Целью нашего исследования является выяснение опасностей, вызывающих страхи и опасения у студентов, обучающихся в вузах г. Кемерово, а также выявление корреляционных зависимостей между психологическими защитами, типом темперамента и акцентуациями характера у студентов Кемеровского государственного университета.
В качестве методов исследования использовались «Тест-опросник механизмов психологической защиты», разработанный Р. Плутчиком, методика «Формула темперамента А. Белова» и «Характерологический опросник» (опросник К. Леонгарда) [5]. Обработка результатов проводилась с помощью программы «Statistica-6.0».
Обследовано 73 студентки 1-5 курсов Кемеровского государственного университета культуры и искусств, обучающиеся по специальности «Социальная педагогика». Общее количество названных ими видов страхов и опасений составило 151. Основные страхи и опасения распределились следующим образом:
- на первом месте - болезни и смерть близких - 76,9 %;
- на втором - войны и катастрофы - 54,6 %;
- на третьем - боязнь остаться одной - 40,6 %.
Многие указывают на опасность, связанную с нападением преступников, маньяков, неадекватных личностей - 34,3 %. Проблема предстоящего трудоустройства, опасения за свое профессиональное будущее тревожит 31,2 % студенток. Достаточно высоким оказался уровень опасений не реализоваться в жизни - 25,0 %, материального неблагополучия - 23,4 %, родить нездорового ребенка - 21,8 %. Природных опасностей указано меньшее количество: темноты опасаются 25,0 % опрошенных, собак и насекомых - 18,7 %. Следовательно, естественные опасности волнуют в значительно меньшей степени, чем социальные опасности. Обращает на себя внимание очень высокий процент боязни войн и катастроф, в том числе экологических. Вероятно, этому способствует просмотр кинофильмов и многочисленные сообщения средств массовой информации об авариях, террористических актах. Практически треть респондентов назвали боязнь преступников, что указывает на крайне неблагоприятную обстановку в обществе, и частые публикации о случаях бандитизма и массовых убийств подтверждают это.
Также было проведено анкетирование 83 студентов 2 курса экономического факультета Кемеровского государственного университета, из них 18 юношей и 65 девушек. Общее количество видов страхов и опасений составило 71, при этом основные страхи и опасности распределились следующим образом:
- на первом месте болезни и смерть близких - 82 %;
- на втором - боязнь болезней и травм, проблем с собственным здоровьем - 62,6 %;
- на третьем - различного рода техногенные катастрофы, в том числе автокатастрофы - 53,6 %.
Боязнь естественных опасностей (животные, насекомые и др.) составила 44,6 %, что можно объяснить психологическими особенностями восприятия, характерными для девушек.
Далее (на пятом месте) - боязнь одиночества - 35,0 %, то есть существующий в настоящее время культ индивидуализма не соответствует российскому менталитету и вызывает тревогу и напряжение у многих студентов. А такие показатели, как опасения не достичь жизненных целей и боязнь войн и геноцида, составили по 32,5 %; неуверенность в будущем, тревожные опасения характерны для каждого третьего респондента.
Поскольку в юношеском возрасте велико значение взаимоотношений со сверстниками, каждый четвертый из обследуемых студентов опасается потери друзей. Страх собственной смерти также характерен для каждого четвертого респондента. Опасения, связанные с природными катаклизмами, испытывают 18,1 % обследованных студентов. Довольно высокий показатель (15 %) - это страх не оправдать ожидания своих близких, особенно характерен для юношей.
В целом на первые места вышли опасения за жизнь и здоровье близких, боязнь болезней и травм, проблем с собственным здоровьем и боязнь различного рода техногенных катастроф, в том числе автокатастроф.
Негативные эмоции, в том числе страх, беспокойство, можно преодолеть или снизить их выраженность с помощью стратегий, называемых механизмами психологической защиты. Так, психологический защитный механизм интеллектуализации, по мнению А. Фрейд, может служить как защитой от опасных инстинктивных влечений, так и от суровой реальной действительности [7]. Механизм рациональной защиты позволяет предвидеть как свое поведение, так и поведение других людей, и дает возможность управлять своим поведением.
По мнению Дж. Вейлланта, к зрелым механизмам высшего уровня можно отнести следующие элементы: альтруизм, юмор, подавление импульсов, негативную антиципацию или ожидание худшего, сублимацию или возвышенное замещение. Дж. Вейллант утверждает, что адаптация человека к жизни зависит от способов взаимодействия с окружающими людьми [3].
Рассмотрим результаты исследования по выявлению корреляционных зависимостей между психологическими защитами, типом темперамента и акцентуациями характера.
В эксперименте принимали участие 68 студентов 2 курса экономического факультета Кемеровского государственного университета.
Отрицание - механизм психологической защиты личности, при котором реальность (как внешняя, так и внутренняя), причиняющая боль, отрицается [4]. Для защитного поведения характерны следующие черты: повышенный эгоцентризм, внушаемость и самовнушаемость, общительность, стремление быть в центре внимания, жажда признания, оптимизм, непринужденность, дружелюбие, обходительность, уверенная манера держаться. Отрицание имеет значимую отрицательную корреляцию с возбудимой акцентуацией (r = - 0,28). Для возбудимого типа акцентуации характерны взрывчатость, эмоциональность поведения, равнодушие к будущему, слабый самоконтроль и неустойчивость самооценки [2]. Если личность отличается импульсивностью, повышенной двигательной активностью и слабой способностью к прогнозу собственного поведения, то это не согласуется с психологическим портретом человека, имеющего в своем арсенале защитный механизм отрицания, который отличается уверенностью и оптимизмом, повышенной коммуникативной способностью и непринужденностью.
Для вытеснения, как механизма защитного поведения, характерны следующие черты: избегание ситуаций, вызывающих психологический дискомфорт, неспособность отстоять свою точку зрения, робость, покорность, нарочитая невозмутимость. Данный механизм также имеет одну значимую отрицательную корреляцию с возбудимой акцентуацией (r = - 0,27). Это можно объяснить тем, что возбудимой личности труднее всего контролировать свои негативные эмоции, фокусировать свое внимание, а психологический механизм вытеснения предполагает некоторый контроль над ситуацией, способность создавать видимость невозмутимости и спокойствия, лавирования среди опасных ситуаций.
Регрессия как механизм психологической защиты имеет наибольшее количество значимых корреляций: 6 положительных и одну отрицательную с флегматическим темпераментом (r = - 0,32). Особенности защитного поведения при регрессии: слабохарактерность, податливость чужому влиянию, неумению доводить начатое дело до конца, легкая смена настроения, специфическая «детская» мимика и речь, склонность к мистике и суевериям. Поэтому закономерна отрицательная корреляция этой защитной реакции с флегматиком, для которого характерны эмоциональная стабильность, умение доводить начатое дело до конца, зрелость мысли и чувств, спокойствие и уравновешенность.
Психологический механизм защиты по типу регрессии положительно коррелирует с тревожной акцентуацией (r = 0,29), с эмотивной (r = 0,28), с застревающей или ригидной (r = 0,3), с возбудимой (r = 0,32), с циклотимической (r = 0,49) и с экзальтированной (r = 0,52). Для вышеперечисленных акцентуаций характерны следующие черты: неуверенность, конфликтность, обидчивость, склонность к нравоучениям, раздражительность, вспыльчивость, слабый самоконтроль, частая смена настроения и влюбчивость. Данные особенности поведения, как правило, связывают с детскими, незрелыми формами реагирования на события окружающей действительности.
Рассмотрим такой тип психологической защиты, как компенсация. Особенности защитного поведения: установка на достижение высоких результатов; преодоление трудностей и недостатков в своем характере; методическая работа над собой; постоянный самоанализ; занятие спортом, коллекционированием; стремление к оригинальности и творческим видам занятий. Этот вид психологической защиты имеет всего две положительные корреляции: с циклотимической и экзальтированной акцентуациями (r = 0,28 и r = 0,3 соответственно). Это можно рассматривать как способность к поливариативному поведению, то есть альтернативности мышления, высокой контактности и открытости взаимоотношений.
Проекция и интеллектуализация как психологические защиты имеют по пять значимых корреляций. Проекция положительно связана с застревающим типом акцентуации (r = 0,4), с возбудимым (r = 0,25) и с эмотивным типом акцентуации. На высоком уровне значимости проекция положительно коррелирует с регрессией и с компенсацией (r = 0,39). Особенности защитного поведения при использовании механизма проекции: самолюбие, эгоизм, обидчивость, уязвимость, обостренное чувство несправедливости, честолюбие, подозрительность, заносчивость, враждебность, упрямство, нетерпимость к возражениям, тенденция обличать окружающих, замкнутость, требовательность к себе и к людям, стремление добиваться успехов в любом виде деятельности.
Такое обилие корреляций свидетельствует о том, что этим видом психологической защиты пользуется большинство обследованных студентов как с эмотивной, так и с возбудимой и застревающей акцентуациями. Возбудимый акцентуант с его слабым самоконтролем и эмоциональный неустойчивостью чаще всего обвиняет окружающих в тех недостатках, которые имеет сам. Ригидный тип, склонный к морализированию и нравоучениям, также имеет негативную установку на окружающих. Эмотивный акцентуант, предпочитающий узкий круг общения, обиды «носит» в себе и мысленно проецирует на других свои негативные переживания, такие как зависть и соперничество [2].
Высокие уровни корреляции проекции с регрессией и компенсацией свидетельствуют о сходстве этих психологических защит. Их объединяет большая потребность в стимуляции, поиск новых впечатлений и умение устанавливать поверхностные контакты.
Интеллектуализация как механизм психологической защиты отрицательно связана с холерическим типом темперамента (r = - 0,24), с сангвиническим (r = - 0,29), положительно с флегматическим типом темперамента (r = 0,55) и с такой психологической защитой, как отрицание (r = 0,5). Положительную корреляцию с флегматическим типом темперамента легко объяснить тем, что данный тип личности демонстрирует рассудительный тип поведения: он вначале думает, а потом делает, «взвешивает» каждое слово, прежде чем его высказать. Он надежно и безошибочно определяет свою стратегию поведения и последовательно ей следует.
Положительная корреляция интеллектуализации с такой психологической защитой, как отрицание, свидетельствует о некоторых общих чертах, свойственных этим двум защитам: уверенная манера поведения; дружелюбие и оптимизм; логическая переработка информации; легкая переносимость критики; умение внушить доверие.
Отрицательную корреляцию интеллектуализации с регрессией (r = - 0,29) можно объяснить тем, что это две противоположности в механизме поведения, так как интеллектуализация - это вершина человеческой мысли, показатель ее зрелости [6], а регрессия - возврат к ранним, непродуктивным формам поведения.
Отрицательная корреляция интеллектуализации с холерическим типом темперамента объясняется тем, что холерик импульсивен: «вначале делает, а потом думает, что наделал», его энергия временами «бьет через край», и это мешает ему сосредоточиться на мыслях. Эмоции его неустойчивы: «гнев быстро сменяется милостью» и наоборот. Повышенная чувствительность к критическим замечаниям, обилие негативных эмоций делает его неуправляемым и непредсказуемым.
Наличие отрицательной корреляции защитного механизма интеллектуализации с сангвиническим типом темперамента (r = - 0,33) объясняется некоторым сходством этого типа темперамента с холерическим. У холерика наблюдается неустойчивость самооценки и эмоциональных переживаний, а у сангвиника - неустойчивость интересов и мнений. Для представителей этих типов темперамента свойственна импульсивность, необдуманность поступков и экстравертированность.
Защитное поведение при психологическом механизме замещения выражается в чрезмерной требовательности к окружающим, в повышенной раздражительности, отсутствии чувства вины, в реакциях протеста в ответ на критику, в предпочтении литературы и фильмов со сценами насилия, приверженность деятельности, связанной с риском, в занятиях боевыми видами спорта (бокс, борьба), стремлением к доминированию и склонностью к занятиям физическим трудом. Поэтому корреляция данного вида психической защиты с холерическим типом темперамента вполне закономерна и ожидаема (r = 0,3). Вышеперечисленные характеристики идентичны с психологическими характеристиками холерика.
Замещение или смещенная агрессия имеет только положительные корреляции с педантичной акцентуацией (r = 0,3), с застревающим или ригидным типом акцентуации, с таким психологическим механизмом защиты, как проекция (r = 0,39).
Высокая статистически значимая связь механизма замещения с застревающей или ригидной акцентуацией (r = 0,48) и с педантичным типом акцентуации (r = 0,3) свидетельствует о сходстве их психологической сущности. Почвой или фундаментом их реализации являются изменения поведения, связанные с определенными психотравмирующими ситуациями, попытки скрыть свои недостатки или сгладить их. Скрывая «свое слабое звено» в цепи разнообразного поведения, они стараются быть сильными перед слабыми, эффектными перед другими, подчеркивая свою индивидуальность и непохожесть, постоянно маскируясь под того, за кого они себя выдают. Поэтому связь замещения и проекции как защитных механизмов (r = 0,39) вполне закономерна и объяснима.
Для психологического механизма формирование реакции характерны следующие черты защитного поведения: подчеркнутое стремление соответствовать общепринятым стандартам поведения, аккуратность, озабоченность «приличным» внешним видом, вежливость, любезность и помпезность, бескорыстие, желание быть примером для окружающих, морализирование и общительность. Данная защитная реакция положительно коррелирует с эмотивной акцентуацией (r = 0,54), с тревожной (r = 0,29), с возбудимой акцентуацией (r = 0,26) и с проекцией (r = 0,25).
Высокая корреляция данного психологического механизма с эмотивным типом акцентуации означает стремление акцентуанта жить комфортно с окружающими людьми, идти на примирение с ними в конфликтах, «закрывать глаза» на их недостатки. Положительную корреляцию механизма психологической защиты формирование реакции с тревожной акцентуацией (r = 0,29) и с возбудимой (r = 0,26) можно объяснить тем, что стремление соответствовать высшим нравственным стандартам, озабоченность «приличным» внешним видом требует больших нервных затрат, но эти стремления не всегда реализуются, и тогда наступает либо равнодушие, либо сверхвозбудимость, которая может приводить к неадекватным поведенческим реакциям.
В результате исследования корреляций выявлено, что наибольшее количество положительных связей с акцентуациями характера имеет психологический механизм защиты по типу регрессии. Данный механизм положительно коррелирует с тревожной, эмотивной, застревающей, возбудимой, циклотимической, экзальтированной акцентуациями, что можно связать с детскими, незрелыми формами реагирования на события окружающей действительности обладателей указанных акцентуаций. Защитным механизмом по типу проекции пользуется большинство обследованных студентов как с эмотивной, так и с возбудимой и застревающей акцентуациями.
Рецензенты:
Яницкий М. С., д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой социальной психологии и психосоциальных технологий, декан социально-психологического факультета ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Кемерово.
Серый А. В., д.псх.н., профессор кафедры социальной психологии и психосоциальных технологий социально-психологического факультета ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Кемерово.
Библиографическая ссылка
Кувшинова Т.И., Кувшинов Ю.А. ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ С АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА У СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13140 (дата обращения: 05.10.2024).