Изучение феномена сиротства показывает, что современные требования к решению этой проблемы обусловливают необходимость усиления ее социально-педагогического обеспечения. Сегодня констатируется противоречие между необходимостью в оказании квалифицированной помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и недостаточной готовностью работников системы государственной поддержки детства к данному виду деятельности. В связи с этим большую актуальность приобретает проблема подготовки социальных педагогов к организации этой работы в условиях системы высшего образования. Принципиальным является учет интегративно-комплексного характера теории и практики социальной педагогики, на основании которого процесс подготовки студентов предстает как система дополняющих друг друга форм и видов осуществления.
На факультете социальной педагогики Таганрогского государственного педагогического института эта работа осуществляется в четырех взаимосвязанных сферах деятельности: изучение дисциплин психолого-педагогического цикла; организация научно-исследовательской работы студентов; педагогическая практика и добровольная волонтерская деятельность. Она проводится в течение всех лет обучения и предполагает освещение на трех взаимосвязанных уровнях: метатеоретическом, общенаучном и частнонаучном и реализуются в четырех взаимосвязанных этапах, характеристика которых дается в таблице 1.
Специалист по социальной работе с детьми-сиротами, должен иметь четкие представления о системе социальной защиты детей-сирот в нашей стране; ориентироваться в социальной политике государства; иметь четкие представления о формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей; о типах, функциях, основных назначениях учреждений для детей-сирот; тенденциях развития служб социальной помощи отдельным категориям детей, нуждающихся в особой защите. Поэтому при изучении дисциплин психолого-педагогического цикла раскрываются все необходимые теоретические вопросы.
Важнейшим средством профессиональной подготовки студента является его практическая составляющая, поскольку здесь синтезируются учебно-практическая и добровольческая деятельность. Она организуется в виде педагогической практики и волонтерской благотворительности. Педагогическая практика включает в себя: ознакомительную и активную в детских домах, приютах и интернатах, где студент выступает в качестве вожатого, помощника воспитателя, помощника социального педагога и выполняет необходимые задания и поручения.
Добровольная волонтерская деятельность, дает возможность получения практических знаний и умений, которые сложно выработать в процессе теоретического обучения. Она создает возможности общения со специалистами, расширения общего и профессионального кругозора; расширения сферы научно-исследовательской и творческой деятельности; проверки правильности выбора профессии, формирования профессионально значимых личностных качеств.
Работа строится на основе дифференцированного подхода и учитывает: добровольность и право выбора студента в определении места, задач, форм и методов их решения; взаимосвязь теоретической и практической подготовки; систематичность и последовательность работы; учет специфики учреждения и его целей; согласованность с администрацией в выборе содержания, форм и методов работы.
Таблица 1. Основные этапы подготовки студентов к работе с детьми-сиротами
№ |
Наименование этапа |
курсы |
Содержание и основные формы деятельности студентов |
1. |
Вводный этап |
1 курс |
знакомство студентов с историей и традициями призрения детей-сирот в России, посильное участие в проведении традиционных социальных акций и инициатив. |
2. |
Подготовительный этап |
1-2 курсы |
знакомство с историей и традициями работы с сиротами городе и регионе, участие в проведении традиционных социальных акций и инициатив, поиск и определение сферы личной деятельности по оказанию помощи детям-сиротам; участие в работе волонтерских групп. |
4. |
Основной этап |
3-4 курсы |
изучение передового опыта социально-педагогической деятельности с сиротами в городе, регионе и стране, участие в планировании, подготовке и организации социальных акций и инициатив в детских домах города; разработка социальных планов и проектов, участие в организации социологических исследований по проблемам сиротства, участие в проведении дискуссий, проблемных круглых столов, конференций по проблемам социального сиротства. |
5. |
Завершающий этап |
4 - 5 курсы |
разработка социальных планов и проектов по проблемам сиротства, организация инициативных благотворительных волонтерских групп, помощь в оказании социально-психологических услуг сиротам, организация социологических исследований по проблемам социального сиротства, организация индивидуальной научно-исследовательской работы по сиротству, участие в проведении дискуссий, проблемных круглых столов, конференций по проблемам сиротства, подведение итогов и оформление результатов социально-педагогической деятельности с сиротами в виде публикаций, выступлений на конференциях, курсовых и выпускных квалификационных работ. |
Большое значение имеет организация научно-исследовательской деятельности студентов по проблемам социального сиротства, которая пронизывает весь процесс обучения и реализуется в выполнении творческих заданий, рефератов, курсовых и выпускных квалификациионых работ.
Основными условиями ее эффективности являются: соотнесение тематики исследований с проблемами социального сиротства; постепенное усложнение задач; поэтапное увеличение степени самостоятельности студентов; вариативность заданий; их выполнение в процессе практической работы и использование результатов в учебном процессе; возможность выбора заданий с учетом уровня готовности и индивидуальных особенностей студента; коллективное обсуждение, анализ и оценка результатов выполнения.
Результатом работы по подготовке к социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами являются сформированные компетенции студента-выпускника, которые включают в себя когнитивную, операционально-техноло-гическую, мотивационную, этическую, социальную и поведенческую составляющие.
Печатается при финансовой поддержке РГНФ по проекту № 09-06-00691а
Библиографическая ссылка
Терновая И.П. ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ // Современные проблемы науки и образования. 2009. № 6-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1337 (дата обращения: 10.05.2025).