Введение. Актуальность исследуемой темы состоит в том, что реформирование высшей педагогической школы в Украине требует новых взглядов и путей решения подготовки будущих учителей, в том числе физической культуры. Одним из условий решения этой задачи является использование опыта и практики 70-80 гг. ХХ века.
Анализируемый период характеризовался увеличением внимания к подготовке будущих учителей физической культуры, расширением форм и методов, которые использовались в учебно-воспитательном процессе. Исследование показало, что этот период был ведущим и наиболее интересным в подготовки студентов.
Цель исследования - осуществить ретроспективный, конструктивно-критический анализ подготовки будущих учителей физической культуры в высших педагогических учебных заведениях Украины в 70-80 гг. ХХ века с целью использования накопленного опыта в современнных условиях.
Материалы и методы исследования. В статье использованы методы: сравнительно-исторический, функционально-структурный анализ литературных и архивных материалов, методы обобщения, которые обеспечили возможность целостно и объективно проанализировать изучаемый период.
Результаты и их обсужднение. В начале 70-х гг. ХХ века правительство Украинской ССР приняло постановление "О системе повышения квалификации физкультурных кадров", "О мерах по усилению воспитательной работы среди физкультурников и спортсменов" [6, с.18], и "Положение о физическом воспитании учащихся общеобразовательных школ" [ 6 , с.197]. Эти постановления дали толчок для дальнейшего развития подготовки будущих учителей физической культуры, определяли пути дальнейшего развития содержания, форм и методов подготовки учительских кадров по физической культуре.
Согласно постановлению правительства СССР "О формах и сроках обучения в высших учебных заведениях и о производственной практике студентов" в 1971 были введены новые учебные планы и программы [6] подготовки будущих учителей физической культуры.
Проанализируем, как пример, программу по туризму для факультетов физического воспитания. В пояснительной записке было указано: "Курс туризма предусматривает изучение студентами теории и методики проведения туристской работы , овладения техническими навыками , элементами туризма , приобретение необходимых знаний , умений и навыков для самостоятельной педагогической и организационной работы по туризму в школах и внешкольных учреждениях" [ 7 , с.3 ] .
Согласно учебному плану предусматривалось такое распределение часов между различными формами учебных занятий по туризму: лекции - 22, семинары - 8, практические занятия - 90. Всего: 120 часов.. Студенты должны были овладевать материалом через самостоятельную работу над литературой и выполнение задач преподавателя, связанные с подготовкой и проведением путешествий (разработка маршрута, оформление документации из путешествия, расчет продуктов питания, подготовка необходимого снаряжения и т.д.). Основное внимание при преподавании курса преподаватель должен обратить на разделы, посвященные особенностям и методике проведения туристских путешествий со школьниками. Во время походов преподаватель ежедневно должен был анализировать работу руководителя командиров отделений и всех участников в присутствии всей группы студентов; обращать внимание на вопросы, связанные с руководством путешествиями школьников; студенты обязаны вести дневники путешествия [7, с.5].
Результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что для 70-80 гг. ХХ века учебные программы утверждались только в 1970, 1971, 1973, 1975, 1977 годах. Однако изменение учебных планов не полностью решали проблему повышения качества подготовки будущих учителей физической культуры, поскольку в них не были учтены пожелания республиканских Министерств образования, в том числе и Украины.
Учебные программы и планы внедрялись в 70-х годах ХХ века в учебный процесс педагогических институтов повелительным методом. Кроме того, довольно часто изменения в учебный план вносились противоречивые и несущественные. Например, общее количество часов из методических дисциплин то увеличивалась, то снова уменьшалась лабораторные и семинарские занятия, то вводились, то снимались. Это означает, что учебные планы требовали кардинальных дорабатываения после их экспериментальной проверки. С другой стороны, введение в учебно-воспитательный процесс новых учебных планов и программ можно считать поиском оптимальных путей совершенствования профессионально-методической подготовки будущих учителей физической культуры. Сравнительный анализ учебных планов специальности «Физическое воспитание» [8 , 9 , 10] утвержденных в 1964 г, 1971 и в 1977 г. позволяет утверждать, что структура методической подготовки (когнитивный компонент), была почти однообразной.
Результаты анализа убеждают, что изменения в когнитивном компоненте методической подготовки будущих учителей физической культуры касаются трех учебных дисциплин и изменения количества часов в других. Кроме того, существенно изменился объем курсов и семинаров по выбору, одновременно с расширением их тематики. Были введены новые спецкурсы и семинары: "Методика исследования в области физической культуре и спорта", "Современные проблемы психологии и педагогики", "Методика проведения практических (лабораторных) занятий по психологии физическому воспитанию и спорту", "Проблемы теории физического воспитания и спорта" и уменьшено количество часов, которые на них отводились. Считаем негативным тот факт, что в соответствии с учебным планом 1971 года был уменьшен объем часов, которые отводились на педагогическую и производственную практики. Проведения педагогической практики в шестом и седьмом семестрах сокращено было с 26 недель до 22.
Убеждены, что уменьшение количества часов и сокращение срока прохождения педагогической практики не имели под собой никаких оснований и считаем данные сдвиги неоправданными, поскольку они негативно влияли на студентов.
Анализ результатов прохождения студентами педагогической практики тех лет свидетельствует о наличии серьезных недостатков, среди которых: отсутствие умения правильно выбирать необходимые методы проведения уроков; использование передового опыта опытных учителей; поручения руководства педагогической практикой преподавателям, которые не имели опыта и не знали особенностей работы учителя в школе.
Научные исследования ведущих ученых исследуемого периода и архивные документы свидетельствуют, что профессорско-преподавательскому составу факультетов физического воспитания первоочередное внимание следовало обратить на повышение уровня преподавания каждой дисциплины, создание выпускающих кафедр, усиление кадрового потенциала, внедрение в учебно-воспитательный процесс институтов самостоятельной работы студентов и привлечения их к самообразованию [ 1 , с.83-90 2 , с.7-9 , 3 , с.59-61, 4 , с.6-11].
В учебном плане 1977 были внесены изменения в структуру педагогической практики: введена практика - летний и зимний учебно-лагерный сбор; в перечне государственных экзаменов увеличивается их количество до 4-х за счет распределения экзамена по теории и методики физического воспитания и педагогики на два отдельных, на что отмечалось в отчетах председателей ГЭК предыдущих лет.
Среди факультативных дисциплин вводятся: профессиональная ориентация, профессиональная этика, зимний туристический поход.
70-80 гг. ХХ в. характеризуются исследователями как период застоя. Именно в это время происходит обострение кризиса советской системы образования.
Одновременно необходимо отметить, что эти годы для учебных заведенийбыли очень сложными. С одной стороны, заидеологизированность учебного процесса, гипертрофия отечественных достижений и отрыв от мирового педагогического опыта, с другой - период напряженной и интенсивной работы педагогических институтов над совершенствованием форм и методов организации учебно-воспитательной работы.
Анализ деятельности высших педагогических учебных заведений убеждает в том, что это был период внедрения новых методических пособий и учебников для учителей и учащихся, поиска путей оптимального сочетания методов с оптимизацией учебного процесса, дальнейшего развития категориального аппарата методической науки. Все это способствовало повышению уровня методической компетентности педагогических работников.
Так, например, на кафедре педагогики Харьковского педагогического института под руководством профессора В.И. Зильберштейна всесторонне исследовался принцип наглядности в обучении и последствия его применения в школе. При Одесском педагогическом институте была создана лаборатория методов обучения (руководитель - доцент В.О. Котов-Хроменко), в которой разрабатывались проблемы программированного обучения [ 9 , с . 18 ; 528 , с . 7 ].
Кроме того, соответствующими приказами по МО СССР была утверждена комиссию по экспериментальной проверкой исследований по дидактике и методик преподавания, в состав которой входили ученые и представители различных вузов - Ю.О. Билий, Я.И. Бурлака, В.О. Онищук, В.Ф. Паламарчук, В.И. Помагайба, Н.М. Розенберг, С.М. Соколовський [10, с.146-147] и создан при МО СССР Научно-методический совет, председателем которой назначен доктор педагогических наук, профессор Н.М. Грищенко.
Результаты такой кропотливой организации не пришлось долго ждать. В работе различных высших педагогических учебных заведений УССР появляются новые экспериментальные программы, интересные педагогические идеи и методические наработки. Так, в Глуховском государственном педагогическом институте широко использовались магнитные записи лекций и практических занятий по методическим дисциплинам, что положительно влияло на создание условий для самоподготовки студентов к занятиям, а значит, способствовало росту качества методической подготовки. В Луганском педагогичному институте был создан факультет будущего учителя (ФБУ), который получил распространение во многих вузах Украины.
Кроме того, главное место на страницах периодических изданий 70- х-80- х годов ХХ века занимают проблемы внедрения в учебный процесс педагогических институтов методов проблемного обучения, применения технических средств обучения, развертывания научно-исследовательской и самостоятельной работы студентов.
Учет результатов педагогических достижений анализируемого периода, внедрение в учебно-воспитательный процесс факультетов физического воспитания активных и проблемных методов обучения, можно считать положительной тенденцией, получившей удельный вес на последующих этапах развития методической подготовки будущих учителей физической культуры.
Принятие Постановления ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему улучшению организации отдыха школьников и пионеров» (1974 г.) способствовало обновлению программы прохождения студентами педагогической практики в летних оздоровительных лагерях, поскольку главной целью было «улучшение организации оздоровительной работы и отдыха школьников, более активного использования летних каникул с целью трудового, идейно-политическоговоспитания, развертывание разносторонней физкультурно-спортивной, экскурсионно-туристической и оздоровительной работы среди детей и подростков» [537, с.3-4].
Таким образом, перед коллективами педагогических учебных заведений была поставлена задача создания системы методического обеспечения факультетов физического воспитания, которая включала бы программы, учебные пособия, дидактический материал для проведения различных видов учебных занятий.
Считаем это сдвиги особенно актуальным, поскольку в условиях централизованной высшего образования методическая подготовка была направлена в основном на объяснение смысла самого курса, фактически игнорируя его роль и значение в плане формирования педагогической и методической компетентности будущих учителей.
Ретроспективный логико-структурный анализ содержания и структуры методической подготовки будущих учителей физической культуры в 70-80-х гг. ХХ века доказал, что к положительным тенденциям ее развития следует отнести:
- расширение сети педагогических вузов, которые осуществляли подготовку будущих учителей физической культуры;
- создание в вузе специальных выпускающих кафедр и наработки учебных программ;
- тесная связь коллективов педагогических вузов со школами, органами образования, открытие « базовых » школ;
- введение в учебные планы подготовки будущих учителей физической культуры новых форм учебных занятий по методическим дисциплинам, обновления программ педагогической практики, внедрения новых ее видов.
Негативными тенденциями, которые были присущи методической подготовке в педагогических вузах Украины в исследуемом периоде, были:
- Командно-административный стиль руководства в обществе, в том числе и в вузе;
- идейно-политическое давление на работников образования и политизированность учебно-воспитательного процесса педагогических институтов;
- недооценка национальной культуры и традиций;
- недостаточность материально-технической базы, ограниченность обеспечения научно-методической и специальной литературой на вновь созданных факультетах физического воспитания.
Устранить названные недостатки можно было только при условии совершенствования содержания, форм и методов методической подготовки будущих учителей физической культуры.
Выводы. В 70-80-е гг. ХХ века подготовка будущих учителей физической культуры усовершенствовалась, развивалась и была связана с новыми законодательными актами и постановлениями правительства УССР в сфере образования, физического воспитания и спорта. Совершенствованию этой работы способствовали: конкретизация содержания учебно-воспитательного процесса на факультетах физического воспитания педагогических институтов; расширение знаний, умений и навыков студентов по новым видам, формам учебно-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы; активизация внимания ученых к проблеме разработки положений и методических рекомендаций по подготовке будущих учителей физической культуры.
Рецензенты:
Носко Н.А., д.п.н., профессор кафедры спорта и спортивных игр, ректор Черниговский национальный педагогический университет имени Т.Г.Шевченко, г. Чернигов.
Грищенко С.В., д.п.н., профессор кафедры социальной педагогики, Черниговский национальный педагогический университет имени Т.Г.Шевченко, г. Чернигов.
Библиографическая ссылка
Проников А.К. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УКРАИНЕ В 70-80 ГГ ХХ ВЕКА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13381 (дата обращения: 12.10.2024).