Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

Берестнева О.Г. 1, 2 Фисоченко О.Н. 3 Жаркова О.С. 1
1 ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет»
2 ГБОУ ВПО «Сибирский государственный медицинский университет»
3 ЮТИ ТПУ «Юргинский технологический институт (филиал) Национального исследовательского Томского политехнического университета»
Статья посвящена применению синергетического подхода к проблеме социальной адаптации личности. Синергетика обладает знаниями об управлении процессом адаптации и сложными новыми системами, об эффективном воздействии на среду, к которой необходимо адаптироваться. Состояние процесса адаптации определяется не только прошлым опытом человека, но и строиться из будущего в соответствии с порядком социальных систем, что определяет адаптационное поведение сегодня. Временной фактор рассматривается в качестве ведущей дифференцирующей категории личностных образований в процессе социализации. Адаптация как сложноорганизованная система, для которой существуют разные пути развития. Синергетический подход позволяет выявить новые факты о процессе социализации личности, расширить представления о феноменологии, функциях, механизмах детерминации, во взаимосвязи с другими категориями, описывающими этот процесс. Можно определить адаптацию как самоорганизующуюся систему процесса взаимодействия личности и среды, где под действием бифуркации возникают неустойчивые состояния, вызывающие перестройку систем и состояния-аттрактора. В момент бифуркации, в результате отбора одной стабильной структуры-аттрактора адаптационный процесс выводится на новую траекторию протекания.
синергетический подход
социальная адаптация
адаптационный процесс
системный анализ
равновесное состояние личности
адаптационная динамика
1. Абунавас Х.А., Берестнева О.Г. Модели и алгоритмы адаптации субъектов профессиональной деятельности к условиям производственной среды // Известия Томского политехнического университета. – 2009. – Т. 314, № 5. – С. 216-220.
2. Авдеева В.С., Бурцев Е.М., Горожанин Л.С. и др. Основные механизмы адаптации человека. – М.: Наука, 1993. – 189 с.
3. Агаджанян Н.А., Баевский Р.М., Берсенева А.П. Проблемы адаптации и учение о здоровье. – М.: Изд-во РУДН, 2006. – 284 с.
4. Берестнева О. Г., Шаропин К.А. Построение моделей адаптации студентов к обучению в вузе // Известия Томского политехнического университета. – 2004. – Т. 307, № 5. – С. 131-135.
5. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. – М.: Прометей, 1993. – 304 с
6. Дрофа Е.П. Экология человека. – М.: Изд-во Дрофа, 2007. – 760 с.
7. Емельянов, И.П. Форма колебаний в биоритмологии. – Новосибирск: Наука, 1976. – С. 50.
8. Пригожин И. От существующего к возникающему: Время и сложность в физических науках. – М.: Едиториал УРСС, 2002.
9. Силяева Е.Г. Методология синергетики в исследовании процесса социализации личности // Ежегодник Российского психологического общества. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. – Т. 6. – С. 27-28.
10. Тарасов В.Б. От многоагентных систем к интеллектуальным организациям: философия, психология, информатика. – М.: Эдиториал УРСС, 2002. – 352 с.
11. Терещенко А.Г. Синергетический подход к проблеме социальной адаптации // Ежегодник Российского психологического общества. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. – Т. 6. – С. 74-75.
12. Федорова О.И., Подкорытова Е.В., Бургардт Т.А. Экзогенные и эндогенные факторы, влияющие на внутреннюю синхронизацию суточных ритмов вегетативных функций человека в обычных и субэкстремальных условиях среды // Физиология человека. – 2009. – Т. 35. – № 2. – С. 96-102.
13. Хильдебрандт Г., Мозер М., Леховер М. Хронобиология и хрономедицина. – М.: Арнебия, 2006. – 144 с.
14. Международная конференция «Философия естествознания ХХ века: итоги и перспективы» // Вопросы философии. – 1997. – № 10. – С.132.
Основные характеристики социально-психологической ситуации сегодня: социальная нестабильность, кризис социальных ценностей и идеалов современного общества, изменение социальной идентификации и изменение смысла жизни людей. В такой ситуации разрушения и преобразования старых социальных институтов и структур происходит  процесс поиска социальной идентичности, а также  перестройка отношений «человек – социальная среда», что приводит к актуализации процессов адаптации.

Умение адаптироваться в социальной среде приводит к формированию у человека социально-психологических компетенций (способностей полноценно взаимодействовать в межличностных отношениях), таких как:

  • способность ориентироваться в социальных ситуациях;
  • способность адекватно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей;
  • способность выбирать адекватные способы общения с окружающими людьми и реализовывать их в процессе взаимодействия;
  • способность конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

Синергетика, как теория самоорганизующихся систем, формулирует новое мировосприятие и полагается  на поиск основных закономерностей эволюции и самоорганизации природных, социальных и когнитивных систем (в том числе и человекомерных), анализирует сценарий их развития, причины возникновения структур различных типов, коэволюцию личности и природы, а также сложных социальных и социоэкологических систем. Основоположниками науки синергетики стали такие ученые, как И. Пригожин, Г. Хакекен, которые обозначили ее как «начало нового диалога человека с природой» [14].

Если рассматривать синергетику как методологическую стратегию изучения сложных систем, в нелинейной динамике социальной адаптации можно обозначить следующие основные положения [11]:

  1. Нельзя заставить сложноорганизованные системы идти по четко определенному пути развития. Необходим анализ факторов, способствующих  тенденции развития.
  2. Синергетика определяет путь, как собственными силами человек способен из хаоса развить новую ориентацию.
  3. В специальных условиях нестабильности социальной среды действия каждого конкретного человека могут влиять на макросоциальные процессы, т.е. человек не только приспосабливается к среде, но также и приспосабливает социальную среду к своим требованиям.
  4. Синергетика утверждает, что для сложных систем есть несколько линий развития.  Множество  способов адаптации к современным условиям, отсутствие строгой предварительной определенности расширяют пути и способы социальной адаптации человека.
  5. Существует множество путей развития, но после выбора траектории в точке ветвления (бифуркации) процесс предопределен.
  6. В развитии процессов адаптации могут случаться неожиданные изменения, поскольку развитие происходит через случайный выбор в момент бифуркации.

Движение процесса адаптации к новому устойчивому состоянию-аттрактору, на который выходит процесс развития в результате исчезновения переходных явлений, реализуется в форме соперничества между различными альтернативами. Промежуточные процессы характеризуются хаотической неопределенностью, имеют различный результат в зависимости от ряда внешних и внутренних факторов. В момент бифуркации, в результате жесткого выбора одной стабильной структуры-аттрактора процесс адаптации выходит на новую траекторию протекания. Настоящее состояние процесса адаптации определяет не только прошлый опыт человека, история его развития, также его формирует будущее, согласно заказу социальных систем. Осознание и скрытые подсознательные установки предопределяют адаптацию.

Рассматривая адаптационный процесс, можно говорить о существовании структур (например, людей одного возраста) в общем темпомире. Формируется новый принцип объединения частей в целое и установление их общего темпа развития. Синергетика дает знание того, как эффективно управлять новыми сложными системами и процессом социальной адаптации, а так же,  как правильно влиять на среду, к которой необходимо приспособиться. Здесь важно, что небольшие, но правильно организованные (резонансные) воздействия на процесс социальной адаптации очень эффективны. Синергетика дает общее представление о нелинейности, а также рассматривает иерархию различных сред с различной нелинейностью. Нелинейность производит некоторый квантовый эффект – дискретность способов развития нелинейных сред, т.е. в данной адаптационной среде возможен не любой путь адаптации, а лишь определенный спектр этого пути.

Социальная адаптация – неравновесная, синергетическая система, обладающая диссипативной структурой, которая в определенной мере зависит от управленческого механизма. На структуру адаптации влияют нестабильность, колебания, флуктуация. В пунктах выбора (бифуркации)  невозможно ожидать, каким направлением пойдет процесс адаптации. Перед субъектом адаптации открывается диапазон различных будущих альтернатив, в том числе и фатальный исход. Если общество переходит на новый, более упорядоченный и организованный уровень, то это облегчает процесс адаптации личности. Возможность спонтанного появления порядка от хаоса является ключевым моментом в синергетическом подходе к социальной адаптации, поскольку развитие общества определяется  как случайными факторами, так и детерминированными.

Анализ проблемы формирования индивидуальности, ее структурных образований  в ходе профессиональной социализации с точки зрения синергетики дает возможность расширять, глубже понять исследовательскую базу как относительно теоретических оснований, так и в прикладном, практическом плане. Обращение к методологии синергетики перемещает акценты к изучению индивидуальности от феноменологической, результативной  формы на динамическую область [9].

Синергетика позволяет рассматривать структуру личности в ходе социализации как неравновесную, нестабильную, самоорганизующуюся систему, которая обладает определенным запасом негэнтропийной стабильности. Новые свойства, образования и качества разной степени устойчивости образуются благодаря динамическим изменениям, происходящим в ходе социализации.

Социализирующая личность, с точки зрения системного подхода, рассматривается как элемент большой системы – социума. Функции социума в данной системе состоят в воздействии на процесс формирования личности, ее структуры. Достигается адаптационный эффект с помощью  регулирующей функции социума, т.е. происходит формирование особенностей субъекта согласно требованиям профессиональной среды, деятельности.

Благодаря интегрирующей функции структуры личности становятся возможными ее изменения. Благодаря этой функции возможно в пространственно-временных и информационно-энергетических координатах связывать, с одной стороны, особенности внешней среды, к которой относятся профессиональная деятельность, социальное окружение, а с другой – личностные образования, образующие соответствующие структуры.

Изучение функциональных структур личностных образований дает возможность обнаружить трехуровневые функциональные структуры, характеризуемые спецификой  функций в отрезках актуального, текущего и продолжительного времени социализации. Системное исследование функциональных структур позволяет устанавливать главные основные функции личностных образований в ходе социализации, такие как регулятивная функция, функции отражения, дифференциации-интеграции, и также выделить особенности структурной организации профессионально значимых личностных образований.

Системный анализ функциональных структур с точки зрения особенного и единичного позволил раскрыть специфические особенности блоков и отдельных образований.

Анализ результатов позволяет разработать целостную интегративную модель функциональной структуры личностных образований, обеспечивающей уравновешивание субъекта социализации с характеристиками профессиональной среды и деятельности. Функциональная структура выступает как трехуровневая организация личностных образований, характеризующаяся структурой, функциями, их содержательного насыщения во взаимодействии с социо-профессиональной средой.

Закономерным продолжением исследований в этом направлении является исследование процесса формирования личности с точки зрения концепции самоорганизации – синергетики. В системном подходе ведущим положением рассмотрения являлась пространственно-временная координата. Применение синергетического подхода дает возможность обратиться к информационно-энергетическим состояниям.

Субъект связывает события и обстоятельства в некоторую ситуацию, имеющую важный смысл для него. Эти события и обстоятельства являются главными детерминантами развития, которые актуализируют формирование личностных образований определенного уровня. Весь спектр профессионально значительных личных образований может быть разделен на относительно равновесные, устойчивые, обладающие определенным оптимальным уровнем активности и образования, и неустойчивые, будучи охарактеризованные соответственно более высоким или низким уровнем активности относительно среднего  уровня. Оптимальность разносторонне проявляется в эффективном профессиональном поведении работника, комфортности самоощущения личности в социально-профессиональной среде. В качестве внешне фиксируемых поведенческих характеристик формирующихся личностных образований следует рассматривать их проявления в поведении, общении, деятельности, энергетическая составляющая которых зависит от уровня активности субъекта социализации [9].

Согласно Е.Г. Силяевой [9], процесс формирования индивидуальности в ходе социальной и профессиональной адаптации был исследован главным образом в плоскости временной оси. Фактор времени был рассмотрен как ведущая дискриминанта, дифференцирующая категории личностных образований в ходе социализации. Исследования с учетом континуума времени позволили описать ряд качественных особенностей феномена, таких, как структура, функции, взаимоотношения со свойствами социально-профессиональной среды.

Исследования, благодаря переходу к энергетическому аспекту,  переводятся  из области феноменологической, результативной формы в область динамических изменений. Этот аспект позволяет рассматривать стадии формирования личностных образований, их взаимосвязь, взаимопроникновения и взаимообусловленность с учетом внешних и внутренних условий.

Параметры развития, как и параметры временной оси, могут быть градуированы по энергетической шкале. Выделяя градации, мы опираемся на континуум градации Д. Лидсли и шкалу уровней психической активности В. А. Ганзена.

Согласно этим основаниям активность личности во время социализации может обладать различным энергетическим уровнем, который отражается в качественной специфике личностных образований. Равновесные состояния, такие как состояния средней или оптимальной активности в процессе социализации, можно принять за точку отсчета (0). В связи с этим к неравновесным состояниям можно отнести состояния, связанные с повышенной или пониженной психической активностью, характеризующиеся соответственно более высоким или низким уровнем активности относительно серединной точки. Следовательно, различные состояния личности в процессе социализации можно градуировать ниже или выше нулевой точки.

Неравновесные состояния активности личности в процессе социализации разной модальности и интенсивности имеют специфические качества, отражающиеся в составе, структуре, функциях, детерминации формирования профессионально значимых личностных образований. Основой  адекватной профессиональной деятельности являются равновесные состояния активности личности. Если активизируются  неравновесные состояния активности личности в процессе социализации, то это может привести к  неадекватной профессиональной деятельности и общению.

Неравновесные состояния активности личности,   с  точки зрения системного анализа и концепции самоорганизующих систем, при социализации представляют функциональную структуру, которая образуется  при нарушении симметрии между личностью и социально-профессиональной средой. Нарушение симметрии начинается по причине возникновения процессов, порожденных введением потока информации и энергии в открытую систему. В итоге, по причине самоорганизации формируется новое функциональное состояние системы, такое, как неравновесное состояние [8].

Приведенная в [10] схема объясняет механизм формирования личностных новообразований в процессе социализации с позиций синергетики.

При использовании концепции синергетики у исследователя появляется возможность обнаружить новые факты, связи, расширить представление о процессах социализации личности, механизмах детерминации, структуре, функциях взаимодействия с различными категориями, описывающими этот процесс.  Объединение разнообразных методологических подходов и направлений позволяет расширить понимание о формирования личностных, профессионально значимых образований на различных стадиях социализации, что позволяет узнать механизмы управления формированием личности. Таким образом, адаптация может быть определена как самоорганизующая система процесса взаимодействия личности и среды,  где под влиянием бифуркации может появиться нестабильное  состояние, вызывающее скачкообразную перестройку систем и ее состояния-аттрактора.  Адаптация – процесс  трудный, открытый, нестабильный, способный к самоорганизации [10].

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 13-16-70001 и поддержанного РФФИ научного проекта № 14-06-00026.

Рецензенты:

Иванкина Л.И., д.ф.н., профессор кафедры менеджмента, Институт социально-гуманитарных технологий Национального исследовательского Томского политехнического университета,   г. Томск.

Романенко С.В., д.х.н., профессор, заведующий кафедрой экологии и безопасности жизнедеятельности, Институт природных ресурсов Национального исследовательского Томского политехнического университета, г. Томск.


Библиографическая ссылка

Берестнева О.Г., Берестнева О.Г., Фисоченко О.Н., Жаркова О.С. СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13329 (дата обращения: 12.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674