Как известно, здоровье человека зависит от множества факторов (экологическая обстановка, условия жизни и т.д.), среди которых особое место принадлежит сфере здравоохранения. Данная отрасль выполняет одну из важнейших функций, которая заключается в «обеспечении сохранения и улучшения общественного здоровья путем оказания высококвалифицированной лечебно-профилактической помощи»[1], что, в свою очередь, способствует росту национального дохода страны и требует значительных затрат. Состояние же здравоохранения, перспективы его развития и совершенствования во многом определяются вектором реформы системы здравоохранения (РСЗ). Так, современное положение дел в здравоохранении России можно оценить как неудовлетворительное. Высокий уровень смертности населения (см. таблицу 1), неудовлетворенность качеством медицинских услуг («лишь 35,4% населения удовлетворены уровнем предоставляемой медицинской помощи»[8]) и недостаточный уровень финансового обеспечения как отрасли в целом, так и в части территориальных программ («в 2012 году в 66 регионах дефицит составил 164 млрд. рублей»[8]) - все это свидетельствует о наличии в данной сфере целого комплекса проблем.
Таблица 1.
Рождаемость, смертность и естественный прирост населения России [16]
Годы |
Всего, человек |
На 1000 человек населения |
||||
родившихся |
умерших |
естественный прирост |
родившихся |
умерших |
естественный прирост |
|
|
Все население |
|||||
1950 |
2745997 |
1031010 |
1714987 |
26,9 |
10,1 |
16,8 |
1960 |
2782353 |
886090 |
1896263 |
23,2 |
7,4 |
15,8 |
1970 |
1903713 |
1131183 |
772530 |
14,6 |
8,7 |
5,9 |
1980 |
2202779 |
1525755 |
677024 |
15,9 |
11,0 |
4,9 |
1990 |
1988858 |
1655993 |
332865 |
13,4 |
11,2 |
2,2 |
1995 |
1363806 |
2203811 |
-840005 |
9,3 |
15,0 |
-5,7 |
2000 |
1266800 |
2225332 |
-958532 |
8,7 |
15,3 |
-6,6 |
2001 |
1311604 |
2254856 |
-943252 |
9,0 |
15,6 |
-6,6 |
2002 |
1396967 |
2332272 |
-935305 |
9,7 |
16,2 |
-6,5 |
2003 |
1477301 |
2365826 |
-888525 |
10,2 |
16,4 |
-6,2 |
2004 |
1502477 |
2295402 |
-792925 |
10,4 |
15,9 |
-5,5 |
2005 |
1457376 |
2303935 |
-846559 |
10,2 |
16,1 |
-5,9 |
2006 |
1479637 |
2166703 |
-687066 |
10,3 |
15,1 |
-4,8 |
2007 |
1610122 |
2080445 |
-470323 |
11,3 |
14,6 |
-3,3 |
2008 |
1713947 |
2075954 |
-362007 |
12,0 |
14,5 |
-2,5 |
2009 |
1761687 |
2010543 |
-248856 |
12,3 |
14,1 |
-1,8 |
2010 |
1788948 |
2028516 |
-239568 |
12,5 |
14,2 |
-1,7 |
2011 |
1796629 |
1925720 |
-129091 |
12,6 |
13,5 |
-0,9 |
2012 |
1902084 |
1906335 |
-4251 |
13,3 |
13,3 |
0,0 |
Методы исследования: экспертный, статистический и сравнительный анализы.
Цель исследования
Целью данной статьи является анализ основных направлений реформы здравоохранения России, выявление имеющихся проблем и вариантов их решений.
Результаты исследования
Для начала рассмотрим, какие изменения произошли в ходе РСЗ в последнее время.
Согласно Концепции развития здравоохранения до 2020 года (КРЗ) к задачам РСЗ относятся переход до 2016 года на одноканальное финансовое обеспечение отрасли (ОФО) и внедрение подушевого принципа оплаты медицинской помощи. Так, в соответствии с пп.3 п.2 ст.12 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (212-ФЗ), с первого января 2012 года все 5,1% от фонда оплаты труда (взносы на ОМС) аккумулируются в федеральный фонд ОМС (ФФОМС), а впоследствии перераспределяются в территориальный фонд ОМС (ТФОМС). Это было сделано с целью обеспечения выравнивания тарифов по ОМС, благодаря которому планируется достичь сбалансированности финансовых ресурсов и эффективной реализации базовой программы ОМС (БП ОМС) в субъектах РФ.[10] Причем, за счет средств системы ОМС будет финансироваться оказание населению таких видов помощи, как: первичной медико-санитарной, специализированной, скорой и высокотехнологичной специализированной медицинской помощи [5].
Кроме того, по некоторым оценкам рейтингового агентства «Эксперт РА», в ходе реформы произошло ужесточение финансовых условий работы страховых медицинских организаций (СМО), которое проявляется [2, с. 5]:
- в увеличении с 1 января 2012 года минимального уровня уставного капитала с 30 до 60 млн. рублей [12] (в 2011 году 28 из 98 СМО [7] не соответствовало новым требованиям к капиталу);
- в сокращении инвестиционных доходов (с 2012 года СМО может получать инвестиционные доходы лишь от вложения собственных средств);
- в ограничении средств на ведение дела (согласно п.18 ст. 38 326-ФЗ [11], норматив отчислений средств на ведение дела ограничивается интервалом от 1 до 2%. Для сравнения, в 2009 году норматив более 2% был установлен в 21 субъекте России) и др.
Следовательно, количество СМО сокращается: в 2010 году (до начала реформы) в системе ОМС работало 107 СМО [2, с. 5], а к концу 2012 года их число сократилось до 71 [16], что свидетельствует о снижении числа страховых организаций более чем на 34 %.
Одним из направлений РСЗ является также и повышение доступности медицинской помощи. С вступлением в силу Федерального закона Российской Федерации от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании» (326-ФЗ) граждане имеют право выбирать как страховую медицинскую организацию (СМО), так и медицинское учреждение, и врача независимо от места прописки.
Но какие проблемы еще предстоит решить?
Одной из самых серьезных проблем данной сферы является недостаточный объем государственного финансового обеспечения системы здравоохранения и медицинской помощи. Так, «в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) минимально допустимый уровень государственных расходов на здравоохранение составляет не менее 6-7% валового внутреннего продукта страны (ВВП)». [5, с. 8] В России данный показатель по сравнению с ОЭСР ниже практически в 2 раза (см. таблицу 2). И в то же время уровень смертности в РФ превышает средний по ОЭСР также в 2 раза. Следовательно, существует необходимость разработки мер способствующих решению проблемы финансирования отрасли.
Таблица 2.
Рейтинг стран мира по уровню расходов на здравоохранение, 2010 [3]
Страна |
Объем расходов на здравоохранение, % к ВВП |
|
Страна |
Объем расходов на здравоохранение, % к ВВП |
Дания |
9,7 |
Швеция |
7,8 |
|
США |
9,5 |
Япония |
7,8 |
|
Нидерланды |
9,4 |
Исландия |
7,6 |
|
Франция |
9,3 |
Португалия |
7,5 |
|
Германия |
9,0 |
Испания |
6,9 |
|
Австрия |
8,5 |
Словения |
6,9 |
|
Новая Зеландия |
8,4 |
Швейцария |
6,8 |
|
Великобритания |
8,1 |
Чили |
6,6 |
|
Норвегия |
8,0 |
Ирландия |
6,4 |
|
Бельгия |
8,0 |
Греция |
6,1 |
|
Канада |
8,0 |
Россия |
3,2 |
В качестве таких мер в настоящее время выступает КРЗ. В рамках данной концепции планируется увеличить расходы на здравоохранение до рекомендованного Всемирной организацией здравоохранения уровня в 6% к 2020 году. Так, в последнее время в нашей стране, как видно из таблицы 3, наметилась незначительная, но все же положительная тенденция в данной области. В 2012 году по сравнению с 2010 годом объем финансового обеспечения отрасли увеличился более чем на 16 %.
Таблица 3.
Расходы бюджетной системы России на здравоохранение, в % к ВВП [16]
|
2011 |
2012 |
Консолидированный бюджет РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов |
3,5 |
3,6 |
в том числе: |
||
федеральный бюджет |
0,9 |
1,0 |
бюджеты государственных внебюджетных фондов |
0,6 |
1,5 |
консолидированные бюджеты субъектов РФ |
2,1 |
2,2 |
бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов |
1,3 |
1,4 |
Вторая проблема заключается в разграничение бесплатной и платной медицинской помощи. Конституционная норма обеспечения государственных гарантий гражданам бесплатной медицинской помощи не выполняется в полном объеме, а предоставляемые населению платные медицинские услуги и помощь в рамках добровольного медицинского страхования (ДМС) не являются дополнительными к гарантируемым государством объемам бесплатной медицинской помощи. Кроме того, на практике потребители медицинских услуг сталкиваются с ситуациями, когда одна и та же медицинская услуга, которая должна предоставляться в рамках бесплатной помощи, может быть оплачена несколько раз (бюджетными ассигнованиями, средствами ОМС, из личных средств граждан). При этом качество медицинской помощи остается на прежнем уровне [6, 7].
Следовательно, эффективность реализации принципов государственной помощи при развитии ДМС находится на достаточно низком уровне. Так, согласно исследованию Национального агентства финансовых исследований, в 2011 году «только 6% россиян застрахованы по программам ДМС. Это в 3 раза меньше, чем пять лет тому назад, и почти в два раза - в сравнении с показателями семилетней давности. В предкризисный же период сфера добровольного медицинского страхования развивалась весьма динамично: в 2005 году 11% россиян имели полис ДМС, а в 2007 - уже 18%» [6, с. 17].
И, наконец, третья, не менее важная проблема, имеющая место в данной отрасли, - это проблема защиты пациентов от врачебных ошибок. В настоящий момент, если пациент или его родственники (в случае смерти) полагают, что имела место быть врачебная ошибка, они вынуждены доказывать это, например, путем обращения: в правоохранительные органы, к руководству больниц или в управления (департаменты, министерства) здравоохранения. Задача данных органов заключается в выявлении нарушений при оказании медицинской помощи. Однако на практике добиться мотивированного и объективного заключения экспертов достаточно сложно [15].
Ежегодно в России совершается от 40 до 50 тыс. врачебных ошибок и подается в суд около 400 исковых заявлений на медицинские учреждения (пациенты выигрывают лишь две трети дел). Причем максимальная компенсация на данный момент - за смерть клиента клиники - составляет 2 млн. рублей, а в случае получения инвалидности - от 500 тыс. до 1,5 млн. рублей [9, 13]. В США, например, жертвами врачебных ошибок ежегодно становятся 40-87 тыс. американцев (показатель превышает данные по погибшим от СПИДа), а ежегодный экономический ущерб приравнивается к государственному бюджету РФ. Ответственность за такого рода ошибки несут, в первую очередь, медицинский персонал, по вине которого имел место инцидент. С другой стороны, такие организации как страховые компании (СК) и фармацевтические фирмы (ФФ), также в большинстве случаев обязаны выплачивать огромные компенсации пострадавшим пациентам. В то же время СК и ФФ имеют право предъявить регрессные иски медицинскому учреждению, результатом которых может стать решение о прекращении деятельности данного медицинского учреждения.[4]
Таким образом, выходом из сложившейся ситуации в России может стать внедрение саморегулирования профессиональной деятельности медицинских работников. Данная мера поможет, главным образом, решить проблему защиты пациентов от врачебных ошибок, тем более что в рамках КРЗ вопрос защиты пациентов не затрагивается. Сейчас «в России работает преимущественно административная система управления здравоохранением, в то время как во многих странах наряду с министерствами мощную роль играют профессиональные медицинские ассоциации (например, Немецкая врачебная Палата, аналогичные ассоциации в Японии, Франции, США, Италии, Австрии, Польше и в других странах). Эти организации регулируют профессиональную деятельность - взаимоотношения между медицинскими работниками, врачами и пациентами, разбирая до 80% всех жалоб на досудебном уровне, - обеспечивают повышение уровня подготовки и переподготовки кадров...» [14].
Выводы
Основываясь на анализе нормативно-правовых актов и работ, ведущих экспертов в данной отрасли, на наш взгляд, вполне обоснованы следующие направления совершенствования здравоохранения [1, 2, 5, 6, 14, 17, 18]:
- в целях улучшения ситуации, касающейся финансового вопроса, необходимо продолжать внедрение в субъектах РФ системы планирования, основанные на программно-целевых методах, что в свою очередь будет способствовать более эффективному использованию финансовых ресурсов;
- необходимо разработать методическое обеспечение управления изменениями в системе здравоохранения на уровне регионов;
- для повышения качества оказываемых услуг необходимо проработать и законодательно закрепить перечень бесплатной и платной помощи, четко разграничивающий данные виды медицинской помощи;
- качественное улучшение оказания медицинской помощи в РФ может быть достигнуто и через внедрение саморегулирования профессиональной деятельности медицинских работников и внесения соответствующих изменений в законодательство страны в области защиты прав потребителей медицинских услуг.
Рецензенты:
Шленов Ю.В., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Управление и интегрированные маркетинговые коммуникации», РГУИТП, г. Москва.
Левин Ю.А., д.э.н., профессор кафедры «Управление и интегрированные маркетинговые коммуникации», РГУИТП, г. Москва.
Библиографическая ссылка
Махнова Н.А. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13304 (дата обращения: 04.10.2024).