Наиболее спорным вопросом, на наш взгляд, является устойчивое развитие агропромышленного комплекса страны, отдельных регионов и территорий.
Результаты исследования и их обсуждение. Академик И.Г.Ушачев в своем докладе «Научное обеспечение Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.» отметил, что «сельское хозяйство страны, в целом, работало на уровне простого воспроизводства, и, лишь отдельные его отрасли, где имелась значительная государственная поддержка, демонстрировали ускоренное развитие на основе инновационных технологий». Валовая продукция сельского хозяйства за 2008 - 2012 гг. возросла на 16,8 % к уровню 2007 г., с другой стороны - это на 4,9 п.п. меньше, чем предусматривалось Государственной программой. Валовой сбор зерновых культур в среднем по стране за минувшее пятилетие возрос к предыдущему пятилетию на 12,8 %, сахарной свеклы на 37,1 %, семян подсолнечника на 28,8 % (таблица 1). Реализация скота и птицы в 2012 г. к 2007 г. возросла на 33 %, производство яиц - на 9,9 %, молока - снизилась на 0,2 % [8, с.13-14].
Таблица 1
Производство основных видов сельскохозяйственной продукции (в среднем за год), тыс.т.
|
2003-2007 |
2008-2012 |
|
абс. |
к 2003-2007, % |
||
Зерновые и зернобобовые культуры |
76459 |
86228 |
112,8 |
Волокна льна-долгунца |
51 |
46 |
90,2 |
Сахарная свекла |
24390 |
33436 |
137,1 |
Масличные культуры |
6823 |
7546 |
110,6 |
из них - семена подсолнечника |
5716 |
7361 |
128,8 |
- соя |
618 |
1310 |
212,0 |
- рапс |
385 |
836 |
217,1 |
Картофель |
28165 |
28632 |
101,7 |
Овощи открытого и защищенного грунта |
11440 |
13557 |
118,5 |
Пермский край является индустриальным регионом с мощным добывающим и перерабатывающим секторами, развитой инфраструктурой и торговыми отношениями. Активное развитие промышленности, строительства, лесопромышленного комплекса и других отраслей с более высокой доходностью, чем в сельском хозяйстве, уменьшают привлекательность аграрной сферы.
Природно-климатические условия Пермского края не позволяют получать стабильно высокие урожаи сельскохозяйственных культур. На территории края периодически наблюдаются экстремальные погодные условия для аграрного производства.
В ноябре 2012 года проектом Постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка и критериев отнесения территорий к неблагоприятным для ведения сельского хозяйства регионам» Пермский край включен в число данных регионов, что позволило получать дополнительную государственную поддержку сельским товаропроизводителям. Важно отметить, что данный перечень будет утверждаться на каждые шесть лет.
Критериями отбора явились следующие показатели [6]:
- коэффициент биоклиматического потенциала;
- кадастровая стоимость сельскохозяйственных угодий, руб./га (2010 г.);
- плотность автомобильных дорог, км на 10 тыс.кв.км (2011 г.);
- индекс численности сельского населения (2011 г. в % к 2007 г.);
- уровень безработицы в сельской местности, % (2011 г.);
- отношение среднедушевых располагаемых ресурсов сельских домохозяйств к региональной величине прожиточного минимума, % (2011 г.).
По итогам 2013 года в Пермском крае производством сельскохозяйственной продукции и продовольствия занимаются 306 сельскохозяйственных организаций разных форм собственности и организационно-правовых форм, 564 крестьянских (фермерских) хозяйства, 279 индивидуальных предпринимателей, более 300 тысяч личных подсобных хозяйств, 24 предприятия по переработке молока и мяса, 3 предприятия мукомольно-крупяной отрасли. В 2013 году произведено валовой продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в сумме 37,3 млрд.рублей. Индекс физического объема в хозяйствах всех категорий в сопоставимой оценке составил 95,5 % к уровню 2012 года. По категориям сельхозпроизводителей продукция аграрного сектора в 2012 году распределилась следующим образом: 49 % произведено хозяйствами населения, 48,5 % - сельскохозяйственными организациями и 2,4 % приходится на крестьянские (фермерские) хозяйства [4].
Разделяем точку зрения доктора географических наук Ф.З. Мичуриной, которая делает заключение о необходимости деления территории края по пространственным и структурным показателям расселения. При этом выделяет 6 агроэкономических зон, а именно: северный район выборочного освоения, северо-западный район крупноочагового расселения, восточный - редкозаселенный, западный район дисперсного расселения, юго-восточный район неоднородного расселения с преобладанием линейных форм, южный - крупноселенный район равномерного заселения [2, с.39].
Авторами проводится исследование в одном из указанных районов - в северной части Пермского края, - которое является начальным этапом для участия в региональном конкурсе «Урал: история, экономика, культура», объявляемого Российским государственным научным фондом.
Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 г. № 287 «О внесении изменений в перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)» к этой экономико-географической зоне относится полностью или частично 25 субъектов Российской Федерации. В Пермском крае к данным районам отнесены следующие муниципальные образования: Чердынский и Красновишерский (за исключением городов Чердынь и Красновишерск), а также Гайнский, Косинский, Кочёвский [5]. Основные географические характеристики указанных районов представлены в таблице 2.
Таблица 2
Географическая характеристика районов Пермского края, приравненных к территориям Крайнего Севера, за 2012 год (по состоянию на 01 января 2013 г.)*
наименование показателей |
ед.изм. |
значение показателя по северным территориям Пермского края |
значение показателя по Пермскому краю в целом |
доля показателя в общем объеме по Пермскому краю, % |
Общая площадь земель |
кв.км |
57377 |
160236 |
35,8 |
Оценка численности населения |
тыс.чел |
93,25 |
2634,46 |
3,54 |
Плотность населения |
чел./1кв.км |
1,6 |
16,44 |
|
* таблица составлена авторами на основании данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю [3]
Следует обратить внимание на плотность населения северной части края, которая составляет 1,6 чел./1 кв.км, когда как этот показатель по Пермскому краю в 10 раз выше и составляет 16,44 чел./1 кв.км. Отсюда следует неоднозначный вывод: огромная площадь земель края используется неэффективно, население не стремится в северные территории для проживания, поскольку не созданы комфортные условия, имеются трудности с трудоустройством на работу, так как число рабочих мест ограничено.
Сельское хозяйство имеет многовековую историю. Оно развивалось вместе с освоением территории. Его специализация сформировалась под влиянием природных условий, географического положения, историко-культурных и социально-экономических факторов. В северной части Пермского края, на территориях, приравненных к Крайнему Северу, сельскохозяйственная деятельность развита слабо. Здесь наблюдаются негативные тенденции, такие, как сокращение посевных площадей, снижение плодородия почв, соответственно, и урожайность сельскохозяйственных культур падает из года в год по причине недостаточного внесения минеральных удобрений, об этом свидетельствуют основные статистические показатели (таблица 3).
Таблица 3
Основные показатели сельскохозяйственной деятельности северных территорий Пермского края за период 2008 по 2012 гг.*
показатели |
период |
||||||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|||
Продукция сельского хозяйства (в хозяйствах всех категорий; в фактически действующих ценах; миллионов рублей) |
|||||||
по Пермскому краю, всего |
26971,5 |
27351,7 |
30055,8 |
40556,5 |
36028,5 |
||
в т.ч. по северным территориям |
841,1 |
844,4 |
944,8 |
1363,4 |
1122,1 |
||
в % к общекраевому показателю |
3,12 |
3,09 |
3,14 |
3,36 |
3,12 |
||
Продукция растениеводства (в хозяйствах всех категорий; в фактически действующих ценах; миллионов рублей) |
|||||||
по Пермскому краю, всего |
11117,9 |
11363,4 |
11809,8 |
19641,7 |
13880,9 |
||
в т.ч. по северным территориям |
389,0 |
370,9 |
447,9 |
787,4 |
479,1 |
||
в % к общекраевому показателю |
3,50 |
3,26 |
3,79 |
4,01 |
3,45 |
||
Продукция животноводства (в хозяйствах всех категорий; в фактически действующих ценах; миллионов рублей) |
|||||||
по Пермскому краю, всего |
15853,5 |
15988,3 |
18246,0 |
20914,8 |
22147,6 |
||
в т.ч. по северным территориям |
452,1 |
473,4 |
496,9 |
576,0 |
643,0 |
||
в % к общекраевому показателю |
2,85 |
2,96 |
2,72 |
2,75 |
2,90 |
||
Посевные площади всех сельскохозяйственных культур (в хозяйствах всех категорий; гектаров) |
|||||||
по Пермскому краю, всего |
913955 |
867730 |
795226 |
793208 |
741549 |
||
в т.ч. по северным территориям |
13486 |
15194 |
14753 |
12542 |
12249 |
||
в % к общекраевому показателю |
1,47 |
1,75 |
1,86 |
1,58 |
1,65 |
||
Валовой сбор зерна (в весе после доработки) (в хозяйствах всех категорий; тонн) |
|||||||
по Пермскому краю, всего |
436421 |
450712 |
330789 |
444248 |
321571 |
||
в т.ч. по северным территориям |
603 |
834 |
462 |
636 |
582 |
||
в % к общекраевому показателю |
0,14 |
0,18 |
0,14 |
0,14 |
0,18 |
||
Производство скота и птицы на убой (в хозяйствах всех категорий; в живом весе; тонн) |
|||||||
по Пермскому краю, всего |
114967 |
117518 |
121234 |
120164 |
116178 |
||
в т.ч. по северным территориям |
2953 |
2609 |
2585 |
2625 |
2459 |
||
в % к общекраевому показателю |
2,57 |
2,22 |
2,13 |
2,18 |
2,12 |
||
Производство молока всех видов (в хозяйствах всех категорий; тонн) |
|||||||
по Пермскому краю, всего |
479889 |
479036 |
476088 |
480740 |
484935 |
||
в т.ч. по северным территориям |
18994 |
18046 |
16221 |
15379 |
14487 |
||
в % к общекраевому показателю |
3,96 |
3,76 |
3,41 |
3,20 |
2,99 |
||
Производство яиц (в хозяйствах всех категорий; тысяч штук) |
|||||||
по Пермскому краю, всего |
753725 |
766233 |
890080 |
977460 |
1000987 |
||
в т.ч. по северным территориям |
426 |
417 |
636 |
662 |
853 |
||
в % к общекраевому показателю |
0,056 |
0,054 |
0,071 |
0,067 |
0,085 |
* таблица составлена авторами на основании данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю [7, с.106-108, 112, 118, 130-132]
Следует отметить, что за последние пять лет основные показатели сельскохозяйственной деятельности находятся в положительной динамике. Нельзя оставить без внимания негативную ситуацию в крае в отношении уменьшения посевных площадей сельскохозяйственных культур за анализируемый период на 172406 гектар, а также нестабильные показатели по валовому сбору зерна (в период 2008-2009 гг. - увеличение на 14291 т, 2009-2010 гг.- сокращение на 119923 т., 2010-2011 гг. - вновь увеличение на 113459 т., 2011-2012 гг. - вновь уменьшение на 122677 т.). Для северных территорий отрицательным значением развития аграрной сферы является сокращение производства скота и птицы на убой, а также снижение производства молока.
Анализируя современные аграрные преобразования, невозможно дать однозначную оценку, подвести итоги реформы. Расширился доступ к земле частных землевладельцев, появились определенные предпосылки для создания в деревне многоукладной экономики. Хотя проводимая аграрная экономическая политика привела к сокращению объемов производства агропродукции в крупных хозяйствах, вследствие чего обострились социальные проблемы на селе, но и сегодня аграрный сектор районов Крайнего Севера имеет большое значение для населения. Составная часть аграрной экономики вынуждена формироваться в специфических условиях, так как выполняет важные экономические и социальные функции. Это связано с производством, а также с потреблением продуктов питания, влиянием природно-климатических условий и социально-демографических процессов.
Правительством Пермского края в ноябре 2012 года утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013 - 2020 годы», где одним из основных мероприятий отмечена «Государственная поддержка развития производства основных видов сельскохозяйственной продукции животноводства». Механизм реализации данного мероприятия включает в себя:
- поддержку развития молочного скотоводства;
- поддержку развития овцеводства, козоводства, северного оленеводства и табунного коневодства;
- поддержку развития мясного скотоводства;
- поддержку доходов сельскохозяйственных производителей в области животноводства.
Общий объем финансового обеспечения Программы с 2013 по 2020 годы составляет 79096,8 млн.рублей, из них средства федерального бюджета - 11369,1 млн.руб., средства бюджета Пермского края - 20929,0 млн.руб. (в т.ч. средства бюджета Коми-Пермяцкого округа - 1041,2 млн.руб.), средства бюджетов муниципальных образований Пермского края - 800,0 млн.руб., внебюджетные средства - 45998,7 млн.руб. (таблица 4) [1].
Таблица 4
Источники и объемы финансирования Программы на период с 2013 по 2020 гг.
источники финансирования |
объемы финансирования (млн.руб.)
|
|||||||
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
|
средства федерального бюджета |
932,2 |
1067,7 |
1189,8 |
1378,2 |
1454,0 |
1658,6 |
1752,7 |
1935,9 |
средства бюджета Пермского края |
1731,2 |
2208,9 |
2152,1 |
2570,0 |
2667,9 |
2992,5 |
3143,2 |
3463,2 |
из них средства бюджета Коми-Пермяцкого округа |
77,0 |
108,5 |
102,9 |
124,4 |
137,2 |
147,5 |
162,2 |
181,5 |
средства бюджетов муниципальных образований |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
внебюджетные средства |
4187,0 |
4676,9 |
4977,5 |
5654,6 |
5844,7 |
6507,9 |
6792,7 |
7357,4 |
Заключение. На сегодняшний день мало исследованы территории Крайнего Севера, хотя в наличии имеются огромные площади земель, неиспользуемых в сельском хозяйстве, на которых возможно развитие оленеводства, звероводства и пушного промысла, промыслового рыболовства и прудового хозяйства, сбор дикоросов, увеличение площадей посадки картофеля, овощей закрытого грунта. Государство может экономическими методами стимулировать развитие инновационных технологий, модернизации, интеграции, а также привлечение инвестиций «бизнес-ангелов» на условиях частно-государственного партнерства. Важно сократить зависимость северных территорий от поставок импортного продовольствия, ввести систему квот, добиться импорта замещения свежей местной продукцией лучшего качества. Авторы считают, что в целях повышения социально-экономического развития региона необходимо создание саморегулируемой организации по сбыту агропродукции «Север Прикамья» - это, несомненно, создаст условия для обеспечения развития различных форм агробизнеса. Такой вопрос, как формирование организационно-экономического механизма, создание, функционирование и управление саморегулируемыми организациями, широко исследован доктором экономических наук, профессором В.П.Черданцевым. Он подчеркивает, что «экономический эффект саморегулирования сельского хозяйства может быть оценен с точки зрения общественного интереса как возможность достижения более эффективного распределения ресурсов и решения социально значимых задач села» [9, с.55].
Реализация предложенных мероприятий позволит создать благоприятные условия для деятельности агропроизводителей всех форм собственности. Нет сомнений в том, что развитие сельского хозяйства, адаптированного к местным, зачастую суровым, природно-климатическим условиям поможет району стать более конкурентоспособным, привлекать дополнительные инвестиции в отрасль, создавать новые рабочие места, пополнять бюджет в виде налоговых поступлений.
Рецензенты:
Светлакова Н.А., д.э.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.Н.Прянишникова», г.Пермь.
Шайбакова Л.Ф., д.э.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет» , г.Екатеринбург.
Библиографическая ссылка
Черданцев В.П., Шаклеина С.А. ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО АГРАРНОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПЕРМСКОГО КРАЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13363 (дата обращения: 26.09.2023).