Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА

Кузнецова В.В.

Успешное овладение педагогической профессией невозможно без овладения  культурой  речи  и  культурой  общения. Коммуникативная культура учителя, основанная на речевой культуре,  определяет потенциал всей системы образования,  меру ее воздействия на развитие личности ученика.  Содержание профессиональной деятельности педагога предъявляет к нему ряд специфических требований, заставляющих его развивать определенные личностные качества как профессионально значимые, необходимые и обязательные.

В настоящее время проблема овладения свободным, подлинно культурным словом является особенно актуальной и важной "для тех, кто пользуется словом как основным+ инструментом своей профессии, в первую очередь для педагогов, чья речь не только главное орудие профессиональной деятельности, но и образец, сознательно или    бессознательно усваиваемый, всегда в той или иной степени воспринимаемый учениками, а значит, неизбежно тиражируемый и распространяющийся" [1].

Одной из самых  важных  категорий педагогической этики является коммуникативно-речевая  деятельность, совокупное (имеющее первоначально коллективно-распределенный характер) самоценное действие. Источником деятельности являются мотивы субъекта, ее целью - образ возможного (в качестве прообраза того, что свершится), ее средствами - отдельные действия в направлении промежуточных целей и, наконец, ее результатом - переживание отношений, складывающихся у субъекта с миром.

Таким образом, коммуникативно-речевая деятельность  учителя начальных классов - совокупное, самоценное, основанное на педагогической этике действие, имеющее коллективно-распреде-лительный характер и  направленное на слушателей с определенной  целью. 

Педагогическая этика как система норм нравственного поведения учителя предполагает выполнение им определенных обязанностей по отношению к обществу, профессии, обучаемым  детям, друг другу. Педагогическая этика неотделима от профессиональной культуры.

Поскольку, по Э. Маркарян, культура  является способом человеческой деятельности, то возникает необходимость связать коммуникативно-речевую деятельность будущего учителя с его общей  культурой.  По В. Келле, культура выступает как характеристика самого человека, меры его развития в качестве субъекта деятельности, меры овладения этим субъектом условиями и способами человеческой деятельности в различных сферах общественной деятельности. Поэтому самой важной  характеристикой учителя является его профессиональная культура, составной частью которой  представляется культура коммуникативно-речевая. Л. Коган определяет культуру как "систему, выступающую мерой и способом формирования и развития сущностных сил человека в ходе его социальной деятельности"[4]. Формирование и развитие профессионального потенциала будущего учителя начальных классов происходит в том числе и на основе коммуникативно-речевых умений.

Исходя из того, что культура личности является многомерным, разномодальным  понятием, системой, отражающей и внутреннее состояние индивида, и внешние его проявления  в социуме, можно определить коммуникативно-речевую культуру учителя как систему, выступающую мерой и способом формирования педагогической этики на фоне    профессиональной   активности.

Особенностью профессиональной  активности является то, что она проявляется в деятельности как единство отражения, выражения и реализации внешних и внутренних тенденций в жизни личности. "Активность - ценностный способ моделирования и самоосуществления личностью деятельности, общения и поведения".

Активность в качестве принципа  пронизывает все стороны процесса образования, включая организацию учебного процесса, разработку способов и методов усвоения учебного материала и формирование на этой основе научного мировоззрения, так как проблемы развития профессиональной  активности студентов рассматриваются главным образом через организацию их учебной, трудовой и общественной деятельности.

На этапе обучения в высшей школе в качестве одного из ведущих видов деятельности следует признать формирование коммуникативно-речевой культуры, выступающей в качестве  основы профессиональной этики и одного  из факторов социальной и профессиональной самореализации    личности.

Для определения сущности и содержания процесса формирования коммуникативно-речевой культуры студентов необходимо рассмотреть особенности  данного возраста, его доминирующие социальные, психолого-физиологические характеристики. Понятие "возраст" рассматривают в психолого-педагогической литературе как конкретную, относительно ограниченную во времени ступень психологического развития индивида как личности, которая характеризуется совокупностью объективно существующих физиологических, психических и социальных изменений.

Возраст студента - одна из существенных сторон, которая во многом определяет особенности процесса воспитания личности в вузе. Переходный возраст от старшего школьного (15 - 17 лет) к студенческому наиболее восприимчив для процесса формирования общей культуры, потребностей нравственно-ценностного характера, мотивации гражданского  поведения и активной жизненной позиции  личности. Это период становления взрослости, освоения новых "взрослых" ролей, стереотипов и норм поведения, адаптации к новым социальным и профессиональным функциям и обязанностям.

Возраст 17 - 23 года - наиболее плодотворный для формирования знаний, умений, навыков, научного и профессионального развития, совершенствования всесторонней мыслительной культуры.  По мнению  ведущих психологов,  наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личности (гражданская зрелость), субъекта познания (умственная зрелость) и труда (трудо-способность) во многом совпадают. Этому возрасту присуще стремление к всестороннему развитию своих способностей, составление конкретных программ для развития воли, интеллектуальных, эстетических качеств.

В ранней юности у человека формируются представления мировоззренческого уровня: о смысле жизни, о счастье, о человеке как высшей ценности, человек  становится способным осуществлять нравственный выбор. Учет этапов профессионального  становления личности студента позволяет педагогу выяснить, в чем должна проявляться  активность студентов в период учебы в вузе. Психолого-педагогические исследования   позволяют  сделать вывод, что активность студентов на этом этапе выражается в эмоционально положительном стремлении к овладению коммуникативно-речевыми навыками, научными знаниями, нравственными понятиями, которые, становясь убеждениями, побуждают личность к совершению нравственных поступков.

Радует тот факт, что в настоящее время  ставится  вопрос о смене аксиологических парадигм: на смену  идеалу роста благосостояния идет идеал "духовности и самоограничения", который   является средством  становления новой системы ценностей, ориентированных на культуру человечества, а это также влечет за собой необходимость в формировании глобального мышления у педагога и обучаемых.

В данной ситуации происходит изменение образовательных парадигм, нашедшее свое отражение в создании концепций личностно ориентированного образования, в центре которых - удовлетворение потребности личности в нравственном, культурном, коммуникативном и интеллектуальном развитии, в реализации ее потенциала в избранной сфере профессиональной деятельности. Личностная ориентированность образования связана с созданием необходимых условий для раскрытия и формирования индивидуальности обучающегося, его творческого потенциала, социально-гражданской компетенции как субъекта самостоятельной профессиональной деятельности. Личностно-психологической основой этого подхода является естественное стремление человека к совершенствованию и совершенству, к гармоническому состоянию  внутри себя и с окружающим миром. 

Итак, целью учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе наряду с подготовкой высококлассного специалиста, обладающего достаточной степенью профессиональной компетенции, является   разностороннее развитие личности с нравственно-ценностной мотивацией поведения во всех сферах жизни и деятельности - как профессиональной, так и социальной. Профессиональная этика является неотъемлемой чертой, характерным свойством каждого специалиста любой профессии, в особенности  это касается учителя начальных классов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Тер-Минасова С.Г. Война и мир языков и культур.- М., 2007.

2.  Маркарян Э. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ). - М., 1983.

3. Коган Л. Теория культуры. - Екатеринбург, 1993.


Библиографическая ссылка

Кузнецова В.В. КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 6-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1324 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674