Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОНИТОРИНГ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Бобков А.В., Каталажнова И.Н., Павлов И.В.

Мониторинг деятельности научно-обра-зовательных систем проводится, как правило, опосредованно, с привлечением технологий научного исследования на основе системы критериев и индикаторов. В рамках мониторинга осуществляются сбор, регистрация данных о научной деятельности в первичных документах, их обработка, накопление, структуризация, накопление информации, формирование сводных показателей, отчетов, передача информации пользователям для анализа и принятия решений. Таким образом, данные о научной деятельности являются смыслом проведения мониторинга, а полезная информация для руководителей, принимающих решения, его целью. Особенно актуальным это становится в условиях выбора альтернативных вариантов использования ограниченных ресурсов. Прежде всего она предоставляет количественные данные для таких функций управления научной деятельностью субъекта, как планирование, контроль и анализ.

Важной методической проблемой мониторинга является обеспечение высокого качества инструментария, сам процесс измерения, статистическая обработка результатов и их адекватная интерпретация. Вся полученная в процессе исследования информация должна быть обработана, структурирована и сформирована в виде баз данных. В качестве важнейшей задачи систематизации информации о результатах научной деятельности в системе высшей школы рассматривается формирование соответствующих информационных блоков данных, позволяющих выявить структурные закономерности в исследуемой области, установить распределение научного потенциала между вузами региона, осуществить разработку прогнозов по конкретным направлениям науки и техники, а также довести до потенциального инвестора результаты научных исследований и информацию об объектах интеллектуальной  собственности,  принадлежащих  учреждениям  системы  высшее  школы.  В  роли  конечного  пользователя  рассматривается  аппарат управления, отвечающего за эффективность научной деятельности в подведомственной  области.

В рамках мониторинга необходима систематизация и структуризация априорной информации трёх типов:

  • информация о целях деятельности системы;
  • информация о предметной области;
  • информация об индикаторах, предназначенных для оценки достижения целей.

Первым типом априорной информации является информация о целях функционирования анализируемой системы. Этот вид определяет саму постановку задачи. Например, в качестве целей научной деятельности субъекта высшей школы могут быть рассмотрены:

  • получение прибыли от лицензионных соглашений на использование объектов интеллектуальной собственности, принадлежащей субъекту;
  • получение доходов от проведения НИР по контрактам, договорам и грантам;
  • повышение квалификации сотрудников, т.н., «диссертационная наука»;
  • обеспечение показателей научной деятельности, требуемых для аккредитации субъекта.

Другим указанным типом является информация о предметной области. Это довольно разнообразный класс априорной информации. Он включает сведения об основных сущностях предметной области, их характеристиках, отношениях между ними.

Наконец, третий тип априорной информации включает информацию об индикаторах, характеристиках алгоритмов, их ограничениях, требованиях к исходным данным, и т.д. Примерный состав предметных областей и индикаторов представлен в таблице 1.

Таблица 1. Перечень предметных областей и индикаторов

Предметная область

Состав индикаторов

Продуктивность научной

деятельности

Приведенное* число статей, изобретений, ПО, БД

Эффективность научной

деятельности

Приведенное число защит диссертаций, изобретений, ноу-хау, ПО, БД,

лицензий на использование объектов интеллектуальной собственности

Эффективность госбюджетного финансирования

Доля изобретений, ноу-хау, ПО, БД, монографий, ставших результатом

выполнения госбюджетных НИР

Актуальность научных

исследований

Процент изобретений, относящихся к приоритетным направлениям развития науки и техники, количество НИР, результаты которых были

коммерциализированы

Научный потенциал

Абсолютное число докторов, кандидатов наук, научных школ, членов РАН, заслуженных деятелей науки

Инновационный потенциал

Наличие технопарков, бизнес - инкубаторов, приведённое число

студентов-соавторов публикаций и изобретений

* Под приведённым параметром понимается отношение рассматриваемого показателя к валовому показателю, например, числу работников субъекта, суммарному объёму финансирования и т.п.

Исследование предметных областей в ряде случаев является сложной проблемой. Например, оценка эффективности  научной деятельности затруднена из-за того, что далеко не все результаты научных работ имеют инновационную, коммерческую направленность, а получение научного результата и эффект от его коммерциализации часто разделены по времени. Значительная часть научных разработок ориентирована на получение социального и гуманитарного эффекта, который с трудом или вовсе не подлежит коммерческому измерению.

В качестве основных информационных источников проведения мониторинга результатов научной деятельности в системе высшей школы необходимо использовать:

  • документы и архивы научно-иссле-довательских отделов вузов;
  • нормативную, организационную и статистическую региональную документацию, относящуюся к научно-исследовательской и инновационной деятельности;
  • Каталоги изобретений и инновационных разработок вузов;
  • информационно-аналитические сборники министерства образования и науки РФ;
  • анкеты наукоемкой разработки и научной школы;
  • БД РГБ учетных карточек диссертаций;
  • БД ФГНУ ЦИТиС открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  • БД Роспатента по изобретениям и полезным моделям;
  • БД Роспатента по промышленным образцам;
  • БД Роспатента по программам для ЭВМ.

Анализ данных из приведённого списка источников информации позволит определить: степень актуальности научно-исследовательских работ, направленность и коммерческую реализацию НИР, объём финансирования, состав источников финансирования, характер внедрения результатов по степени их законченности, степень совершенствования технологий, ставших результатом НИР.


Библиографическая ссылка

Бобков А.В., Каталажнова И.Н., Павлов И.В. МОНИТОРИНГ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 6-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1311 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674