Введение
Рассматривая эколого-валеологические подходы как регулятор социальной реальности системы «общество – производство – окружающая среда», обеспечивающей развертывание разнообразных свойств природы, в настоящее время находящихся в достаточно неустойчивом равновесии, а также обусловливающие влияние экологической обстановки на состояние здоровья человека как деятельного общественного субъекта, примем во внимание три основных аспекта: 1) эколого-валеологические отношения, направленные на природу, окружающую среду; 2) эколого-валеологические подходы, направленные на формирование, сохранение и укрепление здоровья человека; 3) преемственность и непрерывное отражение первых двух аспектов в процессе образования и жизнедеятельности людей.
Так, по мнению Н.В. Безручко, все возрастающее загрязнение окружающей среды напрямую связано с развитием производства, которое в свою очередь отражает характер взаимоотношений человека с факторами окружающей среды, обобщенным интегральным показателем качества которой является состояние здоровья человека. Эта взаимосвязь прослеживается в блочной модели экологии человека А.С. Левина (рис. 1).
Рис. 1. Блочная модель экологии человека (по А.С. Левину).
Модель, без сомнения, отражает интеграцию основных взаимосвязей между деятельностью человека и состоянием окружающего его природного пространства. Однако при опосредованном деятельностном движении (развитии) человека в системе иерархических уровней социальной организации (от микросоциумов к взаимодействию в обществе в целом) в вышерассмотренной модели недостаточно отражена взаимосвязь валеологических знаний, умений и навыков человека и их проецирование на окружающую среду с учетом формирования экологического сознания и потребности сохранения индивидуального, группового и популяционного здоровья в той же иерархической системе – от микросоциумов до общества в целом – и соответствующее отношение к окружающему природному пространству с целью сохранения здоровья планеты.
Принимая во внимание тесную взаимосвязь здоровья человека и экологической обстановки, ряд ученых определяют здоровье как показатель конечного экологического эффекта воздействия природных и антропогенных факторов, формирующих модель здоровья (рис. 2).
Рис. 2. Модель здоровья по С. Varkevisser, 1995.
Анализируя данную модель, можем предположить, что эколого-валеологический блок будет полнее отражен в двух составляющих модели: окружающей среде и образе жизни при тесной их взаимосвязи со здоровьем. Тогда для наиболее полного выражения этих составляющих предлагаем подробнее рассматривать их структуру (рис. 3).
Все это находит органическое отражение в модели структуры антропоэкосистемы, разработанной Б.Б. Прохоровым (рис. 4). Структура антропоэкосистемы возвращает нас к совершенствованию уровня экологического сознания, а также экологического образования, экологической культуры и культуры здоровья, формирование которых должно характеризоваться преемственностью в сфере технической профессиональной высшей школы.
Рис. 3. Структура эколого-валеологического блока в модели здоровья человека.
Рис. 4. Структура антропоэкосистемы по Б.Б. Прохорову.
Исходя из предложенной структуры эколого-валеологического блока, в условиях модернизации высшего технического образования все эколого-валеологические подходы предлагаем разделить на две большие группы:
-
направленные на индивида (субъекта воспитательно-образовательного процесса);
-
направленные на среду, окружающую индивида.
Эколого-валеологические подходы, направленные на индивида, имеют своей целью формирование у него «здорового поведения». Оптимальными предпосылками для этого будут следующие моменты: «здоровое поведение» принесет человеку большую или относительную личную пользу; данное поведение не потребует значительных затрат (материальных, временных, физических); проблемы, связанные с экологической обстановкой, будут разрешаться, если в обществе усиливается подход к здоровью как целостному, культурно-интегративному феномену.
Сподвигнуть будущего специалиста на ведение здорового образа жизни – задача непростая. Она предполагает определенные предпосылки или ступени формирования эколого-валеологического поведения. К ним относятся: осознание проблемы, информированность, мотивация, формирование необходимых умений и навыков, исполнение, поддержка.
Эти предпосылки должны ориентироваться на следующие уровни формирования культуры здоровья населения:
-
профилактический (своевременное информирование и мотивация);
-
образовательно-практический (владение информацией и применение ее на практике);
-
радикально-политический (изменение внешних обстоятельств для внедрения эколого-валеологических подходов с целью достижения преемственности эколого-валеологического образования будущих специалистов).
Эколого-валеологические подходы, обращенные на окружающую среду, должны учитывать соотношение затрат-выгод и ориентироваться на следующие критерии:
-
важность сферы, на которую предполагается оказать воздействие;
-
возможность получения эффективных результатов;
-
неизбежные недостатки или «побочные действия»;
-
экономические, политические и этические соображения и величина финансовых затрат, объем ресурсов, необходимых для внедрения вышеуказанных подходов.
Исходя из вышесказанного, можем отметить необходимость решения проблем эколого-валеологического образования в профессиональной подготовке будущих специалистов путем глобального моделирования процессов, прямо и косвенно касающихся данной области (рис. 5).
Так как эколого-валеологическое образование в техническом вузе должно опираться на нормативно-правовое обеспечение, являющееся важным инструментом, используемым государством в интересах сохранения здоровья нации, а также рационального природопользования, необходимо обратить внимание, что важнейшей задачей в государственном масштабе остается пропаганда идей устойчивого развития и совершенствования системы «окружающая среда – человек».
Рис. 5. Модель эколого-валеологического образования в подготовке специалистов к будущей профессиональной деятельности.
Рецензенты:
Азаматов Д.М., д.филос.н., профессор, заведующий кафедрой философии и социально-гуманитарных дисциплин с курсом социальной работы, Башкирский государственный медицинский университет, г. Уфа.
Сухарева И.В., д.и.н., доцент кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин с курсом социальной работы, Башкирский государственный медицинский университет, г. Уфа.
Библиографическая ссылка
Заплатина О.А., Дубчак В.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАЦИИ ЭКОЛОГО-ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ В ПОДГОТОВКЕ ФОРМИРУЮЩЕГОСЯ СПЕЦИАЛИСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13462 (дата обращения: 09.12.2023).