Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЕМ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Варфоломеева Т.В. 1 Алпатова Н.С. 1 Мазуренко Д.В. 1
1 ФБГОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
В статье освещается проблема организации медико-социальной помощи детям с нарушением здоровья в условиях дошкольных образовательных учреждений. Отмечена отрицательная динамика показателей состояния здоровья детей дошкольного возраста. Представлены данные, свидетельствующие о недостаточном внимании родителей к здоровью своих детей. Определены социальные факторы, оказывающие негативное влияние на состояние здоровья ребенка. Отмечено снижение медицинской активности родителей, низкая санитарно-гигиеническая культура в семьях, когда дети не получают необходимых навыков заботы о своем здоровье. Представлены результаты проведения компаративного анализа мнений родителей, дети которых посещают специализированные группы и группы общего профиля, об эффективности оздоровительных мероприятий для детей с аллергическими заболеваниями в условиях дошкольных образовательных учреждений г. Волгограда. Сформулированы практические рекомендации по организации медико-социальной помощи детям с нарушением здоровья в условиях дошкольных образовательных учреждений.
дошкольные образовательные учреждения
группы общего профиля
специализированные группы
дети с нарушением здоровья
медико-социальная помощь
1. Алпатова Н.С., Варфоломеева Т.В., Мазуренко Д.В. Медико-социальные аспекты этиологии нарушений здоровья в детском возрасте / Н.С. Алпатова, Т.В. Варфоломеева, Д.В. Мазуренко // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3; URL: http://www.science-education.ru/117-13053.
2. Алпатова Н.С., Понькина И.В. Формирование здорового образа жизни как средство профилактики отклоняющегося поведения учащихся / Н.С. Алпатова, И.В. Понькина // Особенности формирования здорового образа жизни: факторы и условия: материалы II Международной научно-практической конференции (27 апреля 2012 г.) / отв. ред. Ю.Ю. Шурыгина. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2012. – С. 7-8.
3. Варфоломеева Т.В. Экспериментальные исследования проблемы организации здоровьесберегающей среды в дошкольных образовательных учреждениях / Т.В. Варфоломеева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2012. – № 7 (71). – C. 63-65.
4. Варфоломеева Т.В. Здоровьесберегающая социализация детей с аллергопатологией в условиях дошкольных образовательных учреждений: Автореф. дис. … канд. социол. наук / Т.В. Варфоломеева. – Волгоград, 2013. – 26 с.
5. Варфоломеева Т.В. Дошкольное образовательное учреждение в системе комплексной реабилитации детей с аллергопатологией / Т.В. Варфоломеева // Теория и практика актуальных исследований: Материалы Международной научно-практической конференции. – Краснодар, 2012. – С. 108-110.
6. Варфоломеева Т.В. Специализированные группы для детей с аллергопатологией в дошкольных образовательных учреждениях в оценках врачей-педиатров и родителей детей / В.В. Деларю, Т.В. Варфоломеева, Э.Б. Белан // Актуальные проблемы педиатрии: Сборник материалов XVII съезда педиатров России. – М., 2013. – С. 167.
7. Хвастунова Е.П., Юдин С.А., Вершинин Е.Г., Деларю В.В. Компаративный анализ позиций заинтересованных социальных групп как современное требование социологии медицины // Врач-аспирант. – 2014. – № 2.1 (63). – С. 168-172.
В современном российском обществе наблюдается тенденция прогрессирующего снижения доли здоровых детей и увеличение доли хронических больных. Обоснованную тревогу вызывает отрицательная динамика показателей состояния здоровья детей дошкольного возраста [1, 7]. Наряду с комплексом различных факторов: биологических, социальных, психологических, негативно влияющих на здоровье детей дошкольного возраста, отмечается снижение медицинской активности родителей, низкая санитарно-гигиеническая культура в семьях, когда дети не получают необходимых навыков заботы о своем здоровье [2].

В этой связи особенно остро стоит проблема организации медико-социальной помощи детям с нарушением здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Целью нашего исследования являлось выявление особенностей организации медико-социальной помощи детям с нарушением здоровья (с аллергопатологией) в специализированных группах дошкольных образовательных учреждений.

Комитетом по образованию администрации г. Волгограда на базе пяти муниципальных дошкольных образовательных учреждений были созданы специализированные группы для детей с аллергическими заболеваниями.

В рамках нашего исследования был проведен социологический опрос с участием 107 родителей, дети которых посещают специализированные группы для детей с аллергопатологией и 31 человек, чьи дети имеют аллергические заболевания, но посещают группы общего профиля в дошкольных образовательных учреждениях г. Волгограда. Распределение респондентов по возрастному показателю было следующим. Среди опрошенных родителей детей, посещающих специализированные группы, 67, 3 % составили родители в возрасте 30 и более лет, 32,7 % были в возрасте до 30 лет. Незаконченное высшее или высшее образование имели 63,6 %, среднее или среднее специальное - 36,4 % респондентов. Среди родителей, чьи дети имеют аллергические заболевания, но посещают группы общего профиля, более половины родителей были в возрасте 30 и более лет, 45,2 % в возрасте до 30 лет; незаконченное высшее или высшее образование имели 61,3 % опрошенных, среднее или среднее специальное - у 38,7 % респондентов. Таким образом, распределение родителей в анализируемых группах было аналогичным по возрастным и образовательным характеристикам.

Компаративный анализ мнений родителей об эффективности оздоровительных мероприятий для детей с аллергическими заболеваниями в условиях дошкольных образовательных учреждений позволил получить следующие результаты. Родители, дети которых посещают специализированные группы для детей с аллергией, в 15 раз чаще по сравнению с родителями, чьи дети посещают группы общего профиля (48,6 % против 3,2 %), отмечали хорошую организацию помощи детям с аллергическими заболеваниями. Выразили сомнения в достаточно хорошей организации такой помощи 20,6 % родителей, чьи дети посещают специализированные группы, и 41,9 % родителей детей из групп общего профиля. Негативно оценивают организацию помощи детям с аллергическими заболеваниями 18,7 % и 51,6 % опрошенных родителей соответственно [6]. Таким образом, можно говорить о том, что удовлетворённость организацией помощи детям с аллергическими заболеваниями значительно выше у родителей, чьи дети в дошкольных образовательных учреждениях посещают специализированные группы, по сравнению с ответами родителей, чьи дети посещают группы общего профиля.

Ответы родителей об организации здоровьесберегающей работы с детьми с аллергопатологией распределились следующим образом [4]. С утверждением, что воспитатели детского сада достаточно информированы об особенностях работы с детьми, имеющими аллергию, согласились 52,9 % опрошенных родителей, 11,6 % респондентов считают, что воспитатели недостаточно информированы, 10,1 %, что не информированы совсем. Затрудняются ответить на этот вопрос 25,4 % родителей. Показательно, что 65,4 % опрошенных родителей, чьи дети посещают специализированные группы для детей с аллергией, оценивают как достаточную информированность воспитателей об особенностях работы с такой категорией детей. Аналогичное мнение выразили только 6,5 % родителей, чьи дети имеют аллергические заболевания, но посещают группы общего профиля.

Полученные результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что воспитатели групп общего профиля не знакомы с особенностями работы с детьми дошкольного возраста, имеющими те или иные соматические заболевания.

С утверждением, что в дошкольных образовательных учреждениях в должной / необходимой мере оказывают оздоровительную помощь детям с аллергопатологией, согласились 57,2 % всех родителей, не согласны с таким утверждением 22,5 %, затруднились конкретизировать свое мнение 20,3 %. При этом отметим, что положительную оценку оказания оздоровительной помощи детям с аллергопатологией выразило абсолютное большинство родителей (75,0 %), чьи дети посещают специализированные группы, против 12,9 % опрошенных родителей детей, посещающих группы общего профиля. Считают помощь недостаточной 8,4 % родителей детей из специализированных групп и 70,9 % респондентов, чьи дети посещают группы общего профиля. Затруднились ответить на вопрос 23,4 % родителей детей специализированных групп и 16,2 % родителей детей из групп общего профиля.

Полностью удовлетворены оздоровлением ребенка в дошкольном образовательном учреждении менее половины респондентов (40,6 %); удовлетворены частично (39,1 %), совсем не удовлетворены оздоровительными мероприятиями в детском саду (13,1 %), затруднились ответить на вопрос (7,2 %). Показательно, что удовлетворены оздоровлением ребенка в ДОУ 52,4 % родителей детей, которые посещают специализированные группы, и 6,5 % родителей, чьи дети посещают группы общего профиля. Частично удовлетворены оздоровительными мероприятиями 40,1 % родителей детей из специализированных групп и 32,2 % - из групп общего профиля. Не удовлетворены оздоровлением ребенка в дошкольном образовательном учреждении 0,1 % родителей детей специализированных групп и 54,8 % родителей, чьи дети посещают группы общего профиля. Не определились с ответом на вопрос 7,4 % и 6,5 % родителей соответственно.

Респондентам было предложено оценить в баллах (от 0 до 10) эффективность работы по профилактике аллергических заболеваний в детском саду [3]. Оценки родителей распределились следующим образом: 29 человек оценили эффективность профилактической работы в 10 баллов (27 %); 8 человек - 9 баллов (7 %); 18 человек - 8 баллов (17 %); 17 человек - 7 баллов (16 %); 18 человек - 5 баллов (17 %); 2 человека - 4 балла (2 %); 2 человека - 3 балла (2 %); 1 человек - 1 балл (1 %); средний балл - 7,7. Были родители, которые не смогли определиться с ответом. При этом важно отметить, что родители детей из специализированных групп достоверно выше оценивали эффективность работы по профилактике аллергических проявлений в детском саду.

Изучение мнения родителей о необходимости расширения сети специализированных групп в дошкольных образовательных учреждениях позволило получить следующие результаты [5]. Так, создание специализированных групп для детей с аллергопатологией считают целесообразным 90,3 % родителей детей из групп общего профиля и 98,2 % родителей детей из специализированных групп; не видят в этом необходимости 3,2 % родителей детей из групп общего профиля и 0,9 % родителей, чьи дети посещают специализированные группы, 6,5 % и 0,9 % родителей не определились с ответом. Т.е. по данному вопросу мнения родителей сравниваемых групп практически совпали.

Таким образом, компарация оценок родителей позволяет сделать следующие основные выводы. Родители, дети которых посещают специализированные группы, по сравнению с родителями, чьи дети посещают группы общего профиля, отмечали: в 15 раз чаще хорошую организацию помощи детям с аллергическими заболеваниями; в 5,5 раз реже наличие ограничений в социальных контактах своих детей и в 2 раза чаще отсутствие подобных ограничений; в 10 раз чаще достаточную информированность воспитателей об особенностях работы с детьми с аллергопатологией; в 5,5 раз чаще должный / необходимый уровень оказания дошкольным образовательным учреждением оздоровительной помощи детям с аллергопатологией; в 8 раз чаще удовлетворенность оздоровлением ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

Кроме этого, обращает на себя внимание и тот факт, что не все родители обеспечивают создание гипоаллергенной среды для ребенка дома. В 72 % семей есть комнатные растения, в 27 % семей есть домашние животные, 69 % родителей полностью или частично не обеспечивают детям соблюдение гипоаллергенной диеты (причем 89 % информированы о перечне продуктов питания, вызывающих аллергические реакции), что, конечно же, снижает эффективность здоровьесберегающей социализации.

Таким образом, специализированные группы для дошкольников с аллергопатологией практически реализуют здоровьесберегающую социализация таких детей в условиях дошкольных образовательных учреждений, что позволяет говорить о бесспорных перспективах институционализации рассматриваемой в работе социальной практики.

Родителями, чьи дети посещают специализированные группы, были высказаны следующие замечания и предложения по оптимизации предлагаемой инновационной практики: оптимизировать питание детей с аллергопатологией, улучшить реализацию общеукрепляющих оздоровительных мероприятий, организовать просмотр познавательных видео-и аудиоигр для детей (в контексте профилактики аллергии), создать гипоаллергенный фон на территории самого дошкольного образовательного учреждения и прилегающей к нему местности. Очевидно, эти меры не требуют кардинальных организационно-экономических решений и могут быть реализованы в рамках конкретных учреждений, что позволит повысить эффективность реализации здоровьесберегающей социализации рассматриваемой категории детей.

По результатам проведения социологического исследования нами были сформулированы практические рекомендации по организации медико-социальной помощи детям с аллергопатологией в условиях дошкольных образовательных учреждений.

Разработать программу совместной деятельности дошкольного образовательного учреждения и семьи по воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни.

Систематически проводить образовательные программы по обучению детей и их родителей правилам сохранения и укрепления здоровья, повышения резистентных возможностей организма, соблюдения режима труда и отдыха, режима питания, закаливания и т.д.

Регулярно проводить специальные мониторинговые программы с целью изучения качества жизни, выявления обусловленных заболеванием особенностей личности ребенка и предупреждения аллергических заболеваний у детей различных возрастных групп.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что сохраняющаяся тенденция к росту заболеваемости среди детей дошкольного возраста требует своевременной организации медико-социальной помощи детям с нарушением здоровья и разработки комплексных подходов к их оздоровлению. В этой связи представляется целесообразным в системе дошкольного образования выделение специальных групп и расширение сети имеющихся, ориентированных на организацию комплексных оздоровительных мероприятий с целью предупредить прогрессирование заболеваний и переход их в хроническую форму.

Рецензенты:

Волчанский М.Е., д.соц.н., профессор, декан факультета клинической психологии и социальной работы, ВолгГМУ, г. Волгоград.

Деларю В.В., д.соц.н., к.м.н., профессор, профессор кафедры общей и клинической психологии, ВолгГМУ, г. Волгоград.


Библиографическая ссылка

Варфоломеева Т.В., Алпатова Н.С., Мазуренко Д.В. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЕМ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13319 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674