Введение. Различные классификации конституциональной принадлежности индивидуума смещают акценты либо на морфологический тип телосложения, либо на функционально- энергетические особенности человека, либо на его психологические характеристики. Результаты рядов исследований свидетельствуют о том, что у лиц с более ранним биологическим созреванием половой системы в высшей нервной деятельности преобладают процессы торможения, опережение психосексуального развития над соматополовым ведет к уменьшению влияния процессов торможения в центральной нервной системе. Запаздывание в соматополовом развитии может приводить к повышению тревожности [4, 5]. Анциферова Е.С. получила данные о том, что имеются определенные конституционально-типологические различия успешности обучения курсантов по некоторым дисциплинам [1]. В то же время роль различных типов половой конституции в успешности начального периода военно-профессиональной адаптации практически не исследована.
Цель. Оценить влияние особенностей половой конституции курсантов на успешность начального периода социально-психологической адаптации к условиям обучения в вузе.
Методика. Использовали методику векторного определения половой конституции Васильченко Г.С. [2, 3]. Учитываются четыре показателя: I - возраст, в котором впервые пробудилось либидо, II - возраст появления эякуляции, III - трохантерный индекс, IV - характер оволосения лобка. Определяются исходные индексы для каждого показателя.
Соматический фактор половой конституции (СФпк) в наибольшей степени определяется генотипом человека и создает гормональный фон, на котором происходит половое созревание. Психологический фактор половой конституции (ПФпк) подвержен влиянию непосредственного микросоциального окружения и может изменяться под влиянием этнических, культурных, психологических факторов, условий воспитания в семье. Соотношение этих показателей характеризует пропорциональность психосексуального и соматосексуального развития:
ФСпк=ПФпк/СФпк ,
где: СФпк - соматический фактор половой конституции;
ПФпк - психологический фактор половой конституции;
ППпк - психофизиологический показатель пропорциональности половой конституции.
Трохантерный индекс определяли при проведении антропометрических исследований, оволосение лобка - во время осмотра курсантов хирургом. Сведения о возрасте пробуждения либидо и первой эякуляции получали в индивидуальной беседе. Для оценки способности к социально-психологической адаптации и характеристики индивидуально-личностных свойств использовали методики «МЛО» Адаптивность и СМИЛ. Обследовано 187 человек в возрасте от 17 до 21 года.
Результаты. Результаты, полученные при проведении исследования, были проверены на соответствие их характеристик нормальному распределению. Расчёт проводился в общей выборочной совокупности курсантов (n=187). Рассчитывали: среднее арифметическое; медиана; мода; характеристики рассеяния совокупности: стандартное отклонение; эксцесс; асимметрия (табл. 1).
Таблица 1
Статистические характеристики переменных
Наименование показателей исследования |
Статистические характеристики методик исследования |
|||||
Среднее арифметическое |
Медиана |
Мода |
Стандартное отклонение |
Эксцесс |
Асимметрия |
|
Возраст пробуждения либидо (лет) |
13,3 |
13,0 |
13,0 |
1,8 |
0,21 |
-0,45 |
Возраст пробуждения либидо (баллы) |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
1,41 |
1,77 |
1,00 |
Возраст первой эякуляции (лет) |
13,4 |
14,0 |
14,0 |
1,40 |
0,65 |
0,08 |
Возраст первой эякуляции (баллы) |
4,5 |
4,0 |
4,0 |
1,10 |
0,83 |
0,69 |
Трохантерный индекс (у.е.) |
1,96 |
1,95 |
2,0 |
0,07 |
1,23 |
0,89 |
Трохантерный индекс (баллы) |
5,4 |
5,0 |
5,0 |
2,41 |
- 1,00 |
0,17 |
Характер оволосения (баллы) |
1,2 |
1,0 |
1,0 |
0,69 |
-0,25 |
1,00 |
Психофизиологический показатель пропорциональности половой конституции |
1,02 |
0,95 |
1,00 |
0,39 |
0,42 |
1,12 |
Анализ результатов, которые представлены табл 1, позволяет сделать вывод о том, что все исследованные показатели отвечают параметрам нормального распределения. Это дало основание для перевода в стеновую шкалу.
Результаты перевода психофизиологического показателя пропорциональности половой конституции представлены в таблице 2.
Таблица 2
Нормированные значения ППпк
Показатель методики |
Стены |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
Психофизиологический показатель пропорциональности половой конституции |
0,28-0,42 |
0,42-0,56 |
0,56-0,70 |
0,70-0,84 |
0,84-0,98 |
0,98-1,12 |
1,12-1,26 |
1,26-1,40 |
1,40-1,54 |
1,54-1,72 |
На основании данных таблицы 2 все испытуемые в зависимости от величины преобладания того или иного фактора половой конституции были разделены на пять групп:
1 группа - со значительным преобладанием соматического фактора половой конституции (1-2 стена); 2 группа - с преобладанием соматического фактора половой конституции (3-4 стена); 3 группа - уравновешенные по факторам половой конституции (5-6 стенов); 4 группа - с преобладанием психологического фактора половой конституции (7-8 стенов); 5 группа - со значительным преобладанием психологического фактора половой конституции (8-10 стенов).
Анализ результатов теста МЛО «Адаптивность» позволил выявить ряд психологических особенностей личности в полярных по выраженности влияния соматического и психологического факторов ПК. В большей степени эти особенности проявляются в показателях, характеризующих возможности регуляции деятельности в сложных условиях, способности личности к социально-психологической адаптации, взаимодействию с членами коллектива и соблюдению общепринятых норм поведения (таблица 3).
Таблица 3
Характеристики показателей социально-психологической адаптации у курсантов с различными группами половой конституции (стены)
Наименование шкалы
|
Группы половой конституции |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
Поведенческая регуляция |
5,29±0,11 |
5,15±0,16 |
5,37±0,19 |
5,31±0,13 |
5,61±0,14* |
|
Коммуникативный потенциал |
5,79±0,13 |
5,48±0,22 |
5,54±0,18 |
5,97±0,11* |
6,11±0,16* |
|
Морально-нравственная нормативность |
5,62±0,19 |
5,51±0,22 |
5,45±0,13 |
5,39±0,23 |
5,33±0,21 |
|
Личностный адаптационный потенциал |
5,51±0,12 |
5,44±0,12 |
5,45±0,19 |
5,69±0,21 |
5,79±0,11* |
Примечание: по шкалам, обозначенным знаком *, различия в средних значениях показателей статистически достоверны между 1 остальными группами ПК при p<0,05.
Анализ данных таблицы 3 позволяет сделать вывод о несколько более низких характеристиках показателей социально-психологической адаптации в группе со значительным преобладанием психологического фактора ПК, которые достигают статистически значимой разницы по поведенческой регуляции и коммуникативному потенциалу, обусловливая, таким образом, и низкие значения ЛАП. Можно предположить, что при начале обучения курсанты со значительным преобладанием психологического фактора ПК испытывают более выраженные трудности в адаптации к обучению, установлении межличностных контактов.
Выявленные различия в некоторых характеристиках показателей социально-психологической адаптации к обучению в группах курсантов со значительным преобладанием соматического и психологического факторов ПК позволяют объяснить данные, полученные по результатам методики СМИЛ (рис. 1).
Рисунок 1. Профили СМИЛ в полярных по факторам ПК группах
Анализ профиля СМИЛ при установленном уровне достоверности (p<0,05) показывает, что курсанты с преобладанием психологического фактора ПК по сравнению с полярной группой чаще дают неискренние ответы, у них статистически значимо более высокие значения показателей по шкалам опросника «Социальная интроверсия», «Депрессивность» и «Гипоманиакальность». Полученные данные указывают на то, что курсанты этой группы могут быть эмоционально неустойчивы в сложных условиях обучения, чаще и в большей степени подвержены перепадам настроения. Наряду с этим, они стараются высказывать социально одобряемые суждения и более зависимы от мнения окружающих и при ответах на вопросы методики.
Вывод. Крайние варианты полового развития как с преобладанием соматического, так и с преобладанием психологического факторов, снижают уровень нервно-психической устойчивости у индивидуумов, что ухудшает условия формирования системной реакции организма в процессе военно-профессиональной адаптации. Поэтому представляется целесообразным в процедуру ППО включить оценку половой конституции человека, а для лиц с выявленными отклонениями психосексуального развития разработать психокоррекционные методики, которые нивелировали бы преобладание того или иного фактора половой конституции.
Рецензенты:
Дергунов А.В., д.м.н., профессор кафедры патологической физиологии Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова, г. Санкт-Петербург.
Рыбников В.Ю., д.м.н., д.псх.н., профессор, заместитель директора по научной и учебной работе ФГБУ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова» МЧС России, г. Санкт-Петербург.
Библиографическая ссылка
Чебыкина А.В., Сысоев В.Н., Будко Д.Ю. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ У КУРСАНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ГРУППАМИ ПОЛОВОЙ КОНСТИТУЦИИ ПОЛОВОЙ КОНСТИТУЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13124 (дата обращения: 08.12.2023).