Успешное овладение педагогической профессией невозможно без овладения культурой речи и культурой общения. Коммуникативная культура учителя, основанная на речевой культуре, определяет потенциал всей системы образования, меру ее воздействия на развитие личности ученика. Содержание профессиональной деятельности педагога предъявляет к нему ряд специфических требований, заставляющих его развивать определенные личностные качества как профессионально значимые, необходимые и обязательные.
В настоящее время проблема овладения свободным, подлинно культурным словом является особенно актуальной и важной "для тех, кто пользуется словом как основным+ инструментом своей профессии, в первую очередь для педагогов, чья речь не только главное орудие профессиональной деятельности, но и образец, сознательно или бессознательно усваиваемый, всегда в той или иной степени воспринимаемый учениками, а значит, неизбежно тиражируемый и распространяющийся" [1].
Одной из самых важных категорий педагогической этики является коммуникативно-речевая деятельность, совокупное (имеющее первоначально коллективно-распределенный характер) самоценное действие. Источником деятельности являются мотивы субъекта, ее целью - образ возможного (в качестве прообраза того, что свершится), ее средствами - отдельные действия в направлении промежуточных целей и, наконец, ее результатом - переживание отношений, складывающихся у субъекта с миром.
Таким образом, коммуникативно-речевая деятельность учителя начальных классов - совокупное, самоценное, основанное на педагогической этике действие, имеющее коллективно-распреде-лительный характер и направленное на слушателей с определенной целью.
Педагогическая этика как система норм нравственного поведения учителя предполагает выполнение им определенных обязанностей по отношению к обществу, профессии, обучаемым детям, друг другу. Педагогическая этика неотделима от профессиональной культуры.
Поскольку, по Э. Маркарян, культура является способом человеческой деятельности, то возникает необходимость связать коммуникативно-речевую деятельность будущего учителя с его общей культурой. По В. Келле, культура выступает как характеристика самого человека, меры его развития в качестве субъекта деятельности, меры овладения этим субъектом условиями и способами человеческой деятельности в различных сферах общественной деятельности. Поэтому самой важной характеристикой учителя является его профессиональная культура, составной частью которой представляется культура коммуникативно-речевая. Л. Коган определяет культуру как "систему, выступающую мерой и способом формирования и развития сущностных сил человека в ходе его социальной деятельности"[4]. Формирование и развитие профессионального потенциала будущего учителя начальных классов происходит в том числе и на основе коммуникативно-речевых умений.
Исходя из того, что культура личности является многомерным, разномодальным понятием, системой, отражающей и внутреннее состояние индивида, и внешние его проявления в социуме, можно определить коммуникативно-речевую культуру учителя как систему, выступающую мерой и способом формирования педагогической этики на фоне профессиональной активности.
Особенностью профессиональной активности является то, что она проявляется в деятельности как единство отражения, выражения и реализации внешних и внутренних тенденций в жизни личности. "Активность - ценностный способ моделирования и самоосуществления личностью деятельности, общения и поведения".
Активность в качестве принципа пронизывает все стороны процесса образования, включая организацию учебного процесса, разработку способов и методов усвоения учебного материала и формирование на этой основе научного мировоззрения, так как проблемы развития профессиональной активности студентов рассматриваются главным образом через организацию их учебной, трудовой и общественной деятельности.
На этапе обучения в высшей школе в качестве одного из ведущих видов деятельности следует признать формирование коммуникативно-речевой культуры, выступающей в качестве основы профессиональной этики и одного из факторов социальной и профессиональной самореализации личности.
Для определения сущности и содержания процесса формирования коммуникативно-речевой культуры студентов необходимо рассмотреть особенности данного возраста, его доминирующие социальные, психолого-физиологические характеристики. Понятие "возраст" рассматривают в психолого-педагогической литературе как конкретную, относительно ограниченную во времени ступень психологического развития индивида как личности, которая характеризуется совокупностью объективно существующих физиологических, психических и социальных изменений.
Возраст студента - одна из существенных сторон, которая во многом определяет особенности процесса воспитания личности в вузе. Переходный возраст от старшего школьного (15 - 17 лет) к студенческому наиболее восприимчив для процесса формирования общей культуры, потребностей нравственно-ценностного характера, мотивации гражданского поведения и активной жизненной позиции личности. Это период становления взрослости, освоения новых "взрослых" ролей, стереотипов и норм поведения, адаптации к новым социальным и профессиональным функциям и обязанностям.
Возраст 17 - 23 года - наиболее плодотворный для формирования знаний, умений, навыков, научного и профессионального развития, совершенствования всесторонней мыслительной культуры. По мнению ведущих психологов, наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личности (гражданская зрелость), субъекта познания (умственная зрелость) и труда (трудо-способность) во многом совпадают. Этому возрасту присуще стремление к всестороннему развитию своих способностей, составление конкретных программ для развития воли, интеллектуальных, эстетических качеств.
В ранней юности у человека формируются представления мировоззренческого уровня: о смысле жизни, о счастье, о человеке как высшей ценности, человек становится способным осуществлять нравственный выбор. Учет этапов профессионального становления личности студента позволяет педагогу выяснить, в чем должна проявляться активность студентов в период учебы в вузе. Психолого-педагогические исследования позволяют сделать вывод, что активность студентов на этом этапе выражается в эмоционально положительном стремлении к овладению коммуникативно-речевыми навыками, научными знаниями, нравственными понятиями, которые, становясь убеждениями, побуждают личность к совершению нравственных поступков.
Радует тот факт, что в настоящее время ставится вопрос о смене аксиологических парадигм: на смену идеалу роста благосостояния идет идеал "духовности и самоограничения", который является средством становления новой системы ценностей, ориентированных на культуру человечества, а это также влечет за собой необходимость в формировании глобального мышления у педагога и обучаемых.
В данной ситуации происходит изменение образовательных парадигм, нашедшее свое отражение в создании концепций личностно ориентированного образования, в центре которых - удовлетворение потребности личности в нравственном, культурном, коммуникативном и интеллектуальном развитии, в реализации ее потенциала в избранной сфере профессиональной деятельности. Личностная ориентированность образования связана с созданием необходимых условий для раскрытия и формирования индивидуальности обучающегося, его творческого потенциала, социально-гражданской компетенции как субъекта самостоятельной профессиональной деятельности. Личностно-психологической основой этого подхода является естественное стремление человека к совершенствованию и совершенству, к гармоническому состоянию внутри себя и с окружающим миром.
Итак, целью учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе наряду с подготовкой высококлассного специалиста, обладающего достаточной степенью профессиональной компетенции, является разностороннее развитие личности с нравственно-ценностной мотивацией поведения во всех сферах жизни и деятельности - как профессиональной, так и социальной. Профессиональная этика является неотъемлемой чертой, характерным свойством каждого специалиста любой профессии, в особенности это касается учителя начальных классов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Тер-Минасова С.Г. Война и мир языков и культур.- М., 2007.
2. Маркарян Э. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ). - М., 1983.
3. Коган Л. Теория культуры. - Екатеринбург, 1993.
Библиографическая ссылка
Кузнецова В.В. КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА // Современные проблемы науки и образования. 2009. № 6-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1324 (дата обращения: 10.05.2025).