Обучение в современной школе характеризуется высоким уровнем умственных и психо-эмоциональных нагрузок. В г.Челябинске проводится педагогический эксперимент по внедрению программы интеллектуально-игрового всеобуча для учащихся младших классов, что, на наш взгляд, требует тщательного изучения всех медико-биологических и психолого-педагогических аспектов влияния таких нагрузок на растущий организм с целью оптимизации процесса обучения и дополнительных занятий (в частности, шахматами) в этом возрасте.
В связи с этим нами было проведено изучение особенностей нейровегетативной регуляции ритма сердца у детей с различным уровнем внимания в состоянии покоя и выявлены особенности динамики изменений спектральных характеристик в ответ на умственную нагрузку.
В исследовании принимали учащиеся 2-4-го классов (мальчики и девочки), составившие основную («дети-шахматисты») и контрольную группы ( в каждой из групп не менее 25 учащихся). Исследования проведены с помощью компьютерных программ «НС-ПсихоТест» фирмы «Нейрософт» (г. Иваново) и «Кентавр» фирмы «Микролюкс» (г. Челябинск). При этом наличие волн в ультранизкочастотном диапазоне (УНЧ, до 0,025 Гц) отражает активность метаболических факторов, в очень низкочастотном диапазоне (ОНЧ, от 0,025 до 0,075 Гц) - влияние надсегментарного уровня регуляции, гуморальных факторов; в низкочастотном диапазоне (НЧ, от 0,075 до 0,15 Гц) - симпатического отдела и барорефлекторных механизмов; в высокочастотном диапазоне (ВЧ, от 0,15 до 0,5 Гц) - дыхательных волн, парасимпатического отдела автономной нервной системы.
Результаты исследования. В таблице 1 нами представлены результаты спектрального анализа медленноволновой вариабельности ритма сердца детей-2-классников основной и контрольной группы с различным уровнем внимания (выше и ниже среднего) по результатам теста «Оценка внимания». В исходном положении максимальная величины частоты сердечных сокращений и общей мощности спектра отмечены у девочек контрольной группы с уровнем внимания ниже среднего; межгрупповых и гендерных различий данных показателей не было выявлено.
Таблица 1. Результаты спектрального анализа медленноволновой вариабельности ритма сердца 2-классников с уровнем внимания выше среднего (1) и ниже среднего (2) в состоянии покоя (M±m)
|
мальчики |
девочки |
|||||
основная |
контрол. |
р |
основная |
контрол. |
р |
||
ЧСС уд/мин
|
1 |
90,75±3,42 |
89,89±3,31 |
>0,05 |
88,30±4,39 |
92,00±4,16 |
>0,05 |
2 |
90,93±3,73 |
88,50±3,24 |
>0,05 |
96,90±3,12 |
85,30±5,03 |
>0,05 |
|
р |
>0,05 |
>0,05 |
|
>0,05 |
>0,05 |
|
|
ОМС, усл. ед.
|
1 |
46,08±7,26 |
52,36±5,65 |
>0,05 |
52,80±6,49 |
41,32±6,25 |
>0,05 |
2 |
48,06±7,40 |
52,94±6,45 |
>0,05 |
64,21±7,58 |
46,13±7,85 |
>0,05 |
|
р |
>0,05 |
>0,05 |
|
>0,05 |
>0,05 |
|
|
УНЧ усл. ед.
|
1 |
6,58±2,04 |
6,07±1,74 |
>0,05 |
4,59±1,63 |
4,01±1,14 |
>0,05 |
2 |
9,79±2,43 |
7,18±2,02 |
>0,05 |
6,67±1,81 |
3,46±1,06 |
>0,05 |
|
р |
>0,05 |
>0,05 |
|
>0,05 |
>0,05 |
|
|
ОНЧ усл. ед.
|
1 |
16,89±2,10 |
14,88±2,24 |
>0,05 |
14,10±2,12 |
11,70±2,29 |
>0,05 |
2 |
20,17±2,25 |
15,81±2,09 |
>0,05 |
14,96±2,19 |
11,07±2,21 |
>0,05 |
|
р |
>0,05 |
>0,05 |
|
>0,05 |
>0,05 |
|
|
НЧ усл. ед.
|
1 |
13,37±1,75 |
16,24±2,56 |
>0,05 |
18,21±3,44 |
9,17±2,33 |
<0,05 |
2 |
8,20±1,96 |
13,02±1,92 |
>0,05 |
17,98±3,30 |
11,98±2,37 |
>0,05 |
|
р |
>0,05 |
>0,05 |
|
>0,05 |
>0,05 |
|
|
ВЧ усл. ед.
|
1 |
9,65±1,81 |
11,17±1,91 |
>0,05 |
15,89±2,62 |
16,44±2,54 |
>0,05 |
2 |
11,81±2,83 |
12,93±2,07 |
>0,05 |
24,60±2,93 |
19,60±2,72 |
>0,05 |
|
р |
>0,05 |
>0,05 |
|
>0,05 |
>0,05 |
|
Спектральный анализ медленноволновой вариабельности ритма сердца позволил с определением абсолютной и относительной мощности колебаний в диапазонах спектра дифференцировать степень активности сегментарного и надсегментарного уровня регуляции ритма сердца: наиболее высокая мощность низкочастотных колебаний установлена у лиц с высоким уровнем внимания, за исключением мальчиков контрольной группы. Вероятно, повышенный тонус симпатического отдела автономной нервной системы отражает мобилизацию организма к выполнению предстоящего теста.
Максимальная величина НЧ-колебаний выявлена у мальчиков основной группы с уровнем внимания выше среднего, показавших наилучший результат в предложенном тесте. Наряду с этим у большинства учащихся с уровнем внимания ниже среднего мощность высокочастотных колебаний превышала величину низкочастотных - вагосимпатический индекс составлял 0,69±0,11 усл. ед. (мальчики основной группы), 0,73±0,13 и 0,61±0,09 усл. ед. (девочки основной и контрольной группы соответственно). У детей, имевших уровень внимания выше среднего вагосимпатический индекс был более высоким: 1,38±0,17усл. ед. (мальчики основной группы, р<0,01 по сравнению с подгруппой с низким уровнем внимания), 1,45±0,19 усл. ед.(мальчики контрольной группы), 1,15±0,14 усл. ед. (девочки основной группы, р<0,05 по сравнению с подгруппой с низким уровнем внимания). Независимо от результатов теста доля высокочастотных колебаний в состоянии покоя была более 30% только у девочек.
Проведение пробы с умственной нагрузкой к существенному повышению ЧСС у девочек основной группы с уровнем внимания ниже среднего (до 103,36±2,45 уд/мин), что было обусловлено выраженной симпатикотонической реакцией: у лиц этой подгруппы наиболее высокая мощность низкочастотных колебаний (33,59±3,63 усл. ед.). Повышение тонуса симпатического отдела автономной нервной системы имело место во всех подгруппах (судя по величинам абсолютной и относительной мощности НЧ-колебаний), но максимальный рост мощности низкочастотных колебаний выявлен у учащихся с уровнем внимания ниже среднего. У этих же учащихся определена наиболее высокая относительная мощность (доля) колебаний в этом диапазоне спектра. Так, у девочек и мальчиков контрольной группы с уровнем внимания ниже среднего доля НЧ-колебаний составила соответственно 49,83±3,02% и 40,91±2,93%.
Динамика изменений относительной мощности спектра ВЧ-колебаний также различна у детей-шахматистов и лиц контрольной группы в зависимости от уровня внимания и пола обследуемых: имела место тенденция к увеличению их доли у детей с уровнем внимания выше среднего (кроме девочек группы контроля) и противоположная у детей с уровнем внимания ниже среднего (кроме мальчиков основной группы). Максимальное снижение доли ВЧ-колебаний (более чем в 2 раза) произошло у девочек контрольной группы с низким уровнем внимания.
Таким образом, более высокий уровень внимания выявлен у детей с преобладанием в регуляции ритма сердца активности симпатического отдела автономной нервной системы. При умственной нагрузке у лиц с уровнем внимания выше среднего повышалась значимость надсегментарного уровня регуляции (максимально у лиц основной группы), в группе учащихся с уровнем внимания ниже среднего - сегментарных структур (симпатический отдел), наиболее выраженно - в группе контроля.
Библиографическая ссылка
Быков Е.В., Чипышев А.В., Мекешкин Е.А., Казакова О.В. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛЯЦИИ РИТМА СЕРДЦА У ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ВНИМАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. 2009. № 6-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1341 (дата обращения: 10.05.2025).