых подруливающих устройств, обеспечивая отличные динамические качества и манёвренность судна.

Объединение электротехнических и энергетических комплексов в единую электро-энергетическую систему (ЕЭЭС), решающую задачи как обеспечения потребителей собственных нужд, так и движения судна в целом, резко усложнили чисто электротехнические вопросы, решаемые ранее автономно. Использование на судах мощных потребителей привело к резкому увеличению установленной мощности электростанций, что, в свою очередь, потребовало увеличения напряжения на шинах главных распределительных щитов. Резко изменились параметры генераторных агрегатов судовых электростанций (СЭС). Потребовались исследования возможности применения в составе СЭС ранее неизвестных перспективных генераторных агрегатов. Последствия аварийных режимов стали более угрожающими, что потребовало дополнительных исследований не только штатных, но и аварийных режимов работы генераторных агрегатов судовых электростанций [2].

Известно, что длительность безаварийной работы любого технического оборудования и судового электрооборудования, в частности, зависит от качества его проектирования, изготовления и условий эксплуатации. При этом недостатки, допущенные на этапах проектирования, в значительной мере отражаются на всех последующих этапах. Поэтому абсолютно необходимо уже на стадии проектирования предусматривать возможности аварий, уметь дать оценку характеру протекания аварийных процессов и определить пути вывода системы из аварийного состояния с минимальным ущербом для неё и обслуживающего её персонала.

ЕЭЭС судов с электродвижением являются сложнейшими машинно-вентильными комплексами, включающими в себя главные синхронные турбо- и дизель-генераторы, гребные электродвигатели (ГЭД) с мощными силовыми ППЧ, ВРК и системы приёма и распределения электроэнергии (рис.1). Совокупность последних определяет архитектуру СЭС, отличающихся большим разнообразием элементов, а, следовательно, и процессов, происходящих в установившихся и переходных режимах их работы.

Рисунок 1. Структура ЕЭЭС грузового судна с электродвижением

Функциональные связи, существующие между элементами ЕЭЭС, описываются системами нелинейных алгебраических и дифференциальных уравнений высокого порядка. Это характеризует ЕЭЭС как сложную динамическую систему. Поэтому при проектировании судовых ЕЭЭС необходимо одинаково тщательно рассматривать процессы как в электрических машинах, так и в ППЧ.

Теория электрических цепей и электрических машин переменного тока позволяет записать уравнения основных функциональных элементов СЭС безотносительно к выбираемым координатным осям и системам координат. Эти уравнения учитывают баланс напряжений статорных и роторных контуров, выражения статорных и роторных потокосцеплений, баланс моментов электрических машин и баланс токов в узлах цепей.

Систему уравнений, используемую для моделирования динамических режимов работы СЭС, можно записать в виде [1]:

(1)

куда входят матрицы параметров и векторы переменных состояний генераторов, первичных двигателей, регуляторов напряжения и частоты вращения, параметры нагрузки и линии связи.

Результаты моделирования динамических режимов параллельной работы генераторов СЭС ЕЭЭС представлены на рис.2.

Рисунок 2. Пример расчёта динамических режимов параллельно работающих СГА СЭС

 

Разработка многоагрегатных СЭС, транзисторных и тиристорных ГЭП связана с анализом новых схем и большим объемом расчётов как при выборе структуры и элементов силовой части, так и при выборе состава и алгоритмов системы управления. В настоящее время разработано много сред моделирования, позволяющих осуществить анализ электромагнитных и электромеханических процессов в силовых электронных схемах и электромеханических устройствах (MatLab, DisignLab, MathCAD, MicroCAP, CASPOC и др.).

Для высококачественного управления асинхронным ГЭП в широком диапазоне регулирования скорости, в том числе в области нулевых скоростей, необходимо иметь возможность быстрого, непосредственного управления моментом ГЭД. Для получения требуемого момента необходимо вычислять координаты ГЭД, недоступные прямому измерению, и управлять амплитудой и фазой вектора напряжения, так чтобы поддерживать на заданном уровне потокосцепление и момент.

Реализация алгоритмов векторного управления с использованием математических моделей асинхронного ГЭД базируется на информации о фазных токах, протекающих в обмотках статора электродвигателя и скорости вращения ротора. Эта же информация используется в ГЭП в качестве сигналов обратной связи.

Математическая модель в алгоритмах векторного управления используется для вычисления некоторых ненаблюдаемых параметров ГЭД, которые затем принимают участие в процессе управления [5].

Вычисление параметров ненаблюдаемых координат асинхронного ГЭД производится в соответствии с выражениями:

(2)

куда входят параметры и векторы переменных состояния математической модели ГЭД [3].

Схема частотно-регулируемого ГЭП для векторного управления ГЭД, входящего в состав СЭД грузового судна с электродвижением, представлена на рис. 3:

Рисунок 3. Структура математической модели ГЭП грузового судна с электродвижением

Результаты математического моделирования установившегося режима работы ГЭП и динамических режимов работы СЭД при пуске, реверсе и остановки ГЭД представлены на рис. 4 и рис. 5.

Рисунок 4. Результаты математического моделирования установившегося режима работы ГЭП

Рисунок 5. Результаты математического моделирования режимов работы СЭД при пуске, реверсе и остановке ГЭД

Выводы

Представленное в работе математическое описание СЭС и СЭД позволяет исследовать штатные и аварийные режимы работы различных вариантов судовых ЕЭЭС.

При интегрировании математического аппарата исследования режимов работы ЕЭЭС в систему уравнений, описывающих динамику движения судна в целом, удаётся получить инструмент для оценки динамических режимов работы судна. Созданные варианты поставочных комплексов ЕЭЭС в настоящее время вводятся в эксплуатацию и проходят апробацию на целом ряде отечественных судов с электродвижением.

Рецензенты:

Коновалов А.С., д.т.н., профессор кафедры «Метрологическое обеспечение инновационных технологий» Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (ГУАП), г. Санкт-Петербург.

Цицикян Г.Н., д.т.н., профессор, начальник отдела филиала «ЦНИИ СЭТ» Крыловского государственного научного центра, г. Санкт-Петербург.


Библиографическая ссылка

Васин И.М. РАСЧЕТ И МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕЖИМОВ РАБОТЫ ЕДИНЫХ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СИСТЕМ СУДОВ С ЭЛЕКТРОДВИЖЕНИЕМ. // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13535 (дата обращения: 08.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674