На современном этапе экономического развития большинство лидирующих стран рассматривают научно-техническую продукцию (НТП) как одну из главных составляющих национального богатства страны. По мере продвижения экономики к более наукоёмкой модели развития растет доля и значимость НТП. В связи с этим формируются определенные потребности в оценке отдельно взятого НТП. Технологический аудит (ТА) является инструментом оценки НТП.
НТП - это научный и (или) научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации.
Под ТА НТП понимается - процесс поиска, анализа и последующей экспертной оценки перспектив и целесообразных форм коммерциализации НТП на основе определенных методических документаций. ТА заканчивается отчетом, в котором определяются соответствующие потенциальные действия и возможности их реализации.
Приступая к ТА, необходимо понимать следующее: 1) ТА должен быть инициирован руководством; 2) персонал исследуемой организации должен быть ознакомлен с целями и методом оценки технологий; 3) должно быть полное участие и поддержка всего персонала на всех этапах ТА; 4) процесс оценки технологии должен фокусироваться на отдельных научных и технических сотрудниках и быть сконцентрирован на установлении их сильных сторон и областей особенного интереса, а также их квалификации; 5) оценка технологии не должна управляться чисто со стороны, например, внешними консультантами; эта работа должна проводиться при значительном участии работников организации; 6) суждения отдельного эксперта могут быть субъективными; для проведения ТА целесообразнее формировать группу экспертов; 7) продолжительность ТА может достигать нескольких месяцев; 8) проведение ТА самостоятельно автором имеет как положительные стороны, так и отрицательные: с одной стороны, глубокое знание своей идеи и широкое знание определенной научной области - это плюсы, с другой стороны, необъективность оценок по причинам затраченного квалифицированного труда, поверхностность оценок, переоценка возможностей коллектива по коммерциализации НТП - это минусы; 9) необходимость сохранения полученной конфиденциальной информации аудиторами [5].
На основе анализа экономической литературы можно выделить следующие методики: LIFT (LinkingInnovation, FinanceandTechnology), балльная методика LIFT и методика TAMETM (TechnologyAndMarketEvaluation) [3]. Стоит заметить, что информация, связанная с методиками проведения ТА, довольно закрыта. В особенности это касается персональных методик различных организаций, осуществляющих ТА. Несмотря на то, что вышеперечисленные методики ТА являются общедоступными, они лишь шаблоны, так как ТА любого, отдельно взятого НТП - это уникальный процесс, требующий особого подхода.
Основные характеристики этих методик представлены в табл. 1.
На основе анализа и синтеза информации авторами предлагается методика проведения ТА НТП, основные этапы которой отражены на рис. 1.
Таблица 1
Основные характеристики методик проведения ТА НТП
ТА по методике LIFT |
ТА по балльной методике LIFT |
ТА по методике TAMETM |
Три основных этапа методики:
|
Оценка НТП через индикаторы, имеющих балльный диапазон от 1 до 5 |
5 основных критериев оценки:
|
Индикаторы формируются самостоятельно аудиторами |
||
Индикаторы делятся на две группы:
|
||
Модульный принцип методики:
|
||
Максимальная сумма по индикаторам привлекательности - 50 баллов (10 индикаторов по 5 баллов)
|
||
Рисковые индикаторы оцениваются в обратном порядке: если индикатор имеет значение 2, то из суммы, полученной по группе индикаторов привлекательности проекта, вычитается 1 балл, а если значение индикатора равно 1, то из названной суммы вычитается 3 балла |
||
Проект НТП, набравший 40 и более баллов - является готовым к реализации, от 25 до 40 - требующим доработки, менее 25 - проблемным
|
||
Для каждого раздела разработан вопросник с ранжированными ответами по пятибалльной шкале |
||
Максимальное число баллов 200 |
Рис. 1. Методика проведения ТА НТП
2. Патентный поиск
Текущий этап, отчасти, пересекается с этапом «проверка на авторство и права собственности». Однако, если на этапе «проверка на авторство и права собственности» выясняется, кто является автором непосредственно внутри проекта, то на этапе «патентного поиска» осуществляется подлинная проверка авторства, но уже в более широком масштабе (проверка в рамках патентного права отдельного государства, либо в рамках международного патентного права) [2].
На данном этапе в ходе предварительных интервью необходимо выбрать один или несколько видов патентного поиска: предметный, именной (или фирменный), нумерационный, патентов-аналогов. Выбор типа патентного поиска также определяется глубиной поиска, временными ограничениями, поисковыми возможностями лица или организации, проводящих поиск.
Всю полученную информацию необходимо систематизировать и представить заказчикам в виде отчета с целью получения их комментариев и замечаний.
3. Проверка технической осуществимости
На данном этапе рекомендуется:
- Разработать рабочую модель. В случаях, когда невозможно создать целую модель, осуществимость должна быть продемонстрирована с помощью соответствующего комплекса испытаний материалов, полных или частичных моделей продуктов или процессов.
- Разработать систему критериев для проведения тестов на техническую обоснованность концепции.
- Изучить эксплуатационные параметры рабочей модели.
- Провести детальный анализ экологических рисков, угроз безопасности, технических, рыночных и других рисков и возможных средств управления ими.
- Провести предварительное изучение возможности промышленного использования технологии производства продукта.
- Провести предварительное изучение возможности широкомасштабного применения технологии производства продукта.
4. Идентификация технологий для сравнения
Данный этап также имеет некие общие задачи с этапом «патентный поиск». Так как на данном этапе осуществляется поиск информации о технических характеристиках аналогов и оценка их стоимостных (в том числе эксплуатационных) характеристик, то сам сбор информации можно осуществить на стадии «патентный поиск». Предварительно необходимо определить список сравниваемых параметров и их значимость. Принципиально важно определить общий список параметров, подходящий ко всем аналогам и изучаемому НТП. В противном случае последующее сравнение данных параметров либо будет затруднительно, либо вообще не будет представляться возможным.
5. Определение рыночных преимуществ НТП
После сбора и оценки информации об аналогах на этапе «идентификация технологий» необходимо провести сравнении последних с изучаемым НТП. Также необходимо провести оценку параметров анализируемого НТП методом балльных оценок. Результатом сравнения должно стать заключение, в котором будут учитываться все преимущества и недостатки изучаемого НТП по сравнению с аналогами. Кроме того, необходимо дать сравнительную оценку цен, потребительских свойств и эксплуатационных затрат.
6. Оценка рыночных перспектив
На данном этапе необходимо ответить на следующие вопросы:
- Cуществует ли у изучаемого НТП рынок, будет ли он востребован? Также необходимо выяснить: размер рынка и его динамику; цену, приемлемую для данного рынка; возможный объём продаж; цены конкурентов; какие изменения происходят на целевом рынке; какие перемены вызовут у потребителей желание и возможность приобретать изучаемый НТП.
- Кто является основными конкурентами.
- Определить сильные и слабые стороны, изучаемого НТП (на основе SWOT анализа).
7. Проверка практической осуществимости
Проверку практической осуществимости рекомендуется проводить на основе балльного метода: минимальная сумма баллов, которое может получить НТП - 5, а максимальное - 25 (табл. 2) [6].
Таблица 2
Проверка практической осуществимости балльным методом
Баллы |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Отсутствуют специалисты как по технической, так и по коммерческой реализации идеи |
Необходимо нанимать специалистов или тратить значительные материальные и временные ресурсы на обучение имеющихся работников |
Необходимо незначительное обучение работников и увеличение штата. |
Необходимо незначительное обучение работников |
Имеются специалисты как по технической, так и по коммерческой реализации идеи |
Для осуществления идеи требуются значительные финансовые ресурсы; источники финансирования отсутствуют |
Требуются незначительные финансовые ресурсы; источники финансирования отсутствуют |
Требуются значительные финансовые ресурсы; имеются источники финансирования |
Требуются незначительные финансовые ресурсы; имеются источники финансирования |
Не требуется дополнительного финансирования |
Для реализации идеи необходима разработка новых материалов |
Требуются материалы, используемые в ВПК |
Требуются дорогостоящие материалы |
Материалы для реализации идеи дёшевы и легкодоступны |
Имеются все необходимые материалы для реализации идеи |
Срок коммерческой реализации идеи непозволительно велик |
Значительное время коммерческой реализации идеи |
Малое время коммерческой реализации идеи; значительный срок окупаемости вложенных средств |
Малое время коммерческой реализации идеи; средний срок окупаемости вложенных средств |
Малое время коммерческой реализации идеи; малый срок окупаемости вложенных средств |
Необходима разработка регламентных документов на производство и реализацию продукта |
Необходимо получение множества разрешительных документов для производства и реализации продукта, требующее значительных временных и материальных затрат |
Процедура получения разрешительных документов для производства и реализации продукта требует незначительных временных и материальных затрат |
Необходимо уведомление регулирующих органов для производства и реализации продукта |
Отсутствуют регламентные ограничения на производство и реализацию продукта |
На основе полученной информации формулируются индикаторы привлекательности и индикаторы, определяющие риски. Оценка данных индикаторов осуществляется аналогично балльной методике LIFT [1].
Индикаторы привлекательности оцениваются по шкале от 1 до 5, где 1 - минимальная привлекательность, а 5 - максимальная. Индикаторы, определяющие риски, оцениваются по шкале от 5 до 1, где 5 - минимальный риск, а 1 - максимальный.
В данной методике для сбора информации необходимо использовать вопросы с ранжированными ответами.
По окончании всех необходимых интервью и исследований вся полученная информация анализируется, систематизируется, суммируются все баллы и дается оценка: НТП готова к реализации, требует доработки или имеются существенные проблемы реализации данной НТП.
Рецензенты:
Смирнов С.Б., д.э.н., профессор, зав. кафедрой ЭТиБ СПБ НИУИТМО, г. Санкт-Петербург.
Васюхин О.В., д.э.н., профессор, зав. кафедрой СПБ НИУИТМО, г. Санкт-Петербург.
Библиографическая ссылка
Батова Т.Н., Бураков П.В., Шамилишвили Д.А. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13184 (дата обращения: 08.12.2024).