Сегодня фармацевтический рынок нуждается не столько в специалистах, способных самостоятельно индивидуально выполнять свою работу, сколько в тех, кто умеет работать в коллективе, создавать эффективные команды, проектные группы. Обучение в высшем учебном заведении является важнейшим периодом профессионального и личностного становления будущего специалиста-провизора. Как и любая новая социальная ситуация, обучение в вузе требует некоторого времени для адаптации. Вчерашним школьникам необходимо освоить новую социальную роль - студента высшего учебного заведения, привыкнуть к новым условиям обучения, к новому коллективу (студенческой группе), к новым требованиям [1]. Адаптация протекает на нескольких уровнях: дидактическом (приспособление к новой системе обучения), социально-психологическом (вхождение в новый социальный коллектив - группа, курс, общежитие) и профессиональном (принятие ценностей будущей профессиональной деятельности, ориентация на них) [3]. Именно от успешности учебной адаптации на младших курсах вуза во многом зависит дальнейшее умение взаимодействовать с учебной группой, профессиональным коллективом, построение профессиональной карьеры и личностное развитие будущего специалиста [2,5,6].
Цель исследования
Цель исследования - изучение влияния метода проектов в обучении на качество адаптации студентов и формирование студенческого коллектива (группы) на примере дисциплины «История фармации».
История фармации - базовая (обязательная) дисциплина гуманитарного и социального цикла, является одной из первых дисциплин, которую изучают студенты первого курса фармацевтических вузов. Как наука и учебная дисциплина, история фармации играет важную роль в обучении студентов и формировании специалиста фармацевтического профиля: предусматривает знакомство студентов с профессиональной терминологией, раскрывает этапы формирования специальности, цели, задачи и перспективы профессии; создает преемственность в цепи профессиональных дисциплин, облегчает ввод студентов в такие дисциплины, как фармацевтическая технология, фармакология, фармацевтическая химия, фармакогнозия, управление и экономика фармации. Дисциплина изучается в течение первого семестра, во время которого происходит адаптация студентов к условиям обучения в вузе.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования выпускники школ должны уметь «продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, учитывать позиции другого...», должны быть сформированы «навыки продуктивного сотрудничества со сверстниками... в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности» [5]. Для определения исходных навыков групповой работы студентов нами было проведено интервьюирование 61 студента 1 курса в октябре 2012 г., результаты которого показали, что 85 % респондентов не владеют навыками продуктивного сотрудничества в группах; 74 % предпочитают индивидуальную работу коллективной. Таким образом, исходный уровень свидетельствует о дезинтеграции групп, что является показателем низкого уровня социально-психологической адаптации студентов.
Материалы и методы исследования
В целях ускорения адаптации студентов, а также формирования общекультурных компетенций (способности и готовности применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки научной и профессиональной информации; получения информации из различных источников, в том числе с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий), в рабочей программе дисциплины по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) Фармация (ФГОС) в перечень видов самостоятельной работы студентов нами были включены разработка и создание проектов [4].
Проектная деятельность, по мнению Е.С. Полат, «...способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом» [7]. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность студентов - индивидуальную, парную, групповую, которую студенты выполняют в течение определенного отрезка времени. В нашем исследовании выбор проектной технологии был обусловлен такими факторами, как возрастные особенности и познавательные возможности студентов, возможность включиться в коллективную творческую деятельность. Данный вид учебной деятельности направлен на формирование у студентов навыков работы в команде, развитие культуры общения, а, следовательно, способствует созданию малых групп, установлению деловых и дружеских отношений в группах, и приводит к адаптации студентов.
Для создания проекта нами была выбрана тема «Особенности развития медицины и фармации государств и народностей разных эпох», выполнение которой запланировано в течение семестра в рамках самостоятельной деятельности. Работа над проектом была выстроена таким образом, чтобы максимально удовлетворить требованиям, предъявляемым ФГОС к дисциплине. В соответствии с ФГОС студенты в процессе обучения должны освоить аналитическую и научно-исследовательскую работу, а также должны быть готовы к осуществлению педагогической деятельности. Поэтому выполнение проекта направлено на выполнение следующих видов учебной деятельности: составление лекции, методики занятия. Работа над проектом предполагает сбор, обработку, анализ и систематизацию информации по теме исследования. Выполнение проекта предполагает разные уровни общения в группе и формирование соответствующих навыков: индивидуальной работы, работы в паре и команде, организации работы исполнителей; презентации своей команды и разработанного информационного продукта, самопрезентации и устного выступления, письменной речи при составлении лекции, плана занятий. Проект построен таким образом, чтобы обеспечить взаимодействие студентов от индивидуальной работы через парную к - коллективной деятельности.
Работа над проектом состояла из нескольких этапов:
1. Выдача методических материалов для ознакомления студентов, а также знакомство с целями и задачами проекта, сроками его разработки.
2. Организация работы участников проекта. Разделение студенческой группы на команды 4-5 человек (по усмотрению студентов). Определение темы проекта. Распределение ролей в команде: руководитель, лектор, ассистент, методист, помощник руководителя.
3. Выполнение проекта - создание печатного продукта. Выполнение проекта включает прохождение следующих стадий:
- Индивидуальная работа: сбор и самостоятельная работа с информацией. Разработка и написание лекции.
- Парная работа: лектора и ассистента - подготовка презентации к лекции; лектора и методиста - разработка рабочей программы занятия; помощника руководителя вместе с лектором и методистом - создание рекламного буклета.
- Командная работа: комплектация и оформление документов в печатном виде, передача преподавателю. Подготовка доклада и презентации.
4. Презентация проекта. Подготовка и проведение презентации своего проекта.
Результаты исследования и их обсуждение
Защита проектов проходила в виде конференции. После конференции вновь было проведено анкетирование или интервьюирование 48 студентов первого курса.
Анкета состояла из трех блоков вопросов. Блок 1 отражал желание студентов работать над проектом индивидуально и коллективно. Блок 2 показывал самооценку в процессе работы индивидуально и коллективно. Блок 3 содержал вопросы, связанные с приобретением новых знаний и навыков, а также о трудностях, возникших в процессе выполнения проекта. Некоторые вопросы предполагали множественность ответов.
Результаты анализа ответов студентов представлены в таблице. Данные анкетирования и опроса выявили общую удовлетворенность студентов введением такой формы, как метод проектов: 26,67 % студентов «получили дополнительные знания»; для 28,89 % - «было интересно работать», для 11,11 % - «новый вид работы, новые навыки», 8,89 % студентов отметили «возможность проявить себя». Студенты отметили, что они «стали больше общаться в своих группах» (24,14 %), «узнали друг о друге больше нового» (6,67 %), что, естественным образом, их сблизило, «помогло найти общие интересы» (8,89 %). Преподаватели, присутствовавшие на конференции, отметили сплоченность группы, «живой» интерес студентов к темам всех команд.
Таблица. Результаты анкетирования студентов
Тематика вопроса |
Ответы респондентов |
Уд. вес респондентов, % |
Приобретение новых знаний и навыков |
Работа в команде |
42,11 |
Работа с информацией |
21,05 |
|
Составление презентации |
10,53 |
|
Самым сложным показалось |
Составление документа и структурирование материала |
36,67 |
Поиск информации |
15,00 |
|
Работа в группе |
Работать в своей группе хотелось потому, что симпатичны ребята, хороший коллектив |
53,19 |
Работать в своей группе хотелось потому, что было интересно |
19,50 |
|
Работать в своей группе понравилось, потому, что стали командой, сплотились |
42,55 |
|
Работать в своей группе понравилось, потому, что было интересно и весело |
10,64 |
|
Работать в своей группе понравилось, потому, что интересна тема |
10,64 |
|
Индивидуальная работа |
Работать индивидуально хотелось, потому, что это возможность проявить себя и свои качества |
42,11 |
Работать индивидуально не хотелось, потому, что работая вместе, мы бы сделали больше |
36,67 |
|
Надо учиться работать в команде |
10,00 |
Выводы
Таким образом, проведенное исследование показало, что использование метода проектов при изучении дисциплины «История фармации» способствует не только повышению интереса к изучаемой дисциплине и специальности «Фармация», но и созданию малых групп, общей сплоченности учебной группы, а, следовательно, возрастанию адаптации в студенческих группах на социально-психологическом уровне к условиям вуза.
Рецензенты:
Солонинина А.В., д.ф.н., профессор, проректор по последипломному образованию и внебюджетной деятельности, ГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия Министерства здравоохранения Российской Федерации», г. Пермь.
Алексеева И.В., д.ф.н., профессор, проректор по учебно-воспитательной работе, ГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия Министерства здравоохранения Российской Федерации», г. Пермь.
Библиографическая ссылка
Ворожцова Е.С., Балахонова Е.Г., Гурьянова М.Н. МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СПОСОБ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСКНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13133 (дата обращения: 08.12.2024).