Определение приоритетных направлений развития социально-культурной деятельности - одна из актуальных современных проблем высшего гуманитарного образования. Востребованность высококвалифицированных специалистов в правительственных и неправительственных организациях, учреждениях, ассоциациях, фондах культуры, образования, социальной работы по-прежнему остается острейшей. Эффективные работники социально-культурной сферы должны уметь осуществлять профессиональную деятельность (научно-исследовательскую; учебно-педагогическую; производственно-практическую; научно-методическую) в условиях сложной социально-экономической ситуации и требований рыночной среды.
Формирование и реализация социокультурных технологий определяется социальным заказом, который проектирует цели и задачи социально-культурной деятельности для региона. Так, в Сибирском федеральном университете более десяти лет осуществляется подготовка менеджеров социально-культурной деятельности. Открытие этой специальности было вызвано насущной необходимостью - по данным статистики, не более 30% работников сферы культуры Красноярского края имели высшее образование. До 2010 года обучение по специальности «Социально-культурная деятельность» было возможно по заочной форме, поскольку обучение по этой специальности было ориентировано, прежде всего, на уже работающих в социально-культурной сфере специалистов, не имевших до сих пор высшего специального образования. В настоящее время в связи с новыми реалиями в социально-культурной сфере возникла необходимость в открытии данного направления подготовки по очной форме обучения. При этом надо отметить, что направление «Социально-культурная деятельность» оказалось не достаточно привлекательным для выпускников школ и средних специальных учебных заведений по ряду объективных причин. Для взрослых, уже нашедших себя в профессии людей, востребованность получения высшего образования по данному направлению по-прежнему острая, однако их финансовые возможности сильно ограничены, а вероятность поступить на бюджетное место низкая.
Предлагая студенту систему знаний в области социально-культурной деятельности, преподаватель создает условия для того, чтобы последний вырастил собственную потребность в изменении, и находит пути перехода к новому состоянию, выстраивая траекторию своего изменения. Такое целеполагание, безусловно, поднимает вопрос содержательности информации, предлагаемой в рамках изучения дисциплин учебного плана. В целом же следует говорить об актуальной проблеме адаптации содержания образования в области социально-культурной деятельности к социально-экономической ситуации, к новым потребностям общества. В связи с этим необходимо как краткосрочное прогнозирование (мониторинг учреждений культуры края), так и долгосрочного научное прогнозирование развития социально-культурной сферы силами в рамках выполнения научно-исследовательских работ (курсовые, дипломные исследования). Данные исследования дают возможность оперативной корректировки учебного процесса (например, модернизация структурно-логических взаимосвязей дисциплин учебного плана) с учетом изменяющихся требований к менеджеру социально-культурной деятельности на рынке труда Красноярского края.
Специфика образовательного процесса в СФУ для специалистов с области социально-культурной деятельности, на наш взгляд, выражается в том, что процесс моделирования эффективного менеджера состоит из двух системных направлений: фундаментальное и прикладное. При этом данные направления синергетически взаимосвязаны, что находит отражение в их междисциплинарной и межотраслевой значимости [5]. Целевая ориентация такой системности заключается в построении более общего по сравнению с какими-либо другими теориями знаний о социально-культурной деятельности. Системный подход в процессе подготовки менеджеров социально-культурной деятельности в Сибирском федеральном университете позволяет студентам обладать необходимым фундаментом (системой знаний), на котором возвышается пирамида специальных знаний о специфике социально-культурной сферы.
Реализуемая в СФУ концепция двунаправленности системы подготовки актуальна, так как дает возможность установления более эффективных связей между различными отраслями научного знания, синтеза и координации знаний, повышения эффективности взаимодействия общественных, социальных и ряда гуманитарных наук. Так, результатом именно глубокого осмысления процессов системной ориентации социально-культурной подготовки, учитывающего перспективы развития всех иных компонентов научного знания, при которых устанавливается соответствующий перечень, объем и направленность содержания учебного плана, выступает получение необходимого качества и эффективной реализации образовательного процесса. В свою очередь эффективность такого системного подхода может быть обеспечена лишь при условии принятия профессорско-преподавательским составом, осуществляющего подготовку по данному направлению, базовых культурных ценностей, которые представляют собой наиболее устойчивый элемент образовательного процесса.
Системный подход к процессу образовательной деятельности обеспечивает непрерывное целостное развитие личности студента. Отсюда важнейшей методологической основой учебного процесса в вузе является выработка способностей всех субъектов этого процесса (преподавателей, работодателей и студентов) к смыслотворчеству, тогда формирование знаний, умений и навыков (компетентностный подход) в процессе профессионального развития выступает способом достижения этой цели. Таким образом, методология системного подхода к образовательной деятельности становится ведущим в процессе перехода от «knowledge» подхода (получение знаний) к технологии «cooperation and development» (сотрудничества и развития) через формирование «живых знаний-умений» (living knowledge) в области профессиональной деятельности.
Системный подход в образовательном процессе будущих специалистов для социокультурной сферы предполагает реализацию принципов его организации. В СФУ они формируются в тесной связи с социально-экономическим развитием Красноярского края, с учетом потребностей в социально-культурной сфере. По мере осуществления социально-экономических реформ, демократизации общественных отношений возрастает роль профессионального образования, в ходе которого происходит развитие личности - главного субъекта, участвующего в совершенствовании всей общественной жизни.
В контексте изучаемой проблематики исследования представляется возможным сформулировать систему принципов подготовки эффективных менеджеров для социально-культурной сферы в Сибирском федеральном университете.
Принцип высокой духовной идеи в образовательном процессе по подготовке менеджера социально-культурной сферы. В сложных социально-экономических условиях, в период трансформации российского общества актуализируется значимость повышения уровня духовного развития. Так как высшей ценностью сущности человека является его духовность, время требует поиска высоких гуманистических и нравственных ценностных оснований в реализации целей формирования, развития и воспитания личности. Именно в системе высшего профессионального образования этот поиск приобретает остро осознанную необходимость, так как наиболее опасен духовно-нравственный кризис и проявления бездуховности именно в среде современной молодежи. Соответствующими базовыми основаниями такой необходимости можно обозначить духовно-нравственные ценности, определяющие регулятивную функцию оцениваемых явлений в обществе. Включение в образовательный процесс принципа высокой духовной идеи ориентирует содержание профессиональной подготовки менеджера социально-культурной деятельности на личностное развитие духовно-нравственных ценностей: мораль, ответственность, долг, справедливость и т.д. Исследователь Г.И. Бабушкин отмечает, что духовная доминанта в процессе подготовки специалиста для сферы культуры и искусства возможна, если она будет реализована посредством следующих методов [1, с. 192-194.]: ситуации-упражнения, ситуации-иллюстрации, ситуации-идеализации, ситуации-проблемы, ситуации-самореализации.
Для эффективной реализации данного принципа в образовательном процессе по подготовке менеджера социально-культурной деятельности особую актуальность представляют следующие факторы: установка и корректировка уровня духовно-нравственного развития студента в процессе обучения; взаимосвязь духовного уровня развития обучающегося с индивидуальными профессионально-личностными потребностями в контексте ценностно-смысловых установок обучающихся; личная включенность студента в процесс духовно-нравственного воспитания и самовоспитания. Реализация принципа высокой духовной идеи находит свое отражение в учебном плане направления «Социально-культурная деятельность». Так, содержание дисциплин философия, культурология, психология, эстетико-философские учения, церковнославянский язык, древнегреческий язык, визуальная антропология, гендерная антропология; социальная и культурная антропология, психологическая антропология, народная художественная культура, феноменология религии, история мирового кинематографа, история мирового театра, теория религии, философия религии направлено на воспитание духовно-нравственных ценностей, где определяется их место и роль в жизнедеятельности человека. Тот факт, что в духовных ценностях важное место занимает эстетическое, объясняет включенность в учебный план выше приведенных дисциплин. Так как духовно-нравственные ценности применимы в качестве оценочного основания ко всем сферам жизнедеятельности человека, то они рассматриваются в этих и других дисциплинах, в целом формируя мировоззренческую составляющую картины мира.
Принцип взаимодополняемости фундаментальности научного знания и практической деятельности в реализации управленческих навыков. Реализация данного принципа в процессе подготовки специалиста сферы социально-культурной деятельности в СФУ включает:
a) организацию образовательного процесса в режиме развития, так как решение профессиональных задач предполагает инновационный подход. В свою очередь, этот подход диктует необходимость саморазвития в условиях изменяющей среды;
b) направленность образовательного процесса и всех его субъектов на креативную деятельность, обеспечивающую возможность самореализации в профессиональном развитии;
c) организацию обучения, ориентированного на перспективное развитие студентов через непрерывную практику во внешней социокультурной среде. Так, в учебном плане направления, кроме учебной и производственной практики, в рамках теоретического обучения предусмотрены практические занятия в форме: выездных семинаров в учреждениях социально-культурной сферы, организации мастер-классов специалистов в области социально-культурной деятельности, методики кейс-стади, деловые игры, тренинги и т.д. Так как социокультурная сфера - это сложное интегративное образование, постоянно развивающееся и находящееся в прямой зависимости от других сфер жизнедеятельности общества, внедрение и реализация инноваций в этой сфере приобретает принципиальное значение. На наш взгляд, именно принцип взаимодополняемости фундаментальности научного знания и практической деятельности студентов направлен на подготовку эффективного менеджера социально-культурной деятельности.
Принцип самопознания профессионального и личностного развития менеджера СКД. Данный принцип связан, прежде всего, с процессом понимания профессионального статуса, профессиональной идентичности в условиях трансформации современной культуры. В рамках его реализации в СФУ обучение осуществляется с учетом разграничения уровней познания и понимания в процессе освоения идеалов профессиональной деятельности. Практика показывает, что первокурсники часто не понимают сущность будущей профессии, однако надо отметить, что у тех, кто работает в этой сфере, уровень понимания несколько выше. Существует и небольшой процент студентов, которые выполнив учебный план на 30-40 %, никак не идентифицируют себя с будущей профессией. Задача преподавателей в данном случае - посредством применения принципа самопознания помочь студенту (в случае, когда это имеет смысл) в личностном развитии для самоопределения себя в профессиональном. В общем понимании целевая ориентация данного принципа в образовательной деятельности - понимание значимости будущей профессиональной деятельности для самого студента. Осознание социальной значимости профессии современного менеджера социально-культурной деятельности в СФУ концептуально провозглашено следующим образом: создание условий для обеспечения саморазвития культурной жизни через процесс приобщения человека к культуре при сохранении культурно-исторического наследия Красноярского края и воспроизводства творческого потенциала его населения, а также активного включения самого человека в этот процесс.
Реализация данного принципа выражается в следующих постулатах:
- Логическая последовательность формирования компонентов знания о профессиональной деятельности. Такая последовательность отражена в учебном плане направления. В частности, на фундамент общих знаний о профессиональной сфере «ложатся» специальные знания таких дисциплин, как: теория и история социально-культурной деятельности, педагогика досуга, методология и методика научного исследования социально-культурной деятельности, технологические основы социально-культурной деятельности, основы социально-культурного проектирования, технологии менеджмента социально-культурной деятельности, культурная политика Красноярского края и др.
- Включение студентов в проектную деятельность выпускающей кафедры (например, участие их в грантовых программах различного уровня). Инновационным в образовательном процессе СФУ по направлению «Социально-культурная деятельность» в рамках проектного подхода является активное включение студентов в изучение системы культуры Красноярского края; исследованию этнокультурной динамики и формирования общероссийской национальной идентичности. Тематика научно-исследовательских работ в рамках проектного подхода представляет собой острейшую и актуальную проблематику в социально-культурном пространстве Красноярского края.
- Создание условий для апробации полученных знаний в профессиональных действиях, отражаемых в собственном опыте социокультурной деятельности. Учитывая тот факт, что до 70 % студентов заочной формы обучения уже работают в социально-культурной сфере, применение данного принципа не вызывает затруднений. Данное положение находит отражение, как правило, в рамках реализации общепрофессиональных и специальных дисциплин. Студенты очной формы обучения пока имеют возможность такой апробации в рамках прохождения практики.
Принцип взаимной обусловленности педагогического и социокультурного опыта студента. Актуальность данного принципа в процессе подготовки современного менеджера к профессиональной деятельности в социально-культурной сфере Сибирского региона определяется возможностью ориентации выпускников не столько на распространение полученных знаний, сколько на получение навыков их применения с учетом потребностей социальной среды. Полагаем, что настоящий принцип во многом и определяет качество профессиональной подготовки выпускника. Однако, как показывает многолетняя практика, часто сама среда, в частности руководители учреждений социально-культурной сферы Красноярского края, отчаянно сопротивляются процессу применения новых знаний в реальной практике. С недоумениями студентов по этому поводу преподавателям приходится встречаться постоянно, как в процессе обучения, так и после него. Данное противоречие в условиях постоянно меняющейся экономической и социокультурной ситуации края усложняет реализацию принципа взаимной обусловленности педагогического и социокультурного опыта, а сама система управления социально-культурной сферой Красноярского края требует модернизации. Обозначенная сложность принципа не отменяет его применения, целевая ориентация реализации которого направлена на решение профессиональных задач и находит отражение в процессе организации производственной практики, которая предполагает взаимообучение, обмен идеями преподавателя и студента, при котором минимизируется разрыв между теоретическими постулатами и реальной практикой. Эффективный преподаватель всегда старается владеть ситуацией на рынке в ее динамике.
Кумулятивный принцип в процессе развития обучения профессиональной деятельности. Реализация данного принципа предполагает компетентностный подход, при котором в образовательном процессе созданы условия для преобразования личного опыта студента в прочные профессиональные знания, умения и навыки. Так, будущие менеджеры социально-культурной деятельности в процессе обучения в СФУ приобретают весь набор компетенций, регламентированных в ФГОС ВПО. Компетентностный подход предполагает не усвоение отдельных друг от друга знаний и умений и навыков, а овладение ими в комплексе. Это позволяет в процессе обучения «наращивать» новые знания, умения и навыки в сфере профессиональной деятельности, опираясь на полученный опыт при решении профессиональных задач на предыдущем этапе освоения знаний. Приобретение студентами прикладных навыков также осуществляется в динамике, по нарастающей (по мере овладения профессиональным опытом). Кумулятивный принцип обучения в СФУ основывается на системе взаимосвязанных учебно-профессиональных задач с целью интеграции опыта, усвоения профессиональных функций, овладения методами работы менеджера социально-культурной деятельности в новых социально-экономических условиях.
Таким образом, принципы подготовки менеджера для социально-культурной сферы в условиях рыночных отношений наиболее актуальны в условиях современной социально-экономической, политической и духовно-нравственной обстановки в крае. Полагаем, что реализация образовательного процесса направления подготовки «Социально-культурная деятельность» в СФУ связана с эффективностью разработанной нами системы принципов (таб. 1). Сочетание классических и инновационных принципов позволяет совершенствовать образовательный процесс и готовить менеджеров социально-культурной деятельности в аспекте их востребованности и конкурентоспособности на рынке социально-культурных услуг Красноярского края.
Системный подход к процессу подготовки эффективного менеджера социально-культурной деятельности в Сибирском федеральном университете позволяет осуществлять подготовку на основе:
- изучения, сохранения и использования культурного наследия, в процессе возвышения духовных потребностей;
- антропологического и культурологического знания позволяющего рассматривать различные явления в культуре в их целостности и историческом развитии;
- художественно-эстетической концепции направленной на выявление специфики социально-культурной (в том числе досуговой) сферы;
- синтеза в разработке содержания учебных дисциплин и методики их преподавания;
- единства теоретической и практической сторон обучения и воспитания;
- учета региональных особенностей социально-культурной сферы, определяемых этническими традициями и историко-культурными связями населения, опорой на сложившиеся этнопедагогические традиции региона;
- развития личности студента в контексте концепции целостной системы образования.
- участия в разработке и внедрении программ сохранения и развития культуры;
- реализации креативного мышления в рамках научно-методических, организационно-практических, художественных и коммуникативных основ изучения, сохранения и развития социально-культурной сферы.
Таблица 1
Система принципов подготовки современных менеджеров для социально-культурной сферы в СФУ
Принцип |
Принцип высокой духовной идеи в образовательном процессе по подготовке менеджера СКД |
Принцип взаимодополняемости фундаментальности научного знания и практической деятельности в реализации управленческих навыков |
Принцип самопознания профессионального и личностного развития менеджера СКД
|
Принцип взаимной обусловленности педагогического и социокультурного опыта студента
|
Кумулятивный принцип в процессе развития обучения профессиональной деятельности
|
Целевая ориентация |
повышение уровня духовного развития ориентация содержания профессиональной подготовки будущего менеджера СКД на личностное развитие духовно-нравственных ценностей: мораль, ответственность, долг, справедливость и т.д |
обеспечение эффективности структуры социально-культурного образования, в которую гармонично вписана мировоззренческая и специальная подготовка менеджера для сферы культуры и искусств |
понимание значимости будущей профессиональной деятельности и осознание профессиональной идентичности |
ориентация выпускников не столько на распространение полученных знаний, сколько на получение навыков их применения с учетом потребностей социальной среды |
«наращивание» новых знаний, умений и навыков в сфере профессиональной деятельности, опираясь на полученный опыт при решении профессиональных задач на предыдущем этапе освоения знаний. |
Специфика реализации |
a) установление и корреляция уровня духовно-нравственного развития студента; b) моделирование взаимосвязи духовного уровня развития обучающегося с индивидуальными профессионально-личностными потребностями в контексте ценностно-смысловых установок; c) осуществление личностной включенности студента в процесс духовно-нравственного воспитания и самовоспитания.
|
a) организация образовательного процесса в режиме развития и саморазвития (инновационный подход); b) направленность образовательного процесса и всех его субъектов на креативную деятельность, обеспечивающую возможность самореализации в профессиональном развитии; c) организация обучения, ориентированного на перспективное развитие студентов через непрерывную практику во внешней социокультурной среде. |
a) моделирование логической последовательности формирования компонентов знания о профессиональной деятельности; b) включение студентов в проектную деятельность; c) создание условий для апробации полученных знаний в профессиональных действиях, отражаемых в собственном опыте социокультурной деятельности.
|
a) эффективная организация производственной практики; b) взаимообучение, обмен идеями преподавателя и студента, при котором минимизируется разрыв между теоретическими постулатами и реальной практикой. |
a) компетентностный подход; b) взаимосвязь учебно-профессиональных задач, с целью интеграции опыта, усвоения профессиональных функций; c) овладение методами работы менеджера социально-культурной деятельности в новых социально-экономических условиях. |
Рецензенты:
Морозова О.Ф., доктор культурологии, профессор кафедры рекламы и социально-культурной деятельности ФГБОУ ВПО ФГАОУ «Сибирский федеральный университет» г. Красноярск.
Копцева Н.П., д.филос.н., профессор, зав. кафедрой культурологии ФГАОУ «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск.
Библиографическая ссылка
Ноздренко Е.А. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПРОЦЕССУ ПОДГОТОВКИ ЭФФЕКТИВНОГО МЕНЕДЖЕРА ДЛЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ В СИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13273 (дата обращения: 19.09.2024).