Под системой управления комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования понимается система, в которой реализуются функции управления и которая включает: органы управления; комплекс методов управления; связи между органами управления, объектом управления - социально-экономическим комплексом и внешней средой, которые определяются различными способами взаимодействия и потоками управленческой информации; а также жителей муниципального образования. Но, каким бы непрерывным не казался процесс развития и управления развитием, общей принципиальной особенностью процесса управления развитием муниципальных образований является его цикличность. Главными факторами цикличности процесса управления являются: бюджетный процесс; период полномочий органов местного самоуправления; крупные инвестиционные проекты; местные традиционные особенности (культурно-исторические, религиозные и другие)[6].
На наш взгляд, наиболее полная трактовка понятия «социально-экономическое развитие муниципального образования» может быть следующая. СЭР- это управляемый процесс изменений в различных сферах жизни муниципального образования, имеющий своей целью достижения определенного уровня развития социальной, экономической и других сфер с наименьшим ущербом для природных ресурсов и наибольшим уровнем удовлетворения потребностей населения и интересов государства на территории муниципального образования[9].
Муниципальное образование как сложная социально-экономическая система должно одновременно обладать и устойчивостью к неблагоприятным внешним воздействиям, и нацеленностью на благоприятные изменения. Управление состоянием муниципального образования позволяет поддерживать на достигнутом уровне все системы его жизнеобеспечения, объемы и качество муниципальных услуг. Управление развитием нацелено на повышение этого уровня, исходя из генеральной цели муниципальной деятельности: повышения качества жизни населения. Управление состоянием и управление развитием - две взаимосвязанные стороны муниципального управления. [4]
Исходной базой для планирования комплексного социально-экономического развития муниципального образования является анализ существующей социально-экономической ситуации, включая внутреннюю и внешнюю среду. Анализ внутренней среды позволяет делать выводы об имеющихся ресурсах, возможностях, направлениях и перспективах социально-экономического развития муниципального образования. Анализ внешних условий развития, включая общую социально-экономическую ситуацию в государстве, состояние нормативно-правовой базы, систему и подходы к управлению социально-экономическим развитием в стране и конкретном регионе, позволяет диагностировать и учитывать те проблемы, которые могут возникнуть при разработке и реализации планов и программ развития муниципального образования.
Градообразующая и социальная сфера в совокупности образуют экономический базис наукограда. Он определяется соотношением градообразующих и градообслуживающих предприятий, динамикой положенных в их основу экономических показателей, емкостью территориального рынка и его структурой. Структура общественного разделения труда, распределение его между градообразующей, градообслуживающей и социальной сферами служит для органов местного самоуправления основанием для формирования и проведения экономической и социальной политики. Основные свойства наукограда как социально-экономической системы следующие: целостность; коммуникативность; устойчивость (с этим признаком связано также такое свойство, как адаптивность - мобильность, способность приспосабливаться к изменяющимся условиям функционирования); самоорганизация, проявляющаяся в формах прямого волеизъявления населения, а также в деятельности органов местного самоуправления; слабая структурированность. Последнее означает, что состав подсистем и элементов муниципального образования, а также взаимосвязи между ними, характеризуются известной долей неопределенности. Поведение такой системы не может быть описано с помощью строгих математических формул, однако современные методы системного анализа и имитационного моделирования позволяют осуществлять вероятностное прогнозирование [7].
Наиболее популярным и распространенным методом оценки уровня развития является метод комплексной оценки социально-экономического развития. На этой оценке базируется методика, предложенная государством, которая утверждена Постановлением Правительства РФ от 11.10.2001 №717 « О Федеральной целевой программе «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 гг. и до 2015 г.)». Комплексная оценка социально-экономического развития образования имеет свои недостатки, например, субъективизм отбора показателей, но, по-нашему мнению, данная методика является наиболее полной и разносторонней в оценке всех сфер регионального развития.
Основой государственной политики Российской Федерации на ближайшую и долгосрочную перспективу является перевод экономики на инновационный путь развития. Национальная инновационная система должна интегрировать усилия органов управления всех уровней, организаций научно-технической сферы и бизнеса в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий для реализации стратегических национальных приоритетов. И в этой системе важно определить роль и место муниципальных образований с высоким научно-техническим потенциалом, имеющих статус наукограда Российской Федерации, для которых характерно интенсивное научно-техническое и инновационное развитие.
Наукоградам свойственна интеграция трех основных составляющих инновационного пронесся: науки, образования и наукоемкой промышленности. Сейчас в РФ насчитывается 13 городов, имеющих официальный статус наукограда РФ, два из которых расположены в Новосибирской области (Бийск и Кольцово), а остальные в Московской: Обнинск, Дубна, Жуковский, Королёв, Протвино, Пущино, Реутов, Фрязино, Черноголовка, Мичуринск, Троицк. Содействуя развитию науки, эти крупные инновационные центры способны стать факторами экономического роста страны в целом.
Особенности управления муниципальным образованием как социально-экономической системой проанализированы на основе наиболее развитого вида муниципальных образований - муниципальных образований со статусом городского округа (городов). Это позволяет наиболее полно раскрыть системные особенности муниципальных образований и продемонстрировать материальные связи между их подсистемами и элементами, которые либо отсутствуют, либо слабо выражены у муниципальных образований других видов (муниципальных районов, городских и сельских поселений).
В федеральном законе "О статусе наукограда Российской Федерации" N 70-ФЗ, принятом 7 апреля 1999 г. рассматриваются основные положения и критерии по присвоению и прекращению статуса наукограда Российской Федерации. Также законодательно закрепляются основные понятия, такие как «наукоград», «научно-производственный комплекс наукограда», «инфраструктура наукограда». Согласно этому закону, наукоград Российской Федерации - муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом. Муниципальное образование, претендующее на присвоение статуса наукограда, должно иметь научно-производственный комплекс, расположенный на территории данного муниципального образования.
Научно-производственный комплекс муниципального образования должен быть градообразующим и отвечать следующим критериям:
1) численность работающих в организациях научно-производственного комплекса составляет не менее 15% численности работающих на территории данного муниципального образования;
2) объем научно-технической продукции (соответствующей приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации) в стоимостном выражении составляет не менее 50% общего объема продукции всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории данного муниципального образования, или стоимость основных фондов комплекса, фактически используемых при производстве научно-технической продукции, составляет не менее 50% стоимости фактически используемых основных фондов всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования, за исключением жилищно-коммунальной и социальной сферы.
Наукоград Жуковский выделяется в ряду других муниципальных образований своим мощным научным и инновационным потенциалом, высокой концентрацией квалифицированных ресурсов, необходимостью создать и поддерживать особую атмосферу, способствующую решению самых сложных научно-технических проблем. НПК Жуковского является градообразующим и включает организации, осуществляющие деятельность в соответствии с приоритетными направлениями и, в целом, отвечает критериям присвоения муниципальному образованию статуса наукограда. НПК города Жуковского состоит из 8 организаций, включая всемирно известные ФГУП «Центральный аэрогидродинамический институт им. профессора Н.Е.Жуковского и ОАО «Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова». В высших профессиональных образовательных учреждениях города обучается около 2500 человек. Таким образом, научный потенциал НПК, развитая система подготовки высококвалифицированных кадров, имеющиеся ресурсы для формирования современных производств, ориентированных на выпуск наукоемкой высокотехнологичной продукции, позволяют полностью реализовать цели и задачи развития городского округа Жуковский как наукограда Российской Федерации.
Градообразующие предприятия активно вовлечены в выполнение федерально-целевых программ, направленных на развитие авиационно-космической отрасли в России. Крупнейшие предприятия города будут задействованы в таких программах, как "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008-2015 гг.", "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2015 года и на период до 2020 года", "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года". Наибольшее финансирование на протяжении 5 лет будет получать ФГУП ЦАГИ в общей сумме 5010,6 млн.рублей. (ОАО ЛИИ в размере 1950 млн.рублей, ФГУП НИИАО 620 млн.рублей).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2012 №1195 сохраняется статус наукограда Российской Федерации за городским округом Жуковский Московской области сроком на 5 лет. Так же утверждены направления научной, научно-технической и инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний и подготовки кадров, являющиеся приоритетными для Жуковского и соответствующие приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации: информационно-телекоммуникационные системы; транспортные и космические системы; перспективные виды вооружения, военной и специальной техники; энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика.
Особенность управления наукоградом, с социально-экономической точки зрения, заключается в следующем. Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации закрепляет за данным муниципальным образованием право на государственную поддержку. Однако, на практике эта поддержка в основном направлена на поддержку социальной сферы наукоградов. Ведущий инспектор Счетной палаты РФ, озвучила несколько цифр о том, как живут и на что тратят деньги наукограды. Исследование показало, что самая большая доля расходов бюджетов приходится на образование - 30-40%, на ЖКХ - 20-30% и на здравоохранение и спорт - около 20%. Для сохранения и эффективного использования интеллектуального потенциала наукоградов необходимо определить их место в национальной инновационной системе [5].
Далее в таблице 1 представлено распределение межбюджетных трансфертов по наукоградам Московской области, выделяемых в связи с присвоением статуса на развитие и поддержку социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры.
Таблица 1
Распределение межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ на 2012-2015 года на развитие и поддержку социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов Российской Федерации
Наименование субъекта РФ и наукограда РФ |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
|
Сумма |
Сумма |
Сумма |
Сумма |
(тыс. рублей) |
(тыс. рублей) |
(тыс. рублей) |
(тыс. рублей) |
|
Московская обл. |
338 947,50 |
262 388,40 |
229 664,20 |
229 664,20 |
в том числе: |
|
|
|
|
г. Дубна |
38 650,90 |
39 160,80 |
39 160,80 |
39 160,80 |
г. Жуковский |
56 199,70 |
|
|
|
г. Королев |
100 262,90 |
100 390,20 |
100 390,20 |
100 390,20 |
г. Протвино |
20 391,50 |
20 283,60 |
|
|
г. Пущино |
11 043,10 |
11 304,70 |
11 304,70 |
11 304,70 |
г. Реутов |
47 780,70 |
48 302,00 |
48 302,0 |
48 302,00 |
г. Фрязино |
30 396,00 |
30 506,50 |
30 506,50 |
30 506,50 |
г. Черноголовка |
12 300,50 |
12 440,60 |
|
|
Наукоград - это, прежде всего, муниципальное образование со всеми присущими ему характеристиками, проблемами и задачами, а не только совокупность градообразующих предприятий инновационной деятельности. Поэтому, нельзя забывать, что, помимо инновационной, научной и производственной составляющих, существует целый блок социальных вопросов, которые стоят перед органами местного самоуправления. Поэтому программа наукоградов должна быть сбалансирована. В равной степени необходимо уделять внимание всем вопросам комплексного социально- экономического развития [4].
В таблице 2 представлено финансирование наукограда Жуковский из бюджета Московской области, начиная с 2007 года, из федерального бюджета - с 2008 года. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2007 № 917 «Об утверждении Правил предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для осуществления мероприятий по развитию и поддержке социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов Российской Федерации» «размер межбюджетных трансфертов, предоставляемых отдельному наукограду Российской Федерации, определяется, исходя из численности его постоянного населения». Кроме того, средства выделяются наукоградам только на «осуществление мероприятий по развитию и поддержке социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры города» и могут быть вложены только в муниципальную собственность.
Таблица 2
Объемы средств, полученных городом Жуковский из бюджетов всех уровней
Год |
Всего, тыс. руб |
В том числе по источникам финансирования, тыс. руб. |
||
федеральный бюджет |
областной бюджет |
местный бюджет |
||
2007 |
176 863,00 |
|
91 613,00 |
85 250,00 |
2008 |
357 749,60 |
149 242,60 |
58 869,00 |
149 638,00 |
2009 |
165 651,80 |
137 685,40 |
|
27 966,40 |
2010 |
93 791,70 |
55 521,70 |
|
38 270,00 |
2011 |
131 876,03 |
59 096,90 |
|
72 779,13 |
2012 |
183 478,75 |
56 199,70 |
|
127 279,05 |
2013 |
447 491,97 |
57 443,10 |
|
390 048,87 |
Всего |
1 556 902,85 |
515 189,40 |
150 482,00 |
891 231,45 |
Необходимо заметить, что с 2009 года финансирование наукоградов из бюджета Московской области было приостановлено. А с 2010 года федеральный бюджет, выделяемый наукоградам, был значительно секвестирован.
Подводя итог выше сказанному, отметим, что наукограды как центры инновационной деятельности со сложившейся инфраструктурой, типом хозяйствования и хозяйствующими субъектами, населением с определенными навыками и стилем поведения больше, чем другие города, имеют основание для формирования нового типа производственного комплекса наука-образование-производство-высокие технологии.
Современная инновационная политика реализуется по следующей схеме: фундаментальная наука - технологический прорыв - развитие отрасли - формирование новых рынков. При этом по мере становления конкретной отрасли формируется и обеспечивающая ее инфраструктура. Управление инновационным развитием является неотъемлемой частью проводимой современным государством политики. Этот важнейший инструмент направлен на обеспечение устойчивого социально-экономического развития, повышение качества жизни населения на основе создания условий для повышения конкурентоспособности экономики. Важным остается, что не только учет всех факторов развития, но и высокое качество выполнения основных функций управляющей системы дают возможность муниципальному образованию с особым статусом осуществлять устойчивое социально-экономическое развитие.
Рецензенты:
Левин Ю.А., д.э.н., профессор кафедры «Управление и интегрированные маркетинговые коммуникации» ФГБОУ ВПО "Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства", г. Москва.
Шленов Ю.В., д.э.н., заведующий кафедрой «Управление и интегрированные маркетинговые коммуникации» ФГБОУ ВПО "Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства", г. Москва.
Библиографическая ссылка
Тузкова Д.К. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НАУКОГРАДА ЖУКОВСКИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13404 (дата обращения: 12.12.2024).