Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗВИТИЕ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА С ПОМОЩЬЮ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ СИТУАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ УЧАСТИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ДНЯХ НАБЛЮДЕНИЯ ПТИЦ

Карпеева Е.Ю. 1
1 ФГБОУ ВПО "Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина"
Развитие учебного сотрудничества требует формирования коммуникативной компетентности учащихся. Массовая эколого-орнитологическая акция «Международные дни наблюдения птиц» – наиболее привлекательная форма работы в процессе формирования коммуникативной компетентности в дополнительном экологическом образовании. Коммуникативная деятельность, осуществляемая в ходе акции, направлена на обмен ценностями, экологической информацией и знаниями, умениями и способами экологической деятельности между участниками акции. Процесс формирования коммуникативной компетентности представляет собой систему последовательных этапов (ценностно-смысловой, операционно-деятельностный и результативно-оценочный), направленных на формирование мотивационной, когнитивной, творческо-деятельностной и личностной компетенций. Для каждого этапа характерно использование своей компетентностно-ориентированной коммуникативной ситуации, отвечающей цели этапа: ситуация – «отношение», ситуация – «действие», ситуация – «рефлексия». Решение данных ситуаций обеспечивается на основе групп интерактивных технологий.
компетентностно-ориентированные коммуникативные ситуации
коммуникативная компетентность
учебное сотрудничество
1. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 42 с.
2. Камерилова Г.С. Интерактивный потенциал культурно-экологической образовательной среды // Нижегородское образование. – 2013. – № 4. – С. 19-24.
3. Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога: учеб. пособие для студентов высш. пед. учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 336 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт: официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: www.standart.edu.ru (дата обращения: 13.04.2014).
5. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». 12.12.2005. URL:http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm (дата обращения: 13.04.2014).

Введение

Развитие учебного сотрудничества, рассматриваемого в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения, как один из видов коммуникативных действий, требует формирования коммуникативной компетентности учащихся [4]. В научно-педагогической литературе под коммуникативной компетентностью рассматривается готовность и способность учащихся к общению в различных видах деятельности [1; 5], структурными составляющими которой являются мотивационная, когнитивная, творческо-деятельностная, личностная компетенции.

Реальными условиями формирования коммуникативной компетентности созданы в дополнительном экологическом образовании при участии в массовой эколого-орнитологической акции «Международные дни наблюдения птиц». Актуальность данной эколого-орнитологической акции и ее применения с целью формирования коммуникативной компетентности учащихся в дополнительном экологическом образовании определяется:

  • стратегическими целями экологического образования, направленными на формирование экологической культуры. Взаимодействие с миром живой природы, орнитофауной родного края актуализирует процессы эмпатии, идентификации, формирует систему экологических установок, воспитывает гуманное этическое отношение, убеждение в духовной ценности мира природы, экологически грамотное поведение, обеспечивает позитивную межличностную коммуникацию;
  • проблемами сохранения биоразнообразия как одного из важнейших условий устойчивого развития. Массовые эколого-орнитологические акции являются эффективной формой сохранения орнитологического разнообразия;
  • широкими возможностями использования ситуаций реального общения при коллективной работе (в группе, паре), организации активной творческой деятельности, направленной на изучение птиц родного края, внимание к проблемным ситуациям (охота, антропогенное изменение или уничтожение мест обитаний и др.), что способствует формированию коммуникативной культуры, усвоению норм и правил общения, развитию умений общения и групповой работы.

«Международные дни наблюдения птиц» - это глобальная кампания, цель которой заключается в формировании ценностного отношения к орнитофауне, воспитание у молодого поколения бережного отношения к живой природе, распространение знаний о мигрирующих птицах, их местах обитания и путях передвижения, развитие практических умений по сохранению орнитологического разнообразия.

Цель исследования: обоснование использования компетентностно-ориентированных коммуникативных ситуаций для развития учебного сотрудничества в процессе участия в массовой эколого-орнитологической акции «Международные дни наблюдения птиц».

Материал и методы исследования

Процесс формирования коммуникативной компетентности представляет собой систему последовательных коммуникативных ситуаций [3]. Нами определено и обосновано понятие компетентностно-ориентированной коммуникативной ситуации, рассматриваемой как совокупность конкретных объективных и субъективных факторов, условий, обстоятельств и отношений в процессе эколого-орнитологической акции «Международные дни наблюдения птиц», в которых разворачивается коммуникация.

Компетентностно-ориентированные коммуникативные ситуации: ситуация-«отношение», ситуация-«действие», ситуация-«рефлексия», встроены в учебный процесс и сопряжены с выделенными нами этапами формирования коммуникативной компетентности учащихся: ценностно-смысловым, операционно-деятельностным и результативно-оценочным. Решение данных ситуаций обеспечивается, исходя из особенностей коммуникативного взаимодействия, и выделенных на их основе групп интерактивных технологий, рассмотренных в исследованиях Г.С. Камериловой [2]:

  • технологии межсубъектного взаимодействия, основанные на живом, непосредственном общении;
  • технологии делового общения на основе читательской деятельности с текстом;
  • информационно-коммуникационные технологии на основе использования глобальных информационных каналов, мультимедийной сети, аппаратно-компьютерного оборудования.

На ценностно-смысловом этапе с целью формирования положительной мотивации, создания атмосферы взаимопонимания, общего эмоционального фона межсубъектного общения  применяется ситуация - «отношение», направленная на установление межличностных связей, партнерства, создание адекватного уровня взаимоотношений, обмен эмоциями, понимание эколого-орнитологического содержания и осознание учащимися знания о собственном незнании.

В рамках ситуации - «отношение» нами используется весь комплекс интерактивных технологий. Это достигается за счет использования эмоционально-насыщенных, наглядных образов, знакомства учащихся с народными традициями, фольклором, посвященным птицам, игровых методик, научно-популярной, художественной, рекламно-агитационной литературы, мультимедийных презентаций, демонстраций фильмов, обращений к ресурсам Интернета, посвященных орнитофауне родного края, затрагивающих чувственную сферу сознания.

На данном этапе школьники включаются в мотивационную деятельность, в процессе которой формируются желание, интерес, установка на участие в акции. Удачной формой являются игровые методики, включающие тематические эколого-орнитологические конкурсы и викторины «Птицы родного края», «Орнитологическая мозаика», «Куда вы летите, птицы?».

Большой эффективностью обладает e-mail переписка, общение в социальных сетях, посредством которых учащиеся обмениваются эмоциями, чувствами, отношением к орнитофауне, ее изучению и охране, участию в данной акции, необходимой информацией. Учащиеся могут написать статью о Международных днях наблюдения птиц, разместив ее на своей странице в социальных сетях, школьном Интернет-сайте.

Завершающим на данном этапе становится инструктаж, направленный на освоение навыков и методов учета птиц в природе, работе с полевым определителем птиц, биноклем, компасом и JPS-навигатором, топографическими картами местности. Проводятся тренинги с использованием материалов мультимедийного определителя птиц, направленные на закрепление знаний о внешнем виде и голосах наиболее вероятно встречаемых в осеннее время птиц. Педагог показывает, как  заполняются карточки регистрации встреченных видов птиц и мигрирующих стай.

На операционно-деятельностном этапе межсубъектное взаимодействие осуществляется в условиях ситуации - «действие», когда учащиеся, опираясь на уже имеющийся опыт межличностного общения и «багаж» эколого-орнитологических знаний, обсуждают, оценивают, усваивают нормы общения в парной и групповой работе, происходит усвоение и интерпретация эколого-орнитологических знаний.

Данный этап включает две фазы:

Информационно-поисковая фаза предполагает формирование когнитивной компетенции через развитие у учащихся способностей поиска нужной информации в источниках различного типа, отделения основной информации от второстепенной, использования компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели.

Обращаясь к ресурсам Интернета, электронных библиотек, учащиеся знакомятся с условиями акции, птицами родного края, особенностями миграции отдельных видов, методами наблюдения птиц в природе. Изучая научно-популярную литературу, учащиеся узнают различные характеристики миграционной активности птиц: дальность и направленность передвижений, суточная ритмика, характер перемещения в пространстве и др.

Включение учащихся в ситуацию реальности с использованием статистических данных о сокращении видового разнообразия птиц, обсуждение актуальных вопросов сохранения орнитофауны с позиций партнерства, развивает способность анализировать конкретную информацию, коллективно обсуждать возможные варианты решения данной проблемы. Работа в группах направлена на установление коммуникативных связей между участниками, усвоение норм и правил коллективной работы, формирование ценностных установок.

Учебно-исследовательская. Учащиеся включаются в непосредственное наблюдение за пролетами птиц, осуществляют их учет, определяют видовую принадлежность, заполняют карточки учета. При этом используются ресурсы Интернет-сайта www.biodat.ru, где в онлайн режиме отражаются результаты наблюдений.

По мере продвижения по маршруту учащиеся знакомятся с орнитологическим разнообразием, осваивают методы наблюдения птиц в природных условиях, учатся распознавать птиц по особенностям внешнего строения с помощью полевых определителей птиц, правилами ведения полевых наблюдений. На каждой из остановок маршрута учитель, используя интерактивные технологии, направленные на непосредственное общение, работу с текстом и средствами информатизации,  предлагает учащимся разнообразные задания, направленные на развитие творческой самостоятельности. По ходу выполнения задания (индивидуально, в парах, группах) школьники усваивают нормы общения и правила поведения: овладевают монологической и диалогической речью, вступают в межсубъектное общение, учатся понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение, следуют этическим нормам и правилам ведения диалога.

Доминирует обмен эколого-орнитологическими знаниями о видах пролетных птиц, способах пролета, формах мигрирующих стай, порядке расположения летящих птиц, направлениях осеннего пролета.

Результативно-оценочный этап отличается использованием ситуации-«рефлексии». На данном этапе происходит анализ результатов деятельности и подведение итогов: обобщение собранных материалов, правильности и корректности полученных выводов.

В ходе обсуждения результатов акции раскрываются личные достижения учащихся, проблемы, трудности с выполнением задачи и пути их преодоления. Выявляются  наличие и разрешение конфликтных ситуаций, оценивается взаимопомощь. На данном этапе проводится анкетирование, с помощью которого устанавливаются изменения отношения учителей и учащихся к Международным дням наблюдения птиц, динамика в уровне эколого-орнитологических знаний, степени владения методами наблюдения птиц в природе; дается самооценка личной деятельности. По завершении разрабатываются компьютерные презентации различной тематики, например, «До свидания, птицы!», «Журавлиный клин», «Неожиданная встреча на лесной опушке». Учащимся предлагается разработать выпуск школьной газеты, посвященной итогам Международных дней наблюдений птиц. Результаты работы представляются на конференциях научного общества учащихся и тематических конкурсах. У учащихся формируются навыки публичных выступлений, умения аргументировать собственную позицию, приводить доказательства своей правоты в ответ на альтернативные точки зрения, умения отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности, использовать выразительные средства языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, рисунок) в соответствии с коммуникативной задачей, использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, научно-популярную литературу, Интернет-ресурсы и другие базы данных, использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и представления информации.

В заключение преподаватель предлагает учащимся выполнить в группах практико-ориентированный проект «Подкорми птиц зимою - послужат тебе весною», который подразумевает создание и развешивание кормушек, составление листовок и плакатов по проблемам охраны птиц для организации пропагандистской работы по вовлечению в акцию большего числа единомышленников.

Результаты исследования и их обсуждение

Полученные опытно-экспериментальные результаты показали действенность и эффективность использования компетентностно-ориентированных коммуникативных ситуаций для формирования коммуникативной компетентности учащихся в дополнительном экологическом образовании средствами массовой акции «Международные дни наблюдения птиц». Данные эксперимента показали значительное увеличение доли учащихся с высоким уровнем коммуникативной компетентности.

Помимо коммуникативной компетентности диагностике подвергались результаты усвоения эколого-орнитологического содержания, включающего сформированность коэволюционных ценностей, понимание значимости охраны птиц для становления устойчивого развития, овладение эколого-орнитологическими знаниями о миграциях различных видов птиц, способами эколого-орнитологической деятельности. Разработанная технология обеспечила более высокий уровень усвоения научного эколого-орнитологического содержания.

Заключение

Использование компетентностно-ориентированных коммуникативных ситуаций для формирования коммуникативной компетентности учащихся в процессе участия в массовой эколого-орнитологической акции «Международные дни наблюдения птиц» обладает высоким потенциалом и способствует развитию учебного сотрудничества.

Рецензенты:

Камерилова Г.С., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород;

Картавых М.А., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Карпеева Е.Ю. РАЗВИТИЕ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА С ПОМОЩЬЮ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ СИТУАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ УЧАСТИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ДНЯХ НАБЛЮДЕНИЯ ПТИЦ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13086 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674