В статье 26 того же Закона определено, что «Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности» (Статья 26, п.2). К коллегиальным органам (в той же статье, но в пункте 4) относятся, в том числе и попечительские советы. Попечительский совет должен быть предусмотрен уставом образовательной организации. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации также должны устанавливаться уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации [14].
На наш взгляд, для полноценного развития и действия попечительских советов современной России общество должно сделать выбор: использовать зарубежный опыт или обратиться к накопленному богатому опыту деятельности попечительских советов в дореволюционной России.
В процессе нашей исследовательской деятельности мы пришли к убеждению, что наиболее активное развитие попечительских советов в образовательных учреждениях пришлось на конец XIX- начало XX века. Толчком для повсеместного развития коллегиальных попечительств при начальных училищах послужил доклад А.О. Селиванова о деятельности этих попечительств в Кубанской области, где они существовали с 1880 года. Доклад этот был сделан А.О. Селивановым на IX-й секции 2-го съезда русских деятелей по техническому и профессиональному образованию 1895-96 гг. «В результате работы этой секции было постановлено:
- Желательно устройство школьных попечительств при всех начальных школах.
- Задачи попечительства - забота о материальном положении школы и учительского персонала.
- В состав попечительств должны входить: священник, учащиеся и несколько выборных местным сельским обществам.»
- Желательно издание в законодательном порядке положения о попечительствах [3].
Основными причинами для создания коллегиальных попечительств при учебных заведениях явились не только недостаток сил и средств, выделяемых на содержание школ, но и необходимость создания более крепкой связи между местным населением и школой, а главное между школой и родителями, а также бывшими её учениками. Таким образом, за счёт привлечения к школьной жизни местного населения школа должна была стать более «жизненной», а население более заинтересованным в школьной жизни и школьных нуждах, что шло бы на пользу всем.
По мере развития школы росли и обязанности попечительств. В задачи входили теперь не только заботы о школьных зданиях, библиотеках и поставке необходимых пособий и принадлежностей, но и забота об аккуратном посещении школы учениками, об улучшении их питания, об их одежде, в некоторых случаях о месте их проживания, об организации для них экскурсий, развлечений, базаров и т.д. Также появились заботы и об обучающем персонале: об их проживании и дополнительном образовании, об их здоровье и содействия в разного рода затруднительных ситуациях.
В процессе наших исследовательских поисков мы обнаружили, что в дореволюционной России существовал ряд различных обществ попечительствовавших образованию. Общества имели как локальное, так и общероссийское значение, но все они внесли свой вклад в развитие народного образования в России.
Нашим исследованием архивной документации установлено, что кроме попечительских советов при учебных заведениях очень распространены были «Общества Попечения о Народном Образовании». Далее мы рассмотрим деятельность некоторых из них.
Всероссийское Филаретовское Общество Народного Образования ставило своей целью постановку образования во всей России на исконных началах «преданности Церкви Православной, Самодержавию Царскому и народности Русской» [8].
Также общество занималось разработкой вопросов образования, претворением их в жизнь, открытием образовательных учреждений, при этом в его интересы входило как низшее и среднее образование, так и высшее, и дошкольное. В состав общества входили лица обоего пола, достигшие совершеннолетия, имеющие христианское вероисповедование и бывшие российскими подданными, лица могли быть всякого состояния, неограниченные по суду в правах, не имеющие судимостей и «не опороченные» как в служебной, так и в общественной деятельности. В состав общества не могли входить лица, учащиеся в учебных заведениях, нижние воинские чины, лица, имеющие судимость. Все члены общества делились на учредителей, почётных, пожизненных, действительных и соревнователей.
Члены Учредители выбирались на Общем Собрании из пожизненных действительных членов, всего избиралось 20 учредителей и 10 их замов. Они вносили учредительский взнос в размере 10 рублей, от ежегодных членских взносов они не освобождались.
Почётными членами могли быть лица, которые оказали России особые заслуги или на специальном педагогическом поприще, или вообще в деле народного просвещения. Они освобождались от членских взносов и пользовались правами действительных членов.
Действительными членами Общества могли стать члены Общества, которые подали в Правление местного Отдела Общества письменное заявление установленной формы, к которому прилагались письменные рекомендации двух членов Общества. Действительные члены выбирались на Общем Собрании местного Общества Образования, при законном его составе, закрытою баллотировкой и простым большинством наличного числа голосов. Годовой членский взнос составлял 3 рубля. Между тем действительные члены Общества пользовались рядом следующих прав:
- правом участия во всех делах Общества, которые предусмотрены его уставом;
- входом во все учреждения и помещения Общества;
- бесплатным посещением научных лекций и докладов, которые устраиваются Обществом;
- бесплатным пользованием библиотекой Общества;
- правом представительства и исполнения поручений от имени Общества повсеместного в России;
- получением на льготных условиях изданий Общества как собственных, так и выписываемых.
Пожизненными членами считались действительные члены, единовременно внёсшие в кассу Общества не менее 100 рублей. От ежегодных членских взносов они освобождались.
Соревнователи избирались на общих условиях, должны были вносить в кассу Общества 1 руб. и пользовались всеми правами, кроме права участия в выборах и голосованиях на Общих Собраниях.
Во время своей деятельности Общество могло арендовать, получать в дар, приобретать, отчуждать, закладывать и перезакладывать движимую и недвижимую собственность в соответствии с законодательством, также Общество могло образовывать фонды, капиталы, вступать в разного рода обязательства и заключать разного рода договоры, касающиеся деятельности Общества. Также Общество имело право:
- учреждать учебные заведения, открывать вечерние и воскресные классы и курсы, народные чтения, библиотеки, издавать печатную продукцию в виде книг, учебных пособий, картин и для их распространения устанавливать киоски, снабжать ими школы, больницы и тюрьмы;
- обсуждать педагогические вопросы и меры по образованию;
- выдавать из своих средств денежные суммы, всякого рода пособия образовательным учреждениям, а также назначать и выдавать премии за различного рода труды по народному образованию;
- собирать и издавать статистические сведения о разных учебных заведениях, о местностях, которые нуждались в открытии учебных заведений, о нуждах населения в области просвещения, о народных чтениях и т.д.;
- указывать учреждениям на «противо-государственные» и «противо-нравстенные» направления в печатных изданиях [9].
Филаретовское Общество Народного Образования имело во всех городских и сельских местностях Империи свои отделы - Местные Отделы Общества, которые открывались по велению общества или самостоятельно, согласно инструкции, утверждённой Главным Правлением. Местные Отделы Общества находились в полной зависимости от Главного Правления. Кроме того они ежегодно отчисляли в кассу Главного Правления Общества 25% с членских взносов и 5% с прочих поступлений. Также средства общества составляли:
- Членские взносы.
- Единовременные взносы членов учредителей и пожизненных членов.
- Общие пожертвования.
- Пожертвования специального назначения.
- Доходы от эксплуатации движимого и недвижимого имущества Общества.
- Проценты на капиталы.
- Доходы от экскурсий, спектаклей, лекций, от выставок и т.п. мероприятий, организованных Обществом.
- Субсидии, пособия и прочие поступления.
Средства Общества образовывали капиталы, которые делились на оборотные, специальные и запасные.
В Общество могли входить разные частные научные организации, педагогические, образовательные и просветительные, но с разрешения, каждый раз, Министра Внутренних Дел.
Управляли обществом следующие органы:
А) Общее Собрание Общества. Б) Главное Правление Общества. В) Главная Ревизионная Комиссия Общества. Г) Общее Собрание местного Отдела Общества. Д) Правление Отделов. Е) Ревизионная Комиссия Отделов Общества.
Кроме того в состав общества входили следующие комиссии:
Комиссия по изысканию средств; Комиссия организационная; Комиссия школьных изданий; Комиссия по наблюдению за кинематографами; Комиссия по оценке хрестоматий, составленных по конкурсу, объявленному Обществом; Комиссия осведомительная для печати; Комиссия по выработке программы школьного журнала; Комиссия по борьбе с алкоголизмом и с другими вредными в школьном возрасте привычками; Комиссия по составлению нормальной школьной книги вне конкурса, объявленного Обществом [8].
Исходя из найденных нами данных, одним из первых Обществ попечения о Народном Образовании было общество, основанное в г. Барнаул 7 октября 1884года. До открытия Общества в городе существовало лишь одно училище и начальная школа при нём, женская городская школа в то время не имела ещё особого значения. [6].
Изучив деятельность Общества попечения о Начальном Образовании в г. Барнауле, мы пришли к выводу, что общество не только ставило своей целью, но и принимало активное участие в образовательной и культурной жизни населения. Оказывало материальную помощь тем из своих питомцев, которые наиболее в ней нуждались, обеспечивая их одеждой, едой, учебными пособиями. Таким образом даже дети из малообеспеченных семей могли получать образование. Обществом была организована школьная бесплатная библиотека, в запасы которой входило более 1000 томов. Услугами библиотеки пользовалось всё население города.
В члены Общества входили не только жители г. Барнаула, но и жители Западной и Восточной Сибири, а также русские люди, живущие в пределах Восточного Китая [6].
В городе Аккерман подобное Общество было основано местным греческим вице-консулом Михаилом Константиновичем Фемелиди. Сначала, неравнодушный к жизни молодёжи, он старался сам помогать учебным учреждениям, но поняв, что его помощи недостаточно для решения проблем, стоящих перед образованием, он начал агитировать в пользу учреждения в его родном городе Общества пособия нуждающимся в образовании. Своё желание, готовность помогать ему в живом и насущном деле умственного развития русского народа изъявил тогдашний Инспектор Аккерманской Прогимназии Иван Фёдорович Прокеш. Устав Общества был утверждён в Министерстве Внутренних Дел 18 сентября 1880 года. Целью Общества они ставили «помогать недостаточным воспитанникам и воспитанницам учебных заведений, находящихся в г. Аккерман и в Аккерманском уезде, а также оказывать пособие и учащимся в высших учебных заведениях или отсылать желающих в такие русские общеобразовательные заведения Империи, которых в уезде не существует, и такую помощь оказывать нуждающимся ученикам города и уезда без различия пола, сословия, национальности и вероисповедования» [2].
Фемиледи прилагал все усилия для того, чтобы поставить Общество на более или менее прочное основание. Он лично разъезжал по домам граждан, стараясь убедить их оказывать содействие в развитии Общества. Немало хлопот он предпринимал для привлечения общественного внимания, устраивая спектакли в пользу общества. Общество просуществовало не долго, количество его членов упало до 33 человек со 110, как оказалось в городе Аккерман и его уезде не нашлось ни одно человека, исключая самого М.К. Фемелиди, который бы пожелал сделаться постоянным членом Общества, т.е. решился внести в кассу Общества единовременно сто рублей, что наглядно видно в отчётах Общества. По мнению П. Гадзятского, написавшего очерк о данном Обществе, такая ситуация сложилась вовсе не из-за скупости, не из-за неспособности сочувствовать, а «скорее наша косность, наша душевная лень, наконец то, что мы всецело поглощены собственными частными делами и житейскими мелочами», вот те вещи, которые удерживали общество от участия «в хорошем деле» [1].
Всего за шесть лет существования Общества, его силами помощь была оказана более, чем 443 учащимся в образовательных учреждениях.
Наше исследование позволило выявить, что помимо Обществ попечения о народном образовании, существовали общества попечения о учительницах, воспитательницах и их детях. Из устава Общества Попечения о воспитательницах и учительницах, состоящего под Августейшим Её Императорского Величества Государыни Императрицы, мы видим, что общества ставили заботу об улучшении положения лиц женского пола, занимающихся воспитанием и образованием детей. В состав Общества входили действительные, почётные члены и члены соревнователи.
Наряду с представленными нами обществами, мы изучили более сорока уставов различных обществ и попечительских советов в образовательных учреждениях и установили, что они все имели похожие функции, в их состав чаще всего входили действительные члены, почётные и члены соревнователи, при этом получение данного статуса во всех обществах аналогичен, у них был похожий аппарат управления, похожие уставы, похожие способы добывания средств на развитие деятельности Общества, члены обществ имели как экономическую, так и социальную выгоду. Рассмотрение динамики развития попечительских советов в дореволюционной России позволило нам сделать заключение о том, что во многом успешная деятельность попечительских советов обусловлена тем, что они использовали положительный опыт деятельности и традиции различных обществ, попечительствовавших народному образованию.
Рецензенты:
Айбазова М.Ю., д.п.н., профессор кафедры психологии и педагогики, начальник Управления по организации и сопровождению научно - исследовательской деятельности ФГБОУ ВПО «Северо-Кавказской государственной гуманитарно - технологической академии» г.Черкесск.
Ромаева Н.Б., д.п.н., профессор кафедры педагогики и образовательных технологий ФГБОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь.
Библиографическая ссылка
Крюкова А.А. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВ, ПОПЕЧИТЕЛЬСТВОВАВШИХ ОБРАЗОВАНИЮ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13289 (дата обращения: 23.01.2025).