Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ АЛГОРИТМА РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ СБАЛАНСИРОВАННОГО ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Лукин М.В. 1
1 ФБГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», Институт экономики и сервиса
Приведено обоснование необходимости разработки и внедрения в практику Концепции сбалансированного гармоничного развития России и ее регионов. Обоснованы категории «гармоничности» и «сбалансированности» применительно к развитию регионов и муниципальных образований, рассматриваемые с позиции процесса и с позиции результата. Установлено, что обеспечение сбалансированности социально-экономической системы региона имеет инструментальный характер, связанный с выработкой и реализацией всеми субъектами, действующими в сфере жизнеобеспечения и развития данной системы, стратегий и действий, влияющих на изменение в системе балансов, в максимальной степени соответствующих потребному или прогнозируемому состоянию этой системы. Сформулированы методологические принципы и подходы, на основе которых разрабатывается и реализуется концепция сбалансированного гармоничного социально-экономического развития регионов России. Разработан укрупненный алгоритм реализации концепции сбалансированного гармоничного развития на уровне региона с раскрытием содержания основных операторов данного алгоритма.
алгоритм концепции
развитие региона
сбалансированность
гармоничность
1. Андреев С.Ю. Система «АС»: алгоритм перехода к ускоренному социально-экономическому развитию региона: Методическое пособие для креативных глав субъектов РФ и муниципальных образований, перспективных руководителей предприятий. – СПб.: Свое изд-во, 2014. – 84 с.
2. Катаев, С.Л. Концепция общества устойчивого развития: синергетическая интерпретация /С.Л. Катаев // Практична фiлософiя. – 2003. - №1. – С. 137-144.
3. Лукин, М.В. Административно-управленческие механизмы социально-экономического развития регионов и муниципальных образований / М.В. Лукин – СПб.: «Арт-Экспресс», 2013. – 346 c.
4. Лукин, М.В. К проблеме формирования концепции сбалансированного гармоничного развития административно-территориальных образований / М.В. Лукин // Вестник РАЕН (СПб). – 2012. - №16(2). – С. 164-166.
5. Лукин М.В., Канев Г.И., Ткачёв С.А. Правовой институт муниципального управления. – Сыктывкар: КРАГСиУ, 2008. – 172 с.
6. Матрусов Н.Д. Региональное прогнозирование и региональное развитие страны. – М.: Наука, 1995. – 106 с.
7. Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика: Учеб. для вузов. – М.: Экзамен, 2001.
8. Нейсбит Дж., Нейсбит Д. Китайские мегатренды: 8 столпов нового общества. – М.: Астрель, 2012. – 315 с.
9. Рохчин В.Е., Шураев В.В., Знаменская К.Н. Стратегическое управление развитием муниципального образования: Межмуниципальное взаимодействие. – СПб.: Изд-во СПАУиЭ, 2005.
10. Сайт Росстата: // URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/main/rosstat /ru/statistics/publications/catalog (дата обращения: 25.09.2013).

Современное состояние социально-экономического развития России в целом характеризуется сохранением ряда кризисных явлений (обусловленных издержками реформирования) и настоятельной необходимостью выработки и обоснования конструктивных стратегий преодоления имеющихся проблем и деформаций.

Эта задача требует продуманных, обоснованных, системно связанных стратегий и механизмов социально-экономического развития России, что обеспечивается комплексом научно-методологического инструментария, в том числе разработкой концепции и прогнозов развития России, долгосрочных программ и планов развития страны, надежных критериев оценки эффективности социально-экономического развития России.

В качестве методологической основы, объединяющих данные стратегии и механизмы, нами предложена Концепция сбалансированного гармоничного развития России и ее регионов (Концепция) [4]. В качестве предпосылок формирования данной концепции были учтены следующие:

1) Наличие существенных проблем социально-экономического состояния страны и регионов, рассматриваемых как тенденции переходного периода, в том числе:

  • потеря вектора развития по основным сферам жизнедеятельности общества, дошедшая до отказа от комплексных критериев эффективности социально-экономических систем и перехода к утилитарному монокритерию («извлечению прибыли») и преимущественному использованию стоимостных, а не натуральных показателей;
  • прогрессирующая деиндустриализация, подтверждаемая, например, постоянным ухудшением состояния основных фондов – главной базы социально-экономического развития страны. Согласно официальной статистике, удельный вес полностью изношенных основных фондов возрос с 7,5% в 1993 г. до 14,4% в 2011 г.
  • разрушение сложившихся ранее хозяйственных связей, приведшее к кризису многих предприятий и целых отраслей. Косвенная характеристика данного процесса – резкое сокращение объема грузовых перевозок по России (-61,3% за 1991-98 гг.), существенно опередившее темпы падения ВВП (-39,5% за тот же период) [10] и т.п.

2) сложность современных социально-экономических систем и их взаимодействия увеличилась до такой степени, что достижение их эффективности невозможно без концептуально объединяющей системы принципов, критериев и параметров управления процессами функционирования и развития этих систем.

3) создание Концепции сбалансированного гармоничного развития общества важно потому, что сегодня в представлениях мирового сообщества доминирует «Концепция устойчивого развития», обладающая, по мнению ряда ученых, принципиальными недостатками. Следует отметить, что Концепция устойчивого социально-экономического развития [2], попытки реализации которой на федеральном и региональном уровнях неоднократно предпринимались в середине 90-х годов, себя не оправдала. Это также подтверждается и преимущественно отсутствием позитивного опыта стран ближнего зарубежья.

Дадим пояснения для основных терминов и принципов, используемых в рассматриваемой концепции.

Гармоничность определяется как свойство сложной социально-экономической системы, заключающееся в соразмерном, согласованном (в определенной степени компромиссном) развитии ее основных элементов (социума, экономики, окружающей среды, институциональной сферы и ряда др.), то есть речь идет о гармонизации как процессе, и в достижении некоторого желательного, планируемого или прогнозируемого состояния данной системы (характеризуемого пропорциональностью, согласованностью ее элементов), то есть – гармонии как результате.

Сбалансированность также целесообразно определять в терминах процесса и результата. Соответственно, обеспечением сбалансированности как процессом будет являться спонтанное или регулируемое изменение баланса (равновесия / неравновесия) между важнейшими взаимосвязанными характеристиками социально-экономической системы (например, баланс между производимой внутри региона и привозной продукцией), существенно влияющими на состояние социально-экономической системы (СЭС) региона и ее основных компонентов.

Исходя из того, что в сбалансированности, по нашему мнению, большую роль играет процесс, а не результат (как в гармоничности) имеет смысл более детально изложить составляющие процесса достижения сбалансированности в развитии региона как СЭС. Представим его в общей алгоритмизированной форме (рис. 1).

Рис. 1. – Схема цикличного алгоритма процесса обеспечения сбалансированности региона как социально-экономической системы.

Иными словами, по мнению автора, обеспечение сбалансированности социально-экономической системы имеет инструментальный характер, связанный с выработкой и реализацией всеми субъектами, действующими в сфере жизнеобеспечения и развития данной СЭС, стратегий и действий, влияющих на изменение в системе балансов, в максимальной степени соответствующих потребному или прогнозируемому состоянию этой системы.

Соответственно, гармоничности в большей степени присущ ценностный характер, определяемый, с одной стороны, достигнутыми позитивными изменениями в общем состоянии СЭС, а с другой стороны, ростом ее благоприятного имиджа, экономической и социальной значимости, отраженным в общественном мнении, сформированном основными группами населения региона и внешними наблюдателями (оценщиками) достигнутого результата.

Следует отметить, что сформулированные принципы концепции в значительной части совпадают с принципами, используемыми в сфере стратегического планирования социально-экономического развития регионов. Так, еще со времен составления «Генеральной схемы развития и размещения производительных сил СССР» известны принципы: комплексного, взаимосвязанного развития отраслей и районов; выравнивания уровней экономического и социального развития регионов; планомерного, поступательного, бескризисного развития регионов; экономической эффективности как основополагающего принципа размещения производительных сил и региональной политики; необходимости и эффективности опережающего развития восточных регионов страны [6]. Аналогичные принципы приведены в работе Рохчина В.Е. и соавт. (2005): целенаправленность, комплексность, эффективность, социальная приоритетность, преемственность, управляемость и гласность [9].

Отметим, что в качестве трех принципов в политике модернизации Китая на основе преобразования общества на основе «научного развития» были использованы следующие принципы: прежде всего люди; необходимо сбалансированное и стабильное развитие; планирование должно учитывать интересы всех сторон [8, с. 122].

Сходство принципов связано с тем, что в стратегическом планировании используются в значительной степени универсальные принципы, базирующиеся на методологии системного подхода. Вместе с тем, в большинстве данных работ механизмы реализации подобных принципов, как правило, не раскрываются. В связи с этим предложена авторская трактовка ряда принципов и предлагаемых решений по их реализации, приведенная в табличной форме (табл. 1.).

Таким образом, разработка новой научной методологии важна для всего мирового сообщества (поскольку на сегодня бытует мнение об идеологическом кризисе в концептуальных основах развития цивилизации) и, соответственно, приоритет России в разработке и прикладном применении такой прогрессивной методологии может иметь широкий, в том числе международный, позитивный резонанс.

Таблица 1 – Основные принципы концепции и стратегии их использования для решения задач развития социально-экономических систем

Формулировка принципа с уточнениями

Известные решения

Решения, предлагаемые автором

Принцип учета местных особенностей СЭС.

То есть при решении задач развития СЭС принимается во внимание:

- особенности местной территории и присущих ей проблем;

- принятие во внимание потенциала межтерриториальных связей;

- выстраивание критериев и показателей оценки факторов развития СЭС с учетом местной специфики.

На практике чаще используются универсальные подходы, не в полной степени учитывающие особенности СЭС.

Уточнения касаются оценки рисков и ограничений (SWOT-анализ); выбора сценария развития и т.п.

Определение «справедливого эквивалента» для конкретной территории.[1]

Выявление и построение причинно-следственных связей проблем территории (по авторской методике).

Применение адаптированной автором методики построения стратегических баз данных.

Принцип соблюдения баланса интересов. Его суть заключается в согласовании интересов всех участников реализации социально-экономических проектов (коллектива предприятия, инвестора, управляющей компании, поставщиков, региональных и муниципальных органов власти, населения территории расположения объекта).

Практическая реализация данного принципа осуществляется на основе многосторонних договоров, в том числе договоров о социальном партнерстве (тройственный договор по рекомендациям Международной организации труда) [7].

Автором предлагается использование метода построения «Матрицы взаимных интересов», результат которого позволяет сформулировать взаимные права и обязанности сторон договоров [5].

Предложена также новая модель социального партнерства, отличающаяся от рекомендуемой МОТ [3].

Принцип рационального сочетания двух подходов к выбору объектов инвестирования. С одной стороны, целесообразно содействие ускоренному развитию «сильных» социально-экономических объектов (предприятий, отраслей, территорий) для набора позитивного опыта по механизмам подобного развития. С другой стороны, целесообразна поддержка «слабых» объектов для минимизации негативных социально-экономических эффектов (устранение технологической деградации, повышение эффективности систем управления, предотвращение безработицы, стабилизация и рост уровня трудовых доходов населения).

Причем оба подхода, с учетом присущего им мультипликативного эффекта, одинаково полезны для гармоничного развития России, поскольку система приобретает свойство компактности в зоне реализации сильных качеств социально-экономических объектов.

Уточнение: Ограничением данного принципа является дефицит ресурсов. Выполнению данного принципа также мешают «инициативы», идущие снизу (например, обусловленные «модой на инновации», не учитывающие потенциал территории).

Если инвестирование «сильных объектов» при обоснованном прогнозе развития ситуации представляется прозрачной и отработанной процедурой, то поддержка отстающих или находящихся в кризисе СЭС в каждом конкретном случае требует уникальных решений. Из числа известных, и, в то же время, неоднозначных по результатам, подходов можно назвать:

- пятилетние планы реорганизации регионов, находящихся в кризисной ситуации (США);

- государственная программа создания технополисов преимущественно в отсталых с/х провинциях Японии;

- включение в опросник для стран, претендующих на вступление в ЕС, вопроса об уровне развития науки в с/х регионах;

- ограниченный опыт формирования коллективных хозяйств и кооперативов на основе применения метода М. Чартаева и других подходов в ряде регионов РФ [1];

- использование средств консолидированного фонда развития территории и пр.

Для каждого случая необходимо разработать балансовую модель тех особенностей СЭС, которые актуальны и специфичны для данной СЭС и оценки ее потенциала.

На этой основе дается обоснование используемых стратегий.

 

Принцип ненанесения ущерба заключается в том, что любые действия сторон, предпринимаемые в процессе решения задач по формированию и развитию социально-экономических систем не должны наносить ощутимый ущерб природе, населенным пунктам, иным объектам, расположенным в зоне ответственности органов управления СЭС и в соседних регионах.

Уточнение: целесообразно устанавливать исключение из данного принципа, заключающееся в причинении определенного ущерба тем или иным объектам за счет успешной конкуренции или других действий, суммарный эффект которых существенно превышает нанесенный ущерб.

Данный принцип, тесно связанный с принципом баланса интересов, реализуется через известные формы партнерства.

Данный принцип был выбран нами в качестве системообразующего при решении конкретных задач формирования системы управления потребительским рынком (г. Тольятти) и реструктуризации градообразующего предприятия в Республике Татарстан.

Принцип приоритета «естественности развития» ряда социально-экономических систем.

Данный принцип (иллюстрируемый популярным примером прокладки пешеходных дорожек в новом парке после того, как люди сами протопчут дорожки) касается, например, развития городских агломераций не административным решением по выбору новых осваиваемых территорий, а естественным развитием вдоль транспортных магистралей, речных артерий, имеющихся поселений.

Данный принцип лежит в основе сетевой формы организации СЭС (поэтому его можно обозначить и как сетевой принцип).

Учет факторов естественного (сетевого принципа) базируется на детальном анализе ситуации, выявлении не только «сильных», но и «слабых» сигналов.

С точки зрения внутрироссийского использования данной идеологии, можно уверенно утверждать, что эффективную программу гармоничного развития России надо строить на базе подобной, научно обоснованной и социально прогрессивной концепции. Укрупненный алгоритм реализации концепции сбалансированного гармоничного развития на уровне региона представлен на рис. 2.

Хотя представленный алгоритм в целом соответствует используемым подходам к стратегическому планированию развития регионов, основные отличия касаются использования положений, заложенных в базовые принципы Концепции, включая организацию межрегионального взаимодействия без нанесения ущерба, реализации принципа «справедливой экономики», акцента на устранении проблем-источников и иных положений. Особенностью концепции является возможность ее одновременного полезного использования на всех трех основных уровнях экономики: макроэкономики (федеральном), на территориальном (региональном и муниципальном) и микроэкономики (уровне отдельных предприятий и организаций).

Таким образом, представленная здесь концепция, в отличие от известной концепции устойчивого развития, реализация которой на практике в определенной степени не оправдала возлагавшихся на нее надежд, предполагает учет специфики и особенностей раскрытия потенциала территории и ее социально-экономической системы, выработку стратегий развития с опорой на координацию интересов основных стейк-холдеров, ненанесения ущерба другим территориям и социально-экономическим системам с более ограниченными возможностями развития и пр.1 Приводим пояснения к отдельным операторам алгоритма.

Оператор 1. Этап мотивирования руководства региона к реализации Концепции, завершающийся принятием решения о проведении соответствующих работ. На этом этапе целесообразно обратить внимание на объективные тенденции, подтверждающие динамику отдельных показателей экономической и социальной сфер для региона в сравнении с другими регионами России, полученные по данным официальной статистики, с аргументацией причин кризиса в конкретном регионе. Предлагается проведение работ, с одной стороны, ориентированной на устранение причин выявленных проблем территории, с другой стороны, способствующей созданию эффективного механизма управления как внутриорганизационного, так и управления развитием региона.

Оператор 2. Формирование рабочей группы по разработке и реализации преобразований (из числа представителей исполнительной власти, общественности, экспертного сообщества). В данном случае речь идет не о категории стейк-холдеров, которые скорее выступают в качестве источника информации о регионе и о предложениях по решению отдельных задач (то есть фигурируют в следующем операторе – 3), а о той группе, которая принимает на себя ответственность за проведение преобразований.

Рис. 2 – Укрупненный алгоритм реализации концепции сбалансированного гармоничного развития для региона

Оператор 3. Выявление проблем, рисков и ограничений модели (путем контент-анализа СМИ и Интернета, опроса экспертов и пр.). Выполняется систематизация проблем с уточнением их причинно-следственных связей, что позволяет отделить проблемы-источники от проблем-следствий и выработать адекватный порядок их разрешения.

Оператор 4. Построение матрицы SWOT-анализа (используемого в качестве иллюстративного материала, построения стратегической (факторной) базы данных о регионе (в целях более углубленного анализа факторов и стратегий развития), а также разработанной автором «концептуальной модели построения геопентакля». В основе понятия «геопентакль» применены слова «гео» (земля, территория, то есть территория региона) и «пентакль» как фигура, образ из пяти углов (звезда, пентаграмма), каждый из которых представляется одним из факторов, к которым отнесены: экономика, социум (население), инфраструктура, природа (окружающая среда), система власти. Эти факторы взаимосвязаны, влияют друг на друга (как непосредственно, например, система власти на другие элементы или опосредованно) и образуют единую систему.

Оператор 5. Прогнозирование трендов развития экономики, социальной сферы, поселений, городских агломераций и пр. Используются как расчетные, так и экспертные методы (например, метод «Форсайт»).

Оператор 12. Проведение работы по разграничению полномочий между структурами власти с учетом критериев эффективности такого разграничения, согласования интересов сторон и регламентации совместной деятельности.

Оператор 13. Внесение изменений в действующий нормативно-правовую базу в части создания административно-правового института (АПИ) внутриорганизационного (аппаратного) управления и управления развитием региона (субъекта РФ), а также создание аналогичного АПИ, применительно к органам исполнительной муниципальной власти, включая регламентацию вопросов межрегионального и межмуниципального взаимодействия.

Оператор 14. Обоснование и нормативно-правовое изменений в налоговой (в рамках имеющихся возможностей и ограничений) и в инвестиционной политике региона, базирующейся на повышение инвестиционной привлекательности региона.

Оператор 17. Проведение мониторинга, составление отчетности и введения необходимой коррекции управленческого механизма и стратегических документов по результатам реализации Концепции.

Основным результирующим этапом предлагаемого Проекта концепции может быть создание на базе вышеуказанных подходов реального сектора экономики гармоничного развития, гармонизации взаимосвязей между отдельными сторонами развития региональных социально-экономических систем и природного комплекса.

Рецензенты:

Шихвердиев А.П., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономической теории и корпоративного управления, ФГОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет», г.Сыктывкар.

Макаров А.Д., д.э.н., д.ю.н., профессор, профессор кафедры прикладной экономики и маркетинга Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики, г. Санкт-Петербург.


[1] Понятие «справедливый эквивалент» обозначает обоснованное действие исполнительной власти или иных полномочных структур региона, компенсирующее дефицит для населения тех или иных благ, обусловленный особыми условиями территории.

1 Отметим, что один из принципов «экономики справедливости», формулируемый как «принцип не нанесения ущерба» использовался, в частности, при проведении реструктуризации крупного градообразующего предприятия в Поволжском регионе, проводимом с участием автора в 1996-97 гг.


Библиографическая ссылка

Лукин М.В. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ АЛГОРИТМА РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ СБАЛАНСИРОВАННОГО ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13200 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674