Умение адаптироваться в социальной среде приводит к формированию у человека социально-психологических компетенций (способностей полноценно взаимодействовать в межличностных отношениях), таких как:
- способность ориентироваться в социальных ситуациях;
- способность адекватно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей;
- способность выбирать адекватные способы общения с окружающими людьми и реализовывать их в процессе взаимодействия;
- способность конструктивно разрешать конфликтные ситуации.
Синергетика, как теория самоорганизующихся систем, формулирует новое мировосприятие и полагается на поиск основных закономерностей эволюции и самоорганизации природных, социальных и когнитивных систем (в том числе и человекомерных), анализирует сценарий их развития, причины возникновения структур различных типов, коэволюцию личности и природы, а также сложных социальных и социоэкологических систем. Основоположниками науки синергетики стали такие ученые, как И. Пригожин, Г. Хакекен, которые обозначили ее как «начало нового диалога человека с природой» [14].
Если рассматривать синергетику как методологическую стратегию изучения сложных систем, в нелинейной динамике социальной адаптации можно обозначить следующие основные положения [11]:
- Нельзя заставить сложноорганизованные системы идти по четко определенному пути развития. Необходим анализ факторов, способствующих тенденции развития.
- Синергетика определяет путь, как собственными силами человек способен из хаоса развить новую ориентацию.
- В специальных условиях нестабильности социальной среды действия каждого конкретного человека могут влиять на макросоциальные процессы, т.е. человек не только приспосабливается к среде, но также и приспосабливает социальную среду к своим требованиям.
- Синергетика утверждает, что для сложных систем есть несколько линий развития. Множество способов адаптации к современным условиям, отсутствие строгой предварительной определенности расширяют пути и способы социальной адаптации человека.
- Существует множество путей развития, но после выбора траектории в точке ветвления (бифуркации) процесс предопределен.
- В развитии процессов адаптации могут случаться неожиданные изменения, поскольку развитие происходит через случайный выбор в момент бифуркации.
Движение процесса адаптации к новому устойчивому состоянию-аттрактору, на который выходит процесс развития в результате исчезновения переходных явлений, реализуется в форме соперничества между различными альтернативами. Промежуточные процессы характеризуются хаотической неопределенностью, имеют различный результат в зависимости от ряда внешних и внутренних факторов. В момент бифуркации, в результате жесткого выбора одной стабильной структуры-аттрактора процесс адаптации выходит на новую траекторию протекания. Настоящее состояние процесса адаптации определяет не только прошлый опыт человека, история его развития, также его формирует будущее, согласно заказу социальных систем. Осознание и скрытые подсознательные установки предопределяют адаптацию.
Рассматривая адаптационный процесс, можно говорить о существовании структур (например, людей одного возраста) в общем темпомире. Формируется новый принцип объединения частей в целое и установление их общего темпа развития. Синергетика дает знание того, как эффективно управлять новыми сложными системами и процессом социальной адаптации, а так же, как правильно влиять на среду, к которой необходимо приспособиться. Здесь важно, что небольшие, но правильно организованные (резонансные) воздействия на процесс социальной адаптации очень эффективны. Синергетика дает общее представление о нелинейности, а также рассматривает иерархию различных сред с различной нелинейностью. Нелинейность производит некоторый квантовый эффект – дискретность способов развития нелинейных сред, т.е. в данной адаптационной среде возможен не любой путь адаптации, а лишь определенный спектр этого пути.
Социальная адаптация – неравновесная, синергетическая система, обладающая диссипативной структурой, которая в определенной мере зависит от управленческого механизма. На структуру адаптации влияют нестабильность, колебания, флуктуация. В пунктах выбора (бифуркации) невозможно ожидать, каким направлением пойдет процесс адаптации. Перед субъектом адаптации открывается диапазон различных будущих альтернатив, в том числе и фатальный исход. Если общество переходит на новый, более упорядоченный и организованный уровень, то это облегчает процесс адаптации личности. Возможность спонтанного появления порядка от хаоса является ключевым моментом в синергетическом подходе к социальной адаптации, поскольку развитие общества определяется как случайными факторами, так и детерминированными.
Анализ проблемы формирования индивидуальности, ее структурных образований в ходе профессиональной социализации с точки зрения синергетики дает возможность расширять, глубже понять исследовательскую базу как относительно теоретических оснований, так и в прикладном, практическом плане. Обращение к методологии синергетики перемещает акценты к изучению индивидуальности от феноменологической, результативной формы на динамическую область [9].
Синергетика позволяет рассматривать структуру личности в ходе социализации как неравновесную, нестабильную, самоорганизующуюся систему, которая обладает определенным запасом негэнтропийной стабильности. Новые свойства, образования и качества разной степени устойчивости образуются благодаря динамическим изменениям, происходящим в ходе социализации.
Социализирующая личность, с точки зрения системного подхода, рассматривается как элемент большой системы – социума. Функции социума в данной системе состоят в воздействии на процесс формирования личности, ее структуры. Достигается адаптационный эффект с помощью регулирующей функции социума, т.е. происходит формирование особенностей субъекта согласно требованиям профессиональной среды, деятельности.
Благодаря интегрирующей функции структуры личности становятся возможными ее изменения. Благодаря этой функции возможно в пространственно-временных и информационно-энергетических координатах связывать, с одной стороны, особенности внешней среды, к которой относятся профессиональная деятельность, социальное окружение, а с другой – личностные образования, образующие соответствующие структуры.
Изучение функциональных структур личностных образований дает возможность обнаружить трехуровневые функциональные структуры, характеризуемые спецификой функций в отрезках актуального, текущего и продолжительного времени социализации. Системное исследование функциональных структур позволяет устанавливать главные основные функции личностных образований в ходе социализации, такие как регулятивная функция, функции отражения, дифференциации-интеграции, и также выделить особенности структурной организации профессионально значимых личностных образований.
Системный анализ функциональных структур с точки зрения особенного и единичного позволил раскрыть специфические особенности блоков и отдельных образований.
Анализ результатов позволяет разработать целостную интегративную модель функциональной структуры личностных образований, обеспечивающей уравновешивание субъекта социализации с характеристиками профессиональной среды и деятельности. Функциональная структура выступает как трехуровневая организация личностных образований, характеризующаяся структурой, функциями, их содержательного насыщения во взаимодействии с социо-профессиональной средой.
Закономерным продолжением исследований в этом направлении является исследование процесса формирования личности с точки зрения концепции самоорганизации – синергетики. В системном подходе ведущим положением рассмотрения являлась пространственно-временная координата. Применение синергетического подхода дает возможность обратиться к информационно-энергетическим состояниям.
Субъект связывает события и обстоятельства в некоторую ситуацию, имеющую важный смысл для него. Эти события и обстоятельства являются главными детерминантами развития, которые актуализируют формирование личностных образований определенного уровня. Весь спектр профессионально значительных личных образований может быть разделен на относительно равновесные, устойчивые, обладающие определенным оптимальным уровнем активности и образования, и неустойчивые, будучи охарактеризованные соответственно более высоким или низким уровнем активности относительно среднего уровня. Оптимальность разносторонне проявляется в эффективном профессиональном поведении работника, комфортности самоощущения личности в социально-профессиональной среде. В качестве внешне фиксируемых поведенческих характеристик формирующихся личностных образований следует рассматривать их проявления в поведении, общении, деятельности, энергетическая составляющая которых зависит от уровня активности субъекта социализации [9].
Согласно Е.Г. Силяевой [9], процесс формирования индивидуальности в ходе социальной и профессиональной адаптации был исследован главным образом в плоскости временной оси. Фактор времени был рассмотрен как ведущая дискриминанта, дифференцирующая категории личностных образований в ходе социализации. Исследования с учетом континуума времени позволили описать ряд качественных особенностей феномена, таких, как структура, функции, взаимоотношения со свойствами социально-профессиональной среды.
Исследования, благодаря переходу к энергетическому аспекту, переводятся из области феноменологической, результативной формы в область динамических изменений. Этот аспект позволяет рассматривать стадии формирования личностных образований, их взаимосвязь, взаимопроникновения и взаимообусловленность с учетом внешних и внутренних условий.
Параметры развития, как и параметры временной оси, могут быть градуированы по энергетической шкале. Выделяя градации, мы опираемся на континуум градации Д. Лидсли и шкалу уровней психической активности В. А. Ганзена.
Согласно этим основаниям активность личности во время социализации может обладать различным энергетическим уровнем, который отражается в качественной специфике личностных образований. Равновесные состояния, такие как состояния средней или оптимальной активности в процессе социализации, можно принять за точку отсчета (0). В связи с этим к неравновесным состояниям можно отнести состояния, связанные с повышенной или пониженной психической активностью, характеризующиеся соответственно более высоким или низким уровнем активности относительно серединной точки. Следовательно, различные состояния личности в процессе социализации можно градуировать ниже или выше нулевой точки.
Неравновесные состояния активности личности в процессе социализации разной модальности и интенсивности имеют специфические качества, отражающиеся в составе, структуре, функциях, детерминации формирования профессионально значимых личностных образований. Основой адекватной профессиональной деятельности являются равновесные состояния активности личности. Если активизируются неравновесные состояния активности личности в процессе социализации, то это может привести к неадекватной профессиональной деятельности и общению.
Неравновесные состояния активности личности, с точки зрения системного анализа и концепции самоорганизующих систем, при социализации представляют функциональную структуру, которая образуется при нарушении симметрии между личностью и социально-профессиональной средой. Нарушение симметрии начинается по причине возникновения процессов, порожденных введением потока информации и энергии в открытую систему. В итоге, по причине самоорганизации формируется новое функциональное состояние системы, такое, как неравновесное состояние [8].
Приведенная в [10] схема объясняет механизм формирования личностных новообразований в процессе социализации с позиций синергетики.
При использовании концепции синергетики у исследователя появляется возможность обнаружить новые факты, связи, расширить представление о процессах социализации личности, механизмах детерминации, структуре, функциях взаимодействия с различными категориями, описывающими этот процесс. Объединение разнообразных методологических подходов и направлений позволяет расширить понимание о формирования личностных, профессионально значимых образований на различных стадиях социализации, что позволяет узнать механизмы управления формированием личности. Таким образом, адаптация может быть определена как самоорганизующая система процесса взаимодействия личности и среды, где под влиянием бифуркации может появиться нестабильное состояние, вызывающее скачкообразную перестройку систем и ее состояния-аттрактора. Адаптация – процесс трудный, открытый, нестабильный, способный к самоорганизации [10].
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 13-16-70001 и поддержанного РФФИ научного проекта № 14-06-00026.
Рецензенты:
Иванкина Л.И., д.ф.н., профессор кафедры менеджмента, Институт социально-гуманитарных технологий Национального исследовательского Томского политехнического университета, г. Томск.
Романенко С.В., д.х.н., профессор, заведующий кафедрой экологии и безопасности жизнедеятельности, Институт природных ресурсов Национального исследовательского Томского политехнического университета, г. Томск.
Библиографическая ссылка
Берестнева О.Г., Берестнева О.Г., Фисоченко О.Н., Жаркова О.С. СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13329 (дата обращения: 12.10.2024).