Основным требованием Государственных образовательных стандартов нового поколения является усиление роли самостоятельной деятельности студентов. Это требование способствует решению основной задачи высшего образования, которая заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности. Именно процесс образования, а не обучения постепенно выходит на первый план. В процессе образования студент из пассивного потребителя знаний постепенно переходит в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, достичь оптимального результата и доказать его правильность. А фундаментом нового образовательного процесса станет активная самостоятельная студенческая деятельность.
Самостоятельная работа студента-музыканта (СРС) в его творческих учебных занятиях способствует развитию воли, музыкальной памяти, мышления, саморегуляции психического и эмоционального состояния, что позволит ему адаптироваться к самостоятельной профессиональной деятельности в современном мире.
В учебном процессе СРС применяется в различных видах аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности.
Аудиторная самостоятельная работа:
- на индивидуальных занятиях по специальному инструменту, сольному пению и др., групповых - по сольфеджо, истории музыки и т.д., на лекциях - выполнение самостоятельных практических заданий, решение заданий теста и т.д.
Внеаудиторная самостоятельная работа:
- при выполнении домашних заданий по разучиванию и закреплению пройденного материала учебного и творческого характера;
- в различных видах учебно-исследователь-ской деятельности: конспектировании, реферировании, подготовке сообщений и докладов;
- при курсовом или дипломном проектировании.
Самостоятельная работа студентов под управлением преподавателя является своеобразной педагогической моделью, по которой в дальнейшем студент станет заниматься профессиональным самообразованием. Поэтому было бы точнее структурировать СРС следующим образом:
1. СРС, организуемая и контролируемая преподавателем. Согласно Государственным образовательным стандартам она занимает 20-35% учебного времени, предусмотрена по всем дисциплинам учебного плана, её объём и формы отражены в рабочих программах дисциплин в виде специальных заданий, репертуарного списка, примерных тем рефератов и докладов, вопросов к экзаменам и зачётам.
2. СРС, организуемая и контролируемая студентом по своему усмотрению без непосредственного участия педагога. К данному типу СРС относится подготовка к аудиторным занятиям - индивидуальным и групповым, лекциям, практическим занятиям, зачетам, семинарам, коллоквиумам, а также целенаправленное формирование определённых умений и навыков (техники исполнения, качеств слуха и т.д.).
Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием разнообразных методов ее контроля. Существуют следующие виды контроля:
- Внешний - осуществляется преподавателем по отношению к деятельности студентов;
- Взаимный - осуществляется студентами в отношении деятельности друг друга;
- Внутренний (самоконтроль) - осуществляется студентом в отношении собственной учебной деятельности.
Проблема внутреннего контроля (или самоконтроля) в последнее время всё чаще становится предметом психологических и педагогических исследований, так как данный навык обычно оказывается наиболее слабо сформированным у студента. В психолого-педагогической литературе отражены разные подходы к определению сущности самоконтроля. Некоторые исследователи рассматривают его как одно из свойств личности человека в широком смысле слова. Другие считают самоконтроль регулятором только умственной деятельности - формы мышления, саморазвития, качества ума.
Самоконтроль как один из видов контроля самостоятельной учебной деятельности студента определяется исследователями именно как сознательная деятельность в целом. По мнению Д.Б. Эльконина, самоконтроль в учебной деятельности становится залогом успешного обучения и образования, а его функция заключается в сопоставлении воспроизводимого действия и его результата с образцом через «предварительный» образ. В.И. Страхов считает, что самоконтроль есть форма деятельности, проявляющаяся в проверке поэтапного достижения поставленной задачи, в критической оценке процесса работы, в исправлении её недочётов, выступающая как важная предпосылка успешного обучения, как одно из средств самовоспитания, которое помогает раскрыть творческий потенциал. Г.А. Соболев в своих исследованиях обобщает все мнения и определяет самоконтроль как комплексное умение критически относится к своим поступкам, действиям, чувствам и мыслям, регулировать своё поведение и управлять им.
Слуховой самоконтроль становится основной составляющей самостоятельной работы студента-музыканта и связан с эмоциональными, интеллектуальными и эстетическими компонентами музыкальной деятельности. С помощью слухового самоконтроля активизируется самостоятельность в работе над исполнением произведения. В данном случае большое значение в процессе обучения приобретает ориентация на эталон, в качестве которого выступает высокий уровень сформированной музыкальной культуры студента и его музыкально-слуховых представлений.
Однако эффективный слуховой самоконтроль становится возможным только при развитом музыкальном слухе.
Его формированию способствуют ежедневные занятия по сольфеджио - аудиторные и внеаудиторные. Основное время слухового тренажа приходится на самостоятельные внеаудиторные занятия, эффективность которых напрямую связана с их организацией. Хорошим подспорьем здесь может стать запись студентом результатов самостоятельной деятельности. В ходе занятий он фиксирует ход и результаты СР, анализирует её, выявляет ошибки и даёт рекомендации по их исправлению в дальнейших занятиях.
Самостоятельная тренировка слуха студентами включает в себя следующие формы внеаудиторных занятий, которые могут проходить не только в рабочих условиях (с инструментом), но и в любую свободную минуту в течение дня (с камертоном):
1. слуховой анализ, интонирование отдельных элементов (ступеней, звукорядов, интервалов, аккордов и их последовательностей) и музыкальных фрагментов (конструктивных и авторских);
2. чтение с листа музыкальных фрагментов;
3. устные диктанты с проверкой на инструменте (интервальные и аккордовые последовательности, фрагменты мелодий и т.д.);
4. самодиктанты - запись знакомых произведений (в одноголосии и фактуре) и т.д.
Результатом организованных каждодневных самостоятельных занятий студента станет сформированный профессиональный музыкальный слух. При этом самоконтроль на подобных занятиях позволит не только контролировать сам процесс, но и корректировать его, а высокий уровень самоконтроля позволит говорить уже о творческой личности будущего специалиста, способного к саморазвитию и самообразованию.
Библиографическая ссылка
Конакова Е.В. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА: САМОКОНТРОЛЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА // Современные проблемы науки и образования. 2009. № 6-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1323 (дата обращения: 10.05.2025).