В число приоритетных задач настоящего времени выдвигается задача по повышению качества уровня жизни населения России. Её реализация предполагает, прежде всего, использование системного подхода к принятию стратегических решений. Ключевым моментом, при этом, является грамотное, целеполагающее, обоснованное решение по использованию моделей, адекватных реальным объектам и процессам. Задачи подобного рода возникают, в частности, как на медицинском, так и техническом уровнях.
Например, при решении тактических проблем, связанных с лечением узлового зоба (УЗ), ставится задача построения базовых моделей для принятия решений при выборе тактики лечения этой патологии щитовидной железы.
Процедура выбора тактики сводится обычно к последовательному принятию ряда решений. Например, при выборе методологических подходов в плане лечения онкозаболевания щитовидной железы у больного выполняется:
- во-первых, принятие решения об обоснованности лечения - оперативного или консервативного (этап 1);
- во вторых, при отсутствии необходимости оперативного вмешательства на данный момент - обоснование активного (или пассивного) наблюдения эндокринолога на региональном уровне (этап 2).
Рассмотрена логика принятия решений в этих двух случаях. Отмечено, что формально процедура выбора решения на каждом этапе однотипна: где имеются две гипотезы (γ1 и γ2) и соответствующие им распределения вероятности f (q) некоторого информативного параметра q, численно характеризующего уровень (степень) патологии. В процессе исследования и разработки программ создано алгоритмическое обеспечение системы для интеллектуальной поддержки принятия решений на примере преодоления клинических проблем, связанных, в частности, с узловым зобом.
Системы подобного класса служат, прежде всего, повышению качества жизни населения страны. Естественно, разработка таких методологических подходов, требует привлечения специалистов как медицинского, так и немедицинского профиля с применением элементов технической кибернетики.
Библиографическая ссылка
Квашнина С.И., Нелаева А.А., Петров В.Г., Колесов В.И., Антипова А.Н. КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ И ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ // Современные проблемы науки и образования. 2009. № 6-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1318 (дата обращения: 10.05.2025).