Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ СОЗНАНИЯ В НЕПРЕРЫВНОМ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ «ШКОЛА – АГРАРНЫЙ ВУЗ»

Малиновская В.А. 1, 2 Шайтарова О.В. 2 Чудинова Ю.В. 2
1 ФГБОУ ВПО НИ Томский политехнический университет
2 Томский сельскохозяйственный институт – филиал ФГБОУ ВПО «НГАУ»
Подготовка молодого специалиста-агронома и становление его культуры неразрывно связано с процессом формирования экологического стиля мышления. Актуальность данной проблемы в настоящий момент достаточно возросла в силу ряда причин, одной из которых является стремительное ухудшение экологической обстановки в современном мире. Это проявляется в неизбежном истощении природных ресурсов и уменьшении зеленых площадей в результате активной деятельности человека. Таким образом, происходит подмена ценностей и человек теряет естественную связь с природной средой, что может привести и приводит к деструктивным последствиям, поэтому необходимо найти такие способы и методы обучения школьников и студентов, которые на ранних этапах позволят осуществить экологизацию сознания обучающегося. Проведена исследовательская работа по обозначению основных путей решения данной проблемы и показана специфика «аграрно-экологического» образования и воспитания в непрерывном взаимодействии «школа-вуз».
экологическое мышление
профориентация
аграрно-экологическое образование
флористическая лаборатория
агроклассы
1. Двойнев В.В. Необходимость трансформации экосознания горожан в условиях экологического кризиса // Социальные трансформации: Материалы международного коллоквиума. – Смоленск: СГПУ, 2002. – Вып. 2. – С. 29–32.
2. Калинникова М. Экологизация – важнейшая инновация / М. Калинникова//Высшее образовании в России. – 2003. - № 1. – С. 84–86.
3. Папуткова Г. Экологическая ответственность как системообразующее понятие экологического образования / Г. Папуткова //Alma mater. 2006. - № 1. – С. 16–19.
4. Хабарова Е. Экологизация образования в многоуровневой системе / Е. Хабарова, И. Орлова // Высшее образование в России. – 2002. - № 2. – С. 96–99.
5. Ясвин В.А. Психолого-педагогические основы проектирования эффективной эколого-просветительской деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eco-oos.ru/biblio/sborniki-nauchnyh-trudov/ekologicheski-ustoichivoe-razvitie-racionalnoe-ispolzovanie-prirodnyh-resursov/47/ (дата обращения 27.04.2014).
Введение

На современном этапе развития научного знания возрастание влияния человеческой деятельности на окружающий мир может нести деструктивный характер. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного воздействия на окружающую среду неизбежно приводят к истощению природных ресурсов, деградации природной среды, сокращению площадей озелененных территорий в городах, потере эстетических ценностей и связи между человеком и природой. В связи с этим возникает необходимость присутствия экологической составляющей, усиливающей «очеловечивание» всего процесса образования при подготовке специалистов вуза [2, 3]. Таким образом, появляется термин «экологический стиль мышления» и необходимость экологизации всей системы знаний [1].

Цель исследования

Целью исследования явилось изучение возможных путей экологизации сознания обучающихся через развитие направления агрономии в образовательных учреждениях.

Материал и методы исследования

Выбор материала и методов исследования основывался на методологических принципах и поставленной цели, что позволило определить методы исследования теоретического характера, то есть теоретический анализ с изучением литературных данных, и практического характера, который проявлялся в изучении эффективности работы флористической лаборатории как способа формирования экологического сознания.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ проделанной работы показал, что в рамках формирования и развития «экологического стиля мышления» на сегодняшний день становится актуальной создаваемая система подготовки специалиста вуза: профильный класс-бакалавриат-магистратура.

Решение этой задачи начинается с привлечения в аграрные вузы профессионально ориентированных, подготовленных к получению высшего образования молодых людей и школьников. На это должна быть нацелена профориентационная работа со школьниками и выпускниками школ.

Сотрудничество со школами на данном этапе возможно осуществлять по нескольким направлениям: создание довузовских центров в городских и сельских районах; организация профильных агроклассов; выявление одаренных молодых людей через проведение конкурсов творческих, научно-исследовательских работ и научных олимпиад.

Становление экологической культуры школьников, студентов, будущих специалистов требует комплексного подхода, который включает в себя создание условий для развития познавательной, эмоционально-чувственной и мотивационной сфер. Исследования психологов показывают, что гуманное, этическое отношение к природе, а не формальное знание экологических законов является основой экологического поведения [5].

Для формирования обозначенных качеств у школьника или будущего специалиста возможно использование следующих педагогических приемов, или, как писал Александр фон Гумбольдт, «средств, возбуждающих к изучению природы» [4]: эколого-психологические тренинги; собственные исследования; экскурсии на природу с обозначением региональных экологических проблем; выполнение творческих работ; совместное обсуждение проблем, которые способны дать обучающемуся прочные экологические знания и сформировать мировоззрение. Школьники и студенты должны быть включены в самые разнообразные виды деятельности и ощущать радость от участия в них.

В связи с этим разработка новых подходов в совершенствовании экологических аспектов построения адекватной современным требованиям системы озеленения ландшафтов населенных пунктов, а также озеленении интерьеров представляется весьма актуальной.

В рамках функционирования предложенной системы возможно создание профильных классов на базе Томского сельскохозяйственного института для развития направления 110400.62 - «Агрономия».

В учебный комплекс уроков по агроэкологии, ландшафтному дизайну, флористике, овощеводству и семеноводству возможно включение таких видов работ, которые требуют применения учащимися экологических и биологических знаний, закладывают основы проведения наблюдений, опытов и исследовательских работ.

Кроме исследований, связанных с сельскохозяйственной тематикой, например, таких как «влияние предпосевного замачивания и проращивания семян овощных культур на сроки прорастания», «внесение компоста для повышения урожайности овощных культур», возможны проведения занятий по цветоводству и ландшафтному дизайну, которые предусматривают выращивание рассады и уход за ней, а также проектирование цветочных композиций.

С учетом специфики данного направления, школьникам необходимы знания о декоративных садовых и комнатных растений, о технологиях и материалах, используемых в оформлении садов и интерьеров.

Для дальнейшего совершенствования учебного процесса, активизации и повышения эффективности учебной и научно-исследовательской деятельности школьников и студентов в области ландшафтного дизайна, декоративного садоводства и цветоводства, на базе института планируется развитие действующего зимнего сада как флористической лаборатории.

Целью развития такой лаборатории является закрепление знаний по вопросам общеобразовательных дисциплин естественно-научного цикла: «Ботаника», «Экология», «Почвенная и растительная диагностика» и приобретение навыков и умений по таким дисциплинам, как «Экология декоративных растений», «Основы комнатного цветоводства», «Фитодизайн» и «Флористика».

В настоящий момент в зимнем саду института собрано около 50 видов растений, относящихся к различным семействам. На такой базе лаборатории школьники и студенты смогут получить знания о способах выращивания и использования декоративных растений в дизайне.

В задачи флористической лаборатории входит: получение знаний об адаптационных возможностях видов растений; изучение эколого-биологических особенностей комнатных растений, с точки зрения возможности их использования в фитодизайне; знакомство с основами фитодизайна и аранжировки; обучение школьников приемам ухода за растениями; исследование влияния регуляторов роста и других агрохимикатов на рост и развитие декоративных культур.

Для достижения поставленных задач предусматривается применение разных форм и методов совместной деятельности преподавателя и обучающегося: лекционные занятия, практические и лабораторные работы, защита и презентация проектов. Для развития интеллектуальных способностей школьников особый интерес представляют творческие проекты по дисциплинам: «Флористика», «Фитодизайн» и «Основы цветоводства», в процессе выполнения которых школьники самостоятельно подбирают материал, разрабатывают проекты и реализуют их на практике.

Результаты и выводы представляются в виде докладов на итоговых школьных, ежегодных студенческих конференциях, проходящих на базе института.

Проведение подобных занятий дает обучающимся представление о будущей профессии, облегчает процесс адаптации школьников к учебному процессу ВУЗа, его технологиям обучения и способствует повышению уровня развития личности.

Проектный метод дает возможность не только закреплять знания, полученные в лекционной форме и на практике, но и способствует творческому развитию и воспитанию личности потенциальных абитуриентов института, а в дальнейшем - специалистов, а также формированию их профессиональной компетентности.

Развитие зимнего сада будет способствовать развитию новых видов образовательных услуг, таких как экскурсионная деятельность, консультирование населения, проведение конференций, семинаров, участие в научных проектах института, оказание услуг в области ландшафтного дизайна, декоративного садоводства и цветоводства, подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов.

Заключение

Таким образом, эффективность формирования экологического мышления как способа улучшения экологической обстановки современного мира, достигается посредством непрерывного взаимодействия школ и ВУЗов в проведении профориентационной работы. В рамках решения данного вопроса предлагается создание профильных классов на базе Томского сельскохозяйственного института для развития направления 110400.62 - «Агрономия» и планируется развитие действующего зимнего сада как флористической лаборатории. Такой подход позволит активизировать и повысить эффективность учебной и научно-исследовательской деятельности школьников и студентов, поможет сформировать экологическое мышление и в целом усовершенствовать учебный процесс.

Рецензенты:

Пасько О.А., д.с-х.н., профессор кафедры Общей геологии и землеустройства Института природных ресурсов ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Томск.

Наплекова Н.Н., д.б.н, профессор, зав. кафедрой Агроэкологии и микробиологии ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный аграрный университет», г. Новосибирск.


Библиографическая ссылка

Малиновская В.А., Малиновская В.А., Шайтарова О.В., Чудинова Ю.В. ЭКОЛОГИЗАЦИЯ СОЗНАНИЯ В НЕПРЕРЫВНОМ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ «ШКОЛА – АГРАРНЫЙ ВУЗ» // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13185 (дата обращения: 10.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674