Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

СТАНОВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ОЛИМПИАДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

Темняткина О.В. 1
1 ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования»
В статье проведен анализ типов ведущей деятельности, выделенных Д.Б. Элькониным, А.Н. Леонтьевым, Л.С. Выготским, В.В. Давыдовым, Л.И. Божович и другими методологами деятельностного подхода. В ходе исследования автором выделены компоненты деятельности: эмоционально-психологический, соответствующий непосредственно эмоциональному общению; регулятивный, соответствующий предметно-манипулятивной деятельности; социальный, соответствующий игровой деятельности дошкольника; аналитический, соответствующий учебной деятельности; творческий, соответствующий ведущей деятельности подростка; самосовершенствования, соответствующий профессиональной деятельности. Целостное формирование данных компонентов деятельности способствует формированию общих и профессиональных компетенций студентов среднего профессионального образования. Проведен анализ компетентностных результатов участников областного тура олимпиады профессионального мастерства с позиции формирования общих компетенций, который позволил выявить проблемы в формировании общих компетенций у студентов среднего профессионального образования различных профессий и специальностей.
анализ результатов олимпиады профмастерства
оценка компетентностных результатов
деятельностная теория
1. Байденко В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. - М., 2002. - С. 3-9.
2. Блинов В.И. [и др.] Компетентностный подход в профессиональном образовании. - М. : МЭЙЛЕР, 2010. – 228 с.
3. Гессен С.И.Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М., 1995.
4. Зеер Э.Ф. Ключевые квалификации и компетенции в личностно ориентированном профессиональном образовании // Образование и наука. - 2000. - № 3 (5). - С. 90–102.
5. Темняткина О.В. Мониторинг качества среднего профессионального образования в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов : монография. – Екатеринбург : ИРО, 2013. – 139 с. - URL: http:// temnjatkina.ru.
6. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. (Психологические основы развивающего обучения). - М. : Столетие, 2004. – 192 с.
7. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М. : Международная педагогическая академия, 1995. – 224 с.
Ключевой характеристикой профессионального образования в соответствии с требованиями ФГОС является самореализация личности в профессии, развитие социально-профессиональных, информационно-коммуникативных, технологических, проектировочных, творческих способностей. Методология стандарта среднего профессионального образования ориентирует логику развертывания деятельности по его реализации от результата - сформированности общих и профессиональных компетенций у выпускников, поэтому особую актуальность приобретает совершенствование оценки качества среднего профессионального образования на основе компетентностного подхода [4].

В Институте развития образования Свердловской области разработана концепция региональной системы оценки компетентностных результатов образования, основным принципом которой является ориентация на структуру деятельности. В отечественной теории деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.И. Божович, Г.А. Цукерман и др.) выделены типы ведущей деятельности субъекта [7]. Каждый тип ведущей деятельности субъекта способствует формированию определенных «ведущих» системообразующих действий субъекта деятельности и личностных качеств, т.е. базовых (ключевых [1; 2]) компетенций. Формирование компетенций совершается в преобразующей деятельности, совершаемой субъектом, вид компетенции определяется типом мотивации, которая побуждает субъект вступать в ту или иную деятельность.

В возрасте от 0 до 1 года (рамки возрастов являются относительными) типом ведущей деятельности является непосредственно эмоциональное общение. Изучая окружающие объекты, ребенок развивает способность к визуальному мышлению, учится чувствовать окружающий мир. Познавая красоту окружающих предметов и доброту человеческих взаимоотношений, ребенок приобретает опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений в форме личностных ориентаций, т.е. эмоционально-психологические компетенции. Эти компетенции определяют дальнейшее благоприятное личностное развитие ребенка, при этом формируется мотивационная структура личности, познавательный интерес, общее базовое доверие к миру (Эриксон).

В возрасте от 1 до 3 лет типом ведущей деятельности является предметно-манипулятивная деятельность. Усваивая образцы деятельности с предметами и образцы взаимоотношений с людьми, ребенок учится основам алгоритмической деятельности, учится умению сравнивать результаты своей деятельности с образцом, а отношения между людьми и собственное поведение - с усвоенными этическими нормами. Именно этот возраст является сензитивным к формированию понятий - что такое «хорошо», и что такое «плохо». В результате у ребенка формируется опыт осуществления известных способов деятельности, т.е. регулятивные компетенции.

Примерно в возрасте 3 лет наступает кризис непослушания, что означает вступление в период новой ведущей деятельности. Ребенок, до этого момента будучи, как правило, послушным, с радостью исполняющим поручения взрослых, готовый усваивать образцы поведения, вдруг сам начинает активно познавать окружающий мир, стараясь выяснить непонятные вопросы с помощью взрослых и книг. В этот период игровой деятельности происходит формирование эмпирического мышления, способности к эмпирическому моделированию: от конкретной модели к абстрактной. Развитие фантазии и воображения способствует формированию умения построения сложных эмпирических моделей. Эмпирический способ мышления, развивающийся в русле игровой деятельности, позволяет ребенку усваивать правила действий в коллективе, нормы морали. Именно в этом возрасте активно формируются социальные компетенции, опыт коммуникативной деятельности.

Наступающий период следующей ведущей деятельности - учебной -характеризуется неудовлетворенностью поверхностным эмпирическим процессом познания. Мотивом учебной деятельности является осознанное усвоение теоретических (научных, общих) законов познания мира. Учебная деятельность направлена на познание теоретической картины мира. Основными её действиями являются анализ, планирование и рефлексия, т.е. осознанное проникновение в сущность изучаемых объектов, рассмотрение их взаимосвязей и взаимозависимостей. Формирование теоретического мышления невозможно без постановки учебных задач, рассмотрения противоречий в учебном объекте или явлении, а также без теоретической рефлексии - без осознания основ собственной деятельности. Систематическая работа по формированию учебной рефлексии способствует развитию основ нравственного поведения, глубокому анализу взаимоотношений между людьми. Совместно распределенная деятельность по поиску научных основ изучаемого материала, общение в учебном коллективе формирует опыт познавательной деятельности, фиксируемый в форме её результатов, т.е. учебно-познавательные (аналитические) компетенции.

Тип ведущей деятельности подросткового возраста вызывает споры среди педагогов и психологов до настоящего времени. Обоснование ведущего типа деятельности подросткового возраста как творческой представил в своих трудах замечательный педагог и философ первой половины ХХ века С.И. Гессен, к изучению научного наследия которого все более проявляется интерес в педагогике и психологии. По его мнению, учебная деятельность, ставящая «систему науки в центр преподавания, есть только переходная ступень..., подготавливающая ученика к овладению методом исследования, ... чтобы овладеть методом научного исследования, надо исчерпать все возможности объяснения новых проблематичных фактов в рамках старой системы... В научном образовании, прежде чем создавать свои системы, надо образовать в себе умение подчиняться чужой системе» [3, с. 298-299]. Таким образом, творческая деятельность, с одной стороны, логически вытекает из предыдущей учебной деятельности, являясь её продолжением, и, с другой стороны, противопоставляется ей в сущностном изменении основного способа деятельности: от усвоения научного способа познания мира к созданию собственных моделей познавательной деятельности. Осознание подростком собственных возможностей в познании и изменении окружающего мира формирует у него опыт творческой деятельности, т.е. творческие компетенции.

В возрасте 16 - 18 лет происходит новая смена типа ведущей деятельности - переход к учебно-профессиональной деятельности, а затем к профессиональной. Основным способом деятельности в этот период является усвоение профессиональных способов деятельности с предметами и людьми. Мотивом этой деятельности становится не «я - сегодняшний», как в творческой деятельности подросткового периода, но «я - завтрашний», субъект, способный к выполнению профессиональной деятельности. Для организации такой профессиональной деятельности требуется постоянный профессиональный рост субъекта, оптимизация и совершенствование производственных процессов, внедрение новых более совершенных технологий профессиональной деятельности. В результате формируется опыт осуществления сложных культуросообразных видов деятельности, т.е. базовые компетенции самосовершенствования.

Поскольку ведущая деятельность каждого возраста определяет лишь «вектор» личностного развития субъекта, структура деятельности остается постоянной для каждого возраста. Компоненты деятельности наполняются новым содержанием в соответствии с типом ведущей деятельности. Закладываясь в онтогенезе, базовые компетенции субъекта развиваются и совершенствуются в базовые компетенции субъекта профессиональной деятельности.

В соответствии с законом системной дифференциации развития сложных систем - законом микрогенезиса любая деятельность субъекта совершается в соответствии с той последовательностью, которая характерна для становления субъекта в процессе онтогенеза [6]. Таким образом, в любой деятельности выделяются следующие компоненты, соответствующие типам ведущей деятельности: эмоционально-психологический, регулятивный, социальный, аналитический, творческий, самосовершенствования. Критерием сформированности каждого компонента деятельности - компетентностных результатов является проявление соответствующего компонента культуры субъекта деятельности (таблица 1).

Таблица 1.

Критерии оценки компетентностных результатов деятельности

Компоненты деятельности

Критерии оценки

Эмоционально-психологический

сформированность эмоционально-психологической культуры (развитие эмоциональной сферы)

Регулятивный

сформированность организационной культуры

(выполнение обязанностей нормативного характера)

Социальный

сформированность социальной культуры

(работа с информацией, развитие коммуникативных качеств)

Аналитический

сформированность аналитической культуры

(способность к анализу процесса и результатов деятельности)

Творческий

сформированность креативной культуры

(способность к проектной деятельности)

Самосовершен

ствования

сформированность культуры самосовершенствования

(способность к профессиональному росту)

Данные критерии сформированности компетентностных результатов деятельности явились основой для разработки показателей оценки результатов деятельности участников окружного и областного туров в рамках Всероссийской олимпиады профессионального мастерства.

Показатели оценки процесса и результата профессиональной деятельности участников олимпиады по профессиям и специальностям разработчиками заданий были классифицированы по шести уровням деятельности: эмоционально-психологический, регулятивный, социальный, аналитический, творческий, самосовершенствования. Например, показатели оценки процесса и результата выполнения проектного задания были распределены по компонентам деятельности следующим образом (таблица 2).

Таблица 2.

Показатели оценки процесса и результата выполнения проектного задания

Компоненты деятельности

Показатели оценки выполнения проектного задания

Эмоционально- психологический

Эмоционально-психологическая устойчивость при выполнении проектного задания

 

Регулятивный

 

Организация проектной деятельности: определение способов реализации проекта, используемых материалов, последовательности действий и

операций, соблюдение требований ТБ и ОТ,

точность выполнения операций, чтения чертежей, владение базовыми операциями и т.д.

Социальный

(процессуальный)

Использование источников информации как средства повышения эффективности деятельности, использование ИКТ, реализация технологического процесса

Аналитический

Решение проблемных ситуаций в результате реализации проекта, выявление и анализ ошибок проекта,

поиск путей их устранения

Творческий

Использование инновационных подходов

 

Уровень самосовершенствования

Самооценка результатов адекватна экспертной,

видение путей совершенствования проекта

Это позволило жюри окружного и областного туров олимпиады профессионального мастерства оценить структуру образовательных достижений участников олимпиады профессионального мастерства, а в итоге провести анализ результатов участников всех олимпиад по профессиям и специальностям в компетентностном формате.

Так, оценка результатов участников олимпиады по профессиям начального профессионального образования продемонстрировала высокий уровень сформированности у участников эмоционально-психологических компетенций - 94%, регулятивных компетенций (освоенность базовых умений, соблюдение техники безопасности, правил санитарии и др.) - 88%, хороший уровень социальных компетенций (освоенность процессуальных умений, коммуникативных качеств и др.) - 81%, компетенций самосовершенствования (умений оценить результаты практической работы, нацеленность на будущее самоопределение в профессии) - 83%.

Соответственно можно констатировать высокий уровень сформированности у обучающихся начального профессионального образования эмоционально-психологических общих компетенций: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; регулятивных компетенций: ОК 2.1 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем; социальных общих компетенций: ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач; ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами; компетенций самосовершенствования: ОК 3.2. Осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Значительно ниже продемонстрировали участники - обучающиеся по программам начального профессионального образования - результаты на уровне аналитических - 74%, творческих компетенций - 69%. Соответственно ниже уровень сформированности общих компетенций: ОК 3.1. Анализировать рабочую ситуацию, принимать решения в нестандартных ситуациях.

Оценка результатов участников олимпиады по специальностям среднего профессионального образования продемонстрировала высокий уровень сформированности у участников эмоционально-психологических компетенций - 84%, регулятивных компетенций (освоенность базовых умений, соблюдение техники безопасности, правил санитарии и др.) - 74%, хороший уровень социальных компетенций (освоенность процессуальных умений, коммуникативных качеств и др.) - 72%, компетенций самосовершенствования (умения оценить результаты практической работы, нацеленность на будущее самоопределение в профессии) - 76%. Соответственно можно констатировать высокий уровень сформированности у студентов среднего профессионального образования общих компетенций: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; компетенций самосовершенствования: ОК 2. 1. Оценивать эффективность и качество типовых методов и способов выполнения профессиональных задач; ОК 7. Брать на себя ответственность за результат выполнения заданий.

Как и у участников областного тура олимпиады по профессиям начального профессионального образования, у студентов СПО значительно ниже результаты на уровне аналитических компетенций - 66%, творческих компетенций - 58%. Несколько ниже уровень сформированности регулятивных компетенций: ОК 2.1. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач; ОК 3.2. Принимать решения в стандартных ситуациях и нести за них ответственность; социальных компетенций: ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

На низком уровне сформированности оказались аналитические компетенции: ОК 3.1. Решать проблемы; творческие компетенции: ОК 3. 3. Принимать решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Анализ сформированности компонентов деятельности позволил выявить пробелы в подготовке обучающихся, недостаток в организации аналитической, творческой деятельности, проблемы в формировании общих компетенций. Эти данные значимы для анализа и дальнейшего совершенствования качества образования на уровне всей системы профессионального образования, поскольку представленные результаты демонстрируют лучшие представители обучающихся учреждений среднего профессионального образования Свердловской области.

Представленная методика позволяет проводить оценку качества освоения профессиональной деятельности, поскольку компоненты оценки остаются неизменными при изменении практических заданий и наборов конкретных умений и навыков, освоенного опыта, соответствующих каждому профессиональному модулю, конкретной специальности, что способствует становлению региональной системы оценки качества среднего профессионального образования на основе компетентностного подхода.

Рецензенты:

Зеер Э.Ф., д.псх.н., профессор, профессор кафедры акмеологии и психологии управления Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург.

Сыманюк Э.Э., д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой акмеологии и психологии управления Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург.


Библиографическая ссылка

Темняткина О.В. СТАНОВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ОЛИМПИАДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13355 (дата обращения: 21.11.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074