Позднеимперский период истории России характеризуется активизацией национальных движений. В Тобольской губернии представители мусульманского этноса составляли значительный процент среди населения края. В этот период мусульманское духовенство и общественные объединения татар стремились играть значимую роль в развитии начального образования представителей своего вероисповедания, проживающих в Тобольской губернии [2, c. 208]. Представители духовенства выступили активными инициаторами в деле создания татарских школ.
Особенностью развития национального образования сибирских татар являлась его тесная связь с мусульманской религией. Как и другие народы России, исповедующие ислам суннитского направления, сибирские татары еще в конце XVIII в. были отнесены к ведению Оренбургского магометанского духовного собрания с центром в г. Уфе. Учреждая Оренбургское собрание, царское правительство рассчитывало, что оно будет своеобразным посредником между государством и народом в области просвещения. Мусульманские школы (мектебе и медресе) попали под юрисдикцию Духовного собрания, хотя это не получило законодательного оформления.
Это выражалось в том, что Духовное собрание на протяжении всего XIX и начала ХХ в. устанавливало испытание, присваивало учительские звания и определяло учителей в мусульманские учебные заведения во всех подведомственных ему регионах [1, c. 144].
Мусульманские учебные заведения были двух типов: мектебе (начальная религиозная школа) и медресе (среднее учебное заведение). Мектебе имелось практически в каждой татарской деревне. Оно находилось при мечети, в одном из помещений, примыкающих к ней. Как показывают материалы, мектебе у сибирских татар открывались по «желанию общества», на сельских сходах, «со времени устройства мечетей».
Открытие 1 августа 1913 г. в г. Тюмени русско-татарской одноклассной школы явилось конкретным примером воплощения намерений властей по образованию татар-мусульман на новых началах. Школа была открыта на средства Тюменского городского управления в помещении, предоставленном бесплатно А.И. Текутьевым. На содержание школы от казны поступало 420 руб. и из городских сумм 240 руб. в год. Хозяйственные и учебные расходы по училищу относились на счет магометанского общества. Учителями школы являлись тюменский мулла С.Г. Габитов, учитель мусульманского вероучения и татарского языка и учитель русских образовательных предметов Муратов Исмаил Ибрагимович из казанских татар, мусульманского вероисповедания, окончил курс в Казанской татарской учительской школе. За работу учителя получали жалованье: С.Г. Габитов - 120 руб., И.И. Муратов - 540 руб. в год.
В школе обучались 58 мальчиков. Срок обучения составлял три года. Преподавание велось на русском языке с первого года обучения (кроме Закона Божия и родного языка), так как отмечалось, что все поступающие мальчики сносно говорят по-русски уже в семье до поступления в школу.
Вскоре училище было открыто в составе школьной сети Тюменского округа. Училище было открыто на основании «Правил о начальных училищах для инородцев», утвержденных министром народного просвещения Львом Аристидовичем Кассо от 14 июня 1913 года на основании высочайшего повеления 5 июня 1913 года. Существование русско-татарской школы в Тюмени было вызвано проживанием в ней значительного количества татар, которые занимали определенное место в общественно-политической и социально-экономической жизни города, и поэтому желали учить русскому языку своих детей [3, л. 55-55 об., 57].
Накануне Первой мировой войной в Тюменском уезде Тобольской губернии происходит активизация деятельности мусульман по созданию неполитического общественного объединения, которое бы защищало интересы мусульман в рамках губернии и приняло бы на себя заботы о развитии народного образования в татарской среде. Учредители мусульманского благотворительного и просветительного Общества юрт Янбаевских Бухарской волости Тюменского уезда, ходатайствовали перед Министерством внутренних дел об утверждении Проекта устава Общества. Проект устава Общества был отправлен в Санкт-Петербург 19 декабря 1913 года в Министерство народного просвещения, а затем в Томск на согласование с попечителем Западно-Сибирского учебного округа Л.И. Лаврентьевым. Последний отправил проект документа Григорию Яковлевичу Маляревскому, директору народных училищ Тобольской губернии. Общество ставило одной из своих задач заведывание существующими в районе его действий мектебе и медресе, содействие в открытии ремесленных и иных школ с классами русского языка. В соответствии с целями § 4 проекта устава Обществу предоставлялось право приобретать в собственность помещения и обстановку для школ, снабжать их учебными пособиями и прочими принадлежностями, приглашать учителей и заботиться о приличном содержании школ и их преподавателей [4, л. 19-19 об.].
Г.Я. Маляревский считал, что § 3 устава должен был выглядеть следующим образом: «Общество имеет право возбуждать ходатайства об открытии в Янбаевских юртах в установленном порядке школ: мусульманских вероисповедных общеобразовательных и специальных для детей обоего пола, а также оказывать материальное содействие как существующим, так и вновь открываемым в этом селении школам разных наименований» [4, л. 21]. Пункт «в» ст. 4. Проекта устава было необходимо изложить так: «Избирать кандидатов для представления на утверждение в законном порядке на должность мугалимов (учителей) мусульманских школ» [4, л. 21 об.].
В рамках своей компетенции, как директор народных училищ Тобольской губернии, Г.Я. Маляревский стремился действовать исходя из норм существующего права, требуя от общественных объединений региона исполнения заложенных в Уставе принципов, что замедляло процесс развития начального образования в среде татар. Данная позиция проявлялась и в других вопросах, касающихся эволюции образования в регионе [6, c. 43-44; 7, с. 402].
Согласно Проекту устава Общество ставило своей главной задачей распространение и улучшение школьного образования, создание и упорядочение внешкольного образования и заботы о хозяйственных нуждах мечети (§ 2), а так как с мечетями были неразрывно соединены мектебе и медресе, то следовало полагать, что хозяйственные заботы и о них. Сообразно с такими целями Обществу по проекту предоставлялось право открывать новые школы, улучшать постановку преподавания в существующих, а также организовывать по праздникам курсы обучения грамоте для взрослых, устраивать лекции по предметам общеобразовательного характера [4, л. 29 об.].
Таким образом, проектируемое мусульманское Общество оставляло за собой руководство всей учебно-воспитательной частью как учащейся молодежи, так и взрослых, устраняя правительство от всякого участия в образовании и воспитании мусульманских племен. Такое положение вещей противоречило правилам о мерах к образованию населяющих Российскую империю инородцев, высочайше утвержденным 26 марта 1870 года относительно татар-магометан, и правилам 14 июня 1913 г., а также распоряжениям Министерства народного просвещения от 30 июня 1892 года и от 9 января 1899 года. По мнению учебного начальства, такая деятельность являлась «крайне» вредной в государственном отношении, а потому не могла быть допущена [3, л. 29 об. - 30].
Согласно уставу Общество собиралось действовать на территории города Тюмени и его окрестностей. Для достижения своей цели общество планировало организовать издание педагогических и научно-популярных журналов и газет, учебников, книг и брошюр по различным отраслям знания, как оригинальных, так и переводных, согласно действующим законам о печати. Общество состояло из ограниченного числа членов обоего пола без различия вероисповедания, за исключением учащихся низших и средних учебных заведений, а также состоящих на действительной службе нижних воинских чинов и юнкеров и лиц, ограниченных в правах по суду. Учащиеся высших учебных заведений допускались в члены Общества лишь на основаниях, особо определяемых в уставах данных учебных заведений [4, л. 31].
Все члены Общества делились на:
а) почетных членов, в которые избирались общим собранием лица, оказавшие обществу особые сообразно с целью его услуги, или вносившие в кассу общества единовременно не менее 150 рублей, или ежегодно не менее 50 рублей в течение трех лет;
б) действительных членов, избираемых общим собранием из лиц по своим знаниям и дарованию способных непосредственно своей работой осуществлять цель общества;
в) членов соревнователей, содействующих косвенно целям общества, например распространением его изданий, привлечением новых членов, средств. Последние две категории членов обязывались делать ежегодно взносы по 5 рублей или единовременно не менее 100 рублей. Члены Общества, не уплатившие в течение года денежных взносов или не проявившие в течение двух лет никакой деятельности, лишались права голоса на общих собраниях [5, л. 31-31 об.].
Средства Общества составляли:
а) единовременные и ежегодные членские взносы;
б) пожертвования деньгами и предметами как членов, так и посторонних лиц;
в) доходы с капиталов, предприятий общества;
г) сборы с устраиваемых обществом, с надлежащего каждый раз разрешения и с соблюдением правил, установленных на данный предмет действующими нормативными актами, спектаклей, концертов, публичных чтений, базаров, танцевальных вечеров;
д) сбор по подписным листам и книжкам, выдаваемым для этого членам Общества, допускаемый, однако, без особого разрешения лишь под непременным условием отсутствия всякой публичности [5, л. 31 об.].
Духовенство пыталось ввести преподавание мусульманского вероучения в светских школах Тобольска. Попечитель Западно-Сибирского учебного округа Л.И. Лаврентьев в июне 1914 года сопроводил директору Тобольской мужской гимназии письмо муллы соборной мечети Тобольска Бекшенева в Министерство народного просвещения от 20 апреля того же года о разрешении преподавать татарским детям ислам. В связи с этим были запрошены сведения о количестве обучающихся в гимназии мусульман, их национальности и заключение по данному вопросу. Директор тобольской гимназии признал преподавание магометанского вероучения для учащихся школы желательным в том случае, если учащихся было больше. Детей мусульман насчитывалось три казаха - братья Темировы. Для них содержать преподавателя за счет казны представлялось «непроизводительным». Вопрос положительно решался при согласии мусульман Тобольска содержать учителя за свой счет [5, л. 111, 113, 115-115 об.].
Одновременно имам Тобольской мечети Бекшенев поднимал вопрос о преподавании в городских и сельских приходских училищах Тобольска и Тобольского округа исламского вероучения учащимся-мусульманам [8, c. 14]. В августе 1914 года Г.Я. Маляревский доложил в Томск о том, что в Тобольском мужском высшем начальном училище обучалось четыре мусульманина. При этом в последние годы полный курс обучения учащиеся не оканчивали. Обычно обучались в двух классах, а потом выбывали из училища по желанию родителей. В Покровском приходском училище насчитывалось пять мусульман, в Тырковском училище - 35, родители которых проживали в Иртышатских, Комаровских, Исеневских юртах. Исходя из незначительного количества мусульман в двух школах, Г.Я. Маляревский считал, что отсутствует острая необходимость организации для них преподавания основ ислама. Тырковское приходское училище размещалось в неудобном помещении, что мешало преподаванию ислама при отсутствии свободной комнаты. Чиновник не видел надобности преподавать ислам, так как мусульмане поступали в школы по окончании мектебе, где преподавался вероучительный предмет. Мусульмане потом отдавали своих детей в школы Министерства народного просвещения «исключительно» для изучения русского языка [5, л. 116-116 об.].
Чиновники Министерства народного просвещения затребовали уточнений. Попечитель Западно-Сибирского учебного округа 20 августа 1914 г. сообщил имаму Тобольской мечети Бекшеневу, что магометанского языка, на котором планировалось преподавать исламское вероучение, не существует. В основном были распространены татарский, турецкий, персидский, арабский, сартский языки. Требовалось пояснить, на каком языке предполагалось вести обучение [5, л. 117-117 об.]. Министерство народного просвещения затребовало уточненные данные о количестве учащихся-мусульман в Тобольском округе. Осенью 1914 года в Тобольском мужском высшем начальном училище обучалось два мусульманина: татарин и бухарец, в Покровском - семь татар, в Тырковском училище - 26 татар и девять бухарцев. Казахи отсутствовали. В результате попечитель Западно-Сибирского учебного округа доложил в Министерство народного просвещения, что в двух училищах преподавание можно было доверить имаму Бекшеневу, за исключением бухарцев, которых следовало обучать вероучению на родном языке без вознаграждения от казны [5, л. 119, 120 об.].
В начале ХХ века представители духовенства и общественных объединений мусульман Тобольской губернии выступали с инициативой об открытии школ, стремились содействовать развитию народного образования, отстаивая интересы татарского населения в вопросах обучения детей исламу. При этом чиновники Министерства народного просвещения и Западно-Сибирского учебного округа настороженно относились к усилиям мусульман по организации образования среди татар, выполняя тем самым охранительные функции.
Рецензенты:
Дианов С.А., д.и.н., доцент, профессор кафедры государственного управления и истории ФГБОУ ВПО «Пермский национально-исследовательский политехнический университет», г. Пермь.
Гончаров Ю.М., д.и.н., профессор ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет», г. Барнаул.
Библиографическая ссылка
Сулимов В.С., Валитов А.А., Федотова Д.Ю. О РОЛИ ДУХОВЕНСТВА И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ МУСУЛЬМАН ТЮМЕНИ И ТОБОЛЬСКА В РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13317 (дата обращения: 13.10.2024).