Территория Дальневосточного федерального округа (ДФО), согласно данным Росстата составляет 36,1 % от общей площади России, что соответствует первому месту. При этом ДФО на последнем месте по численности населения, составляющей всего 4,6 %, среднегодовой численности населения, занятой в экономике - 4,9 %, основным фондам в экономике - 4,9 %, валовому региональному продукту - 4,3 %. Тем не менее, в ДФО существуют потенциальные инновационные возможности развития экономики. Например, по доле инвестиций в основной капитал на душу населения ДФО находится на 2-м месте, а по числу персональных компьютеров на 100 работников на 3-м месте в РФ. В таблице 1, по данным инновационного портала Хабаровского края, представлены показатели, характеризующие научно-технический потенциал ДФО. В докризисный период все показатели, кроме численности персонала, занятого исследованиями и разработками, имели положительную динамику изменения. При этом значительная доля научных исследований приходилась на вузовский сектор науки.
В условиях нынешнего экономического кризиса стало очевидным, что недостаточные темпы развития научно-технической сферы региона могут привести к долгосрочному снижению его региональной конкурентоспособности. Негативные последствия проявятся особенно остро при выходе из кризиса, когда начнется новый виток экономического роста и будут востребованы новые технологии и конкурентоспособный продукт. Научная деятельность как никакая другая способствует экономическому и социальному развитию территорий, поэтому система высшей школы РФ должна сыграть важную роль в переводе экономики региона на инновационный путь развития.
В настоящее время число высших учебных заведений ДФО составляет 50, из которых 38 относятся к государственным и муниципальным учреждениям. Кроме того, функционируют 110 филиалов средних специальных и высших учебных заведений, из них 36 являются негосударственными.
Для первичной оценки уровня научно-исследовательской деятельности дальневосточных вузов были проанализированы данные за 2006 год по результативности научных исследований в 18 вузах ДФО системы Рособразования (см. таблицу 2), которые можно отнести к ведущим в области научной деятельности в регионе.
Результативность научных исследований вуза определялась как среднегодовой объем научных исследований на единицу научно-педагогического персонала, а востребованность научно-исследо-вательских работ (НИР) оценивалась с помощью объема финансирования работ из внебюджетных источников, приходящегося на единицу научно-педагогического персонала. Такие приведённые показатели характеризуют не абсолютный объем научных исследований вуза, а активность научно-педагогического персонала с учетом масштаба вуза.
Таблица 1. Показатели научно-технического потенциала ДФО
Число организаций, выполняющих исследования и разработки |
|||||||||||
Год |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
||||
Число |
157 |
154 |
151 |
153 |
146 |
142 |
156 |
||||
Численность персонала, занятого исследованиями и разработками |
|||||||||||
Год |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
||||
Человек |
14 184 |
14 356 |
14 816 |
14 949 |
14 673 |
14 347 |
14 051 |
||||
Внутренние текущие затраты на фундаментальные исследования |
|||||||||||
Год |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
||||
Млн. руб. |
734,6 |
1 083,8 |
1 797,3 |
2 302,4 |
1 831,7 |
2 606,2 |
3 502,2 |
||||
Внутренние текущие затраты на прикладные исследования |
|||||||||||
Год |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
||||
Млн. руб. |
488,2 |
433,6 |
597,6 |
925,2 |
1 416,0 |
1 566,8 |
1 934,3 |
||||
Внутренние текущие затраты на разработки |
|||||||||||
Год |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
||||
Млн. руб. |
354,7 |
692,9 |
440,5 |
262,9 |
381,2 |
364,1 |
456,5 |
||||
Количество выданных патентов на изобретения, полезные модели и с 2006 года промышленные образцы |
|||||||||||
Год |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
||||
Кол-во |
425 |
386 |
485 |
588 |
536 |
501 |
524 |
Таблица 2. Перечень вузов
№ |
Вуз |
1 |
Амурский государственный университет |
2 |
Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет |
3 |
Благовещенский государственный педагогический университет |
4 |
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса |
5 |
Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия |
6 |
Дальневосточный государственный гуманитарный университет |
7 |
Дальневосточный государственный технический университет |
8 |
Дальневосточный государственный университет |
9 |
Дальневосточный технологический центр |
10 |
Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга |
11 |
Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет |
12 |
Сахалинский государственный университет |
13 |
Северный международный университет |
14 |
Тихоокеанский государственный университет |
15 |
Тихоокеанский государственный экономический университет |
16 |
Уссурийский государственный педагогический институт |
17 |
Хабаровская государственная академия экономики и права |
18 |
Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова |
Среднегодовой объем финансирования научных исследований составил 70,1 тыс. рублей на единицу научно-педагогического персонала. 7 вузов, под номерами 12, 14, 16, 2, 6, 5, 13 (вузы ранжированы по мере уменьшения объема финансирования) превысили средний показатель результативности. Лидером стал Сахалинский государственный университет.
Среднегодовой объем финансирования НИР составил 53,6 тыс. рублей из внебюджетных источников на единицу научно-педагогического персонала. У 6 вузов (12, 7, 10, 4, 14, 11) средний показатель превышен. Лидер остался прежний, а гуманитарные вузы уступили часть своих позиций техническим университетам, у которых традиционно большой удельный вес в финансировании научной деятельности приходится на хозяйственные договоры и коммерческие контракты. Средняя стоимость одного договора с хозяйствующими субъектами составила 151,08 тыс. руб. У 6-ти университетов (12, 1, 11, 14, 7, 4), половина которых относится к техническим, показатель оказался выше среднего. Приведённые данные свидетельствуют о наличии достаточного научно-технического потенциала и востребованности результатов работы научных коллективов вузов. Однако говорить о том, что в регионе наблюдается научно-технологическое возрождение и модернизация на этой основе основных фондов, не приходится.
Как известно, понятие потенциал включает в себя возможности, средства, а также задел, которые могут быть использованы для достижения поставленных целей. В последние годы государство стало активно привлекать вузовский сектор науки к процессу формирования рыночной инновационной системы. Однако предпринимаемые меры не всегда были системными и последовательными. Как следствие, рост расходов на науку, происходящий в последние годы, пока не принёс желаемых результатов по успешной реализации научно-технического потенциала вузов. В связи с этим необходима систематизации полученных результатов и анализ существующих проблем с целью поиска путей их решения.
Библиографическая ссылка
Бобков А.В., Цветков О.Ю., Заваров К.В ДАЛЬНИЙ ВОСТОК: НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВУЗОВ И РЕГИОНА // Современные проблемы науки и образования. 2009. № 6-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1351 (дата обращения: 10.05.2025).