Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КАК СИСТЕМНЫЙ ПРОЦЕСС

Лобанов О.С. 1 Баша Н.В. 1 Томша П.П. 1
1 ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет» Министерства образования и науки Российской Федерации
В статье рассматриваются особенности построения информационного пространства Санкт-Петербурга в процессе перехода их к облачной инфраструктуре с точки зрения системного подхода. Анализируются особенности перехода разрозненных информационных ресурсов в единую интегрированную облачную среду и мероприятия, необходимые для достижения поставленных целей. Рассматриваются структурные элементы системы информационных ресурсов, показываются структура и связи между ними. Приводится расчет эффекта синергии при увеличении количества информационных систем в облачной инфраструктуре. На основе разработанной методики предлагается подход к решению задачи построения эффективной инфраструктуры информационных систем и расчета получаемого синергетического эффекта. Результаты работы могут использоваться в качестве инструмента для принятия решений в части особенностей интеграции информационных систем в единую облачную инфраструктуру и рационализации управления информационным пространством Санкт-Петербурга за счет использования облачных технологий и возникающего эффекта синергии.
информатизация
централизация
центр обработки данных
интеграция
системность
1. Азаров И.В., Минаков В.Ф. Моделирование конъюнктуры инфотелекоммуникационного рынка // Экономический вестник Ростовского государственного университета. – Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2006. – № 2. – С. 35–40.
2. Крупнейшие поставщики SaaS в России 2013. URL: http://www.cnews.ru/reviews/new/oblachnye_servisy_2013/review_table/4ce9d9835ce6afba87fb54f6dc16c2a5d97d537d/ (дата обращения: 12.02.2014).
3. Лобанов О.С. Экономическое обоснование применения программных решений, реализующих функцию бюджетирования в организациях. // Материалы конференции «Студенты – городу». – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. – С. 89-95.
4. Лобанов О. С. Построение системы управления единым информационным пространством Санкт-Петербурга, его принципы, особенности и результаты применения // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. – С. 444.
5. Лобанов О.С. CASE-технологии проектирования информационных систем // Информационные технологии в экономике, управлении и образовании: Сборник научных трудов / Под ред. проф. В.В. Трофимова. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. – С. 298-299.
6. Лобанов О. С. Особенности построения системы управления единым информационным пространством Санкт-Петербурга // Известия СПбУЭФ. – 2013. – № 6 (84). – С. 110-113.
7. Лобанов О.С., Минаков В.Ф., Артемьев А.В. Облачные технологии в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. – 2014. – № 1-1 (20). – С. 67-68.
8. Минаков В.Ф., Артемьев А.В., Лобанов О.С. Модель динамики технологических инноваций. // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. – 2014. – № 2-1 (21). – С. 110-111.
9. Реестр государственных информационных систем Санкт-Петербурга. URL: http://www.reestr-gis.spb.ru/#regis: (дата обращения: 18.12.2013).
10. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16.08.1999 № 36 «О концепции "Стратегия перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу"», издание «Вестник Администрации Санкт-Петербурга», № 9, 27.09.1999.

Введение

К настоящему времени в России созданы достаточно развитые региональные информационные ресурсы органов государственной власти. Виртуальный способ получения услуг предпочитает сегмент пользователей, активно и длительно использующих компьютерные сети. В то же время Стратегия перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу предопределяет как повышение уровня использования информационных технологий в Санкт-Петербурге и степени удовлетворенности пользователей ими, так и повышение эффективности управления расходованием бюджетных средств на данные направления [10].

Актуальной поэтому является проблема адекватного трендам времени развития информационной инфраструктуры органов государственной власти регионов. Основной проблемой, указываемой в программах развития регионов, является недостаточность финансовых ресурсов. Нельзя не отметить, что подход, основанный на экстраполяции достигнутых результатов, является экстенсивным, ориентированным на устаревшие технологии. Их характерный признак – разнообразие платформ, которые были ранее выбраны по отраслевым предпочтениям или в силу других ограничений. В результате население при получении государственных услуг многократно заполняет бесчисленные бланки, извещения, квитанции и т.п. Дублируются персональная информация о месте жительства и регистрации пользователя услуг, контактные данные, данные о страховом свидетельстве, ИНН и др.

Сопоставительный анализ существующих информационных ресурсов регионов и облачно-технологических (Cloud) позволяет установить, что последние, во-первых, характеризуются более высоким темпом формирования и роста доходов. Появились облака-инфраструктуры, облака-платформы, облака-сервисы. Во-вторых, проявляется отставание региональных информационных ресурсов от потребностей пользователей виртуальных ресурсов [6, 7]. Облачные технологии, наоборот, создаются и развиваются опережающими по сравнению со спросом темпами [2].

Именно поэтому возникает значимость рационального управления информационным пространством Санкт-Петербурга в части централизации и достижения поставленных задач не за счет экстенсивного увеличения финансовых вложений (что является неприемлемым в современных экономических реалиях), но за счет системного эффекта и появления свойств эмерджентности и синергии в совокупности региональных информационных ресурсов.

Принципы и методы

Российский опыт эволюции информационных ресурсов позволяет, во-первых, утверждать о целесообразности реструктуризации региональных инфраструктур в облачные ресурсы. В течение 2011 и 2012 годов ведущие российские частные компании, развернувшие облачные инфраструктуры (Мой склад, Мегаплан, Softline, Корус Консалтинг, Манго-Телеком, Барс-Груп, СКБ Контур), получили доходы от предоставления сервисов (Software as a Service, SaaS) от 100 млн. руб. до 3,75 млрд. руб. Обращает внимание наличие высокого спроса на облачные сервисы (SaaS) и достаточная платежеспособность не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других городах: Свердловской области, Татарстане. Более того, лидерами объемов выручки являются Екатеринбург и Казань. Во-вторых, важным является установление факта положительной динамики доходности облачных инфраструктур. Их среднегодовой рост выручки составил 15 % [2, 8].

При этом практическая деятельность по реорганизации информационного пространства Санкт-Петербурга требует формализованного её представления в соответствующей нотации, в связи с чем разработана контекстная модель построения системы управления информационным пространством Санкт-Петербурга (рис. 1) в стандарте IDEF0.

Рис. 1. Модель перехода к облачным сервисам

Для организации взаимодействия органов управления и исполнителей выполнена декомпозиция процессов трансформации информационных ресурсов в облачные сервисы применительно к инфраструктуре города (рис. 2).

Рис. 2. Декомпозиция контекстной модели перехода к облачным сервисам

При рассмотрении данной модели становится очевидным, что на текущий момент переход информационных систем Санкт-Петербурга к облачным технологиям требует принятия мер по оптимизации как нормативных документов, так и технической составляющей. В то же время анализ технической инфраструктуры позволяет говорить о необходимости разработки единых решений для различных кластеров систем, позволяя добиться централизации и оптимизации информационных потоков, что позволит исключить дублирование функциональных компонентов и обрабатываемых данных между различными информационными системами.

Для определения достижения эффекта от системного перехода информационных систем в облачную инфраструктуру в соответствии с вышеизложенными требованиями необходимо осуществить оценку достигаемого эффекта синергии информационных систем и ранжировать кластеры систем по значению данного показателя. Для этого определим значения количества возможных вариантов взаимодействия информационных систем при предоставлении информации по запросу в случае межведомственного электронного взаимодействия для совокупности изолированных систем:

 = ,

где k – количество информационных сервисов, предоставляемых системой, n – количество запросов, необходимых для принятия решения по данному информационному сервису, m – количество информационных систем в кластере.

В случае перехода в централизованную облачную среду возможность моментального синхронного запроса появляется не только в рамках одной информационной системы, но и между другими информационными системами кластера. Таким образом, система может сделать запрос не только внутри себя, но и в (n – 1) других систем внутри кластера, и в данном случае рассматриваемое значение примет вид:

 =  =

Таким образом, при сравнении показателей  и  можно оценить эффект синергии  = , превышающий в данном случае сумму показателей для набора систем в кластере.

На рис. 3 изображен рост данного показателя синергии в зависимости от увеличения количества информационных систем внутри кластера.

Рис. 4. Рост эффекта синергии в зависимости от числа систем в кластере

Как можно видеть, увеличение количества систем внутри кластера дает дополнительный эффект синергии в n раз, что само по себе является системным эффектом и говорит о важности применения системного подхода при реструктуризации информационного пространства Санкт-Петербурга в облачную структуру.

Анализ и результаты

Декомпозиция модели на рис. 2 позволяет определить взаимодействие и структуру компонентов информационного пространства города, которые характеризуются особенностями, присущими системам, а именно:

  1. Целостностью и разделяемостью, являясь совокупностью элементов, взаимодействующих друг с другом, каждый из которых может при этом быть рассмотрен и проклассифицирован.
  2. Интегративными качествами, присущими системе в целом в части интеграции разнородных информационных ресурсов в единое облачное информационное пространство.
  3. Связями, которые определяют интегративные качества системы, при этом являясь между самими элементами более мощными, нежели с внешней средой. Как видно из рис. 2, применительно к информационному пространству Санкт-Петербурга взаимодействие с внешними ресурсами преимущественно направлено на предоставление экспортируемых данных в федеральные информационные системы.
  4. Организацией, которой можно назвать конкретную структуру связей между элементами системы, и которая определяется соответствующими нормативно-правовыми актами, регламентами межсистемного электронного взаимодействия и т.д.

В соответствии с представленной на рис. 2 моделью и на основании ранее проведенного распределения информационных систем по кластерам [4, 6] проведем в соответствии с рассмотренной формулой расчет критериея достигаемого уровня синергии (табл. 1) для набора 5 кластеров информационных систем, представленных в Реестре государственных информационных систем Санкт-Петербурга [9], из расчета среднего количества сервисов k = 10 и среднего количества запросов, необходимых для принятия решения по данному информационному сервису n = 5.

Таблица 1. Расчет достигаемого синергетического эффекта от перехода в облачную инфраструктуру государственных информационных систем Санкт-Петербурга

№ п.п.

Наименование кластера

Кол-во ИС в кластере

m

Значение 

Значение

Достигаемый синергетический эффект

1

Кластер многопользова­тельских, аналитических систем поддержки принятия решений

11

550

2750

2200

2

Кластер многопользова­тельских, информаци­онно-справочных систем функционального назначения

15

750

3750

3000

3

Кластер многопользова­тельских, представи­тельских информаци­онно-справочных систем

12

600

3000

2400

4

Кластер многопользова­тельских, инфра­структурных систем

14

700

3500

2800

5

Кластер однопользо­вательских, функцио­нальных систем

10

500

2500

2000

Как можно видеть из представленных расчетов, переход государственных информационных систем Санкт-Петербурга в облачную инфраструктуру дает значительный синергетический эффект за счет увеличения возможностей межсистемного взаимодействия и повышения эффективности принятия управленческих решений посредством расширения спектра предоставляемой информации на основе рассмотренных межсистемных запросов.

Заключение

По итогам апробации представленных результатов использование предлагаемой концепции реинжиниринга городских информационных систем является системным и дает синергетический эффект увеличения количества связей между элементами структуры, что является в то же время экономически оправданным, о чем говорят результаты анализа проводимых Комитетом по информатизации и связи Санкт-Петербурга закупок [3, 7]. Рассмотренные эффекты системности, появляющиеся при переходе к облачной инфраструктуре, говорят о важности использования системного подхода при проектировании облачных сервисов в целях повышения синергии используемых ресурсов и вытекающей из нее экономии бюджетных средств, а также повышения эффективности управления городскими информационными ресурсами. Авторская структура облачного информационного пространства обеспечивает централизованную систему управления исполнительных органов государственной власти и подведомственных им государственных учреждений различного уровня и планомерное, контролируемое развитие информационного пространства Санкт-Петербурга.

Рецензенты:

Минаков В.Ф., д.т.н., профессор кафедры информатики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный экономический университет» Министерства образования и науки Российской Федерации, г. Санкт-Петербург.

Селищев А.С., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой денег и ценных бумаг Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный экономический университет» Министерства образования и науки Российской Федерации, г. Санкт-Петербург.

Библиографическая ссылка

Лобанов О.С., Баша Н.В., Томша П.П. ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КАК СИСТЕМНЫЙ ПРОЦЕСС // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13098 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674