Введение
К настоящему времени в России созданы достаточно развитые региональные информационные ресурсы органов государственной власти. Виртуальный способ получения услуг предпочитает сегмент пользователей, активно и длительно использующих компьютерные сети. В то же время Стратегия перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу предопределяет как повышение уровня использования информационных технологий в Санкт-Петербурге и степени удовлетворенности пользователей ими, так и повышение эффективности управления расходованием бюджетных средств на данные направления [10].
Актуальной поэтому является проблема адекватного трендам времени развития информационной инфраструктуры органов государственной власти регионов. Основной проблемой, указываемой в программах развития регионов, является недостаточность финансовых ресурсов. Нельзя не отметить, что подход, основанный на экстраполяции достигнутых результатов, является экстенсивным, ориентированным на устаревшие технологии. Их характерный признак – разнообразие платформ, которые были ранее выбраны по отраслевым предпочтениям или в силу других ограничений. В результате население при получении государственных услуг многократно заполняет бесчисленные бланки, извещения, квитанции и т.п. Дублируются персональная информация о месте жительства и регистрации пользователя услуг, контактные данные, данные о страховом свидетельстве, ИНН и др.
Сопоставительный анализ существующих информационных ресурсов регионов и облачно-технологических (Cloud) позволяет установить, что последние, во-первых, характеризуются более высоким темпом формирования и роста доходов. Появились облака-инфраструктуры, облака-платформы, облака-сервисы. Во-вторых, проявляется отставание региональных информационных ресурсов от потребностей пользователей виртуальных ресурсов [6, 7]. Облачные технологии, наоборот, создаются и развиваются опережающими по сравнению со спросом темпами [2].
Именно поэтому возникает значимость рационального управления информационным пространством Санкт-Петербурга в части централизации и достижения поставленных задач не за счет экстенсивного увеличения финансовых вложений (что является неприемлемым в современных экономических реалиях), но за счет системного эффекта и появления свойств эмерджентности и синергии в совокупности региональных информационных ресурсов.
Принципы и методы
Российский опыт эволюции информационных ресурсов позволяет, во-первых, утверждать о целесообразности реструктуризации региональных инфраструктур в облачные ресурсы. В течение 2011 и 2012 годов ведущие российские частные компании, развернувшие облачные инфраструктуры (Мой склад, Мегаплан, Softline, Корус Консалтинг, Манго-Телеком, Барс-Груп, СКБ Контур), получили доходы от предоставления сервисов (Software as a Service, SaaS) от 100 млн. руб. до 3,75 млрд. руб. Обращает внимание наличие высокого спроса на облачные сервисы (SaaS) и достаточная платежеспособность не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других городах: Свердловской области, Татарстане. Более того, лидерами объемов выручки являются Екатеринбург и Казань. Во-вторых, важным является установление факта положительной динамики доходности облачных инфраструктур. Их среднегодовой рост выручки составил 15 % [2, 8].
При этом практическая деятельность по реорганизации информационного пространства Санкт-Петербурга требует формализованного её представления в соответствующей нотации, в связи с чем разработана контекстная модель построения системы управления информационным пространством Санкт-Петербурга (рис. 1) в стандарте IDEF0.
Рис. 1. Модель перехода к облачным сервисам
Для организации взаимодействия органов управления и исполнителей выполнена декомпозиция процессов трансформации информационных ресурсов в облачные сервисы применительно к инфраструктуре города (рис. 2).
Рис. 2. Декомпозиция контекстной модели перехода к облачным сервисам
При рассмотрении данной модели становится очевидным, что на текущий момент переход информационных систем Санкт-Петербурга к облачным технологиям требует принятия мер по оптимизации как нормативных документов, так и технической составляющей. В то же время анализ технической инфраструктуры позволяет говорить о необходимости разработки единых решений для различных кластеров систем, позволяя добиться централизации и оптимизации информационных потоков, что позволит исключить дублирование функциональных компонентов и обрабатываемых данных между различными информационными системами.
Для определения достижения эффекта от системного перехода информационных систем в облачную инфраструктуру в соответствии с вышеизложенными требованиями необходимо осуществить оценку достигаемого эффекта синергии информационных систем и ранжировать кластеры систем по значению данного показателя. Для этого определим значения количества возможных вариантов взаимодействия информационных систем при предоставлении информации по запросу в случае межведомственного электронного взаимодействия для совокупности изолированных систем:
= ,
где k – количество информационных сервисов, предоставляемых системой, n – количество запросов, необходимых для принятия решения по данному информационному сервису, m – количество информационных систем в кластере.
В случае перехода в централизованную облачную среду возможность моментального синхронного запроса появляется не только в рамках одной информационной системы, но и между другими информационными системами кластера. Таким образом, система может сделать запрос не только внутри себя, но и в (n – 1) других систем внутри кластера, и в данном случае рассматриваемое значение примет вид:
= =
Таким образом, при сравнении показателей и можно оценить эффект синергии = , превышающий в данном случае сумму показателей для набора систем в кластере.
На рис. 3 изображен рост данного показателя синергии в зависимости от увеличения количества информационных систем внутри кластера.
Рис. 4. Рост эффекта синергии в зависимости от числа систем в кластере
Как можно видеть, увеличение количества систем внутри кластера дает дополнительный эффект синергии в n раз, что само по себе является системным эффектом и говорит о важности применения системного подхода при реструктуризации информационного пространства Санкт-Петербурга в облачную структуру.
Анализ и результаты
Декомпозиция модели на рис. 2 позволяет определить взаимодействие и структуру компонентов информационного пространства города, которые характеризуются особенностями, присущими системам, а именно:
-
Целостностью и разделяемостью, являясь совокупностью элементов, взаимодействующих друг с другом, каждый из которых может при этом быть рассмотрен и проклассифицирован.
-
Интегративными качествами, присущими системе в целом в части интеграции разнородных информационных ресурсов в единое облачное информационное пространство.
-
Связями, которые определяют интегративные качества системы, при этом являясь между самими элементами более мощными, нежели с внешней средой. Как видно из рис. 2, применительно к информационному пространству Санкт-Петербурга взаимодействие с внешними ресурсами преимущественно направлено на предоставление экспортируемых данных в федеральные информационные системы.
-
Организацией, которой можно назвать конкретную структуру связей между элементами системы, и которая определяется соответствующими нормативно-правовыми актами, регламентами межсистемного электронного взаимодействия и т.д.
В соответствии с представленной на рис. 2 моделью и на основании ранее проведенного распределения информационных систем по кластерам [4, 6] проведем в соответствии с рассмотренной формулой расчет критериея достигаемого уровня синергии (табл. 1) для набора 5 кластеров информационных систем, представленных в Реестре государственных информационных систем Санкт-Петербурга [9], из расчета среднего количества сервисов k = 10 и среднего количества запросов, необходимых для принятия решения по данному информационному сервису n = 5.
Таблица 1. Расчет достигаемого синергетического эффекта от перехода в облачную инфраструктуру государственных информационных систем Санкт-Петербурга
№ п.п. |
Наименование кластера |
Кол-во ИС в кластере m |
Значение |
Значение |
Достигаемый синергетический эффект |
1 |
Кластер многопользовательских, аналитических систем поддержки принятия решений |
11 |
550 |
2750 |
2200 |
2 |
Кластер многопользовательских, информационно-справочных систем функционального назначения |
15 |
750 |
3750 |
3000 |
3 |
Кластер многопользовательских, представительских информационно-справочных систем |
12 |
600 |
3000 |
2400 |
4 |
Кластер многопользовательских, инфраструктурных систем |
14 |
700 |
3500 |
2800 |
5 |
Кластер однопользовательских, функциональных систем |
10 |
500 |
2500 |
2000 |
Как можно видеть из представленных расчетов, переход государственных информационных систем Санкт-Петербурга в облачную инфраструктуру дает значительный синергетический эффект за счет увеличения возможностей межсистемного взаимодействия и повышения эффективности принятия управленческих решений посредством расширения спектра предоставляемой информации на основе рассмотренных межсистемных запросов.
Заключение
По итогам апробации представленных результатов использование предлагаемой концепции реинжиниринга городских информационных систем является системным и дает синергетический эффект увеличения количества связей между элементами структуры, что является в то же время экономически оправданным, о чем говорят результаты анализа проводимых Комитетом по информатизации и связи Санкт-Петербурга закупок [3, 7]. Рассмотренные эффекты системности, появляющиеся при переходе к облачной инфраструктуре, говорят о важности использования системного подхода при проектировании облачных сервисов в целях повышения синергии используемых ресурсов и вытекающей из нее экономии бюджетных средств, а также повышения эффективности управления городскими информационными ресурсами. Авторская структура облачного информационного пространства обеспечивает централизованную систему управления исполнительных органов государственной власти и подведомственных им государственных учреждений различного уровня и планомерное, контролируемое развитие информационного пространства Санкт-Петербурга.
Рецензенты:
Минаков В.Ф., д.т.н., профессор кафедры информатики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный экономический университет» Министерства образования и науки Российской Федерации, г. Санкт-Петербург.
Селищев А.С., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой денег и ценных бумаг Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный экономический университет» Министерства образования и науки Российской Федерации, г. Санкт-Петербург.Библиографическая ссылка
Лобанов О.С., Баша Н.В., Томша П.П. ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КАК СИСТЕМНЫЙ ПРОЦЕСС // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13098 (дата обращения: 13.09.2024).