Глобализация образовательных процессов, происходящих в мире, затронула и высшее образование. Происходящий в Европе Болонский процесс направлен на повышение международного престижа и конкурентоспособности европейской системы высшего образования на основе создания единого образовательного пространства. После присоединения России к Болонской Декларации 19 сентября 2003 г. перед ней как полноправным участником этого процесса встали задачи по интеграции «во всемирное образование при поддержке национальных духовных и культурных ценностей» [1,c.90], что потребовало модернизации отечественной высшей школы.
Присоединение к Болонскому процессу делает необходимым разработку общепризнанных вариантов систем высшего образования, приемлемых для России. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» инициировал переход российского высшего образования на двухступенчатую основу, разделив его на бакалавриат и магистратуру, или подготовку специалистов. Это деление должно приблизить систему высшего образования в России к общеевропейской путем создания единого общеевропейского квалификационного стандарта, позволяющего сравнивать степени образования. Это способствует мобильности студентов и преподавателей, что является одним из главных условий Болонского процесса.
Многоуровневая система высшего образования представляет собой совокупность преемственных образовательно-профессиональных программ с резко усиленным образовательным компонентом на I уровне и различных программ профессиональной подготовки на основе базового высшего образования.
В связи с этим возникает необходимость четкого разграничения требований к подготовке бакалавра и магистра экономического направления. Программа магистратуры по экономической специализации ориентируется на подготовку высококвалифицированных руководителей и специалистов в области финансового анализа, финансового и налогового планирования, финансового менеджмента для работы в банках, финансовых институтах и финансовых корпорациях. Программа предполагает углубленное изучение на продвинутом уровне спецдисциплин. Магистратура также - для тех, кто намерен продолжить исследовательскую или иную творческую деятельность. Магистерская программа развивает опыт ведущих стран в этой области на качественно новом уровне, сочетая лучшие традиции российского и западного образования.
Выпускники бакалавриата также должны обладать современными знаниями в области экономики. Повышение качества подготовки бакалавров в России будет обеспечивать растущий спрос на магистерские программы для экономистов, которые, обладая фундаментальными знаниями основных принципов экономических наук, хотели бы расширить и углубить свои знания, выйти на качественно новый уровень понимания и анализа экономических явлений, и получить специальные навыки, востребованные на рынке труда.
Согласно энциклопедиям, бакала́вр - это академическая степень или квалификация, приобретаемая студентом после освоения базовой программы обучения. Проблема определения сущности бакалавриата - это ключевая проблема Болонского процесса, убеждены многие эксперты. В силу того, что основную массу на рынке труда должны составить бакалавры (от 70 до 80% всех выпускников), проблема представляет особую важность. Если учесть, что в магистратуру должны идти люди, 1) уже имеющие некоторый практический опыт после получения диплома бакалавра, или 2) желающие в дальнейшем заняться научной работой, тогда ключевым понятием при характеристике бакалавриата становится «при-годность к трудоустройству». Если вузы будут готовить прикладных экономистов-бакалавров, этого будет достаточно для трудовой деятельности. Однако это упирается в проблему получения специальных знаний. В Европе в одном случае бакалавр - тот же специалист, подготовленный в более короткие сроки; в другом (и это нынешняя европейская и американская модель) - бакалавриат не предусматривает специализированной подготовки. В Европе все более прочные позиции занимает вторая модель. Специализация исключена из бакалавриата, и начинается только с уровня магистратуры.
Продолжительность обучения на первом уровне (бакалавриат) составляет 4 года, вместо ныне действующей 5-летней подготовки дипломированного специалиста. Это означает, что уровень подготовки бакалавра ниже по сравнению с дипломированным специалистом. Поэтому квалификацию бакалавра следует определить, как специалиста с высоким уровнем базовой подготовки, с общим высшим образованием, являющимся базой для направлений подготовки, объединяющих несколько специальностей. Уровню же дипломированного специалиста должен соответствовать выпускник профильной магистратуры соответствующей специализации со сроком обучения 2 года.
Но для того, чтобы первый (базовый) уровень высшего образования, готовящего бакалавров, был востребован личностью, обществом и государством, необходимо, чтобы бакалавриат выполнял следующие функции:
1) гарантировал получение такой базовой подготовки выпускника, которая обеспечивает ему возможность осуществления определенных видов профессиональной деятельности;
2) позволял выпускнику овладевать профессионально-личностными компетенциями, которые способствуют скорой профессиональной и социальной адаптации бакалавра в обществе и на профессиональной стезе;
3) обеспечивал заинтересованность работодателей в участии в процессе подготовки специалистов и в приеме их на работу на основе полной информированности об их квалификационных возможностях;
4) представлял интерес для вузов с тем, чтобы они готовили выпускников требуемого профиля и качества.
5) обеспечивал необходимую подготовку бакалавра для дальнейшего освоения спецдисциплин и образовательных программ магистерского уровня;
Таким образом, программа подготовки специалиста в многоуровневой системе должна включать последовательное обучение в бакалавриате и магистратуре. Тогда, можно надеяться, что система высшего образования вернется к тому, для чего она предназначена: во-первых, готовить высококвалифицированные профессиональные кадры, и, во-вторых, готовить научные кадры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Джуринский, А.Н. Интернационализация высшего образования в современном мире /А.Н.Джуринский // Педагогика.- 2004. - №3. - С.83-92.
Библиографическая ссылка
Частухина В.А. БАКАЛАВРИАТ – СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. 2009. № 6-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1338 (дата обращения: 26.04.2025).