Новое поколение значительно отличается от предыдущего, оно связано с миром, который претерпевает изменения во всех своих проявлениях, включая и систему образования. Во Всемирном докладе ЮНЕСКО «К обществам знания» это поколение было обозначено как «глобальное информационное общество», для которого характерно стремительное увеличение объема знаний, производимых мировым сообществом [2, с. 29].
На сегодняшний день в системе образования освоение новых информационно-коммуникационных технологий просто необходимо. Причем их освоение важно не только для подготовки студентов различных направлений, но и для тех, кто помогает им в этом деле - преподавателей. Педагоги должны быть частью «глобального информационного общества», причем одной из самых активных и эффективных ее частей. При использовании глобальной компьютерной сети происходит формирование специализированной информационно-образовательной среды, позволяющей в полной мере реализовать современные технологии обучения.
Распространение доступного и высокоскоростного Интернета в России, а также популярность мобильных устройств с выходом в Интернет делают общение посредством социальных сетей необходимым «как воздух». Каждый пятый пользователь от 18 до 34 лет проводит в социальных сетях 6 часов в день и больше [5]. Участники некоторых сетей исчисляются уже миллионами. На сайте «ВКонтакте» зарегистрировано более 250 миллионов пользователей, из них порядка 60 млн посетителей заходят на сайт каждый день [7]. «Сколько просиживают люди в этих сетях часов, дней, лет, наверное, подсчитать вряд ли кому-нибудь удастся. Некоторые пользователи в виртуальном пространстве пребывают больше, чем в окружающей действительности. Каков же КПД этих посиделок? Подавляющая часть таких контактов - это обмен всякой малозначительной информацией на уровне межличностного общения. Обсуждение же важных проблем занимает в этом бескрайнем народном информационном море столь незначительное место, что его вряд ли можно выразить в долях процента» [3]. Московский учитель Л. Жиленкова приводит такие цифры: «Исследование, проведенное агентством «Роуз» совместно с компанией «Хедхантер» весной 2010 года, показало, что российские пользователи - самые активные: 89 % российских пользователей зарегистрированы в социальных сетях; 49 % проводят в них от 5 до 10 часов в месяц, а 23 % - 20 часов и более» [4, с. 29].
Понятие «социальная сеть» изначально не имело отношения к Интернет-коммуникациям, было введено в научный оборот в 1954 г. социологом Манчестерской школы Дж. Барнсом. Он охарактеризовал социальную сеть следующим образом: «Каждый человек имеет определённый круг друзей, и эти друзья в свою очередь имеют собственных друзей. Некоторые из друзей одного человека знают друг друга, другие нет. Я счёл удобным говорить о такого рода социальных полях как о сетях. Под этим мне видится система точек, некоторые из которых соединены между собой. Точками этой системы являются люди, и линии соединения этих точек указывают, какие люди взаимодействуют друг с другом» [1, с. 71].
В Интернет-пространстве социальная сеть - интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети.
У пользователей социальных сетей сложились определённые принципы своей реализации как личности. Например, участник сам решает, примкнуть ли к сообществу. Каждый участник социальной сети лично определяет степень своей активности, позиционирует себя, выбирает круг интересов, строит контакты. Активность пользователя характеризуется теми продуктами, которые он представляет другим членам сети, начиная с созданного личного профиля, а далее - сообщениями, голосованиями, списками друзей. «Мы также являемся свидетелями возникновения беспрецедентных типов культурного поведения, в частности, в области самовыражения: персональные страницы в Интернете являются примером весьма оригинального явления, где наблюдается неожиданное использование Интернета для удовлетворения социальной и культурной функции, которая не была предусмотрена разработчиками Паутины. Пользователи Интернета становятся, таким образом, не только получателями и хранителями информации, но также и активными участниками этой новой культуры информационного века» [2, с. 57].
В социальных сетях все равны, нет заранее известных «правильных» образцов творчества, мыслей. Многие виды деятельности строятся на принципах сравнения собственного продукта с продуктами других участников - голосования, «перепосты» сообщений и т.д. Таким образом, сама технология работы в социальных сетях создает благоприятные условия для обучения.
К сожалению, даже в таких условиях большинство преподавателей продолжают воспринимать социальную сеть скорее как «врага». Не всем педагогам понятна сама модель использования социальных сетей в преподавании. Не отрицая ряда проблем, связанных с неорганизованным и бесконтрольным пребыванием учащихся и студентов в сети Интернет, нам представляется важным рассмотреть те новые образовательные возможности, которые появляются в виртуальных средах.
В чем особенность социальных сетей по сравнению с уже зарекомендовавшими себя образовательными форумами? Какие новые возможности они предлагают?
В первую очередь, социальные сети - независимые ресурсы, открытые для пользователей. И участники здесь не просто гости, время от времени оставляющие сообщения, а постоянно действующие и видоизменяющиеся субъекты. Участник в чате виден только по своим сообщениям, участник в социальной сети виден даже тогда, когда отсутствует в ней.
Плюсы в использовании социальных сетей представляются и в том, что их ресурсы абсолютно бесплатны, кроме того, подчеркнём удобство сервисов рассылки и уведомления об информации.
Популярные социальные сети - мощные в технологическом плане Интернет-ресурсы. Они значительно расширяют возможности представления информации и работы с ней, разрешая размещать, просматривать, комментировать контент, использовать дополнительные приложения - игры, голосования, доски граффити и т.д. Таким образом, педагог получает в пользование оснащенную мультимедийную площадку для реализации своих образовательных целей.
Общедоступность и открытость сетей для всех пользователей Интернета, о которых часто говорят как о проблеме, может в обучении сыграть как раз позитивную роль. Педагоги могут приглашать к обсуждению специалистов, ученых. Участниками образовательных и культурных мероприятий в Интернете могут стать родители учеников, их братья и сестры и др. Сами внутренние границы школы, колледжа, вуза размываются - на виртуальных конференциях и семинарах могут одновременно присутствовать разные классы, группы, отделения, факультеты и параллели. От личного профиля в социальной сети можно выстроить путь к образовательному (научному) виртуальному сообществу.
Работа в сети Интернет, в социальных сетях в том числе, стирает и временные рамки, позволяя выстраивать занятия как в режиме on-line, так и асинхронно.
При использовании социальных сетей в качестве платформы для обучения актуализируется возможность постоянного взаимодействия преподавателя и студента, учителя и учащегося, что обеспечивает непрерывность учебного процесса и более глубокое планирование учебной и исследовательской работы, не ограниченной рамками аудиторных занятий. Можно также отметить, что социальные сети делают преподавателей социально доступными для студентов и учащихся в плане коммуникации [6].
Для преподавателей процесс контроля над усвоением учебного материала обучающимися становится намного проще за счет использования единого образовательного пространства. Например, на то, чтобы проверить комментарии всех обучающихся по теме в социальной сети, уходит меньше времени, чем опрашивать каждого студента в группе или ученика в классе. Обучающимся, однако, необходимо предварительно объяснить, что любые их реплики и комментарии являются публичными, т. е. видимы всем участникам дискуссии.
В данной статье описывается использование возможностей социальных сетей на примере сайта «ВКонтакте», по нашему мнению, максимально соответствующего образовательным целям и задачам.
В сети «ВКонтакте» существует возможность организовывать временные сообщества, как открытые, так и с ограниченным доступом. В сообществах можно эффективно организовывать работу групп и секций, соответствующих изучаемым дисциплинам, и координировать работу над совместными образовательными проектами.
Возможность создания «Опроса» позволит преподавателю выявить степень заинтересованности студентов, актуальности учебных материалов, приоритета вопросов изучаемой темы. С помощью опроса можно выстроить систему самооценки обучающихся.
Среди дополнительных возможностей сети «ВКонтакте» есть сервис «Статистика», по которому преподаватели могут отслеживать активность студентов в группе, какие именно разделы пользуются наибольшей популярностью, какие материалы скачиваются, какой информацией студенты делятся друг с другом путем копирования её на свою персональную страницу.
Лента новостей позволяет участникам проекта быть все время в курсе малейших изменений, происходящих в процессе учебной деятельности. Преподаватель может наблюдать за работой студентов и вовремя координировать их действия, направляя поисковую деятельность учащихся в нужное русло.
Социальная сеть «ВКонтакте» не ограничивает объем размещаемой информации, поэтому педагоги и студенты могут создавать глобальный информационный пласт по изучаемому предмету. Универсальный характер доступа делает социальную сеть незаменимым банком учебных материалов и наработок, которыми всегда могут пользоваться учащиеся. Например, разместив ссылку на раздел «Справочное бюро» ресурса Gramota.ru в сети, учитель приучает учащихся пользоваться профессиональными ресурсами для корректного и правильного использования русского языка; ссылка на библиотеку Гумер (http://www.gumer.info/) позволяет студентам, что называется, не выходя из дому, обращаться в одну из лучших Интернет-библиотек.
Возможность размещения в сети документов позволяет преподавателю выкладывать в социальной сети и свои собственные учебные материалы.
На физико-математическом, естественнонаучном, филологическом факультетах Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета активно используются социальная сеть «ВКонтакте» как платформа обучения в рамках дисциплины «Культурология». На основе сервиса «сообщество» организована группа, соответствующая данной дисциплине. Для каждого факультета созданы свои темы для обсуждения, в которых сами участники могут размещать прикрепленными файлами свои материалы, а также имеют возможность комментировать, задавать вопросы преподавателю.
В Стерлитамаке также необходимо отметить положительный опыт муниципальных общеобразовательных учреждений «Гимназия № 2», «СОШ № 32». Так, в социальной сети «ВКонтакте» образована группа учащихся 8 «А» класса гимназии № 2 по химии. Учитель В. Астафьев своевременно размещает на «стене» данной группы задания для учащихся, проводит опросы, контролирует деятельность участников группы. Педагоги 32 школы создали группы, соответствующие профилям «Биология» и «Химия». Ресурсы данных групп включают в себя не только задания по вышеназванным дисциплинам, но и информативное видео, ссылки на полезные сайты в Интернете.
Итак, отметим «удобства» работы всех участников образовательного процесса в социальных сетях. Это - постоянный и бесплатный доступ к контенту в режиме on-line, принцип «диалога» и межкультурной коммуникации, техническая простота, открытость информации и возможность ограничения доступа к ней, авторское начало, коллективизм, объединение по интересам, публичность, возможность использования социальной сети как каталога Интернет-ресурсов.
Было бы неправильным не перечислить и отрицательные стороны как Интернета, так и, в частности, социальной сети «ВКонтакте», проявляющиеся в процессе обучения. Позволим себе процитировать фрагмент лекции современного итальянского мыслителя У. Эко: «У Платона в конце диалога "Федр" есть такой пример: Гермес, предполагаемый изобретатель письменности, демонстрирует фараону Таммузу изобретение, которое позволит людям помнить то, что иначе пропадет в забвении. Фараон не рад и говорит: "Хитроумный Тот! Память - дивный дар, ее надо постоянно поддерживать. Из-за твоего изобретения у людей испортится память. Они будут вспоминать не благодаря внутреннему усилию, а благодаря внешней поддержке"» [8].
Негативные проявления заключаются, прежде всего, в том, что, как констатирует большинство преподавателей, современные студенты, а тем более учащиеся почти совсем не умеют работать с источниками. Молодые люди не стремятся работать так, чтобы знания формировались самостоятельно, а не были бы даны в готовом виде, как нам предоставляет их «его Величество» Интернет. К огромному сожалению, обнаруженные сведения в мировой сети сами собой не превращаются в системное знание, а представляют собой лишь подобие «верхушки айсберга».
Обучающиеся в основной своей массе забывают указывать ссылку на источник. Если и вспоминают о них, то не знают, как правильно оформить эту ссылку. Мы уже отмечали, что педагог может размещать в сети адреса уже положительно зарекомендовавших себя ресурсов. При этом большинство учащихся используют недоброкачественные сайты типа базы рефератов.
Кроме того, многие студенты не умеют конспектировать источники - скачивают слишком много информации, не перечитывают её, отвечают, считывая с текста; информацию «вырывают» из контекста, теряя при этом логику изложения мысли; не умеют интерпретировать «выловленную» в Интернете информацию, передать суть вопроса «своими» словами.
В качестве отрицательного момента можно отметить и то, что многие не проявляют любознательности, и, если сталкиваются с незнакомыми терминами или понятиями, не утруждают себя поиском словарей и прояснением сути незнакомых слов.
Информационные технологии заметно изменили облик цивилизации, предоставляя человечеству невероятную прежде роскошь: главными богатствами становятся информация и знания, открываются невиданные возможности образования и самообразования. Но, к сожалению, должно пройти ещё достаточно времени, чтобы поколение «глобального информационного общества» научилось бы правильно использовать эту «роскошь».
В заключение хотелось бы привести фрагмент уже упомянутой лекции У. Эко: «Культура в поисках более живых путей должна использовать все эти возможности средств массовой информации. Необходим образовательный подход, тщательно продуманный в смысле ответственности и задач» [8].
Рецензенты:
Фатыхова А.Л., д.п.н., доцент кафедры теории и методики начального образования Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак.
Карамышева Н.М., д.соц.н., профессор кафедры философии, права и социальных наук Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак.
Библиографическая ссылка
Коваленко Г.А., Хаертдинова Г.А. СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ ВСЕМИРНОЙ ПАУТИНЫ ИНТЕРНЕТ КАК ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ») // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13229 (дата обращения: 10.10.2024).